Приветствую всех!
Тупо конечно, размещать отчет спустя пару лет после поездки, но суть в том, что его «эмоциональная» так сказать часть, была набита сразу же по приезде, однако мой компьютер по какой то причине забанил сайт Винского, записав его в порноресурсы. Выпал на пару лет из форумной среды до того момента, пока вирусы и другие бяки не заставили наконец, как говорят специалисты, «снести винду». Новая операционная система никаких претензий ни к Винскому, ни к его сайту не имеет, а отчет то уже как бы и написан, и фотографии уже отложены, в общем пусть поздно, но я его все же выложу.
Сначала сухо конкретные цифры, факты, цены и бухгалтерия для деловых и занятых. ( в ценах 2016 года естественно) На этом этапе актуально скорее всего для себя, освежить так сказать, сколько же мы собственно растратили.
-Даты- 07-23 апреля 2016 года.
-Состав- 2 чел.
Бюджет:
-Визы и страховка -8000 р. (цены тут и далее за двоих)
-Маршрут: Москва-Гуанчжоу, Пекин-Москва («Аэрофлот») 53 400 р. туда- обратно, Гуанчжоу -Шенчьжень (ж.д) 209 юаней (далее по тексту ю.) Шеньчжень-Гуйлинь (ж.д.) 484 ю., Гуйлинь-Шанхай (а/к China Southern) 1260 ю. , Шанхай-Пекин 1106 ю. (ж.д.)
Сюда же следует включить трансферты, типа типа знаменитого поезда «Маглев» в Шанхае, такси от ж.д. вокзала и до аэропорта в Гуйлине и т.д. Кроме того у нас в транспортные расходы попали и «убытки» в размере 250 ю., поучительную историю об образовании которых я расскажу ниже, пока не могу решить разместить ли ее в разделе «транспорт», «язык» или «тупость автора:-)
Сюда же следует отнести расходы на метро, рейсовые автобусы и одну поездку на такси, всего за 16 дней ушло не более 3 т.р.
-Расходы на еду-питье- 2270 ю., разброс от стит-фуда до «простых» ресторанов.
Отели-5637 ю., но тут мы выбирали хорошие отели от 3 до 5 «звезд» с хорошим расположением, включенными завтраками и англоговорящей «рецепцией».
На входные билеты в различные развлечения оставили 4386 ю.
Посетили и будут освещены в отчете следующие локации:
-Гуанчжоу- «Chimelong Crocodile & Safari Park».
-Шеньчжень-«Windows of the World».
-Гуйлинь- Круиз по реке Ли с трансфертом обратно, рисовые террасы Лонгшень.
-Шанхай- туристический автобус (желтый маршрут), туннель через реку Хуанпу, небоскреб «Финансовый центр» более известный как «открывашка» , бани «Афина», цирк «Era», парк развлечений «Happy Valley».
-Пекин- Гугун, Музей Армии КНР (на ремонте, поэтому только внешняя экспозиция), «Шелковый рынок», ВКС , то есть Великая Китайская Стена на участке Бадалин), Шоу «Golden Mask».
Ничего эксклюзивного, но тем не менее может быть что то из описанного пригодится последующим «открывателям Китая» .
Расходы на поездку около 200 т.р. подтверждают тот факт, что Китай давно уже не является «дешевой» страной, да и рубль к «твердой» валюте тоже не причислишь.
Расходы можно минимизировать за счет снижения качества отелей, использования обычных, а не скоростных ж/д, непосещения или незаконного проникновения на территорию платных парков и аттракционов, вариантов много, как говорится с пачкой «красненьких» (100 ю.) и дурак сможет, но ряд тру-путешественников на форуме делятся дельными секретами дешевого Китая, один героический человек вообще на велосипеде его проехал, снимаем шляпу!
В общем тут уж каждый выбирает для себя сам.
Краткие впечатления:- Понравилось! Очень!
Наш субъективный рейтинг:
1.Шанхай
2.Гуйлинь
3.Пекин
4.Гуанчжоу
5.Шенчьшень
Вступление, пролог, интро и т.д.
Коротких отчетов я писать не умею, ну нет у меня такого таланта, так что читателей из разряда «многабукф» и «ниасилил» прошу меня сразу же извинить, Л.Толстой тоже вон много и подробно писал, и чё? :-)
Отчет как обычно написан прежде всего для себя, но возможно окажется полезным и другим «простым» путешественникам.
Качество фотографий иллюстрируется этим снимком, но оцените творческий замысел,концепцию и оригинальность в конце концов, жаль вот исполнение подкачало, и это, приятно познакомиться.
Тем не менее, супруга мужественно носила за «фотохудожником» штатив, вот такие вот мы доморощенные «типафотографы».
Те кто в «теме», наверное, просто посмеются над неопытными путешественниками, понятно что владеющие китайским языком, алфавитом пиньинь, знающие иероглифы, культуру, историю царств Цинь и Минь, цигун и кун-фу, а также все цитаты великого Мао, ничего нового в этом тексте не найдут.
Снимаю шляпу перед авторами отчетов, которые небрежно описывают следующие пассажи «… мы проехали на автобусе до развилки, вышли на дорогу, подождали другой автобус и доехали на нем до места ХХХ, откуда пешком дошли до места YYY и отыскали там ночлег с тем, что-бы наутро придти на точку ZZZ.»
Для нас же, простых туристов обывателей, с познаниями в пару сотен английских слов и соответствующим словарному запасу произношением, пройденный маршрут в «пять загогулин» вполне соотносим по сложности с велопробегом по Афганистану для более опытного путешественника.
В Китае, как правило, все упирается в язык межнационального общения.
Язык Китайцы говорят по китайски и точка. Интернет подсказывает, что английский язык у них преподают с начальной школы, они сдают сложный экзамен, наверняка хорошо переводят письменный текст, судя по добрым и сочувственным глазам понимают ваши заполошные крики «Энибади спик Инглиш!!!», и даже смогут ответить Вам на том же языке «Ноу», и на этом процесс коммуникации обычно останавливается.
Например, вопрос на улице к местной девочке явно университетского вида. «Верэ из зе метро стэйшн»? (При этом ты точно знаешь, что метро где-то рядом)
????
-Метро, Metro!!!
????
-Сабвэй, Subway!!!
????
