От чайников - чайникам. Это первое полностью самостоятельно подготовленное путешествие. До этого была Шри-Ланка, поездка на которую созрела после того, как я случайно наткнулась на этот замечательный (wonderfull, cool, great) сайт. Но там все моя самостоятельность ограничилась покупкой авиабилетов и перепиской с Дусей (местным русскоговорящим гидом), в которой обсуждалось что же мы хотим, и в какой последовательности. ВСЕ, все остальное организовал Дуся. На Филиппинах Дуси нет . Поэтому штудировалось и выборочно копировалось множество отчетов.
Огромное СПАСИБО вам всем, кто пишет такие разные и полезные отчеты!
К чему я все это? Думаю, опытным самостоятельным путешественникам мой отчет покажется наивным, и где-то они воскликнут: "Ну кто же этого не знает?!". Отвечаю: Мы, и может быть еще кто-то, такой же как мы.
В отчете употребляется то я, то мы.
Я - Ольга, мы - я и мой муж Стас. Информационную часть поезки готовила я, практически без его помощи, поэтому - я. Но ездили то мы вместе, поэтому - мы.
Пролог
Из разговора с русской парой, тоже Awd-шниками, которую встретили при пересадке с Cathay Pacific на Cebu Pacific в аэропорту Гонконга:
Мы:"Куда собираетесь съездить на Филиппинах?"
Они: "Мы будем там всего пять дней, три - Барокай, потом на Бусуангу"
Мы: "Мы тоже на Барокай на три дня, но сперва на Себу и Бохол. Где на Барокае жить собираетесь?"
Они: "Не знаем, походим, посмотрим, выберем, возможно в Willys, мы не бронировали, даже обратный перелет еще не купили"
Мы: "А мы уже забронировали Nigi Nigi Too, собственно у нас уже все отели забронированы и перелеты выкуплены"
Они: "А как же отчет писать будете?"
Мы: "А мы не будем писать, зачем? По этим местам уже очень много отчетов, информации - море. Вот если бы по каким нибудь новым местам
о которых мало информации, тогда - конечно нужно, а здесь - нет необходимости, вряд ли что-нибудь новое сможем написать,
а повторяться не хочется.
И тем не менее...
Все же пишу. Отчет будет больше сконцентрирован на бытовых вещах, так как о достопримечательностях уже писано - переписано, да и восприятие у каждого свое: для одного - восторг, для другого - ничего особенного.
Расписание перелетов
4.12.10 – DME-HKG
5.12.10 – HKG-Manila-Cebu
8.12.10 – Cebu-Boracay (Caticlan)
11.12.10 – Boracay (Kalibo)-Manila
12.12.10 – Manila-Busuanga
15.12.10 – Busuanga-Manila-HKG
18.12.10 – HKG-DME
Перелет Москва - Гонконг
Летели Cathay Pacific, билеты куплены по акции еще в июле.
При регистрации спрашиваем:
"Мы летим транзитом через Гонконг в Манилу, мы в Гонконге должны получать багаж, или его перебросят на рейс до Манилы?"
"Какой авикомпанией летите дальше?"
"Cebu Pacific"
"Должны сами получить в Гонконге и сдать на рейс в Манилу, у нас с ними нет договоренности о переброске багажа"
После chek-in, сидим, ожидаем посадки, решила позвонить маме, сказать "До свидания", а она сообщает, что в Домодедово не все спокойно в данный момент, самолет ТУшка совершил аварийную посадку со всеми тремя неработающими движками и сошел со взлетной полосы, многие рейсы задерживаются. Она это по телеку в новостях увидела. Но мы об этом, сидя практически в месте происшествия, и не подозревали. Говорю: "Ничего не
слышала, вроде все спокойно, сейчас в самолет садиться будем, нам о задержке ничего не сообщали, самолеты взлетают"
Посадили нас в самолет, отъехали от "трубы", и все, сидим - ждем. Потом антиобледенительную обработку самолета начали. Ну,
понятно, погода то - дрянь, дождь со снегом. Командир экипажа несколько раз по внутренней связи объявлял что делают с самолётом,
постоянно извинялся за беспокойство и задержку, но ничего о причине задержки не сообщал. И когда взлетим - тоже неизвестно. Мы уже слегка нервничать начали, хоть и закладывали на стыковку четыре часа, но нужно еще сориентироваться (в Гонконге раньше не были), багаж получить, найти стойку регистрации на следующий рейс. А регистрация за 45 минут до вылета заканчивается. А в Маниле еще одна стыковка, мимо которой мы тоже пролетаем, неуспей мы на стыковку в Гонконге.
