Поэтому пришлось немного восстанавливать заграничный туристический инструментарий. Но это дело не хитрое, кроме обмена валюты моя последняя поездка по России от Коломны до Соловков не сильно отличалась от этой поездки на Филиппины с небольшими остановками в Стамбуле. Ну и язык общения другой,а так весь мир глобализован.
Этой осенью я решил, что надо посетить какую-нибудь морскую страну с хорошим пляжами. Выбор был между двумя бывшими испанскими колониями, расположенными на противоположных сторонах Света: Кубой на далеком Западе и Филиппинами на далеком Востоке. Филиппины победили исходя из двух обстоятельств. Первое, я хоть и бывший член КПСС, но ностальгии по карточной системе не испытываю, особого удовольствия от посещения страны совсем победившего социализма у меня нет. Кубинские социалистические реалии меня настораживают. На Филах (буду далее так сокращенно называть эту страну) все проще и доступнее. Второе обстоятельство, это очень выгодные условия перелета от «Турецких авиалиний» с возможностью два дня пошататься по Стамбулу. Конкуренция на филиппинском направлении между авиакомпаниями очень серьезная, поэтому цены существенно ниже. Хотя если сильно постараться то и на Кубу можно было найти хорошие предложения.
В общем, Куба отложена на 2019 год и я купил за 35038 рублей билет на самолет авиакомпании «Турецкие авиалинии»: Москва-Стамбул-Манила и обратно. Живу я в сибирском городе Тюмени поэтому пришлось прибавить к предварительным затратам еще авиаперелет из Тюмени до Москвы и обратно за 6974 руб (авиакомпания «Аэрофлот»). Я человек суеверный и поэтому застраховался на 3465 руб в известной российской страховой компании. Называть ее не буду, деньги опять ушли на ветер, но не болел ведь и то хорошо, наверное благодаря молитвам российского страховщика.
Планировал я поездку тщательно. Первоначально в маршрут попало все, что я знал про Филы ранее: Багио (там играли матчи за шахматную корону) и Боракай. Потом я опять увлекся изучением лучших мест страны согласно уважаемому мной путеводителю Lonely Planet. Так в мой маршрут попали рисовые террасы Банауэ и Батада, пещеры Сагады, архипелаг Бакуит, полуостров Биколь с вулканом и акулами, город Себу и поселок Ослоб с акулами, остров Бохоль с шоколадными холмами и долгопятами и все это за 19 дней. Первым из маршрута с треском вылетел главный филовский турсайт Боракай. Меня насторожили непонятки с закрытием-открытием этого несчастного белопесочного островка и я решил не напрягать свой бюджет. Потом из маршрута вылетел Багио, т. к. былая слава городка уже позади. Очень сожалел, что пришлось исключить полуостров Биколь. В маршрут он влазил с трудом, а основной сезон китовых акул начинается в феврале. Очень хотелось посмотреть на самый красивый вулкан на Земле, но чем то приходилось жертвовать. В последний момент в маршрут проник замечательный университетский городок Думагете на Негросе и стал моим вторым базовым местом. Перед началом поездки я так и не добил окончательно маршрут. Забронировал через Агоду одну ночь в гостинице манильского Интрамуроса и купил билеты на транспорт: на автобус компании Ohayami Trans по маршруту Манила — Банауэ, на самолеты авиакомпании Cebu Pacificair из Манилы до Пуэрто-Принцессы и из Пуэрто-Принцессы до Себу и на паром компании 2GO из Думагете до Манилы. Маршрут я немного подправил в ходе поездки.
У меня получился почти сумасшедший интенсив: каждый день я куда-то ехал, шел, плыл, лез, летел. В итоге всего полдня классического пляжного отдыха, а так сплошное шатание. Но мне понравилось, сердце несколько раз замирало от безумной красоты, я несколько раз сумел преодолеть себя и свои страхи и всей душой полюбил Филы и филиппинцев. Очень было грустно уезжать, времени на эту замечательную страну мне не хватило.
В итоге у меня получился такой маршрут ( в скобках указаны города и места в которые я ездил на день без ночевки): Манила - Банауэ (Батад) — Сагада — Манила (проездом) — Пуэрто-Принцеса (проездом) — Эль-Нидо (архипелаг Бакуит, Сабанг) — Пуэрто-Принцеса — Себу (остров Бохоль) — Ослоб — Думагете (острова Сикихор, Апо и отмель Manjuyod) – Манила.
