АлияТан писал(а) 17 июн 2025, 14:24:Таи не совсем поняла, кроме билетов надо еще и лотерею выиграть на определенные павильоны?
TGK писал(а) 11 июн 2025, 01:55:Большинство японских павильонов недоступны без резервирования. Но лишь немногие из международных (Нидерланды, например) не имели живой очереди.
Да, определенные павильоны: либо выиграть в лотерею, либо увидеть в день посещения свободный тайм-слот и зарезервировать его.
Спасибище за подробную информацию! Собираемся в середине сентября, все надеемся, что меньше народа будет. В Дубаи тоже были ближе к концу, народу не особо было. Тоже слышала отзыв от подруги, что даже помимо павильонов, интересна сама атмосфера на выставке, связь с природой, типа того. И спасибо за красивые фото павильонов, они вдохновляют, на самом деле! Да, просто морально подготовимся к толпам и всем этим заморочкам, но пару дней на выставку выделим.
Конечная станция Yumeshima зелёной ветки Chuo Line, построенная на одноимённом искусственном острове в январе 2025 года специально для Expo, рассчитана на 130 тысяч пассажиров ежедневно. Для того, чтобы удобней добираться до выставки, я выбрала отель как раз на этой ветке. В принципе, это была нормальная идея, разве что я всегда стояла в поезде, когда садилась на моей станции Awaza. Но хорошо, что я не поселилась на станции Bentencho, которую рассматривала изначально. Там метро пересекается с JR, станция загружена, а втиснуться в уже полный вагон удавалось лишь паре человек по моим наблюдениям.
Вся информация о том, как можно добраться до выставки: Transportation
Навигация в метро понятная, на выходе ‘людской’ пробки нет:
Но вот такую картину можно было наблюдать в пасмурный день перед входом на Экспо
и такую в солнечный день:
(я уже упоминала, я приходила в 8:20-8:30)
Сделала фото того, что просят выложить в лоток для досмотра, но по факту это не нужно, вещи сканируются в сумках/рюкзаках. Естественно, ничего не должно быть в карманах, ничего не должно ‘звенеть’ при проходе рамки металлоискателя. Что лучше приготовить к досмотру, если у вас с собой – это пластиковую бутылку с напитком, её ставят в специальный детектор.
После прохождения досмотра и сканирования билета наконец-то оказываешься на территории Expo. Около каждого из входов (East/West Gate) есть фирменные магазины с сувенирами от организаторов выставки:
Вне территории выставки Official Expo Store есть в Токио, Киото, Фукуоке, Саппоро и, конечно, в самой Осаке (несколько локаций). Примеры того, что можно купить – в онлайн магазине: https://expo2025shop.jp/.
Можно купить бумажный ‘паспорт’ Экспо за 1100 йен, чтобы отмечать посещённые павильоны, а можно получать печати в цифровом виде через Digital Wallet https://expo2025-wallet.com/en. Так выглядит бумажный вариант. Каждая зона на карте имеет свой набор страниц паспорта соответствующего цвета:
Достаточно много японцев выбирали альтернативный вариант: ставили печати на каких-то листочках, конвертах, в блокноты. Иногда и не по одному экземпляру (не поняла, для знакомых/родственников?):
Надо сказать немного об оплате сувениров, а также напитков и еды: на территории выставки действует только безналичный способ оплаты https://www.expo2025.or.jp/en/news/news-20250214-02/. Это первая Экспо, которая будет полностью безналичной. Принимаются около 70 видов способов оплаты, включая кредитные карты различных систем, электронные кошельки и т.д. Как пишут, можно использовать даже предоплаченные/пополняемые транспортные карты (Icoca, Suika,…):
Карту выставки можно скачать (давала ссылку ранее), можно также пользоваться картой в app Экспо, а можно купить карту в бумажном виде за 200 йен (не увидела в магазине, купила в одном из инфоцентров). В какой-то момент просто надоело в маленьком экране ковыряться. Много японцев ходило с распечаткой скачанной карты.
