V-Tashtaiskiy писал(а) 27 янв 2015, 22:22:бесспорно соглашусь с тем, что "жалеть героев - не есть железный критерий удачи фильма". Пробужденное сострадание зрителя - вообще не критерий удачи фильма, это скорее самая основная цель фильма, которую (по моему представлению) должен преследовать и попытаться осуществить мастер. Если он , конечно, снимает подлинную драму, а не вариации в стиле "черного юмора", где убийство - явление скорее комичное, чем ужасающее (если припомнить "Криминальное чтиво"). Проводить подобную параллель, мне кажется, некорректным. Разные жанры.
В боевиках и экшн тоже о жалости (сострадании) размышлять не приходится, там доминирует сила и неустрашимость.
Но фильм Звягинцева вовсе не комичен, не развлекателен, не абстрактен. В нем - драма , страдания людей без примеси забавного. и прикольного. Такой фильм просто обязан пробудить сострадание, сопереживание, возможно и искреннее сочувствие, которое я и определил, как жалость. Иначе зачем вообще снимать фильм с подобным сюжетом? Ради операторских экспериментов? Или ради подачи завуалированного символического смысла для "продвинутого" зрителя? Мне ,кажется ,это не тот случай, когда "искусство ради искусства". Этот фильм должен был раскачать зал, зрителей. Если этого не произошло, то о каком сильном фильме можно говорить?! В этой ветке я почти не встретил отзывов, в которых звучало бы сострадание (сопереживание) к героям, к истории их жизни. Значит, фильм многих не "зацепил"
Мне думается, приблизительная попытка распределить эмоции зрителя по жанрам, конечно, возможна, но весьма условна. К примеру, Six Shooter (2004) Мартина Мак Донаха - если не смотрели - о-о-очень прошу - посмотрите, не пожалеете, Кстати, тоже премия "Оскар". Комедия с наичернейшим юмором, при просмотре которой можно испытать такую гамму чувств - и сострадание, и смех, и слезы.
Опять же, у каждого человека свой индивидуальный психотип, психологические, социальные особенности и ценности.
Поэтому о любимой мною книге и о фильме "Полет над гнездом кукушки" (5 заслуженных Оскаров, да?), реально оцениваемый мною как шедевр кинематографа, пишут:
"Фильм оказался мне настолько близок своей меланхоличностью, упадничеством, что я сама была готова впасть в депрессию. Одно дело прочитать, совсем другое — увидеть воочию и дать разыграться моему и без того бурному воображению". А также пишут так: "Велико было мое желание разделить восторженные возгласы, но даже выдавить не получается."
Для меня же тогда, в 1975 году, фильм стал просто символом бунтарства, фильмом с великой идеей, мне было 17 лет,наверное, я была еще более чокнутая, чем сейчас, я бежала по улице после просмотра, на душе было так светло и радостно, и мне казалось, что я бегу также быстро и легко, как свободный вождь Бромден в финале фильма.
Спектр эмоциональных состояний человека очень широк: положительные, отрицательные,противоречивые эмоциональные переживания.
Мы способны испытывать эстетические чувства, связанные с восприятием произведений культуры, интеллектуальные чувства, касающиеся идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений, моральные чувства, когда мы оцениваем поступки других людей с точки зрения существующих норм морали, правовые чувства по поводу соблюдения или нарушения людьми норм морали и права.
У разных людей при просмотре фильма талантливого режиссера, в зависимости от приобретаемого жизненного опыта и других факторов, те или иные чувства возникнут обязательно. Скорее всего, это будет сложная смесь чувств.
И точно они не должны и не будут одинаковы, люди, к счастью, нестандартны, и эта цитата звучит тогда совсем неплохо:
"Тот, кто идет не в ногу, слышит другой барабан."
А о том, насколько фильм раскачал зрителей, говорит, думаю, даже живучесть этой темы...