Таким образом у меня было два базовых населенных пункта Эль-Нидо на северном Палаване и Думагете на восточном Негросе. Один ночной переезд из Манилы в Банауэ, один 28-часовой переезд из Сагады на северном Лусоне до Эль-Нидо на северном Палаване через Манилу и Пуэрто-Принцесу (автобус, такси, самолет, микроавтобус, трицикл) и один 26-часовой переезд на пароме из Думагете в Манилу (по факту еще надо добавить 4 часа ожидания парома, 3 часа опоздания и 2 часа выгрузки и переезда до Макати в Маниле). На эти сложные переезды я пошел сознательно, но было тяжело.
Маршрут у меня получился сложный, местами я попадал в тяжелое положение, казалось все, я сейчас не выдержу, сорву маршрут и отстану от графика. Но как-то выправлялся всегда и проехал все что хотел.
Итак, начну с проблем и побед над собой. Все мои сложности в хронологическом порядке:
1. Манила. Старый город Интрамурос, почти аналог Московского Кремля. Поздний вечер первого дня. Мне позарез надо попасть в магазин известной в ЮВА торговой сети «7/11» или «Севен/Элевен». Но мой путь лежит через островок местной жизни. С непривычки страшно, похоже на бомжатник. Интрамурос почти Московский Кремль, но только ПОЧТИ...Зажмурился и побежал. И ведь добежал до магазина, больше похожего на крепость. Потом я спокойно ходил по слабо освещенным улицам Интрамуроса. Но первый раз было страшно. Так этот квартал выглядит в предверии Рождества (этот снимок я сделал уже в середине декабря).
2. Батад. Рисовые террасы. Шикарное место. Голову от такой красотищи сносит махом. Я спустился от деревенской школы вниз и начал «шалить», спускаясь и поднимаясь по достаточно крутым склонам террас. В какой-то момент я повис на руках над террасой заполненной водой... Блин, сейчас сорвусь и в грохнусь в жижу. Мозги сразу проветрились, я вывернулся и пошел гулять по проторенным дорожкам.
3. Мое самое безрассудное приключение в Филах — это трехчасовая прогулка под названием «Cave connection”.Спелеологией я никогда не увлекался, а тут поперся в эти пещеры. Пришлось лазить по каменным «трубкам», бродить по колено в воде.
Самое сложное было подниматься по канату. В один момент я подумал: «Все, сил больше нет, по этому канату я не поднимусь». Мой проводник, молоденький местный парнишка подставил мне ногу и как заорет. Я собрался с силами и о чудо, ведь забрался вверх. Посмотрел вниз и у меня закружилась голова. Двигались мы от пещеры Лумианг с гробами до пещеры Сумагинг. По Сумагингу ходили организованные китайцы и тут появляюсь из глубин я, в красной футболке чемпионата мира с огромной надписью RUS (этой футболкой я троллил западников, так сказать на их территории). Вид у меня был зверский, т.к. я весь перемазался в грязи и смертельно устал. Китайцы аж завопили от восторга и моя зверская физиономия украсила кучу китайских снимков. Когда я вышел на поверхность, то опустился на колени и поцеловал землю. Потом встал и громко заорал... Восторг был полный. Мой молодой гид был несколько озадачен такой бурной реакции солидного белого дядьки.
4. Самый сложный переезд у меня был между Сагадой на Лусоне и Эль-Нидо на Палаване. Я в принципе был готов к этому, просто у меня не было другого выхода, исходя из временных и финансовых обстоятельств. Но по факту дело еще усложнилось. Сижу я на «облучке», т.е. в последнем ряду сидений в автобусе и думаю «Говорила ведь мне мама — учи английский». Агент, который мне продавал билет, что-то пытался втолковать, но я не понял. Место ведь было №32, но автобус то класса VIP, мест в нем всего 36. Три часа поездки по Горной провинции я еще любовался красотами за окном.
А вот в Банауэ автобус заполнился западной продвинутой молодежью, они шикарно устроились в вип-креслах и только я неуч некосмополитичный трясся 8 часов в тесноте в окружении маленьких филиппинцев. Потом еще были поиски такси Grab в темных переулках Кесон-сити, пятичасовое «сидение» в манильском аэропорту, порадовали желто-блакитные стюардессы «Себу пасифик» во время перелета на Палаван, шести часовой переезд из палаванской столицы на север острова в микроавтобусе и наконец 15-минутная поездка на трицикле и ...О чудо я все-таки через 28 часов приехал в следующую гостиницу живой и всего лишь немного помятый.
