В Китай через Среднюю Азию. Декабрь 2012
В Китай я заехал из Киргизии. Там совершенно дурацкая система: от киргизской таможни до китайской километров 7. Киргиз тебе помогает найти попутного дальнобойщика, который и отвезёт тебя к китайцам. Там другая сложность: вас привозят на старый китайский пост, где смотрят твои вещи и паспорт, но штамп вам могут поставить только на новом посту, который находится в 140 км вглубь страны. Таким образом, если вы попали на границу до обеда, у вас есть ещё шанс в тот же день попасть на новый пост- ваши документы забирают и отдают их дальнобойщику, который вас довезёт. Мне не повезло- на границу я попал после обеда. Меня тщательно досмотрели (пересмотрели очень заинтересованно всем взводом фотографии на фотоаппарате), забрали паспорт и оставили ночевать на границе с условием, что утром меня найдут и отведут куда надо. Я отправился бродить по территории.
Территория похожа на цыганский лагерь- какие-то халупы (по-всей видимости, там раньше были какие-то магазинчики) с уйгурами и буржуйками, туалет под открытым небом в -20. Нашёл себе койко-место на двухъярусной кровати под четырьмя блохастыми одеялами. Принесли поесть каких-то ячьих костей на ужин. Поменял в ларьке немного денег и купил китайской водки. Оказалось- жуткая гадость, пить не смог. Всю ночь топил углём буржуйку. Если не топить, комната вымерзает в 5 минут.
Утром, к моему удивлению, за мной зашли. Отвели на пост и посадили в кабину к дальнобойщику. Дорога грунтовая, но идёт строительство новой. Ехали часов 5.
Новый пост модерновый. Народу никого. Все очень удивились, когда приехал я. Поставили возле стенки, фотографировали. Рассматривали под микроскопом мой паспорт, но пропустили. Так я попал в Китай.
В ближайшем городке киргизская женщина, с которой я переходил границу помогла мне найти машину до Кашгара и сказала водителю, чтобы он отвёз меня на автовокзал. Там я сразу словил автобус до Урумчи.
Автобус лежачий. Правила таковы- при входе нужно снять обувь и сложить её в пакетик, который ты отрываешь от связки, дальше в автобусе только в носках. Ехал 36 часов.
Рано утром приехал в Урумчи. Кинул вещи в какой-то гостинице. В китайских гостиницах к стоимости прибавляется залог, который тебе возвращают при выезде. В несезон цена, написанная на рецепции не имеет значения- реально селишься раза в полтора дешевле. Можно поторговаться. Так как я вторые сутки практически не ел (какие-то отвратительные чипсы на заправке), то пошел в город искать еду. И тут понял, что я в жопе: я ничего не понимаю- где я, что на вывесках, куда идти. Спросить не у кого- английского ноль. Наконец увидел какую-то уличную готовку, на вывеске нарисованы тарелки с едой. Перекусил.
Поехал на вокзал брать билет на поезд. Словил такси. У меня был небольшой разговорник и я попытался сказать водителю, что мне нужен вокзал. Он ничего не понял. Пришлось показывать иероглиф из разговорника. В дальнейшем так и поступал всегда.
Первый свой билет я брал часа полтора: сначала попытался взять в автомате, ничего не получилось, потом долго на пальцах и карте объяснялся с кассиром. В итоге получилось. Потом я нашел сайт на английском, где можно посмотреть расписание. Оттуда я брал номера поездов и время отправления и показывал на карте, куда мне надо. Так гораздо проще.
На ж/д система такая- билетные кассы находятся всегда не в самом здании вокзала, а где-то рядом. На вокзал пропускают при предъявлении билета и через досмотр. В здании нужно найти табло с номером твоего поезда и подойти к соответствующему выходу. Выход на перрон открывается только непосредственно перед отправлением поезда. Я ездил в плацкартах. Плацкартные вагоны в китае трёхполочные, без боковых мест. Третья полка стоит дешевле. Ехать удобнее на второй. На столиках всегда стоит термос с кипятком (китайцы фанаты по чаю- все ходят с маленькими термосами-колбами- и растворимой лапше (редкая гадость). Кипяток ещё, как и у нас, можно набрать рядом с купе проводника. Туалеты азиатского типа. Всё чисто и аккуратно. Постели застелены сразу. Но! Если поезд проходящий и кто-то уже спал на твоём месте, постель меняться не будет. Проводники постоянно продают всякое барахло и еду.
Решил ехать в Дуньхуан- я прочитал, что там есть пещеры тысячи будд с фресками.
Ехать пришлось с пересадкой на какой-то маленькой станции. Там было очень холодно и я стоял 5 часов прислонившись к батарее. Спасло спиртное.
В Дуньхуане взял такси до города (вокзал на некотором отдалении). Там нашел билетные кассы и взял билет до Ланьчжоу.
Взял такси до пещер. Довольно-таки интересно. Фотографировать нельзя, вход только в сопровождении экскурсовода (английский). Посетителей не было вообще. Для того, чтобы всё понимать в этих фресках, нужно хоть немного разбираться в буддизме. Иначе не особо интересно (мой вариант).
Поехал обратно в город и прогулялся. Китайцы в любой, даже самый адский мороз без вопросов катаются на мопедах и велосипедах.
Потом взял такси до вокзала и уехал в Ланьчжоу. Там переехал на такси до автовокзала и поехал на автобусе в монастырь Лабранг. Несколько лет назад там были волнения и туристов не пропускали, сейчас всё в порядке, толко на блок-посту проверили документы.
Монастырь оказался совсем не таким, как я себе представлял буддистские монастыри вообще. Всё гораздо прозаичнее и грязнее. Но энергетика непередаваемая! "Намоленное" место, это чувствуется сразу. Утром все паломники и монахи с восходом солнца обходят монастырь по периметру (километра 3) и крутят молитвенные барабаны. Люди очень позитивные. Одежды у местных своеобразные и интересные. Все тебе улыбаются и интересуются , как дела. Я думаю, что я когда-нибудь вернусь туда более вдумчиво.