На обложке паспорта, на фото выше, представлен официальный талисман выставки – Мяку-Мяку (ミャクミャク) – неизвестное природе существо ; ) , которое меняет свою форму. Олицетворяет, согласно концепции, пульс жизни.
От Мяку-Мяку никуда не деться. Игрушки по достаточно высокой цене представлены в магазине:
Их покупают и носятся с ними по выставке, прилаживая где ни попадя )
Персонаж фигурирует на люках,
автобусах, курсирующих от одного гейта к другому,
в выставочных павильонах,
на поездах
Здесь это существо, частично состоящее из воды по ‘легенде’, просто растеклось )
Фигуры персонажа расставлены по территории Экспо, и это надо ухитриться сделать фото без людей, один человек отбегает, другой уже подбегает
Но у меня даже и не было желания с Мяку-Мяку фотографироваться. Мне, если честно, не кажется таким уж симпатичным талисман выставки 2025.
Кстати, в настоящее время в Японии вам частенько напоминают, что Всемирная выставка уже ранее проводилась в Осаке, в 1970 году. Для меня её символ - Башня Солнца – вообще выглядит несколько пугающе:
И кто бы мог подумать, что целый раздел, посвящённый Expo’70, можно найти в … железнодорожном музее Киото.
Приведу лишь пару фактов, для любопытствующих. Экспо в 1970 году была первой, что проводили в Азии. И посетило её рекордные 64 с лишним миллиона человек (посмотрим, в какую цифру выльются толпы на Экспо 2025).
Гигантское строение высотой 70 м с тремя ‘лицами’ и сейчас можно при желании посетить в Мемориальном парке Expo’70 в Осаке. Лицо солнца на животе представляет настоящее, золотое лицо наверху представляет будущее, а черное солнце на спине представляет прошлое. Внутри башни находится Древо Жизни высотой 41 м:
СССР там тоже участвовал:
Пора переходить непосредственно к павильонам текущей выставки ; ) К слову, на Экспо в Осаке 2025 в отличие от выставки в Дубае российского павильона уже нет.
Побывала я там 18/04. В целом было красиво, но мне жутко не повезло ни в лотереях (ни куда не выиграла проходку), ни в день посещения (не было слотов или как в павильон Китая очереди гигаааантские). Обходила павильоны "Сборная солянка", что в принципе тоже было интересно (Монголия, Киргизия, внезапно, африканские страны сильно постарались в обустройстве своих мини-павильончиков, моё уважение, даже Палестина подошла к вопросу тщательно. А вот мини-павильон одной страны-бывшей части СССР совсем заленилась, что странно, уж нац.одежду-то на манекен диаспора могла б занести, как сделала та же Молдавия). Но хотелось хоть в один "конкретный" павильон попасть, но не судьба, но спасали немного открытые павильоны, например Азербайджан. Ну какие красотки там крутились по кругу в танце. Кольцо, да, впечатлило, я аж воспылала, как и магический павильон Тайланда, уж очень мне понравилась тема зеркального отражения. Цены в магазинах выставки тоже впечатлили XDD Суши в Куросуши поела, в игру с выигрышем там поиграла, маскота купила, на Гандама посмотрела, на фоне кляксы-маскота сфоткалась, собрала всех покемонов на территории Экспо и в 14ть часов где-то решила завершить посещение. Для общего образования посетить можно, но если не повезло, как мне, с доступами, то можно смело пропустить.
Только что вернулся с выставки. Были 2 полных дня, увидели процентов 50, но мы целенаправленно туда ехали. У детей где-то под 180 штампов в паспорте набралось. По-хорошему, можно и 3-й день было зацепить вполне и увидеть практически всё из понравившегося, но хотелось посмотреть Японию. Как говорится, у каждого свой опыт. У меня вообще не вызвало проблем ни покупка билетов, ни участие в лотерее (в итоге, ходили на 2 лотерейных слота в день, всего 4 получается). Да, везде большие, а кое-где и огромные очереди. Да, на вход стоять около 40 минут. Но тут тоже есть свои лайфхаки. Кстати понравилось, что Экспо - чуть ли не единственное место в Японии, где можно везде беспроблемно платить картой.