5. Следующая моя проблема была связана с неумеренным приемом солнечных ванн. Если бы у меня был классический пляжный отдых я бы конечно первых три дня берегся и постепенно наращивал время загорания. Но у меня такой возможности не было. В Эль-Нидо я за два дня прошел туры С и А и естественно сгорел страшно. На третий день у меня была намечена очередная длинная поездка. Лежу я значит весь «ошпаренный» и думаю, надо что-то поменять на более простое иначе я просто сгорю синим пламенем. И тут я вспомнил, что читал на этом форуме про ближние пляжи. Так я оказался на этом замечательном пляже с неофициальным названием Las cabanas. Есть у этого пляжа и официальное название - Marimegmeg beach, но я привык к неофициальному. Ехал я сюда на трицикле, настроение еще подпортил его водила, нытьем по поводу низкой цены поездки. Но когда я спустился на пляж, я забыл про все неудачи и болячки, настроение взлетело до небес. Утром здесь было безлюдно, волнения на воде не было, просто рай.
Потом конечно набежал народ, стали сновать разносчики и надуло водорослей. Но вначале было просто супер. Потом я заехал в большой торговый центр набрал там всяких кремов от и после загара. Одним кремом с алоэ вера я лечу особенно пострадавшую кожу еще и сейчас.
6. Транспортные проблемы на переезде из Сагады в Эль-Нидо были цветочками по сравнению с тем, что пришлось мне перенести на переезде между городом Себу и его фактически пригородом Ослобом или вернее пригородом Ослоба Tan-Awan. Всего-то три часа, но... Когда я пришел на разведку на Южный автовокзал славного города Себу я получил шок. На нужный мне маршрут, включающий Ослоб,была огромная очередь. Я столько народу на автовокзале видел только в Индии. Я уже начал думать, что надо корректировать маршрут, но потом решил, что раз местные что-то в такой обстановке ждут, то уехать все-равно удастся. Я вернулся в гостиницу за вещами, доехал на такси до автовокзала, отверг домогательства таксиста, который хотел нажиться на бедном туристе. И сел в конец длинной очереди.
Надо отдать должное филиппинцам, организаторы они не плохие и народ у них терпеливый. За два часа я прошел очередь в предбаннике под навесом, потом еще в основном здании (все время можно было сидеть на стульях) и примерно в полночь уселся в удобное кресло приличного автобуса туркласса компании Ceres Tours. Дело усложняло то обстоятельство, что у меня садился последний, третий аккумулятор на смартфоне. Я отправил в гостиницу Tan-Awan слезное послание и отключил смартфон и только по приезду в Ослоб я снова включил навигацию. Проводник в автобусе остановил его прямо у моей гостинице, самостоятельно я бы заблудился. Выгрузив меня и мою необъятную уже к тому времени сумку, автобус просигналил и уехал. Стою я немного растерянный у закрытых ворот гостиницы, думал уже кричать, но о чудо... Ворота раскрылись и хозяйка гостиницы лично встречает меня. Я готов был упасть на колени и целовать ее ручки... А через три часа были китовые акулы...
7. Из-за сложного приезда я позволил себе немного дольше поспать и поэтому пришел в Whale Shark Watching уже в разгар турдня. Пришлось немного подождать своей очереди и я попал в группу к китайцам. Филиппинцы видимо думают, что Россия и Китай друзья навек и я часто попадал там в группу к китайцам. Им невдомек, что несмотря на все проблемы мы европейцы вообще-то, только немного другие и нам комфортнее с белыми людьми. Китайцы же имеют одну особенность, которую я подглядел во время путешествия по Китаю. Плавать они не умеют, но никогда в этом не признаются. Поэтому как только наша лодка заняла нужную позицию и мы получили сигнал на спуск в воду, начался китайский бедлам. Хотя они были в жилетах, но я подумал, что сейчас они все потонут и решил немного отплыть от лодки. Я к этому времени восстановил плавательные навыки, поэтому был без жилета. Китайцы барахтаются у лодки, я спокойно плыву немного в стороне и тут я чувствую, что позади меня кто-то есть большой. Поворачиваю голову... блин она ...и огромная. Я от неожиданности и испуга (пасть ведь большая) чуть фотик не уронил. Рыбина видимо меня тоже испугалась, как-то лихорадочно повернула и ее хвост с задним плавником прошел в паре десятков см от моей ошарашенной рожи.
