exit писал(а) 06 фев 2015, 19:11:Вот ведь в чем дело.. Чтобы подумать и поразмышлять на эту тему насчет "Человек в объятиях собственного страха перед нуждой и неопределенностью и тд" , можно просто почитать Гоббса. Звягинцев в своей цитате его просто пересказал. И не нужно будет выискивать во всяких сомнительных метафорах и аллегориях фильма крупицы смысла и "натягивать" параллели с его (Гоббсом) социально-философскими идеями. Точнее их воплощение на экране могло бы быть интересным.. гипотетически - но.. не стало. ИМХО.
Для начала просто посмотрим на оглавление:
Томас Гоббс.
Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского
[i]ВВЕДЕНИЕ
Часть первая. О ЧЕЛОВЕКЕ
ГЛАВА I. ОБ ОЩУЩЕНИИ
ГЛАВА II. О ПРЕДСТАВЛЕНИИ (IMAGINATION)
ГЛАВА III.О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЛИ СВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
ГЛАВА IV. О РЕЧИ
ГЛАВА V. О РАССУЖДЕНИИ (REASON) И НАУЧНОМ ЗНАНИИ (SCIENCE)
ГЛАВА VI.
О ВНУТРЕННИХ НАЧАЛАХ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ОБЫЧНО НАЗЫВАЕМЫХ СТРАСТЯМИ, И О РЕЧАХ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРЫХ ОНИ ВЫРАЖАЮТСЯ
ГЛАВА VII. О ЦЕЛЯХ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТАХ РАССУЖДЕНИИ
ГЛАВА VIII.
О ДОСТОИНСТВАХ, ОБЫЧНО НАЗЫВАЕМЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ, И О ПРОТИВОСТОЯЩИХ ИМ НЕДОСТАТКАХ
ГЛАВА IX. О РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТАХ ЗНАНИЯ
ГЛАВА Х. О МОГУЩЕСТВЕ, ЦЕННОСТИ, ДОСТОИНСТВЕ, УВАЖЕНИИ И ДОСТОЙНОСТИ
ГЛАВА XI. О РАЗЛИЧИИ МАНЕР
ГЛАВА XII. О РЕЛИГИИ
ГЛАВА XIII.
О ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА В ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЧАСТЬЮ И БЕДСТВИЯМ ЛЮДЕЙ
ГЛАВА XIV. О ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ И О ДОГОВОРАХ
ГЛАВА XV. О ДРУГИХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ
ГЛАВА XVI.
О ЛИЧНОСТЯХ, ДОВЕРИТЕЛЯХ И ОБ ОЛИЦЕТВОРЕННЫХ ВЕЩАХ
Часть вторая. О ГОСУДАРСТВЕ
ГЛАВА XVII.
О ПРИЧИНАХ, ВОЗНИКНОВЕНИИ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА XVIII.
О ПРАВАХ СУВЕРЕНОВ В ГОСУДАРСТВАХ, ОСНОВАННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИИ
ГЛАВА XIX.
О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ГОСУДАРСТВ, ОСНОВАННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИИ, И О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА XX.
ОБ ОТЕЧЕСКОЙ И ДЕСПОТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА XXI.
О СВОБОДЕ ПОДДАННЫХ
ГЛАВА ХХII.
О ПОДВЛАСТНЫХ ГРУППАХ ЛЮДЕЙ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЧАСТНЫХ
ГЛАВА XXIII.
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖИТЕЛЯХ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА XXIV.
О ПИТАНИИ ГОСУДАРСТВА И О ПРОИЗВЕДЕНИИ ИМ ПОТОМСТВА
ГЛАВА XXV.
О СОВЕТЕ
ГЛАВА XXVI.
О ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНАХ
ГЛАВА XXVII.
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ОПРАВДАНИЯХ И О СМЯГЧАЮЩИХ ВИНУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
ГЛАВА XXVIII.
О НАКАЗАНИЯХ И НАГРАДАХ
ГЛАВА XXIX.
О ТОМ, ЧТО ОСЛАБЛЯЕТ ИЛИ ВВДЕТ ГОСУДАРСТВО К РАСПАДУ
ГЛАВА XXX.
ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ СУВЕРЕНА
ГЛАВА XXXI.
О ЦАРСТВЕ БОГА ПРИ ПОСРЕДСТВЕ ПРИРОДЫ
Часть третья. О ХРИСТИАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
ГЛАВА XXXII.
О ПРИНЦИПАХ ХРИСТИАНСКОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА XXXIII.