Mechmeat писал(а) 30 июн 2025, 14:07:Как говорится, у каждого свой опыт. У меня вообще не вызвало проблем ни покупка билетов, ни участие в лотерее (
Вы редкий человек, единственный, в своем роде)) Мы, правда, билеты покупали через Трип.ком (это легко) с карты мир, (что было просто выгоднее, чем с зарубежной карты), а потом регистрировали через сайт EXPO, что было не так чтобы просто и очевидно. В лотерее тоже не выходило с первого раза. Муж занимался этим, вообще-то, он айтишник со стажем, но без ненормативной лексики никак не обошлось. Во всех соцсетях очень-очень многие жалуются на неудобный сайт EXPO и как криво все устроено. Так что, честно, вы первый человек, который сказал, что все просто и удобно. Завидуем!:) Особенно тому, что выиграли дважды по два слота. Тоже первый случай. У нас розыгрыш будет в середине июля, посмотрим.
Наверное не первый))) Мы были на ЭКСПО 4 дня во второй половине июня. Тоже купили билеты на трипе (они там дешевле, учитывая конверсии при покупке с иностранной карты). С сайтом и приложениями, конечно, японцы перемудрили. Сделали много того, что не нужно и не сделали очевидных и нужных вещей. Поиск работает криво, при заходе каждый раз надо перелогиниваться через сайт. Но на все 4 дня удалось выиграть в лотереях и за 2 месяца и за месяц. То есть 8 павильонов получилось выиграть. Самые крутые, конечно, signature павильоны. Наверное, именно туда имеет смысл играть в лотерею. В павильоны стран практически во все можно попасть в живой очереди ближе к 19-20 часам. Самое плодотворное время после 17. Очереди меньше, жара спадает.
Но в целом, сравнивая с дубайским ЭКСПО, если не брать перемудренность с сайтами и приложениями, я бы не сказал, что это ЭКСПО чем-то хуже. Атмосфера похожая. Народу по объективным причинам больше. Неизвестно, возможно ли было попасть в самые крутые павильоны без лотереи вообще. В Дубае еще были времена ковида и требовался прививочный сертификат, поэтому тоже народу было меньше. Но мы и там, например, в павильон ОАЭ стояли 2 часа.
Единственное, мне показалось, что европейские страны гораздо хуже подготовились к ЭКСПО, чем в Дубае. Их павильоны как-то не впечатлили. У Словении в Дубае был классный павильон. У Швеции и других скандинавских стран. В этот раз Словения была в общем ангаре, а все скандинавские страны забились в Nordic павильон, который вообще довольно уныл. Не советую туда стоять в очередь. По отзывам и, например, павильон Австрии симпатичен только снаружи. Зато у павильона Индонезии встречают очень весёлые индонезийцы песнями и плясками. Очень подняли настроение. Да и сам павильон хорошо.
Из бывших СССР, конечно, многие постарались. Павильон Азербайджана очень симпатичный, хотя и в Дубае был хорош. В Узбекистан и Туркменистан так и не удалось попасть. Даже ближе к вечеру были очереди. Ну и даже в общих ангарах Кыргызстан, Молдова, Таджикистан постарались. На этом фоне удивителен был уголок Армении. Во-первых там не было даже ни одного армянина (даже стенды африканских стран представляли жители). Во-вторых половина уголка вообще было отдано под какую-то рекламу, ну и пара стендов было непонятно о чём. Зачем вообще было там выставляться, если не было желания стараться хоть что-то показать.
Уверен, что если бы Россию допустили, это был бы один из лучших павильонов, как было в Дубае. Но, к сожалению, Россия выбрала другой вектор развития...
Конечно, тем, кто первый раз в Японии, наверное, не стоит много времени тратить на ЭКСПО. Но мы были уже не в первый раз и ехали в Японию именно на ЭКСПО, поэтому были готовы, что 4 дня проведём именно на ЭКСПО и ничего другого не увидим.