Вобщем взлетели мы только через два часа. Подробности узнали через два дня, когда уже приехали на Бохол и наконец-то появилось время подключится к Интернету. Оказалось что авария была серьёзная и даже с человеческими жертвами.
Cathay Pacific - компания, конечно, не плохая, но рядом с Катарами - отдыхает. В полет выдаются пледы (очень пригодились, было прохладно) и подушки. Никаких разовых зубных щеток, носочков, беруш, как у Катаров, не было. Уже встречала отзывы о неудобных креслах, полностью согласна, они не просто неудобные, при длительном перелете - настоящее орудие пытки. При переводе в положение полу-лежа, спинка не откидывается, а просто подушка сидения и мягкая спинка сползают несколько ниже внутри жесткого основания. При этом спина провисает, а подбородок упирается в грудь. Положение немного спасли две дополнительные подушки, прихватизированные со свободных кресел, которые были засунуты под спину, а так же максимально поднятый подголовник, так, что голова оказалась между спинкой и подголовником.
В результате задержки многие пассажиры опоздали на свои стыковки. Еще в полете старший стюард, весьма четко говоривший на английском, предлагал другие варианты тем кто опаздывал.
Прилетели мы в аэропорт Гонконга и, по закону подлости, оказались с противоположного края от места выдачи багажа. Аэропорт длинный, поэтому передвигаться пришлось очень бодрым шагом по многочисленным транспортерным лентам.
И тут, опа, оказалость, что прежде, чем получить багаж, нужно пройти паспортный контроль - получить штамп о прибытии в Гонконг, там очередь, хоть и небольшая (повезло, что небольшая). А затем еще раз пройти паспортный контроль - получить штамп об отбытии из Гонконга. Для нас оказалось неожиданностью необходимость проходить паспортный контроль, ведь в город мы выходить не собирались. Ну я же говорю - чайники мы!
Тем не менее, на регистрацию мы успели. Очень порадовались своей предусмотрительности, что на стыковку заложили четыре часа, так как рассматривался еще вариант двухчасовой стыковки с тем же Cebu Pacific, но был отвергнут, как ненадежный. Хотя, что можно назвать надежным в этом мире? Все относительно!
О Филиппинах, в общем.
Страна показалась нам весьма чистой, для азиатской страны. Народ дружелюбный, неназойливый (разве что за исключением торговцев на Боракайском White beach) и готовый бескорыстно помочь. Во всех отелях, без исключения, персонал приветливый, and very helpful. Очень высокая влажность воздуха, кондиционер в жилище нужен не только для охлаждения воздуха, но и для осушения, иначе в постели чувствуешь себя, как в болоте. Мокрые вещи на улице не сохнут (по крайней мере за ночь), только в комнате под кондиционером. Может мы в такой сезон попали, и так не всегда?
Cebu Pacific
Авиакомпания для лоукостера очень приличная. Самолетики новые, стюардессы симпатичные, во время полета развлекают - проводят викторины с призами. Поездка наша состоялась накануне каталического рождества, поэтому в униформу сотрудников авиакомпании были добавлены симпатичные рожки.