Далее я старался держаться ближе к китайцам, поэтому и фотки не получались часто, то китайская пятка, то еще что-нибудь в кадр попадет. После завершения купания с акулами (пусть и китовыми) я был горд и счастлив, т.к. выполнил все главные задачи поездки.
8. Думагете оказался приличным университетским городком. Шаманы Сикихора на меня не напали, только рыбки из пруда у дерева Балете слегка поглодали кожу на моих ногах. На остров Апо я отправился в прекрасном настроении. Остров мне не понравился, нет ничего интересного в поселении, которое живет за счет туристов. Поэтому я сосредоточился на знаменитом рифе, плавал я там до посинения и уже в конце последнего захода за полчаса до намеченного отплытия с острова я неожиданно наткнулся на местный символ, большую черепаху.
Столкнулись, посмотрели друг на друга, и продолжили свои дела. Она водоросли щипать, а я ее фотографировать. Апо мне не понравился, а вот риф рядом с ним супер.
9. Зачем я поперся на паром Думагете — Манила компании 2Go? До эпохи дешевой авиации именно на паромах передвигались и филиппинцы и туристы. По стоимости переезда теперь все почти сравнялось и поэтому это чистая местная экзотика. Утомительная экзотика. Надо явиться за 4 часа до отправления в порт. Я товарищ законопослушный почти так и сделал, сидел потом три часа в душном помещении, ладно хоть на сидении, а те кто пришли позже сидели на полу. Паром опоздал на три часа. Это не греческий паром, открыли нос и пошли. Подъем по узкому трапу на верх огромного судна с тяжелой сумкой это что-то. А перед этим всех строили шеренгами и багаж проверяла милая собачка. Моя сумка ей понравилась, я чуть не родил в этот момент, но обошлось.
Бедные филиппинцы, а именно они основные пассажиры парома, странный народец. Привыкли стоять в очередях. Я сначала поддался стадному чувству и простоял час в очереди на ужин. Далее я был умнее, сначала поем без очереди за смешные деньги, а потом еще раз почти без очереди съедал порцию еды, включенной в билет. Я ехал с комфортом в каюте туркласса на 6 человек. Все бы ничего, но пассажиров пускают только на небольшую часть верхней палубы. Я был единственным белым на весь огромный теплоход и когда моя загоревшая блондинистая физиономия возвышалась на толпой низкорослых жителей Минданао и Негроса, то я был естественным объектом для фотографирования. Немного скрашивали некоторую скученность шикарные виды на различные филиппинские острова и особенно виды Манилы на закате. Под конец был эпический часовой выход пассажиров и их багажа.
10. Ну и завершающую проблему я сделал себе сам. Увлекся шопингом в Макати и собрался ехать в аэропорт за 3,5 часа до вылета, в самый манильский час пик в 6 вечера. Взглянул на эстакаду EDSA и обмер, мне показалось, что я никуда не уеду, хотя до терминала 1 аэропорта Ниной Акино было всего 4 км. Grab заказы не берет. Пошел на ресепшн гостиницы, парень меня успокоил, куда-то позвонил и сунул мне квиток с номером машины того же Grab. Мою огромную сумку спускал охранник гостиницы. Он совсем согнулся под тяжестью, больше чем я. Удивительно, но к терминалу аэропорта я приехал через полчаса, почти вовремя. огромную сумку спускал охранник гостиницы. Он совсем согнулся под тяжестью, больше чем я. Удивительно, но к терминалу мы ехали всего полчаса. Это фото улиц Макати сделано "безмашинным" днем
Туристический инструментарий.
На Филах с этим делом полный окей. Весь необходимый набор имеется. Стоимость разная, но в целом вполне приемлемая.
Транспорт
У меня было 8 взлетов и посадок на самолетах трех авиакомпаний. Основным перевозчиком были «Турецкие авиалинии». Турками я остался полностью доволен: новые самолеты, сервис на борту на уровне, можно было посмотреть фильмы на русском языке и не один/два как обычно. И порадовал бонус в виде бесплатной экскурсии в Стамбуле. Я и выбрал эту авиакомпанию больше из-за возможности два дня побродить по великому городу на Босфоре. На Филах два раза летал самолетами «Себу пасифик». Это их второй перевозчик, типа нашей S7, но менеджмент у «Себу» очень успешный, компания начинает забивать на внутренних рейсах национального перевозчика. Для меня «Себу» оказалась приятной неожиданностью. Особенно повеселили стюардессы, проводящие конкурсы для пассажиров. В плане самолетов все было очень хорошо. Наш «Аэрофлот» выполнял для меня роль довозчика до Москвы и обратно. Как мне кажется отсутствие нормальной конкуренции вредит нашему национальному перевозчику. Уж совсем все скромно, особенно на фоне турок и особенно «Себу».