P.s. Еще удивительная вещь. Вроде бы видел и слышал, что следующее ЭКСПО пройдет в Саудовской Аравии в 2030 году. Специально шёл в павильон, чтобы посмотреть, что там планируют. Никаких упоминаний о следующем экспо в павильоне не оказалось. Да и сам павильон по сравнению с тем, что был в Дубае, как-то был не очень. Но неожиданно в павильоне Сербии, который был весьма неплох, увидел, что якобы следующее ЭКСПО пройдет в Сербии в 2027 году. Интернет вроде бы это подтверждает. Мне казалось, что ЭКСПО проходит раз в 5 лет. Вот, непонятно теперь.
Дмитрий Костин писал(а) 25 июн 2025, 10:44:Очередь перед входом жесть. Сочувствую всем кто там окажется в июле или августе.
Жалко было детей, уже в мае при жаре им было тяжело, а достаточно много людей с прогулочными колясками в очередях было.
earendil писал(а) 26 июн 2025, 12:48:не повезло ни в лотереях (ни куда не выиграла проходку)
Вот это удивительно, я, судя по тому, что чётко на каждый билет и лотерею приходило уведомление о выигранном одном слоте, решила, что это "беспроигрышная" лотерея.
Dimak1 писал(а) 26 июн 2025, 18:32:Интересно в ноябре возможно будет просто погулять по территории ? Вряд ли там все павильоны демонтируют.
Из прошлого World Expo - всю выставку, все павильоны не оставляют, часть из них, может. Я, будучи на выставке, про пару павильонов прочитала, что их увезут и восстановят в другом месте. Что останется - наверное будет понятно ближе к завершению Экспо. И у меня предположение, что в ноябре территория будет закрыта, не верю, что можно всё быстро демонтировать. Опять же, надо в конце октября читать, может я ошибаюсь.
Mechmeat писал(а) 30 июн 2025, 14:07:У детей где-то под 180 штампов в паспорте набралось.
Тянет на рекорд. Вообще не представляю, как это возможно. Если только пользоваться тем, что некоторые печати после выхода из павильона и ещё прошерстить все Common павильоны ...
Это мне тоже понравилось, просто предупредила насчёт безналичной оплаты, чтобы те, кто вёз наличные деньги, подумали об этом заранее, и положили, например, некоторый запас на транспортные карты, чтобы ими расплачиваться.
Mechmeat писал(а) 30 июн 2025, 14:07:У меня вообще не вызвало проблем ни покупка билетов, ни участие в лотерее
Я описывала не то, что проблемы, но много нетривиальных мелочей и глюки сайта/приложений. В первую очередь, мне кажется, всем потребовалось время на понимание того, как устроена лотерея, что с ней делать.
TKK писал(а) 30 июн 2025, 20:01:без ненормативной лексики никак не обошлось
Как я понимаю )))
manoo писал(а) 04 июл 2025, 17:48:Из бывших СССР, конечно, многие постарались.
И в очереди огромные туда японцы выстраивались, меня это удивляло. Посетив больше в Дубае, могу сказать, что мне там павильоны бывших стран из СССР все понравились. Здесь я не могла столько времени в очередях проводить туда.
manoo писал(а) 04 июл 2025, 17:48:Единственное, мне показалось, что европейские страны гораздо хуже подготовились к ЭКСПО, чем в Дубае.
Соглашусь
manoo писал(а) 04 июл 2025, 17:48:Неизвестно, возможно ли было попасть в самые крутые павильоны без лотереи вообще.
Думаю, работает и лотерея, и резервация в день посещения. Правда, последнее только при большом везении ))) В описании на сайте, и около этих павильонов было 'reservation only', и я видела там лишь очереди с вывешенными тайм-слотами, не приметила "живых" очередей.
manoo писал(а) 04 июл 2025, 17:48:P.s. Еще удивительная вещь. Вроде бы видел и слышал, что следующее ЭКСПО пройдет в Саудовской Аравии в 2030 году. Специально шёл в павильон, чтобы посмотреть, что там планируют. Никаких упоминаний о следующем экспо в павильоне не оказалось. Да и сам павильон по сравнению с тем, что был в Дубае, как-то был не очень. Но неожиданно в павильоне Сербии, который был весьма неплох, увидел, что якобы следующее ЭКСПО пройдет в Сербии в 2027 году. Интернет вроде бы это подтверждает. Мне казалось, что ЭКСПО проходит раз в 5 лет. Вот, непонятно теперь.