Питание в стоимость полета не входит, но можно купить напитки и закуски. Вылеты, в основном, вовремя, но из семи перелетов на три было перенесено время вылета, о чем за несколько дней сообщалось на email. Посему, очень рекомендуем регулярно проверять почту. Об изменении времени вылета сообщают где-то за три дня. У нас изменения были небольшие, на пол-часа - час.
Однако, те рейсы, которые были перенесены на пораньше, вылетали с опозданием, ровно в то время, которое было указано в билетах первоначально.
Еще раз порадовались, что на стыковки закладывали не менее трех часов. На втором перелете, уже из Манилы в Себу, в моей сумке обнаружили зонтик, и сказали, что его в ручную кладь нельзя. Я с этим зонтиком уже прошла проверку в Домодедово и Гонконге, а в Маниле меня заставили возвращаться к стойке регистрации и сдавать зонтик в багаж. Перелеты Гонконг-Манила и Манила-Себу я бронировала по отдельности, и в аэропорту Манилы нам пришлось получать багаж и сдавать его заново. А вот обратный перелет Бусуанга-Манила и Манила-Гонконг бронировала в связке, как стыковочный. В аэропорту Бусуанги нам сказали, что багаж мы получим уже в Гонконге. Хотя, не уверена, что дело в этом.
Себу
Себу планировался как перевалочный пункт для поездки на Бохол и обратно. Конечно можно было и напрямую полететь в Тагбиларан, но стыковка была только на следующий день, а останавливаться в Маниле не хотелось.
Отель Kon Tiki Club Resort (Себу)
Отель требовался исключительно чтобы два раза переночевать. То есть: одна ночь перед отплытием на Бохол, и одна ночь перед
вылетом на Боракай. Требования были минимальные: удобная кровать, чтобы выспаться после тяжелых перелетов, нешумный кондиционер, еда, чтобы не потравиться, отсутствие насекомых в номере. Формально, почти все требования были соблюдены. НО: Отель находится на отшибе, разбитая узкая и довольно длинная дорога к нему пролегает между бетонными заборами. Быстренько добраться куда-нибудь, чтобы поесть, или поймать такси, особенно с багажем - не получится. Отель ориентирован на дайверов, так как стоит прямо на берегу. Ресепшен находится на улице под навесом.
Представте себе, что в отеле на ресепшн висела табличка с часами работы с 8:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00. Справедливости ради надо сказать, что нашего приезда около семи вечера дождались. Между респешеном и всеми остальными сооружениями - та же грязная, разбитая дорога без какого-либо покрытия.
Вещи в номер и из номера таскали сами. Когда зашли в номер обнаружилось, что жить мы там будем не одни, там уже находились: крабик, ползающий по стенам (симпотяга), гекон - милашка, и застенчивый таракан (живность перечислена в порядке возрастания по размеру).
Правда, гекончик тут же убежал по делам, крабик затаился на стене, а таракан оказался очень скромным, сперва ушел в душ (наверное помыться захотел), а затем и вовсе заполз в какую-то дыру.
Очень странное покрытие оказалось на полу комнаты, типа бетона, покрытого крупным песком, то есть очень шершавое (интересно, как они его моют?).
Сходили покушать, я заказала рыбный суп, картошку фри, и креветки в кари соусе. Креветки и картошка - вкусно. А супа оказалась не тарелка, а как бы это назвать... тазик или лохань около литра (или больше), очень острый бульен, много рыбы. Бульен я есть не смогла, повыловила только рыбу.
Так как на ресепшен уже никого не было, попросили человека в ресторане вызвать нам на завтра такси к шести утра, чтобы доехать до пристани. Он пообещал это сделать.