Тоже, но по-«русски», то есть громко и протяжно с добавлением в конце фразы непереводимых выражений самым ласковым из которых является обращение «Панда»!, так обычно наши туристы разряда «все включено» добиваются «понимания» со стороны обслуживающего персонала.
Конечно, если бы мы готовились к поездке как следует, то знали бы, что в Китае на этот случай есть слово – ditie – 地铁, и мини-китайский словарь с форума у нас был распечатан, и в это время спокойно лежал себе в отеле. Ну так тогда мы бы были не обывателями , а какими-нибудь профессорами или другими представителями высокообразованной интеллигенции .
Однако проблема решается просто. Позвали полицейского, который нас понял и махнул рукой задав направление- хэппи энд. Вообще у меня сложилось впечатление, что проблема отчасти в самих китайцах, стесняются они наверно своего произношения, боятся «потерять лицо». Все это касается молодых китайцев явно образованного или офисного типа, рабоче-крестьянский люд в любой стране, как правило, никаких языков, кроме родного не разумеет.
Вот у нас, например, министр спорта , ничего не стесняется, задвигая «спичи» по телевидению с произношением на уровне второклассника и нормально, видно что человек старается, разворачивается к международным гостям лицом и встретит их как положено на ЧМ 2018. «Ай глад ту си ю диер френдс…» (с. В.Мутко)
«Служивые», а именно люди в метро, на вокзалах, полицейские в туристических районах, им отступать некуда и они вступают с Вами в разговоры «по долгу службы» и могут дать Вам краткую консультацию, но тут уж как повезет, это не переводчики из МИДа, у них другая работа.
Моя жена , проявив в магазине смекалку и сообразительность, сломала языковой барьер, истребовав сувениры на кошачью тему громким мяуканием, была понята продавцами и отоварена, затем успешно перешла к покупке сувениров для подруг-собачниц, все вокруг хохотали и сетовали на незнание иностранных языков. В общем не тушуйтесь, и все у Вас получится.
В сфере торговли в роли «tube communication» (с. «Асса») выступает калькулятор, международный язык цифр сопровождает процессы товарно-денежных отношений и связанного с ними торга. Из китайских иероглифов Вам понадобится знать один в виде знака «Пи» с черточкой выше, перед ним обычно цифры. Это цена в юанях. Для иностранцев юань обозначен как rmb.
Но в целом, если не отклоняться от туристических маршрутов, то проблема отсутствует, информативный английский есть везде, в транспорте, на туристических объектах и улицах.
Наш мини-словарь.
-Нихао- (Здрастье- извините, эй ты, уважаемый, и т.д. и т.п….)
-се се (спасибо, пока, бывай, клёво, Вы все классные!!! Ну и так далее.)
-буйяо- (не надо, не хотим, не будем, не поедем, не пойдем, не купим, не съедим, не выпьем и тому подобное.)
-хао (хорошо, круто, вкусно и т.д.)
-бухао- (плохо, дорого, бе-бе-бе и т.д.) Употребляли только в ходе торжища на Шелковом рынке.
-чифан- (поедим, закусим, угощайтесь, еда, харч и т.д.)
-кайдан- меню
-майдан-счет
-Елоса- Россия, многие китайцы добавляют при этом в ответ Пуууутин, в общем наша страна.
-лаовай- (то есть мы) Употребили один раз, но видно попали к месту, смеялся весь Пекинский хутон.
Десять слов с которыми мы проехали весь Китай, по сравнению с нами эллочка-людоедка из «12 стульев» просто кладезь информации.
Из написанного следует очевидный вывод- Китай требует этапа подготовки, ИМХО лучше представлять, что, когда и как Вы хотите увидеть в этой стране до поездки, путешествовать по стране в стиле «куда глаза глядят» я полагаю более чем затруднительно, хотя, наверное, для профи и это не проблема.
Трипадвизор и чайна травел гайд наиболее информативны и полезны в этом вопросе, ну и отчеты предыдущих путешественников тоже.
Наша мотивация как туристов весьма примитивна-«Мир посмотреть, ну и как гласит пословица - себя показать!» Даже при таком поверхностном подходе, Китай становится обязательным пунктом программы. Разве можно сказать, что повидал свет, не побывав в Китае и не ознакомившись с «Китайским Миромъ» (с)?
История и культурное наследие посещаемых стран нас обычно интересует мало, ну обыватели мы, что с нас возьмешь, природные красоты это уже понятнее и ближе, но основной интерес приземленный -«Как там люди живут (без нас)?», ну и различные развлечения, мы ж в отпуске все же.
На момент выбора направления мы знали о Китае не так уж и много, и самая достоверная информация о стране- там живут панды!
Чтение отчетов помогло составить картину путешествия, лихой натиск «клованов» под руководством форумчанина giga_apple на терракотово войско добавили смелости, мужественный мужчина с ником Олег-Петрович закрутил педали на велосипеде, перемещаясь на нем по Поднебесной, в общем, мы тоже сможем, мы тоже едем!
Напевая и слегка исковеркав рифму бессмертного шлягера Лебедева-Кумача –«Широка страна моя Китая - много в ней лесов полей и рек»! определились с маршрутом и точками для посещения. Страна на самом деле огромная, расстояния между ними измеряется в сотнях и тысячах километров, мест для возможного посещения более чем достаточно.
Транспорт Но и транспорт в Поднебесной развит так, что никаких проблем, за исключением финансовых, исполнение сложного маршрута не доставит.
Простое перебирание трех возможных «точек въезда-выезда» позволило добиться приемлемых цен на авиабилеты, например, если бы мы «влетали» через Пекин, а «вылетали» из Гуанчжоу или Шанхая, то цена авиабилетов была бы на порядок больше. Аэрофлот предложил лучшие цены, ну мы только за, люблю я национального перевозчика «на дальняках», прежде всего, за встроенную в кресло медиасистему с кино на нашем языке.
Забегая вперед скажу, что все перемещения по Китаю прошли практически великолепно, если не считать единственного фейла, но такого, какой вероятно испытал Гудериан, когда ему за ворот летней шинели под Москвой посыпался русский снег.Дело в том, что я, послушав мнение бывалых, заранее приобрел через ctrip железнодорожные билеты по маршруту, за исключением плеча Шанхай-Пекин, мол поездов множество, незачем посредникам по 30 юаней с билета платить. Может быть оно и так, но оказавшись на железнодорожном вокзале в Гуанчжоу и оценив размеры очередей при «обналичивании» заказанных билетов в Шеньчжень и Гуйлинь я решил сразу же прикупить билеты и в Пекин.