Исторически крупнейшие Экспо, те, что называются World Expo, действительно проводятся раз в 5 лет. Но потом появились более мелкие, специализированные выставки в период между проведением выставок World Expo. Сербия так пиарилась, и такие очереди туда были, что действительно можно было подумать, что следующая World Expo там будет. Но это не так https://en.wikipedia.org/wiki/World%27s_fair
Постфактум осознаёшь, что на выставке перебор с видеопрезентациями. Когда я делилась впечатлениями, то услышала от супруга «Опять? Перематывай». Т.е. иногда ничего кроме одного/многих больших/маленьких экранов с видеопрезентацией у страны на выставке нет. Тогда возникает вопрос, зачем строить дорогие павильоны, зачем выставляться, если ролик о стране можно посмотреть в сети, на туристическом сайте стран. Можно и вообще тогда простые коробки зданий с комнатами-видеозалами делать – правда, так туристов не привлечёшь. Ещё более странной выглядит идея крутить мультики о том, что надо беречь планету, правильно утилизировать мусор и т.д. Да, знаем, стараемся. Но IMHO это не для ЭКСПО. На этом фоне – и супруг прав – начинаешь больше ценить павильоны с материальными объектами и с конкретикой, а не павильоны только с видео или с общей мутной информацией. После этого пролога – наконец-то к павильонам (схемы/виды сверху – с сайта организаторов).
Сначала ‘домашние’ павильоны. К ним относятся
- Japan Pavilion - Women’s Pavilion in collaboration with Cartier - Osaka Healthcare Pavilion - Kansai Pavilion
Посетила два из них.
В Osaka Healthcare Pavilion заинтересовала возможность оценить текущее состояние здоровья, после чего давалась бы картина состояния через 25 лет и это, мол, сподвигло бы человека на координацию действий, своего образа жизни, чтобы лучше себя чувствовать в будущем. Необходима была установка app _https://play.google.com/store/apps/details?id=jp.co.tis.OsakaHealthcarePavilionApp&hl=en&pli=1, я попробовала установить, но не победила японский язык, сдалась. Собственно, и не выиграла этот слот в лотерею потом.
Japan Pavilion
Тема национального павильона Японии – ‘Между жизнями’. Существует два тура: стандартный тур по трём секциям и расширенный тур, который помимо стандартного включает в себя Biogas Plant Tour.
Японский павильон с его круговой структурой олицетворяет цикл жизни. Нет фиксированного ‘входа‘ или ‘выхода‘. Нет четкой границы между ‘внутри‘ и ‘снаружи‘. Японский павильон растворяет такие границы. Сам его дизайн выражает суть цикла, мира, где нет начала и конца. Концепция такова, что всё взаимосвязано: когда существование человека, животного, растения, вещи и целых сообществ подходит к концу, когда роль выполнена, то часть сущности продолжается, трансформируясь, принимая новую роль. И в этом смысле это цикл между жизнями без начальной и конечной точек. Состоящая из бесчисленных узких досок, конструкция был разработана так, чтобы доски можно было легко разобрать для повторного использования в зданиях по всей Японии после окончания Экспо. Т.е. и они примут какую-то новую роль, будут существовать дальше.
В павильон Японии можно попасть как по выигрышу в лотерею, регистрации в павильон в день посещения, так и в порядке живой очереди утром и вечером (в 9:30 и 19:00: https://2025-japan-pavilion.go.jp/en/news/250519/, а с 3 июля эти рамки расширены – без резервирования можно зайти в 9:15 и после 17:00).
Есть видимый прохожим хвост очереди
и очередь, невидимая снаружи
Посетители внутри выставки передвигаются по областям, разделённым секторами. Людей сотрудники павильона делят на три группы для входа в определённую область, но где вы входите – совсем не важно, в результате полностью все секции посещаются.
Эти три секции – зона ‘Завод’ (от отходов – к воде), зона ‘Ферма’ (от воды – к материалам) и зона ‘Фабрика’ (от материалов – к вещам).
