Хочу поделиться впечатлениями от поездки на Филиппины в августе этого года – то есть в типичный несезон. Учитывая время года и недолгую продолжительность путешествия, надеюсь, мои заметки смогут быть полезны путешественникам со схожими условиями.
Время поездки с 30 июля по 11 августа, конечно совсем немного для такой страны, но при удачном составлении своего маршрута, как я выяснил, возможно организовать увлекательное путешествие.
Это была уже не первая моя поездка в Азию в летний период, и, естесственно, как любой самостоятельный путешественник в дождливый сезон, я понимал, что все будет зависеть от погоды. И, как я все больше убеждаюсь, планировать отдых, учитывая сезонность в Азии дело не особо благодарное.
Итак, я имел в распоряжении полных 11 дней.
Долго думал насчет маршрута, исходя из пожеланий. А они были вполне обычные.
В приоритете
-море
-пляжи
-животные
По началу планировал традиционные Эль-Нидо, Боракай и Бохол, но при детальном рассмотрении маршрута и сопоставлением с расписанием местных авиалиний выходило, что из-за Эль-Нидо теряется порядка двух полных дней, причем в тех местах, которые мне вообще не были интересны. В итоге маршрут стал таким:
Бохол (2 дня) – Малапаскуа (Malapascua) (3 дня) - Боракай (4 дня) – Гонг-Конг (2 дня)
Для облегчения перемещений из багажа только рюкзаки за спиной по 2-2.5 кг + фотоаппарат.
Отели на Филиппинах заранее не бронировал.
Перелет выбрал
Cathay Pacific Москва - Гонг-Конг.
Далее
Cebu Pacific из Гонг Конга в Манилу.
По Филиппинам были куплены
Zest Air (Манила- Тагбиларан),
Cebu Pacific (Себу – Катиклан),
Zest Air (Калибо – Манила)
Все билеты покупал в мае и начале июня, где-то попадал на спецы, а где-то нет. Причем, мониторил в последующем цены на местные перелелеты – можно было и дешевле на некоторые рейсы взять.
30 июля.
Вылет из Домодедово в 16-50 Cathay Pacific . Думал задержут. Паспортный контроль, 4 пограничника сидят, а людей человек 150 скопилось. Естесственно все опаздывают на посадку, в итоге пассажиров, опаздывающих на рейсы, проводили вне очереди по перекличке.. короче бардак… но вылетели всего с 10 минутной задержкой. Полет хороший, самолет новый А-340.
31 июля
Прилетели в 5-45, в Гонг Конге солнце, ну, думаю вроде ничего. Быстрая пересадка на Cebu Pacific. Вылетели без задержки в 8-25. 2 часа и мы в Маниле. Впереди еще был перелет до Тагбиларана Zest Air в 13-10 из Доместик терминала.
Выходим из аэропорта, уже готовлюсь ощутить так полюбившуюся мне летнюю азиатскую духоту, и … ничего такого особенно не ощущаю. На небе облака, моросит мелкий пртивный, но теплый дождь и не сказать, чтобы жарко.
Еще в аэопорте меняю 300$. Минивэн до Доместик терминала 20 песо, ехали минут 10. Дождь льет уже как из ведра, забегаем в здание, и первое что ощущаю – это дикий холод!
Кондеи работают на полную! Ну не дебилы!? Рейс задерживают на час, а мы пьем горячий кофе и покупаем местную симку Globe (кстати звонки и смски в Россию мне показались намного дороже, чем из других стран Азии)
В Тагбиларане оказываемся около 4 часов. Моя цель Алона бич на Панглао. Дождь хлещет, не жарко, прямо напротив выхода предлагают такси за 600 песо. Я, конечно, по традиции забыл в Москве все распечатки с филиппинскими ценами. Но инстинктивно думаю дороговато, и на торг не идут, мол все официально, с чеком. В итоге соглашаюсь, потому что альтернатив рядом нет, а искать за пределами аэропорта – значит вымокнуть до нитки. Да и подыскивать отель очень хотелось до захода солнца. Где-то в 5 уже въезжаем в Алону.
Первое впечатление не очень. Пляжа нет совсем, куча лодок у берега, песок мелкий, практически белый, но как-то очень не уютно. Дождь вроде перестал, а на солнце даже намека нет. И народу, так, прямо скажем, не мало.