Кассир вызвала у меня доверие своим неплохим, как мне показалось, английским языком. Написав дату и предполагаемое время я объяснил ей, что мне нужны билеты Шанхай-Пекин, она закивала, мол поняла, несколько раз прозвучало «Шанхай», несколько раз «Бейджин», я поддакивал (Кемска волость, Йа-йа с.) эти же названия обнаружились и на билетах, в общем я закинул их в файл для документов и в следующий раз посмотрел уже через неделю вечером перед отправлением из Шанхая.
Размещаю фото уже правильных билетов и обращаю внимание на стрелочку вверху, по которой следует определять откуда и куда едет поезд. В общем, у нас все было наоборот, по факту я купил билет из Пекина в Шанхай. Не думаю, что кто то попадет в такую же глупую историю, но на всякий случай поделюсь печальным опытом по возврату-обмену билетов на вокзале Shanghai Hongqiao
Попытка купить новые билеты ночью на том же ctrip закончилась снятием суммы и молчанием до утра, до 8.00 по китайскому времени сервис не работает. Утро началось с известия о том, что билетов на требуемый поезд нет, сайт показывал, что утренние пять поездов уже раскуплены. Как оказалось позднее, бронирование в принципе невозможно до того момента, пока не будет аннулирован предыдущий билет на то же время и на ту же фамилию. Деньги висели несколько дней и вернулись с потерей нескольких сотен рублей, наш «деревянный» в этот период конечно же укрепился. Ну вот как люди умудряются заработать на разнице в курсах, не понимаю:-)
Примчались на вокзал, кинулись к кассе с надписью charge. Отстояли очередь, кассир сказала, что билеты нам не заменит, нам надо в соседнюю кассу, на большее познаний в английском у нее не хватило. 20 минут в соседней кассе, кассир поясняет, что надо сначала отменить предыдущие билеты и только после этого купить новые, в общем опять в другую кассу, он назвал нам номер 18. Побежали по залу, а вокзал в длину не менее полутора-двух километров, запаниковали, стали просить пощады, английского хоть у кого-нибудь, китайцы с интересом смотрели на заполошных и громко кричащих непонятные им и не совсем цензурные фразы лаоваев, персонал поблизости как назло оказался «немым».В общем провидение послало нам китайца аж из самой Колумбии с паспортом этой экзотической для нас державы, тот тоже шел отменять билет и отвел нас к предназначенной для этого кассе под номером 68. При этом он объяснил, что в случае электронного бронирования следует предъявить номер брони, возврат денег при этом будет безналичным, ну а если купили за наличные, то деньги вернут сразу. Нам с этим парнем крупно повезло, поскольку отменой заведовала «китайскоязычная» кассир, и мы «срезались» бы на первом же ее вопросе, согласны ли Вы на удержание 20 % штрафа за возврат билета перед отправлением? Мягко говоря глупый вопрос, телепортацию пока не изобрели и оказаться на вокзале Пекина для обратной поездки в Шанхай мы не могли и не хотели, однако мы вежливо ответили- конечно согласны!!! Так как мы брали билеты за наличные, то нам вернули деньги на руки, предполагаемые потери с 1100 ю. минимизированы «всего» до 250, до отправления поезда на котором мы так и не уехали из Пекина, оставалось всего 20 минут. Продайте нам билеты до Пекина, а это в соседнюю кассу, тут только отмена. Еще полчаса в очереди и в 10.40 нами приобретаются билеты на поезд в 15.42, это ближайший с местами. Карточку для оплаты берут только китайскую, так что иностранцы билеты на вокзале покупают за наличные. На дворе кстати обычный рабочий день, никаких праздников. Вот такой вот стресс в середине размеренного и четко спланированного маршрута, хорошо, что не в какой-нибудь дыре, и потери времени оказались минимальны.Как сказал нам на прощание наш спаситель, перепутать направления, это весьма распространенная в Китае как для кассиров, так и для пассажиров ошибка.Пользоваться ли предварительной покупкой билетов на удобном и понятном сайте или покупать их самим решать Вам, но в любом случае не забывайте классическое правило проверки билетов не отходя от кассы, и не выбрасывайте номер брони, получив билет, а то вдруг надумаете его поменять.
КЖД или Китайская железная дорога. Пару слов о железнодорожных вокзалах, я имею ввиду современные станции для скоростных поездов «Гармония», поскольку «классическую» железную дорогу в Китае мы не использовали.
Стиль у всех современных ж/д до и авиавокзалов в Китае примерно один, помещения ангарного типа стилизованные под надувшегося в центре ската, размеры от огромных, до гигантских, внутри все как в лучших аэропортах мира. Мы были на трех вокзалах, Гуанчжоу-Южный, Шеньчжень-Северный, ну и «царь-вокзал» Hongqiao в Шанхае. Алгоритм устроен так, что по прибытию поезда пассажиры быстро и организованно «выталкиваются» с вокзальных территорий, поэтому о вокзалах Гуйлинь-Северный и Пекин-Южный я ничего не скажу.
Несмотря на определенную централизацию, каждый из этих вокзалов имеет свою особенность, например, в Гуанчжоу-южном из метро попадаешь в центр совершенно бесполезного огромного нижнего этажа, побегав по которому мы обнаружили стойку Info и только от сотрудников получили информацию о местонахождении касс, которые расположены прямо у входа в город, до зоны досмотра. Зал ожидания и посадки ,наоборот, расположен на втором этаже, допуск туда производится по билетам. Он располагается прямо над путями, куда прибывают скоростные поезда, к каждому перрону ведут расположенные напротив друг друга два выхода А и B, если вы пойдете в А, то попадете к началу состава, ну а B соответственно, к хвосту. Объявление о посадочном гейте высвечивают на табло на английском, при проходе на перрон проверят билеты, по приезду и выходе с вокзала прибытия их надо еще раз предъявить, опустив в турникет.
И да, поезда подаются минут за 10 до посадки, китайцы рассаживаются по вагонам оперативно, но и без давки и паники, конечно.
В Шеньчжене на вокзале мы как опытные кинулись на огромный второй этаж, безуспешно побегали там, ан нет, вход на посадку и зал ожидания расположен на первом этаже.
В Шанхае на вокзал пускают вообще всех, проходишь через кордон, там в одном месте и кассы, и зал ожидания, под которым расположены аж 30 перронов.
