До Манилы добирались через Китай, тк поездка совпала с китайским НГ , то перелет получился небюджетный – 33 тыс.р на человек туда и обратно. Прилетели ночью, рано утром вылет в Пуэрто-принцесу. На Филиппинах имеется одна странность досмотра в аэропорту – можно проносить любое количество воды, но нельзя манго.
Палаван.
По инфе с форума сразу взяли трайк и скомандовали ехать на бас-стейшн. Цена поездки была оговорена 100 песо. Через минут 10 подъехали к некой едальне с припаркованными 2 микроавтобусами. Вывеска G-tour. Спрашиваем водилу – где бас стейшн? Тычет в автобусы – нужен автобус? В Эль-Нидо? Так вот-же. Чувствуем развод, но идем узнавать. Да автобусы в Эль-нидо, цена 700, не торгуются, отправляются скоро. Решаем остаться, водила получает свои 100 песо и довольный испаряется (реально до данного места из а\п можно доехать за 20 песо). Сидим ждем мин. 30, ничего не происходит, иду узнавать. Хозяин объясняет – дескать сейчас соберем народ и поедем. Реально уехали через 2 с лишним часа, причем минут 40 из них заняло обилечивание туристов и погрузка багажа. Забавно было наблюдать консилиум водителей, которые на полном серьезе минут 20 решали как запихать в автобус 10 пассажиров. Такова она филиппинская натура – делать все обстоятельно, но ооочень медленно.
Вообще уехать из ПП в Эль-нидо можно из 3 мест
1 не суетиться и найти микроавтобус собирающий пассажиров прямо в аэропорту
2 за 20 песо ехать в G-tour
3 за 100 песо ехать до бас терминала
Цена вопроса (700 песо с носа) и время отправки будут примерно одинаковы.
Особого экстрима в поездке в принципе нет, пилить часов 6 с остановкой на обед. В салоне установлен дополнительный ряд сидений из-за чего ноги ставить совсем некуда.
В Эль-нидо был забукан Waterfront resort, номеров непосредственно выходящих на бич фронт два, рекомендую номер 1. Остальные номера в глубине здания и без окон. Море прямо под балконом.
Номер
Из минусов – шумный оконного типа кондей и рецепция прямо за дверью. Стаф имеет привычку вставать в 6 утра и делать свои дела, не особо заботясь о покое гостей.
Тогда мы думали, что нам просто не повезло с номером. Но когда эта же ситуация повторилась в третьем по счету отеле, поняли Филиппины это - ХерСон. Редко когда удавалось проснуться самому хотя бы после 8. Обычно побудка происходила вместе с выходом стафа на работу – часов этак в 6-7. Кроме шумных кондеев и рановстающего стафа на Филиппинах есть замечательные громкопоющие петухи. Петушиная перекличка посреди ночи – обычное дело.
В Эль-нидо были 4 дня, реально достаточно 3, последний день шарились по окрестностям. Питаться дешевле и вкуснее всего в Сквидос. На туры выезжали дважды с Spoor tour и один раз с какой-то левой конторой. Настоятельно рекомендую Spoor и обязательно лодку Joshua тк отличный опытный капитан, который готовит на обед офигительное BBQ без всяких доплат.
Находятся в 10м от центрального выхода на пляж, по дороге в сторону Арт-кафе.
BBQ
Туры А и Б в основном пляжи-лагуны, тур С снорклинг (видели 3 черепах, одну капитан поймал голыми руками) желательно иметь ласты тк риф достаточно протяженный.
Билеты обратно нужно брать за день и требовать билет на руки (никаких «по телефону» и обещаний что Педро заберет вас завтра прямо из отеля). Иначе можно как мы, уехать на последнем автобусе на подсадку.
Из ПП были куплены авиабилеты напрямую до Бусанги. Копания АйрФилЭкспресс. Каково же было наше удивление, когда у стойки регистрации нам сообщили, что рейс отменен и предложили лететь в Манилу. Никаких мейлов или звонков об отмене рейса не было. При этом клятвенно заверяли, что в Маниле нас бесплатно поселят, а на следующий день отправят в Бусангу (тоже бесплатно). Летим. По прилету оказалось – билетов на завтра нет. Совсем нет.
Результат – переночевали за свой счет в Маниле, купили за дорого билеты у Себу, потеряли одну оплаченную ночь (а главное день) в Короне.