Походил по отелям в расчете на безумно низкие цены в Low season и возможность поторговаться на месте. Alona Vida – 3000 песо – для меня не вариант, в соседнем, забыл название, вообще все номера заняты. Выбор пал на отельчик Пирамида. 2000 песо за ночь – двухэтажный домик, горячая, холодная вода, кондиционер может и был, но я ими не пользуюсь, на втором этаже кровать, на первом ненужый диван.
Есть бассеин (почему-то сразу глубина в 3 метра).
Живности на территории и в номерах не заметил, а жаль. Сейфа в номере нет, но на рецепции можно все ценное положить в пакет, заклеить скотчем и отдать им, так мы и сделали.
Море теплое, но купаться практически не возможно. До пояса заходишь по песку, а потом сплошником водоросли, а что там в них не понятно, короче без обуви не поплаваешь.
Сразу после заселения, я пошел узнавать о лодке на утреннюю поездку к дельфинам. Организовать ее оказалось просто, цена вопроса 1500 песо. Договорились на 5-30.
Ужин был в нашем же отеле, морепродукты, рыба, рис, свежевыжатые соки – все на двоих 1000 песо.
1 августа
В 5-30 меня одновременно разбудили мой будильник и капитан лодки, барабанивший в дверь (видимо, когда надо филиппинцы очень пунктуальны)
Первым делом вслушиваюсь, что происходит на улице, постоянно путаю шум дождя и шелест пальмовых листьев на ветру. Дождя вроде нет, но плотные облака стоят неподвижно, видимо над всем островом. Вообще к утру я как то уже смирился с тем, что подзагореть не удастся и что дождевик я захватил с собой не зря.
Поплыли.
Ну наконец-то думаю, начался мой отдых. Волны есть, но особо не заливало. Однако моя подруга через минут 30 на отрез отказалась плыть на Баликасаг, уговаривая повернуть обратно. Капитан говорит, что дельфинов скорее всего не увидим из-за больших волн, хотя с нами плыло как минимум еще лодок 10 рядом. Делать было нечего, и мы повернули на Virgin Island, который как раз на полпути и находится.
Ну что, островок не такой уж и дикий, достаточно мусора на нем, коса прикольная.
Причем когда только приплыли, шел по песку, а через час она уже вся была в воде – прилив.
На острове ничего нет, только для фоток можно, или для таких как мы – не доплывших на Баликасаг.
На обратном пути доплываем до какого-то соседнего с Алоной пляжа, место, где живет наш бесстрашный, но хитрый капитан, потому что из-за волн, как он сказал, до отеля ему плыть трудно. Пересаживаемся на его мотоцикл и втроем едем уже до отеля, еле удерживаясь за сиденье.
В общем, первая наша экскурсия получилось какой-то скомконной, зато в 10 утра мы уже были в отеле.
Радовало то, что наконец-то впервые я увидел Филиппинское солнце, тучи стремительно исчезали, и главной моей задачей теперь было спасти свой нос от палящих лучей.
Завтрак 125 песо – стандартный.
В соседнем с туристическим центром интернет кафе покупаю карту Бохола, на которой девушка-продавец отмечает все места, на которые я хочу поглазеть. А именно:
какой-нибудь водопад (на карте отметила аж два) Выбор пал на водопад Mag-Aso – на север от Тагбиларана.
Шоколадные холмы, куда ж без них.
Тарсиеры в Корелле.
Сад бабочек.
Памятник, где мужики сидят.
И пообедать планировал на реке Ломбок.
Еще в Москве планировал перемещаться по Бохолу на авто без водителя. Машину нашел на удивление быстро, все на том же пяточке, рядом с туристическим центром.
Договорился с 11 до 19 вечера. Цена была 1500 песо, я как-то сразу обрадовался цене и согласился, даже не торгуясь, хотя сейчас думаю – не так и дешево получилось. Залога не нужно, права не нужны…
Наша машина – это была отдельная песня. Старая KIA с пробегом в 300000 км с практически сдохшим аккумулятором, заводилась то с первого, то с 10 раза. Стеклоподъемники с электроприводом. Чтобы опустить или поднять свое, водительское стекло, мне нужно было вытащить из двери весь механизм переключателей, отогнуть проводки на себя и тогда оно начинало движение. А чтобы закрыть пассажирсое стекло надо, чтобы пассажир тянул с недюжинной силой его вверх, а водитель давил на кнопку его закрытия у себя на панели. Короче, после недолгих раздумий я вообще перестал их закрывать.
Но мне очень нравятся такие машины на отдыхе, вносят какую-то романтику что ли – короче - был доволен ездой.