В общем, дорогие пассажиры, приходите на китайский вокзал заранее, не пожалеете.
Ездили мы вторым классом в гуще китайского народа, поезда придерживаются скоростного режима в 300 км/ч., делают ощутимые крены и «виражи», движутся бесшумно, так как стыки на рельсах отсутствуют. (И как они отливают рельсы длиной в тысячи километров?)
И да, китайцы действительно едят в пути куриные лапки под пиво, судя по выражению лица и довольной отрыжке все это прекрасно сочетается, нас радушно угощали, но мы как то постеснялись:-)
Есть билеты без мест, пассажиры кучкуются возле тамбура и занимают освободившиеся по ходу движения сиденья.
Так как предыдущий наш визит был в Японию, отчет о котором "Зимний Токио глазами обывателей" размещен в соответствующем разделе,то напрашивались соответствующие сравнения.
По сравнению с японскими аналогами отличительной чертой всего китайского транспорта является отсутствие дверей между вагонами, на прямых участках можно рассмотреть весь поезд «от носа до хвоста». Если в Японии царит культ тишины, в некоторых поездах вообще запрещено говорить по мобильному телефону, то в Китае с этим проще, да и нам это в общем то ближе. Нас громкий китайский разговорный не напрягал, никакого секрета из своей личной и деловой жизни они не делают, подметили распространенную привычку разговаривать по телефону установив его перед ртом горизонтально. Несмотря на тесноту, личное пространство китайцы блюдут строго, на нас никто не наваливался, не толкал, а жену так никто и не пощипал, хотя подруги, далее Хайнаня на просторы китайщины не выбиравшиеся, пугали ее такой вот местной привычкой.
Метро в четырех посещенных нами городах соответствует японским аналогам, но усилено мерами безопасности на входе, впрочем к сутолоке это не приводит, Вас обыщут приветливые девчушки быстро и профессионально. Наполняемость примерно как на снимке, бывает и больше, получить сидячее место большая удача, как и везде они в первую очередь предназначены для пожилых людей, женщин и детей.
Из новых фишек, на перегонах между станциями пассажиры могут наблюдать не провода на стенах, а рекламные ролики. Расстояния соответствуют городам, то есть огромные, проехать час в одну сторону вовсе не проблема. Закрывается метро по нашим меркам рано, примерно в 22- 23 часа, что следует учитывать при своих перемещениях. Для навигации мы использовали программу Metroman для IOS, бесплатные карты-планировщики для метро Гуанчжоу, Шеньчженя, Шанхая и Пекина там есть, при этом программа сразу же рассчитает стоимость поездки. Покупка билетов в вендинг-машинах с английским интерфейсом, есть аппараты только на монетах, чаще всего на купюрах 5-10 юаней. Разобраться в покупке несложно, на юге страны просто тычешь на нужную станцию в карте на экране, в столицах выбираешь сначала линию, а уж потом тычешь пальцем в станцию. У меня однажды застряла купюра в 5 юаней, персонал решил проблему разобрав три автомата (пока я искал помощь, то забыл в котором именно случилась неприятность).
На вокзалах в Шеньчжене и Пекине возле аппаратов замечены «помогалы», которые предлагают помочь Вам освоить его интерфейс и поменять Вам 20-ку. В Шеньчжене подобный чел был послан, в Пекине цапнул таки билеты и сдачу, прикарманив при этом три юаня и нагло лыбился на требования вернуть чужое. Больше никаких разводов в Китае нами замечено не было. В Гуанчжоу и Шеньчжене в ходу жетоны, в Шанхае и Пекине -бумажные билеты. Их следует приложить к турникету при входе в метро и оставить в нем же при выходе, все просто. Метро устроено понятно, самое замороченное в Пекине, имеет структуру из нескольких концентрических колец, что не удобно, приходится часто пересаживаться даже при небольших поездках. В общем пользоваться метро несложно, только в день отлета в Пекине мы дважды умудрились сесть в противоположную сторону, но там мы конечно спешили, да и называния в пекинском метро самые заковыристые для европейского слуха. Например в Пекине мы жили на станции Zhushikou, называя ее ласково «Жужа», и это не самое сложное название
И ж.д. и метро полностью англоязычны, являясь по сути крупнейшим «туроператором» Китая, доставляя туристов с точки на точку. Минусом подобного способа является «фрагментарное» исследование посещенных мест, я, например, не могу сложить в одно целое картину китайских городов- миллионников и осознать их масштаб, так как мы видели только районы возле станций метро или те участки города, пути по которым проложены по поверхности.
Автомобильный транспорт представлен в самом широком спектре, на одном конце которого расположены лимузины, джипы и суперкары, а их в Китае более чем достаточно. На другом, забавные, но функциональные «тарахтелки».
В «маленьких» городах типа Шеньчженя и в «деревнях» типа Гуйлиня мощно представлено вело и мотосообщество. Китайцы не только едут на скутерах или прочих самобеглых приспособах, но успевают при этом поедать лапшу из коробки, зажатой между коленей, там же вести грудничка, да и вообще много чего делать, совмещая поездку с активной жизнедеятельностью. В случае дождя над скутерами расцветают зонты и накидки, но движение ни на секунду не останавливается. При похолодании появляются одеяла, каковые накидывают на руль и просунув в раструбы руки, мотоциклисты и мотоциклистки продолжают уверенное движение вперед.
Вангую, что мир стоит на пороге очередной промышленной революции в виде распространения электровелосипедов-скутеров. Эти бесшумные аппараты заполонили китайские улицы, по вечерам рядами выставляются на зарядку в хутонах и к ним из глубины помещений тянутся провода. С нынешними ценами на «бензак» (с.Mad Max) полагаю, что этот девайс в ближайшее время захватит рынки всего мира не хуже хваленого Apple. (Че то два года прошло а электроскутеров в России так и не видать, неважный из меня провидец получается :-))
Социальная реклама по телевизору бьет тревогу, демонстрируя кадры ужасных аварий с участием мотоциклистов на перекрестках, пожароопасности зарядки скутера на улице в дождь и снег. И если в спальном районе Шеньчженя вело и мотодвижение напоминает броуновское, то в Гуйлине все четко, мотодорожки, накопители на перекрестках, свои светофоры для двухколесной братии.