На Филах я пользовался услугами трех автобусных компаний: «Ohayami Trans”, “Coda Lines”, “Ceres Tours”. У Охайями самые древние автобусы, но компания душевная, в такие забегаловки по пути завозят просто песня для изучения местного быта. «Кода» компания выпендрежная, но качественная. «Серес» вообще молодцы, такими объемами ворочают, а транспорт в хорошем состоянии содержат. Самое главное довозили куда надо без единого происшествия.
Паромная компания 2Go – флагман местных паромщиков. Корабль был величественный, но очень неудобный. Это не уровень греческих паромов, сервис заточен на местную публику. Они правда еще плавают на Боракай и Палаван, там наверное ближе к туристам.
Таксомоторная компания Grab, почти аналог нашему «яндекс.такси» нормально работал только в Маниле и очень меня там выручал. Такси и его аналогами пользовался активно, на Филах по другому не получится. Были у меня различные типы трициклов, местные автобусы, манильское метро, ну и конечно джипни, как же без этого символа филиппинского транспорта. Самые яркие воспоминание о местном транспорте: джипни, урча мотором и дребезжа боками, забирается по подъемам трассы «Бонток — Сагада» и потрясающие толпы в манильском метро.
Гостиницы
Заранее я забронировал и вынужденно оплатил только одну ночь в гостинице в Маниле. С дуру воспользовался услугами «Агоды», потом понял, что они хитрят, не указывая сразу свою комиссию и вернулся к букингу, где все понятно. В Банауэ и Сагаде гостиницу искал на месте и с первой попытки находил и прилично экономил на этом. А вот на Палаване, Себу и в Думагете я уже использовал букинг, но в непривычном для меня стиле. Гостиницы я бронировал в последний момент, зачастую уже подъезжая к городу и прилично выигрывал на горящей цене.
Уровень гостиниц был разный: от выпендрежного «Белого рыцаря» в Интрамуросе, до простенькой гостиницы на круче в Банауэ с завораживающим видом на поселок. Кроме одного номера везде был кондей. Цены от 650 руб до 2381 руб.
Деньги
Обмен наличных долларов в песо я совершил один раз в манильском аэропорту и больше этим вопросом не заморачивался. Этих наличных денег мне с лихвой хватило на 19 дней. У меня еще были три карточки известных российских банков. Одну карточку самого известного российского банка я успешно использовал для онлайн платежей за гостиницы. Другую карточку этого же банка я успешно использовал при шопинге. Перед поездкой я позвонил в банк и обговорил срок использования карт на Филах. Все прошло без проблем. Третью карточку российского банка, который является дочкой известного западного банка, я таскал на случай каких-нибудь санкций против самого главного банка страны. Карточки я использовал успешно без каких-либо потерь и убытков. Но как мне кажется наличкой платить было выгоднее.
Связь и интернет
Я сразу в аэропорту купил симку компании Globe. Подключил сначала только интернет 4 Гб и общался с друзьями и коллегами по интернету. Но у меня 83-летняя мама и мне пришлось ей звонить. Сначала я звонил с российской симки Теле2, это оказалось ненамного дороже звонков с симки Globe. Потом мне надоело переставлять симки и я стал звонить с Globe. Деньги переводил на счет в магазинах 7/11. Общие затраты на интернет и связь составили около 1000 руб и 1000 песо.
Еда
Начиная с Пуэрто-Принцесы я запал на три местных сетевых кафе: Jollibee, Chowking и Mang Inasal. Jollibee – это местная перепевка Мака, Chowking – сеть китайских ресторанчиков быстрого питания, Mang Inasal (или просто Inasal) – это скорее гриль-бар. Сразу получить еду можно было только в Джоллиби, поэтому если я торопился то шел туда. В Инасале долго готовили, но там было вкуснее всего.
Кроме этого были различные кафешки в горах и в Эль-Нидо, даже украинской кухни.
Продукты я старался покупать в магазинах «7/11», там где они были. Воду пил только из бутылок. Очень не хватало настоящего хлеба и молочных продуктов. Но в целом с питанием все было нормально. Желудком я почти не мучился.
Это еще только начало отчета. Далее я долго и подробно буду описывать каждый из 19 дней, что провел на Филах...