Бусанга
На Корон было заложено 3 дня, получилось 2. Но каких. Прилетели первым рейсом Себу пацифика, сразу в гостишку Princess of coron (только положительные эмоции, жили в номере 6, на крыше что-то типа смотровой площадки на бухту, имеются свечи и бокалы для вина, весьма романтично).
Симпатичная статуэтка в номере, приколочена к шкафу намертво гвоздем на 200.
В 12 часов уже сидели в арендованной за 1500 лодке и мчались по стандартному маршруту озера- твин лагун -скелетон бич. Осмотр ВСЕХ основных достопримечательностей занял примерно 3 часа. На разные фи было потрачено порядка 1100 песо. Ничего впечатляющего после Эль-нидо замечено не было.
Классика
Так же не удалось найти нормальную едальню с сифудом, поели чего-то в Seadive и пошли в гостишку снимать стресс Тандуем . Утром был запланирован вылет в Манилу (Боракай).
В аэропорту прошли регистрацию в 9-00, улетели в 18-00. Весь день местные что-то жевали про проблемы в Маниле на 3 терминале. Рейс на Боракай был на 14-00. Так же как и ПП, теперь уже представители Себу пацифика обещали нам бесплатное размещение в Маниле и отправку на Боракай в любое удобное время. Сбылось только второе. Переговоры в Маниле по поводу бесплатного размещения закончились требованием предъявить туристический ваучер, который нам должны были выдать в Бусанге. Поскольку времени было уже 19-00 и спорить дальше не было никаких сил, плюнули и перночевали в гостишке в районе 1 терминала за 1500. Oyster hotel, бесплатный трансфер, чисто, Wi-Fi – рекомендую. Брали через стойку информации на 1 этаже терминала 3.
Таким образом на Бусангу ( с учетом дороги) было потрачено 4 дня отпуска и примерно 20 000 песо с учетом незапланированных перелетов, фи и гостишек.
Вывод – если вы не дайвер и затопленные корабли вас не интересуют, после Эль-нидо Корон место абсолютно необязательное для посещения.
Боракай
Про Боракай сказать особо нечего, кроме того, что на третий день с тоски и весьма прохладной погоды- водички почти улетели на Пукет. Сорвалось только потому, что забыли паспорта в номере , а пока ходили билеты кончились. Цена вопроса, если кому интересно была 15 000 песо с носа, вылет утром, в 19-00 на Пукете.
Сначала жили в Виллисе, потом съехали в Marzon.
Марзон
Рекомендую для проживания район 3 станции от Океан клуба до Блю манго. Достаточно глубокое море, меньше народа, в основном европейцы, бюджетнее. Никакие лодки не мешают, тк паркутся только для посадки-высадки пассажиров и только в строго отведенном месте. На Боракае прожили две недели, что несомненно многовато для этого места. Питались днем на Ди моле (qeen bee – рекомендую, огромная бадья вкуснейшего Lomi всего за 220 песо), вечером на Талипапе (харчевня sababi, все вкусно, бюджетно, сифуд-бухло свое).
Пафосные кабаки на пляже как-то не вдохновили, явно проигрывая Талипапе по свежести сифуда и ценам. Несмотря на неоднократные попытки обнаружить достойную внимания тусню не удалось. В основном в живую исполняют что-то типа Бон Джови сильно адаптированное к филиппинскому. Пару раз слышали Боба Марли, но лучше бы не слышали. Жалкая пародия.
В районе 1 станции наблюдалась довольно-таки высокая концентрация русских пакетников.
За все время по-настоящему безоблачных дней было 2-3, дожди и хмарь 3-4 дня, остальное – ясно, но с облачностью. Температура воздуха днем 31-32, вода 27-29 градусов. Бесплатный Wi-Fi ,был обнаружен в конце пляжа на 3 станции, отель Азия, ловит прямо на пляже. Там же у скал можно посноркать. По качеству то же самое, что у лодочников за деньги. Понравилось кататься на паруснике- рекомендую.
Несомненно Боракай достоен посещения, пускай не для пляжно-тусовочного отдыха. Пожить в открытке, сделать великолепные фото. Пляж бесспорно один из красивейших. Видимо, именно этим, объясняется огромное количество азиатов, с их любовью к групповым фото и дешевому сифуду.
Знаменитые закаты
Первая станция
Самолет с Палавана
Третья станция
С Боракая в Манилу летели АэрФилЭкспресс. Улететь удалось даже раньше тк были места на другом рейсе, что само по себе удивительно для Филиппин. Вот только багаж наш полетел согласно купленных билетов и ловили мы его в Маниле ровно полтора сэкономленных часа.