Испытанные нами по маршруту Гуйлинь-Шанхай южнокитайские авиалинии деловиты и стандартизированы, за два часа полета питье, еда, как везде. Посадка без сантиментов, резкое снижение и хлопок о полосу, быстрее, но заметно жестче чем у наших пилотов, хлопать своим «летунам» у китайцев не принято. Покупка билетов «вполцены» осуществляется на том же CTRIP методом мониторинга нужной даты.
Безопасность.
С этим в Китае все отлично. Полиции повсюду более чем, и не только в туристических районах, но и в хутунах. Строгие меры безопасности в метро и на вокзалах, строжайшие в аэропотрах. Но все это не значит, что вот если ты отойдешь в глухое место, так местное население прямо тут на тебя и набросится чтобы ограбить-надругаться и т.д., отнюдь, у нас сложилось устойчивое мнение, что китайцы очень приветливые и жизнерадостные люди. Люблю я такие ненапряжные места, где не надо постоянно быть «на стреме», позитивную ауру на китайских улицах если позволите, почувствовали мы, вот как сказал бы магистр Йодо.
Тем не менее, социальная реклама обучает дамочек отбиваться от нападения, в роли «маньяка» выступал худосочный хлыщ в бейсболке с длинными волосами, типично западного хипстерского типа (ну а кто ж еще ), в роли «дамочки» здоровенный полицейский. В принципе он мог бы просто дунуть в сторону хулигана и этого бы хватило, однако страж порядка скрупулезно воспроизвел «приемчик» после которого охальник явно закончит свои сексуальные приключения.
В последний раз такое расслабленное впечатление у меня сложилось о Грузии, в общем ИМХО в Китае с этим все в порядке. «Инициативные» граждане, которые подходят к Вам с разнообразными коммерческими предложениями, обычно исчезают после слова «буйяо» (см. словарь выше).
Обмен валюты.
Поделюсь личным опытом по этой теме, судя по многостраничным размерам обсуждения занимающей многих форумчан.
У меня основную массу золотовалютных запасов составляют евро, по ряду иррациональных и не поддающихся логическому объяснению причин я приобретаю только эту валюту, что называется «по возможностям», в течение значительного времени формируя фонд поездки. Рубли на карточке ИМХО стрёмный вариант с учетом волатильности последнего, что это значит на языке финансистов не знаю, но по простому наш «деревянный» всегда готов выполнить упражнение- «упал, отжался» и если падает он решительно, быстро и неумолимо, то отжимается потом очень и очень медленно. По закону подлости падения могут застигнуть именно в поездке, моментально перекраивая и секвестируя ее бюджет, во какие слова я знаю благодаря нашему ТВ:-). Аэропорт Гуанчжоу, впрочем как и Пекина устроен так, что-бы Вас сразу же пограбить, поскольку по другому заявленные курсы и комиссии оценивать нельзя. При этом банкоматы максимально отнесены от зоны прилета, фактически находятся в соседнем здании в зоне внутренних перелетов. Алгоритм моих действий был таков, отыскать банкомат в аэропорту, местные опознают его по слову АТМ, и снять деньги по карточке «на дорогу».
Банкоматы местного сельхозбанка найдены, они поначалу ввергли в ступор, поскольку кнопки набора кода закрыты пластиковой решеткой и на первый взгляд непонятно, куда жать то, набирая пин-код. Местный показал что и как, деньги сняты по текущему курсу с комиссией в 120 р., после чего мы на метро приехали в город по «синей» линии на станцию Gongyuanqian, выход Е 7 в сторону Нанкинской улицы, где и располагался наш отель. Практически сразу же нам попалось отделение банка ICBS. Администратор нас понял, берем талончик (глобализация однако) и, потусовавшись в очереди, попадаем в кассы. Копирование паспорта, анкеты, пятое-десятое, однако в итоге курсы оказались более чем достойные, никаких вопросов по евровалюте не возникло, в общем, по моим прикидкам положительная разница по сравнению с аэропортовским грабежом составила не менее 1500 юаней. Мы поменяли сразу «на все деньги», поскольку процесс на самом деле длительный и бегать каждый раз в банк и менять «по соточке» времени не напасешься.
Тем не менее аэропортовские грабители настигли нас в Пекине, обменяв нам оставшиеся несколько сотен юаней на жалкие 40 евро.
Китайская еда.
Тема на самом деле бесконечная, поэтому я рассмотрю ее чисто с прикладной точки зрения, как и чем кормиться туристу. Так как вопрос с завтраками мы решили заранее, поселившись в соответствующих отелях, то остановлюсь на дневных перекусах и ужинах. Имхо все что связано с морепродуктами, крабами, черепахами и т.д. стоит или дорого, или очень дорого. 4-6 креветок добавленных в рис с ананасами стоит 25 ю., морская раковина с чесноком (одна) -20 ю. Мясо в кухне используют номинально, его либо мелко крошат для добавления к рису-лапше, либо совсем уж мельчат в виде маленьких шариков или доводят до состояния пасты, которую добавляют в «Доширак». «Мясное блюдо» стоило 60 ю., цельная с виду «мясина» оказалась конструкцией типа пирога, где куски мяса чередуются с каким то овощем, полагаем, что топинамбуром. Да и само мясо по факту оказалось салом. Стейки и прочее «мясное» подбираются в 80-100 ю. за блюдо. «Утка по пекински» имеет госцену в 168 ю. за полную порцию на двоих, цена одинаковая во всех ресторанах.
Романтический ужин у китайцев, это получить кастрюлю или сковороду на тигеле, и самим подкидывать туда ингредиенты, ИМХО без участвующего в ужине китайца связываться с «хот-потом» бесполезно, даже если обложиться соответствующими иероглифами.
В ресторанах предлагают воду-чай, в забегаловках как правило нет.
Цены на туристических улицах в в ресторанчиках, расположенных в хутонах, отличаются несильно, однако в первом случае есть фотографии, а иногда и перевод названия блюда на английский язык, правда с переводом никто не парится, в разделе «рыба» может вполне комфортно расположиться фотография утки. Официанты в ресторанах обладают языковым минимумом дак-пок-фиш. В «трущобах» в меню будут только иероглифы и цены и «немые» повара и официанты. Пользуясь советами бывалых мы посчитали неплохим вариантом кормиться в фудкортах торговых центров, там всегда есть фотографии и перевод в меню и минимальный английский у персонала, кое где и принятые в Японии муляжи блюд. Лидер нашего рейтинга, расхваленный на форуме фудкорт на 6 этаже ТЦ «Raffles city» в Шанхае, действительно все понравилось.