О ЧИСЛЕ, ДРЕВНОСТИ, ЦЕЛИ, АВТОРИТЕТЕ И ТОЛКОВАТЕЛЯХ КНИГ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
ГЛАВА XXXIV.
О ЗНАЧЕНИИ СЛОВ «ДУХ», «АНГЕЛ» И «ВДОХНОВЕНИЕ» В КНИГАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
ГЛАВА XXXV.
О ТОМ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ В ПИСАНИИ СЛОВА «ЦАРСТВО БОЖИЕ», «СВЯТОЙ», «ПОСВЯЩЕННЫЙ» И «ТАИНСТВО»
ГЛАВА XXXVI.
О СЛОВЕ БОЖИЕМ И О ПРОРОКАХ
ГЛАВА XXXVII.
О ЧУДЕСАХ И ОБ ИХ УПОТРЕБЛЕНИИ
ГЛАВА XXXVIII.
О ТОМ, ЧТО ПОНИМАЕТСЯ В ПИСАНИИ ПОД СЛОВАМИ «ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ», «АД», «СПАСЕНИЕ», «ГРЯДУЩИЙ МИР» И «ИСКУПЛЕНИЕ»
ГЛАВА XXXIX.
О ТОМ, ЧТО ПОНИМАЕТСЯ В ПИСАНИИ ПОД СЛОВОМ «ЦЕРКОВЬ»
ГЛАВА XL.
О ПРАВАХ ЦАРСТВА БОЖИЕГО ПРИ АВРААМЕ, МОИСЕЕ, ПЕРВОСВЯЩЕННИКАХ И ЦАРЯХ ИУДЕЙСКИХ
ГЛАВА XLI.
О МИССИИ НАШЕГО СВЯТОГО СПАСИТЕЛЯ
ГЛАВА XLII
О ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА XLI.
О ТОМ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ[/i]
То есть, видим, трактат Гоббса - огромная философская работа (и если его почитать, затрагивающая очень многие философские определения, суждения - тут и мораль, и юстиция, и анализ священного писания, и теория государства - чего только не затрагивает философ в своей работе - и не перечесть). Это я - относительно фразы: "Звягинцев в своей цитате его просто пересказал". Ловко так пересказал.
То, о чем говорит Звягинцев - это всего лишь отсылка к метафоре Гоббса о Левиафане.Это всего лишь использование этой аллегории, символа для определения одной из концепций фильма, а вовсе не попытка воплотить идеи Гоббса (по оглавлению видно - что это, да? объем, да?) на экране. То есть "пересказать Гоббса" на экране как бы, мягко говоря, абсурдно. Не говоря уже о том, что и государство, и церковь претерпели с 16 века значительные изменения. Так что фильм - это все-таки фильм.
В остальном, конечно, "можно просто почитать Гоббса".
Еще раз Звягинцев о фильме:
"О человеке. О человеке, о маленьком человеке, о столкновении его с системой, на каком бы языке он не говорил, в какой бы части мира он не проживал, вот и все. Это просто окрашено в те тона, о которых можно было бы сказать, что это история, снятая в России. Но это фильм о человеческом уделе. Вот я бы так сказал. Тут нет никаких открытий. Альянс церкви и государства, о котором говорится в нашей картине - это вечная история. Вы сослались в начале беседы на Гоббса, это 1650 год, Томас Гоббс, "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Эти мысли были еще в средние века. Тут стоит очень важный вопрос, на самом деле, об этом альянсе, о степени этого альянса. Поскольку слишком тесный альянс лишает иерархов церкви нравственного права давать оценку действиям светской власти. Вот это опасность...
Это в Америке было. И две женщины идут и обливаются слезами, американки. И я задаю себе вопрос уже ретроспективно после того, что здесь я слышу, неужели они так горько льют слезы по поводу того, что вот ты какая Россия? Они не потирают ручки - какая же ты, Россия, оказывается, грязная и неумытая. Они льют слезы по самим себе, потому что фильм и о них тоже, об их человеческой доле. Об этой несправедливости, которая просто как сеть наброшена на мир людей..."
Ну, нет совершенства во всем - нет, кто же с этим не согласится? Но несмотря на недочеты фильма (предел их количества зависит только от желания ищущего и алчущего), как-то режет "Да фиг с ним". Жалко, что Звягинцев не может ответить резко, как Коко Шанель: "Мне все равно, что вы обо мне думаете - мне на вас вообще наплевать".
Потому что ему - не наплевать.