На ‘Заводе’ представлена технология производства биогазовой энергии с использованием пищевых отходов с территории выставки - биогазовая установка, разработанная корпорацией Hitachi Zosen. Детализированный тур, как я понимаю, охватывает резервуары, непосредственно производственную линию, спрятанную в пристройке к павильону, но и без этого тура посетителю дают представление, как тут всё функционирует.
Вот ‘заботливо’ разложенный мусор, собранный на выставке, идёт по ленте на переработку:
Отходы могут превратиться в различные материалы и энергию. ‘Сад света’ – энергия, полученная от микроорганизмов, метанового брожения (технологии, которая расщепляет органические отходы на биогаз, состоящий из метана и углекислого газа, а также жидкие побочные продукты):
О брожении. Впервые узнала о кодзи — плесневом грибке, который играет важную роль в японской кухне, используется для ферментации, чтобы производить мисо, соевый соус, саке.
Куда девать углекислый газ, который выделяется в процессе переработки отходов?
Японцы дают ответ: отдать на ‘переработку’ водорослям! /*За водорослями тут в павильоне наблюдают учёные, всё по-настоящему*/
«Люди существуют уже около 2 миллионов лет. Но задолго до этого на протяжении более 2 миллиардов лет существовал невероятный организм, который помог сформировать Землю такой, какой мы ее знаем, — водоросли. Водоросли — мастера фотосинтеза, преобразующие углекислый газ в кислород и служащие основным источником энергии в нашем современном мире. Известно, что в природе существует более 300 000 видов водорослей, от микроскопических размеров до более 50 метров в длину. Из них 32 вида были отобраны, чтобы стать «Водорослями × Hello Kitty»
Фигурки, на мой взгляд, очень забавные, мне хотелось задержаться здесь подольше. Про каждый из видов водорослей даётся краткая справка.
Первые - ‘взъерошенные’ – съедобные водоросли вакамэ, использующиеся, например, для мисо супа. Прочитала потом, что любимый ингредиент на повседневных обеденных столах японцев, оказывается, сталкивается сейчас с неожиданным кризисом. Виновата меняющаяся глобальная окружающая среда, в частности, повышение температуры воды (морские ежи и рыбы едят водоросли даже зимой и весной, когда вода должна быть прохладнее).
Следующий зал заставляет ахнуть. Эффектная инсталляция, ассоциирующаяся с водорослями, внутри которых течёт жидкость, что, видимо, олицетворяет течение жизни.
Далее ещё даются интересные факты о водорослях. Например, есть данные о том, что водоросли абсорбируют в 14 раз больше CO2, чем кедр. Или что они способны произвести в 36 раз больше протеина, чем соевые бобы и в 14 раз больше масла, чем семена подсолнечника. Мощная вещь )
В центре павильона находится пруд с водой, очищенной микроорганизмами. И вот тут, да простят меня любители и знатоки Японии, я была шокирована глубиной формализации процессов у японцев.
Налево - только посмотреть на марсианский метеорит (без возможности потрогать, предупреждают!), направо – фото (и возможность потрогать кусочки метеорита). Как вы думаете, много ли людей пошло налево? Правильно, никто не пошёл. Зачем эта табличка?!
Ладно … знакомьтесь ) , Yamato 000593 - метеорит с Марса, обнаруженный в Антарктиде примерно в 350 км к югу от японской антарктической станции. Метеорит возраста 1,3 миллиарда лет предоставляет доказательства, что на Марсе когда-то существовала вода. ‘Touch them gently’ ; )
Этот экспонат на выставке не случайно, он предлагает нам задуматься о жизни в космическом масштабе. Мысль, которую хотят до нас донести – это то, что ‘человеческая жизнь — всего лишь мимолетный момент в огромной временной шкале Вселенной, однако материя непрерывно циркулирует, приводя к появлению новых форм жизни в далеком будущем. Даже если человечество однажды прекратит свое существование, вода в наших телах и огромные воды, покрывающие Землю, продолжат свое путешествие, возможно, достигнув другой далекой звезды. Будущие цивилизации могут расшифровать наш образ жизни, наши сложные тела и экосистему Земли с помощью этих останков.’