К концу поездки не брезговали и уличной едой, но тут надо глядеть, иногда запах из чана просто сбивал нас с ног, а китайцам в самый раз, едят и нахваливают. Это что то типа блина с овощами, вкусно!
Пример на фото, вкуснейший «беляш» за 3.50 и зеленое нечто, мы сдуру купили упаковку из 6 желеобразный шариков за 12 ю. (бе-бе-бе), но это строго ИМХО.
Проблема с палочками надумана, почти всегда Вам дадут ложку, ну а пластиковые вилки мы прихватили в самолете и время от времени ими пользовались. Трабл с едой случился только раз, после того, как мы прикупили в местном «Магните» на пробу различную кулинарию, типа обработанных известью яиц, долмы с рисово-непонятным содержимым и т.д.
Но проблема ушла так же быстро, как и возникла, благо все произошло в номере и никаких затруднений в поисках WC у нас не возникло.:-)
Из того, что явно понравилось, так это пельмешки, имеют в названии окончание –цзы, цена в лапшичной 20 ю.
Лапша там же в зависимости от наполнения 16- 32 ю. за миску, чаще всего вкусно и съедобно.
Уличные варианты того и другого в бумажных стаканчиках стоят по 7 ю.
Чай 3-4 юаня, этот с молоком ну очень понравился, стоит 6.
По жаре использовали холодные чаи с фруктами в бутылках, дешево и вкусно.
«Прожиточный минимум»- пачка доширака за 4 ю. в большом сетевом магазине и бесплатный кипяток на любом вокзале. В мелких магазинах, вокзалах и поездах эту же пачку продадут гораздо дороже, до 14 ю. за штуку.
Средний ужин у нас выходил в 60 ю., обеды же в ресторанах в среднем выходят в 100 и более ю. за двоих, самый дорогой ужин вышел в ресторанчике индийской кухни, уж зачем мы в него попёрлись в Китае я не знаю, скорее по Фрейду подсознание начинает формировать новую «хотелку», однако в итоге ценник за жгучий ужин превысил 200 ю. что и является нашим персональным рекордом. Распространенные повсюду паровые пирожки не понравились, возможно нам не попались самые вкусные. Выпечка представлена в сетевых пекарнях, средняя цена 10 ю. за булочку-пирожное.
Для любителей привычного есть и Макдональд, по фото можете высчитать знаменитый индекс "биг мака".
Жуки-пауки и прочие атрибуты «шокирующей Азии» замечены только в одном знаменитом ларьке на ул. Ванфуцзин в Пекине, сюжет и фото с которого кочуют по различным телепередачам и отчетам. По моему на них даже упала цена с 15 до 10 ю. (за штуку), вот что кризис делает
Но лучшим комментатором качества китайской еды выступили весы, бесстрастно показав нехилую прибавку в весе.
Фрукты
Это не Таиланд, конечно, но в Китае фрукты тоже есть, особенно на юге. Наш личный рекордсмен -манго, местные подсказали, что наиболее вкусный его вариант хитро прячется не за аппетитной золотисто-желтой, а за унылой зеленой кожурой, передаю Вам эту китайскую тайну, все именно так и есть. Цена в Гуйлине-10 ю. за большой фрукт.
Вот человек повез целый кузовок вкусняшек, мммм!!!!
Не все фрукты настолько же хороши, купили и выбросили «ложноманго».
Несмотря на залихватский внешний вид и цену в 6 ю. этот фрукт нами также неопознан, минидыня, миникабачек,? в любом случае невкусно.
Фрэши и йогурты несмотря на их неслабые цены, вот это вещь которую мы строго и настоятельно рекомендуем. Фото из соответствующего отдела в шанхайском «Raffles city». Йогурт из дуриана, это лучшее, что я пробовал в Китае, да и наверное за всю свою жизнь, даже несмотря на его цену в 25 ю.
Но лично мы в Китае сэкономили, поскольку пару слов хочу сказать и о такой важной для нас части питательного процесса как
Алкоголь
Имхо шок. Ну как нам с китайцами пить на брудершафт такое, как же мы станем «братьями навек» (с.)???
Впервые за 40 с лишним лет я, ВЫЛИЛ!!!!, спиртное в раковину.
ИМХО это не возможно не только пить, но даже нюхать.
А есть еще такие соблазнительные образцы местного алкогольного рынка, что это я боюсь даже предположить, на ум приходит слово «стекломой».
Некоторые бутылки оформлены в виде полевого бинокля, есть образцы со сногсшибательным ценником, переведите ка цену в рубли,а?
Импортный алкоголь ожидаемо дорог, верховенствует над «иноземным» бухлом «наша» водка.
Ситуацию спасает пиво, его пить можно, правда к пиву я не очень, короче всем в Китае советую налегать на фрэши и вести здоровый образ жизни.
Шоппинг
На мой взгляд, все очень дорого. Общеизвестные бренды стоят космических денег, но в Китае они в основном свои, как известно в стране свято чтут интеллектуальные и прочие авторские права
Кое-какое барахлишко для подростков прикупили на «Шелковом рынке» в Пекине, что там продают и как там надо покупать я напишу потом. Супруга же не купила в Китае вообще ничего!!! То есть «ни тряпочки»!, о чем с горечью поведала всем своим товаркам, а это на самом деле о многом говорит.
Чай же продают наверное подороже чем марихуану , «шайба» чая весом в 100 грамм стоит 100 ю., коробочка в 500 грамм за 400 ю., это цены в обычном 7-11 возле отеля.
Мы к чаю относимся достаточно равнодушно и прикупили в «Wallmarte» несколько наборов пакетированного по 14-20 ю., но как там ценителю отличить сорта «крадущегося тигра» от «затаившегося дракона» , ну или как там называют сорта чая, без посторонней помощи я не представляю.
По нашему наблюдению торговля, это значительная часть экономики Китая, торгуют везде и всем с утра до поздней ночи, а народ эти товары покупает. Впервые за много лет увидел очередь в магазине одежды, в выходной день в «Заре» на шанхайской Нанкинской улице покупателей в кассу стояло не меньше, чем в советское время за колбасой.