Первыми в плане были тарсиеры в Corella.
По карте дорога несложная, с учетом проезда через Тагбиларан составила около 40 минут.
В питомнике по словам гида сегодня только 3 долгопятика, сидели высоковато, покормить не удалось – было нечем, кузнечики на глаза не попадались.
Из Кореллы к водопаду Mag-Aso по дороге на Антекверу(Antequera) доезжаем минут за 25-30, на дорогах есть указатели.
Платим за вход и долгий спуск по лестнице к водопаду.
Место очень понравилось, вода прохладная, но привыкаешь быстро. Из туристов с нами одна семья немцев.
На Ломбок решили не ехать из-за нехватки времени на холмы, пообедали в Макдональдсе в Тагбиларане.
Дальше к памятнику «кровный договор», забавный такой, находится прям около поворота на Панглао.
Сад бабочек в Биларе, ну так, для очень больших любителей всяких насекомых.
Шоколадные холмы в Кармене конечно впечатляют.
На что уж я, небольшой любитель красот природы, но необычность ландшафта мне очень запомнилась.
В 7 вечера были уже в отели.
Стоимость бензина от 58 до 60 песо была за литр, езда очень простая, милиции на дорогах вообще ни разу не видел, свое водительское мог бы и не брать.
2 августа
С утра едем в Тагбиларан, в порт, 350 песо на моем вчерашнем авто.
Билеты покупаем до Себу на Ocean Jet – 500 песо на человека, билеты свободно, очередей нет.
Около 2-х часов и вот мы уже в Себу. На часах 13-30. Нам нужен северный автобусный терминал, а оттуда на автобусе до Майя, а уже оттуда ходят лодки, такой был мой план. Но таксист предлагает отвезти нас прямо до Майя за 2000 песо, уговаривая, что ехать на автобусе около 4.5 часов, и до захода солнца я точно не доберусь, и что будут проблемы с поиском лодки. И опять я поддаюсь на уговоры своей подруги и хитрого, как мне кажется, таксиста. Из бюджета я уже выбиваюсь значительно. Ехали 3 часа, дорога нормальная на всем протяжении.
В 5 мы подъехали к пристани. Ни одного туриста. Подходим к будке, где касса – никого. Мужик какой-то говорит, что все, финиш, все закрыто уже. Говорит есть лодка, но цена 1200 песо. Такая цена в мои планы точно уж не входила.
В магазинчике с водой продавец говорит, что сейчас пойдет лодка на Малапаскуа, за 500 песо может вас захватить. Соглашаюсь.
Лодочка маленькая, битком загружена каким то пивом, колой, бумагой туалетной.
Уместились на краюшке, ждем пока загрузят хлеб, соки, минут 20 ждали 2 десятка яиц. Вместе с нами плыла какая-то филиппинка, оказалось это все в ее отель. Какой то мужик с капитаном сразу начали бухать ром, еще и мне предлагали, за 40 минут плавания они так неплохо нажрались, ржали всю дорогу. Зато сторговался с ними за 300 песо на двоих. Волн особо не было.
Причалили на северный пляж Бонтики уже практически в сумерках. Там один отель, большой по территории, но туристов не увидел.
Про остров помнил только, что самый туристическая часть – это пляж Баунти. На мопеде доехали до Баунти – 50 песо. Какой-то мальчик предложил посмотреть отель. Радостный мужик встретил, огласил сразу цену 900 песо, а я сразу согласился.
Отель Sunset состоит из двух домиков с двумя номерами, больше я не заметил.
Номер хороший, горячая вода от нагревателя, вентилятор и кондей, который был отключен.
На территории гамаки развешены – все как я и представлял.
Ужинать пошли в кафе Пирамида, при каком-то крупном отеле с бассейном, купаться там можно.
3 августа
Просыпаемся рано, часов в 8. С вечера еще договорился о снорклинге с Гили - водителем мопеда, цена - 300 песо в час. Едем сначала к нему, опять на северный пляж. Пригласил зайти в дом,
с женой познакомил, ребенок маленький. Английский знают более менее нормально. Отплыли с северного пляжа, лодка шириной сантиметров 60, обогнув остров с востока, я уже тогда понял, насколько это красивое место.
Мы плыли на расстоянии метров 60 от берега, вода чистейшая, прозрачная, никакого мусора, глубина метров 6 на всем протяжении.