Чемодан договорились оставить в номере до нашего приезда, так как одну ночь планировалось провести на Бохоле, и снова вернуться сюда на еще одну ночь до следующего перелета. Утречком, к шести часам, подходим к ресепшен. Такси нашего нет, и на ресепшен - тоже никого (помните часы работы? еще слишком рано!). В ресторане на стуле спит какой-то человек, но не тот, что обещал нам вызвать такси. Немного потусовавшись, поняли, что такси нам не вызвали. Хорошо, что я время отплытия парома перепутала, у меня в голове отложилось 7:00, а на самом деле первый рейс в 8:30. Ожидая такси, я достала бумажку с расписанием паромов, и поняла, что мы не спешим. Тем не менее, ехать то все равно надо. Пошли, растолкали человека в ресторане, попросили его найти такси. Сперва он несколько раз куда-то звонил - безуспешно. Потом взял велосипед, и поехал к дороге ловить машину. Вернулся обратно без машины. Опять куда-то звонил. Еще раз вскочил не велик и поехал. За это время два раза начинался и утихал дождь. Наконец приехал на джипни, и сказал что нас довезут до станции такси, а далее нужно брать такси. Вся процедура по времени заняла час! Да здравствует моя рассеянность!
О нашей поездке на Бохол - в следующей главе. А здесь продолжение эпопеи с отелем.
Вернулись в отель на следующий день в районе девяти вечера (плыли на последнем пароме). На этот раз нас поселили в другую комнату, получше прежней.
Чемодан уже ждал нас в этой комнате. Чемодан хранили и таскали из одной комнаты в другую совершенно бесплатно, спасибо им за это!
В этой комнате были мягкие подушки, в отличие от предыдущей, где на подушке я спать не смогла, обойдясь собственной свернутой кофточкой. Не было крабика и таракана, дежурил только гекончик на стене. По таракану даже немного взгруснулось, ведь я его так и не сфоткала. Пока поселились, немного разобрались, время - десять часов.Решили пойти поужинать. И вот тут нас ожидал очередной облом, в прошлый раз не заметили табличку с часами работы ресторана - до 10:00 р.м. Куда либо идти уже не было ни сил, ни желания, так как далеко, и по очень неприятной дорожке. Перекусили остатками чипсов и фруктами, что у нас оставались еще с Бохола (хорошо, что не выкинули - была такая мысль), нарушив при этом одно из правил отеля. Подробнее о правилах: на столе под стеклом лежал вот такой листок:
Мы, сами того не желая, оказались злостными нарушителями, так как не только кушали в комнате, но и еще стирали купальники, сушили их там же. А куда же их мокрые было девать то среди ночи?
Душ толком принять не удалось, вода текла не столько из лейки, торчащей из стены, сколько из-под вентелей. Все что добиралось до лейки, стекало на те же вентили. Кстати, в предыдущей комнате душ работал нормально.
Опять же утречком, но уже к восьми часам, с вещами подруливаем на ресепшен с благими намерениями расплатиться и уехать. Памятуя о проблемах с вызовом такси,решили на этот раз быть предусмотрительнее и договориться с таксистом сами, тем что вез нас из порта в отель. Договорились на восемь часов. Поначалу хотели на пол-часа пораньше, но он уговорил нас на восемь: до аэропорта недалеко, минут 20. На ресепшен не оказалось ни персонала, ни такси, хотя по времени должны быть уже и те и другие. На самолет опаздывать в наши планы не входило, так как это был единственный рейс на сегодня у Cebu из города Себу до Катиклана напрямую, остальные - через Манилу.
Ждем, уже начиная нервничать. Никого. Решаем, что если такси придет раньше персонала, то уедем, оставив записку с контактами, и оплачивать будем банковским переводом. Вот интересно, а для тех кому нужно шесть или семь уезжать, как предусматривается оплата за постой? Минут через двадцать появляется персонал. Оплачиваем отель. Таксиста нет. Звоним ему, он начинает ныть про хеви траффик. "Блин, а ты что траффик в собственном городе не учитывал, когда выезжал? Самолету траффик по-фиг, он улетит, ждать не будет!". Я мечусь, как тигр в клетке, регистрация-то уже началась, через час закончится, а этого перца все нет. Загоняли персонал отеля, в попытках вызвать нам другую машину, но ситуация повторяется в точности по сценарию прошлого раза.