Полагаю, все китайские товары Вам в итоге привезут специально обученные коммерсанты, они за Вас сторгуются на оптовых базах-фабриках и притащат товары на наши рынки- фэшн бутики и вряд ли Вы без языка и помощи со стороны выторгуете цены дешевле. Качество товаров разное, есть вещи на уровне, а есть то, что у нас принято пренебрежительно называть «китай».
В завершении торговой темы цены на бензин, что бы было представление к чему могут стремится наши нефтяные олигархи и власть имущие.:-(
Китайское телевидение
Проведя в стране значительное время и будучи отрезанными от родного «зомбоящика» значительную долю впечатлений о стране мы почерпнули глядя по вечерам в десятки китайских телеканалов. Несмотря на отели хорошего уровня, русских каналов там нет, да и английских раз-два и обчелся. Как и у нас, значительную долю телеэфира занимают фильмы «про войну», одновременно шло как минимум четыре больших сериала. В роли «немцев» для Китая выступают японцы, попили в свое время «вежливые» китайской кровушки, с 1937 по 1945 год воевали.
Есть сериал с красивой песней на заставке с огромным бюджетом, масштабными батальными сценами, которыми не побрезговали бы и Михалков с Бондарчуком, есть уровнем попроще, типа наших «Диверсантов». (Сцена из фильма- японское подразделение встречает троих «наших» диверсантов, руки вверх и все дела. Но те не растерялись, закричали «Банзай», японцы побросали винтовки и тоже «банзай», «банзай», в общем проскочили! «Умный ты командира, а я уж было растерялся, думал нам конец- сказал один боец другому»).
Есть сериал с хорошей компьютерной графикой и европейскими актерами о том, как на территории Китая воевали американские летчики, а японские шпионы прокрались на их авиабазу и установили там маяк. Прилетели хорошо прорисованные на компьютере «Зеро», «Бетти» и «Вэлы» (это самолеты такие японские), и устроили на базе форменный Перл-Харбор. Пока мы были в стране и следили за сюжетом, шпиёнов еще не поймали, но куда они денутся.
Другой сериал, напротив, повествует о китайских разведчиках, пробравшихся на японскую секретную базу, где китайцев в ватниках и треухах японцы насильно кололи шприцами с какой то ядовито-синей жидкостью, как мы поняли, учиняли над ними биологические эксперименты. Разведчик в черном кожаном плаще и шляпе задумчиво курил и смотрел в экран, даром что китаец, а так вылитый Штирлиц. Там же под видом дочери коменданта действовала и китайская красавица в японской форме. Уверены, что и там враг будет побит.
Но есть и откровенный шлак (строго ИМХО), так в одном сериале на помощь окружаемым японцами партизанкам из своей могилы выскакивал народный герой эпохи Цинь или Минь и рубил всех мечом, китайские и японские офицеры выясняли отношения путем фехтования, а за главную ходила красивая азиатка со свитой и в черном латексе в духе Дарта Вейдера, кого она представляла, не знаю, но отдавала обязательные для исполнения приказы и японцам и китайцам, очевидно, это телепродукт предназначен для молодежи.
Далее программа «криминальный Китай», несмотря на обилие полиции, кое кто и в Китае тоже «честно жить не хочет» (с.). Показали рэкетира, который погуливал по хутону с бейсбольной битой наперевес, ну не дурак ли, там камеры на каждом шагу. Поймали голубчика и посадили на персональный стул-обезъянник, железный стул, который на уровне пояса фиксирует задержанного стальным обручем, не попрыгаешь по клетке, как наши задержанные сограждане в райотделах.
Еще какие то непонятные происшествия, авария на трассе, виновником которого на ровном месте стал водитель «кадиллако», это мы поняли даже по «китайски», ну и все.
Затем «Голос», ну тут все как у нас, те же красные кресла, та же режиссура и «сильные ходы», только вместо иеромонаха поет свой шаолиньский монах.
Глобализация добралась и до Китая, следующий сериал о жизни китайцев среднего возраста, героиня-дама в модной короткой стрижке, которая сейчас очень популярна и повторяется многими представительницами китайского женского сословия, на первом этаже под ее окнами в своей квартире томно вздыхает мужчина похожий на Д.Чана с усиками, между ними крутится подросток, то ли ее, то ли его сын.
В общем, что то типа «Секса в большом городе», встречи и диалоги происходят на фоне Олимпийских объектов в Пекине.
Ну это и нам знакомо, у нас теперь что не фильм, так действие происходит либо в небоскребах «Москва сити», либо в особняках, побывать в которых большинству россиян и не придется никогда.
А вот снимите, например, драму с «любовным треугольником» жителей поселения Кумзеро Харовского района у нас на Вологодчине, или искрометную комедию в рабочих микрорайонах Анжеро-Судженска, а, слабо??? Ну я отвлекся, продолжим.
Сцена из молодежного ситкома, к милой парочке в парке подходит «на лабутенах» (с.) этакая фифа и голосом, которым обычно распевают в китайской опере заявляет пареньку, мол что ты не звонишь, не пишешь, чай позабыл как мы на лодочке катались по реке Хуанпу, да так, что все весла растеряли, и нас чуть в южно китайское море не унесло…
Совершив свои козни разлучница уцокала на каблуках, оставив парочку «разбираться с чувствами». Никаких сцен в духе «Людк, а Людк!!! (с.), молодые люди не учинили, поэтому листаем телепрограмму дальше.
Музыкальные каналы имеются, пропорция 20% импорт, 80% местные исполнители. Ценности продвигают те же что и везде, надеть золотые цепи, потрясти задом, засесть на «Ламборджини» или на худой конец на мотоцикл или скутер и мчаться куда-то по ночному городу с красивыми китаянками навстречу приключениям, и куда смотрят товарищи из КПК?
Но на следующем канале видно, что про молодежь не забывают, бравому солдату китайской армии вручают стеклянный приз в виде кулака с огромным поднятым большим пальцем. Он прямо как акробат носится по полосе препятствий, показали его отца-крестьянина, тот конечно гордится таким сыном. Попутно отмечаем острым взглядом, что форма у них новая «цифра», но не забыты и атрибуты прошлого в виде пышных кокард на кевларовых касках и петлиц «с ромбами», автоматы у них новой модели, укороченные. Сержант заставляет положить на ствол мешочки с песком и солдаты держат оружие на весу, вырабатывают твердость руки.
Единственно, чего нет на китайском телевидении, так это политических «ток-шоу», где собеседники вопят и пытаются переорать друг-друга, в Китае всю нужную информацию о международной и внутренней обстановке донесут в выпусках новостей и точка.