Около часа снорклил, рыбки есть, но не много, кораллы разноцветные красивые, дальше вдоль пляжа Баунти огибаем с запада,
цель - затонувший японский корабль времен войны. Волны в этом месте повыше, и очень много было мелких медуз.
От самого корабля был виден только каркас носовой части, может на глубине он сохранился лучше.
Конечно, большинство туристов едет сюда на дайвинг из-за акул и как-то не рассматривают Малапаскуа в качестве типичного пляжного отдыха, и, как я считаю, не заслуженно, поэтому на этом вопросе я хочу остановиться поподробнее.
Весь остров можно пройти вдоль за час, полтора. Дороги, точнее дорожки, грунтовые, такие своеобразные тропинки между пальм. Даже в самом центре острова, когда не видно было ни пляжа, ни моря, все равно ощущение, что ты на очень маленьком кусочке земли. Видимо из-за того, что под ногами много светлого песка.
Есть основная деревня, ближе к южной части, там же и пристань, откуда отходят лодки, есть школа, есть маяк в северо-западной части, на котором я так и не побывал.
Все основные отели на юге на пляже Баунти. Как пляж не особо мне понравился, не оправдывает он своего названия; народу, конечно, было совсем мало, но опять как то не уютно; во-первых всю прелесть портят лодки у берега, хоть их и немного, во-вторых, он узенький.
Водорослей у берега конечно не как на Алоне, то есть не растут прямо кустами, но у берега все равно травка плавает. Песок белый, мелкий, но крупинки ощущаются, босиком надо ходить осторожно – кругом валяются кусочки кораллов.
Некоторые отели расширяются, видел пару строечек.
А днем прогулялись до северного пляжа Бонтики – вот это класс! Широкий и достаточно длинный, песок мельче мне показался, практически никаких кусочков кораллов, море чистое от водорослей, заход более глубокий.
И ни одного туриста. Эдакое место, отдыха от всех и всего. Если еще раз приеду, то уже сюда.
Справа на возвышении отель Bontici Сove, рядом гроты и пещеры (видел с лодки, но не плавал туда). Обедали у них кафе – вкусно и недорого.
Из минусов, а может и плюсов – никакой инфраструктуры, кроме этого отеля, хотя и до него метров 300 еще идти. Сразу за пляжем местные хибарки. На песке только лодки рыбаков и их сети, но от воды они далеко.
Жаль, что так мало дней я побывал на Малапаскуа. Очень жалел, что так и не посетил остров Калангаман, который видел на картинке в интернете, надеюсь в следующий раз удастся. Конечно, меня ждал Боракай, но крошечная Малапаскуа стала номером 1 в моем туристическом списке по экзотичности и уединенности. И бюджетности отдыха, конечно .
Все дни на острове не было ни облачка. В нашем отеле хозяин сказал, что туристы приезжают с Боракая, потому что там все в облаках и дожди, говорил оставаться здесь. Я тогда ему еще не особо поверил…
4 августа
На сегодня был намечен переплыв на Себу.
100 песо за билет на лодку, 40 минут и мы опять в Майе. Садимся в рейсовый автобус до Себу. К вечеру оказываемся на северном автобусном терминале. Еще успеваю посетить место гибели Магеллана до захода солнца.
Для меня место интересное, ибо считаю его действительно величайшим мореплавателем. Здоровенный памятник Лапу-Лапу, но никак не Магеллану . Находится рядом с аэропортом.
Селимся в отель в том же районе - goldberrysuits hotel. Очень понравился. 2000 песо с завтраками и бесплатной доставкой в аэропорт.
5 августа
У нас рейс Cebu Pacific до Катиклана. Все вовремя. Через 30 минут нашего полета, командир говорит, что летим в Калибо, так как в Катиклане плохая погода. Прилетаем. Все в облаках, моросит дождь. Из Калибо едем на минивэне бесплатно часа 2. В порту все оперативно: пришел, оплатил долбанные fee, получил брошюрку, сел в лодку, поплыл. Плыть 15 минут.
И вот я на Боракае! Острове, на который я так возлагал 4 полноценных дня пляжного ничегонеделания… но в данный момент - облачность сплошная, дождь идет каждые 15-20 минут по полчаса. И так до вечера (это я вперед забежал чуток)
Берем трицикл за 100 песо и едем на первую станцию. Первый отель в моем списке был Sea Wind. Предложили цену в 15000 песо на 4 ночи в стандарте, без балкона, вид на стену!