Итог: таксист опаздал на сорок минут. Вины отеля на этот раз, конечно, нет. К счастью, на регистрацию успели. То есть вы понимаете, что суетиться
надо начинать за час до предполагаемого времени выезда из этого отеля.
Извините, что так длинно про отель. Действительно, что же вы хотели за 45 баксов в сутки? Преклоняюсь перед соотечественниками, достигшими таких высот бытия, что без малейшей брезгливости и чувства дискомфорта ночуют в хостелах и гестах лишенных каких-либо удобств. Каюсь, мы - люди развращенные цивилизацией.
Паром Super Cat
И про сам паром, и про время рейсов - все в разных отчетах встречается неоднократно. Подтверждаем, что на борту холодно, но если вы замерзли, можно на прокат взять
одеяло. Советуем выбирать места (там это можно при регистрации билетов) возле окошка, так как поток холодного воздуха от двух мощных кондиционеров преимущественно направлен на ряды посередине.
Бохол
Еще на пристани в Себу, ожидая парома, позвонили гиду Тате (тел.с местной симки 09102707197), по наводке взятой в одном из отчетов. Очень каюсь, уже не помню автора отчета, в котором выловила его телефон. Отзовитесь, я вам плюсик за него поставлю. Пока мы плыли на пароме, он перезвонил три раза и отправил 4 sms-ки. Но я всю доргу дрыхла, поэтому не отвечала. Тата встречал нас на пирсе на минивэне. Решили в отель не заезжать, для check-in еще рано, да и время терять не хочется.
Быстренько обсудили программу, она у нас стандартная, за исключением шоколадных холмов (мы захотели не в Кармен, а на на Sagbayan Peak), цену он назвал 3500 песо. Дорого, скажите вы. Может быть... Но Sagbayan Peak находится дальше всех остальных достопримечательностей, вся поездка заняла целый день, приехали в отель мы уже в темноте, часам к восьми. А самое главное - для хорошего человека и денег не жалко.
Итак, программа: Blood Compact Site, торсиеры, ферма бабочек, река Лобок, и шоколадные холмы (оба сайта).
Подробно описывать не будем, все уже описано до нас.
Из разговора с той самой парой в Гонконге:
Они: "А зачем вам на Бохол, что там смотреть-то? Ну холмы, ну обезьяны..."
"Обезьяны!" - сказала я мечтательно, прижав руку к груди, и закатив глаза.
Кратенько. Ну, к живности, тем более такой экзотической как торсиеры, я вообще неравнодушна, поэтому кроме восторгов и умилений, другого ждать от меня и не стоит. Муж тоже живность любит. Спросили остались ли торсиеры в дикой природе, нам ответили, что есть, но в труднодоступных местах. Получить хорошие четкие фотки торсиеров достаточно проблематично, так как загончик для них пердставлял собой навес на сваях, мощеный бамбуковыми планками. То есть пол при ходьбе качается. Народу довольно много и дождаться, когда никто не ходит и не раскачивает пол, практически невозможно. У самих торсиеров полумрак, фотографировать со вспышкой нельзя, они же ночные! Ставишь большую выдержку и получаешь нечеткие кадры.
Еще там были птицы, игуана, змеи и прочая живность.
Река Лобок: покататься на паромчике по речке, среди джунглей, покушать весьма недурственно (время-то обеда, кушать все равно где-то надо),
да и еще так недорого, почему нет!?
Шоколадные холмы: Встречала в отчетах разные мнения, от "ничего особенного", до восторгов. Были готовы к тому, что не зацепит.
К счастью, ошиблись. Виды очень красивые, холмы необычные такие. Одинаковые и разные одновременно.
Ферма бабочек.
Продолжение следует...