Вот такое вот интересное телевидение, показали даже «Полосатый рейс» с полным китайским переводом, все ясно и понятно, а вы говорите «язык, язык!!!»
Люди и места их обитания.
Несмотря на разное и зачастую негативное мнение, сложившиеся о жителях Поднебесной, нам они понравились. Не стоит судить о китайцах, увидев их туристическую группу в Таиланде, Париже, либо на Красной площади или на Университетской набережной в СПБ. Да много, да шумно, да компактно. Но и их надо понять, оказаться в чужом мире где никто не говорит на человеческом, то есть китайском языке, это для них тоже наверное стресс. Продвинутые прикрепят значок с пандой, что-бы не отстать от группы, людям попроще оденут панамку , ну а самым пугливым и «диким» к панамке дадут и ветровку одного цвета, вот тогда они уж точно не отобьются от группы и не заблудятся. Для них, наверное, все европейцы «на одно лицо», то ли дело китайцы, ну как их можно перепутать.
Конечно мы с китайцами очень разные во всех смыслах, что очевидно даже по их китайскому медведю.
Но и при желании понять друг друга тоже несложно, вот мы например для себя сообразили, что этот предмет сантехники скорее всего "для мальчиков"!
Разговор у них громкий, и это есть особенность языка, те, кто привык шушукаться как уголовники в углу тюремного прогулочного дворика, будут шокированы, но если принять это как должное, то проблемы нет, китайцы открыты для Вас, Вы можете спокойно громко общаться со спутниками, все равно друг друга никто не поймет. Знаменитое харкание имеется, но оно имеет цивилизованный вид, громко схаркнувший человек не станет плеваться как верблюд, а отойдет к урне, центральные и не очень улицы китайских городов поспорят чистотой с германскими, и неизвестно, где еще будет почище. По крайней мере, уличные машины «полотеры» мы впервые увидели именно в Китае.
Китай «для своих», конечно попроще, но это совсем не гетто, где селятся бедняки. Они давно уже не работают в ватниках круглые сутки, создавая товары за миску риса, многие из жителей Поднебесной по факту уже вступили в ряды «золотого миллиарда», для этого вывода достаточно понаблюдать за стоянкой автомобилей у любого туробъекта.
Как это соотносится с коммунистической идеей не знаю, наверное миллионеры тоже как в известном фильме «Афоня» собираются на партсобрания и «песочат» отстающих. Правда и о «проделках» таковых в мире особо не слышно, ни гонок на феррарях- ламборджинях они в Каннах не устраивают, ни стразами на зависть всему «Лондонграду» свое авто не покрывают, да и детки их сидят «ниже воды, тише травы», соблюдают товарищи «партийную дисциплину».:-)
Судя по баннерам, цена «недвиги» поменьше, чем у нас, 2500-3500 ю. за метр, все вокруг в новостройках, но жить ли в новом ЖК на окраине и ехать час на метро «в город», или оставаться в хутоне в исторической части каждый, наверное, решает сам. Несмотря на колоритный вид «трущобы» охраняются, там, где есть проезд для авто стоит шлагбаум и сидит человек в форме, абы кто по «раену» шастать не будет.
Остальная часть населения, которая встречалась нам в основном в метро и на улицах, ну вот ничем, кроме языковых особенностей, не отличается от тех же японцев, одеты чисто, опрятно, улыбнутся в ответ, вообще чувствуется, что уверены они в завтрашнем дне и более счастливы, что ли, по сравнению с нами.
У китаянок никаких кривых ножек «по японскому» образцу не отмечено, ножки им полагаются красивые и стройные, некоторым родители выдали и прекрасные «кукольные» личики.
Многие бабушки пользуются этим вовсю, щеголяя лосинами и наплевав на свой 100-летний возраст.
Мужчины чем севернее, тем мощнее, если на юге преобладают «дрищи» в стиле хипстеров, то в Пекине уже немало здоровенных мужиков, к которым подходит татарское слово «батыр», то есть богатырь по нашему.
Нам показалось, что народ компанейский, все время вместе, все время дружно.Вот только гармони им не хватает для веселого речного путешествия.
Народу и правда много, туристу всегда следует обдумывать свои перемещения, китайцы всегда будут в большом количестве в топовых «турместах», и к этому следует относиться спокойно. При настойчивости и вежливом упорстве вы всегда сможете сделать «селфи» самое себя на нужном фоне, может даже и без китайцев в кадре, но вот это уже сложно. Мы «манией величия» не страдали, и нам не было жалко сфоткаться рядом, возле, а то и вместе с представителями местного населения, что изрядно экономит время.
Мужики просто вышли перетолковать
.
По вечерам китайцы выходят на улицу, включают маленький приемник и танцуют, делают гимнастику, кидают ногами маленький мяч, короче, как говорят наши пропагандисты-«такой народ не победить».
Ну и разгон экономики виден невооруженным глазом даже «с высоты птичьего полета». Сразу же после монгольских степей глядя в иллюминатор обращаешь внимание на лес из мачт ветровых электростанций внизу, то что мы видели в Европе меркнет с китайским размахом.
Самая «выставка достижений народного хозяйства» (с) открылась нам при посадке самолета в Шанхае, огромный мост через морской залив, река Хуанпу, движение океанских судов по которой напоминает МКАД, порты, промзоны, «поля» готовых к отправке автомобилей, взлетающие вверх небоскребы, пейзажи в окнах скоростного поезда, все шевелится, крутится, работает, это очевидная для любого и наглядная картина знаменитого «китайского чуда», иллюстрация того, как можно жить и неплохо даже без углеводородных залежей и запасов. Ну и природные красоты гармонично дополняют картины «экономического чуда», все по фен-шую.:-)
И экзотика при этом, куда же без нее. Вот несет мужик черепаху, куда? Зачем?, а нам впечатлений на полдня!!!
На самом деле, очень, очень, все понравилось и мы рекомендуем эту страну всем своим знакомым.
Вот такое вот «вступление» размером с небольшую повесть, но оно лучше чем фотографии сохраняет для нас память о путешествии и связанные с ним эмоции и впечатления. В завершающей части отчета постараюсь покороче и по существу описать маршрут, достопримы, отходы и подходы к ним и прочие «хинты», которые могут быть полезны следующим поколениям туристов.