Манила
Три дня в Маниле. Жили в Лотус гарден – рекомендую. Один день был заложен на осмотр достопримечательностей – справились за 3 часа. Как уже неоднократно писалось – делать в Маниле нечего. Многочасовой шопинг закончился покупкой нескольких футболок и джинс.
Питались в лапшичных. Поражает сочетание нищеты и новеньких небоскребов. Возможно Манила ничем бы и не запомнилась, если бы не одно фото на фоне американского посольства.
Стоит на бульваре Рохас такое все из себя симпатичное американское посольство, размером с квартал. И охраняют его местные полицейские в огромном количестве, с использованием, в том числе и чего-то типа бронетранспортера с пулеметом. Именно на фоне этого посольства, стоя на ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ стороне широченного бульвара Рохас и имели мы глупость сфотографироваться. Переходим бульвар и идем такие себе веселые вдоль забора посольства с расчехленным фотоаппаратом. Метров этак через 20 нас вежливо остановил местный секьюрити и попросил пройти. На КПП сразу же затребовали показать что мы там фотали, долго разглядывали единственно фото, где на заднем плане в уголке выглядывала вывеска посольства. На вопрос - в чем собственно дело, пояснили, что снимать запрещено. Где написано – так вот же в самом начале забора маленький такой значечек. Предложение стереть фото и разойтись не проканало. На флешке была половина всех фоток с Филиппин. Потом долго и нудно около часа заполняли анкету, помимо обычных паспортных данных, в том числе был зафиксирован мой рост и вес. Потом забрали фотик и куда-то унесли. Вышел местый, представился сотрудником посольства, сказал что все –ок, но фотку надо стереть. Стерли. Под байки о японских туристах, так же любящих поснимать, что не надобно, вежливо предложили в сопровождении полицейского прогуляться до гостиницы и посмотреть таки наши паспорта. Пошли. Мы пешком, полицай на мопеде, бдительно поджидая нас на каждом перекрестке. По прибытии в гостиницу желание полицейского «только посмотреть» переросло в «только отсветить». Подарили ему сделанную еще дома ксерокопию. На этом распрощались, с рекомендациями носить с собой копию паспортов и не фотать где попало. Как говориться ничего страшного, но осадочек остался. Интересно как охраняются наши посольства и что было бы, если бы на нашем месте оказался американец. Сразу же вспомнились рекомендации иметь контакты наших посольств, носить с собой ксерокопии паспортов и держаться подальше от официальных учреждений, тем более в странах третьего мира.
Видимо сказались предыдущие поездки в Тай, расслабились.
Практически в каждом магазине имеется вооруженный охранник, инкассация банков напоминает маленькую спецоперацию с броневиками и кучей автоматчиков. Фотать не рискнули, дабы не вышло чего похуже разборок в посольстве.
Домой летели долго и нудно через Шанхай-Харбин-Хейхе. В очередной раз поразились как быстро, буквально на глазах, меняется Поднебесная.
«Родной» приграничный Хейхе встретил свежим снегом и ананасами.
Выводы
Филиппины несомненно страна достойная посещения. Несмотря на вопиющую бедность, люди хорошие, отзывчивые и опрятные. «Поющие лодочники» – как писал кто-то на форуме. Если и разводят, то как-то бесхитростно и по мелочам. Через пару недель замечаешь за собой желание спеть, почему – хз, просто хочется. Несмотря на ранние побудки, домой вернулись бодрыми и отдохнувшими. В плане туристической и транспортной инфраструктуры Филиппины несомненно уступают Таю. Если в Тае все заточено под туризм, то на Филиппинах - туристы это приятный, но вовсе не обязательный бонус. Народ в основном занят свои делом.
При выборе гостиниц рекомендую ориентироваться исключительно на Трипадвизор.
В плане получения практической информации не раз выручал Лонели плэнет.
Для внутренних перелетов пользовались Себу пацифик и ЭйрФилЭксперсс. Неплохо выглядели ЗестАйр, но не стали заморачиваться с перемещениями м\д терминалами в Маниле.
Из трех перелетов с ЭйрФилЭкспресс только один один прошел без эксцессов.
Для себя сделал вывод – более внимательно изучать правила перевозок авиакомпаний, а лучше иметь с собой распечатку этих самых правил.
Welcome to Filipino!