На агоде на эти даты были цены дешевле. И это несезон??? Решил идти по пляжу в сторону 2 станции и заходить в каждый отель. Короче, дошел до Willis, единственный отель, где можно было поторговаться. Предложили номер Grand Premier на 3 этаже за 3500 песо на 4 ночи. Итого 14000 песо. Согласился. На форуме этот номер описан много раз. Здоровенный застекленный балкон с кроватью, сейф в номере, джакузи, которая нах не нужна там.
Вид из номера отличный.
В отеле работники сказали, что облака и дождь уже неделю, и я в это охотно поверил, увидев уезжающих, вообще незагорелых туристов.
Но меня это не смущает – кататься на волнах в море под тропическим дождем, это когда ж еще удастся? Правильно. Только в мой следующий несезон!
Вода градусов 30, теплее воздуха была.
Ужинали в тот день в каком-то кафе. Цены такие же как на Панглао, но есть множество буфетов от 300 до 450 песо с бесплатным напитком.
6-8 августа
Были похожими друг на друга. Не буду подробно описывать Боракай – все исписано и переписано на форуме гораздо подробнее, чем я бы осилил написать это здесь.
Самое главное! Все эти дни были без дождей и солнечные.
И теперь я с уверенностью мог сказать: С погодой нам повезло!
В один из дней арендовал мопед на 4 часа, доехали до пляжа Пука. Песок так крупный, более желтый, заход в море непологий.
И дальше до пещеры с мышами.
По дороге заехали к летучим лисицам. До чего ж они классные!
Их можно покормить.
Едят яблоки и пальцы.
Все кайтеры с пляжа Булабог перекочевали в район 2 станции White beach (немного, 4-5 кайтов одновременно видел), а все лодки, наоборот, на Булабог.
Сам пляж и море там напоминали стоячее болотце.
А дорога на рыбный рынок Талипапа после дождя вот такая
Смотровая площадка – от нечего делать прокатиться можно, а можно и пешком.
Ну и пару слов про White beach и море. Песок и сам пляж, конечно, не сравнятся ни с чем.
Песок на пляже гладкий как стекло
Но так могу сказать только про первую станцию. Реально песок сильно отличается на второй и третьей. На второй он вообще крупнее намного.
Лодок не было ни одной, только на второй станции прогулочные в одном месте все скоплены.
Весь пляж загорожен вот такой стеной от песка
Волны есть, ветер с моря, в воде периодически плавают листья, а иногда и кустики водорослей.
Полноценного заката не видел – на горизонте всегда к вечеру были облака.
9 августа
В 9-30 был вылет из Калибо Zest Air. Все по расписанию, без задержек. В 11 уже был Маниле, поймал такси до Интрамуроса, по пробкам ехали около часа. Для общего развития погулять стоит.
Ну а в 16-40 был перелет Cebu Pacific до Гонг-Конга, там провели 1 день. Описывать не буду, все стандартно, полно замечательных отчетов об этом городе, добавлю лишь пару фоток.
Ну а в ночь на 11 августа вылет в Москву Cathay Pacific.
Краткие итоги такие.
Филиппины очень красивая страна, думаю, таких пляжей как там, в мире можно по пальцам сосчитать.
Народ мне не показался особенно наивным, типичные азиаты, агресси не заметил ни от кого. Но и назойливости тоже. Очень религиозные, кругом какие-то надписи из библии или на эту тему.
По ценам. На все, думаю, завышены, по сравнению с другими странами ЮВА, причем раза в полтора.
Что реально под конец бесило, так это постоянные FEE! При вылете из Манилы аж по 750 песо с носа.
Еда. Я не гурман, и по мне вкусная, вполне типичная.
Связь была Globe, на Боракае ловил не очень.
Не хватило, наверное денька 2 для пляжного отдыха, а так составлением маршрута остался доволен.
Расходы на двоих получились следующими:
Перелет Cathay Pacific Москва - Гонг-Конг – 44000 руб.
Cebu Pacific из Гонг Конга в Манилу – 8100 руб.
Zest Air (Манила- Тагбиларан) – 1500 руб.
Cebu Pacific (Себу – Катиклан) - 3300 руб.
Zest Air (Калибо – Манила) – 1400 руб.
Бронь отеля в Гонг-Конге – 3300 руб
На все расходы в поездке (отели, еда, перемещения, экскурсии и сувениры) – 49000 руб.
Итого: 107000 руб. Без Гонг Конга и сувениров вышло бы около 103000 руб.