Далее нам представляют новейшую технологию 3D-печати, ориентированную на экологически чистое «цикличное производство». Здесь используется биопластик, изготовленный из растений, а не из нефти. Громадные роботизированные руки производят стулья, которые затем можно переработать и сделать что-то новое:
Затем идёт довольно большой раздел, где можно увидеть, как японцы соединяют традиции и современные технологии, и различные вещи здесь объединяет одна идея, что мягкий материал – полезный материал: долговечный, многоразовый, впитывающий, многофункциональный и т.д. Один из примеров - японские гвозди ‘вакуги’, которые изготавливаются из мягкого кованого железа и, если ударяются о твёрдый сучок, какую-то аномально твёрдую часть, то сгибаются сами, предохраняя дерево от расщепления. Или простой кусок ткани квадратной формы ‘фурошики’, выполняющий функцию универсальной сумки, для переноса вещей разной формы и разного веса, демонстрируя искусство упаковки. В Эдо (старом Токио) – городе, подверженном пожарам - люди спали, расстелив рядом фурошики, чтобы можно было быстро завернуть ценные вещи и убежать от пожара.
В последней комнате была любопытная инсталляция: вода барабанила по заданному алгоритму. Фото тут не работает, тут видео уместно )
Ну а затем магазин. Трудно удержаться от покупки какого-либо сувенира в японском павильоне, есть несколько линеек с различным дизайном (правда, некоторые вещи уж слишком дорогие):
Снаружи, кстати, тоже есть их сувенирный магазин:
Когда выходила из павильона, было ощущение, что несколько устала из-за обилия информации, всё подробно читала (другой вариант – аудиогид по qr-коду).
Kansai Pavilion
Тема павильона региона Кансай – ‘Вечная история и настоящее Кансай, где сияет жизнь»’. Эта тема выражает надежду на то, что, прикоснувшись и почувствовав вечную историю (прошлое) и настоящее Кансая, каждый посетитель сможет нарисовать картину будущего. Здание обернуто в полупрозрачную мембрану и напоминает традиционный японский бумажный фонарик.
Павильон, если честно, немножко разочаровал. Идея представления префектур в составе региона в целом хорошая, но она как будто не до конца была реализована, не по каждой из них я, как туристка, получила полезную информациию, которая бы сподвигла меня на посещение конкретных достопримечательностей.
Плюс с самого начала появилось раздражение от посещения экспозиции Fukui, и это смазало впечатление. Может, кому-то повезёт больше. Итак,
Префектура Fukui решила сделать фокус на динозаврах, потому что именно здесь при раскопках обнаружили их останки и здесь находится палеонтологический музей https://www.dinosaur.pref.fukui.jp/en/
Собрали группу, раздали тяжеленные фонарики, а на резонный вопрос как включать, сказали ничего не крутить, не трогать, всё настроено … ну и конечно фонарик не работал у меня, пока мы шли по коридору и надо было высвечивать силуэты динозавров на стенах. Вокруг меня были охи-ахи, а я … чувствовала себя как в группе из детсада. Вошли в зал, где было обещано мощное экспериментальное VisualReality-видео. Ничего подобного.
Ходила на Jurassic Immersive Experience (не в Японии) и там по-настоящему было очень масштабно всё сделано, и был ‘эффект присутствия’, здесь же какого-то базового уровня, не уровня Экспо (
Префектура Wakayama пыталась предстать Землёй Духовности. Поставили видеостолбы, которые должны были напоминать гигантские деревья гор Кии, расположенные в этой префектуре. На столбы проецируются природные пейзажи, сюжеты из мифологии и истории.
Получилась скучная пустоватая комната.
Префектура Kyoto поступила более креативно и запланировала регулярную смену экспонатов по шести направлениям: «Культура», «Еда», «Промышленность», «Окружающая среда», «Жизнь» и «Туризм». Поэтому то, что я там увидела, может и не появиться снова, но в качестве иллюстрации экспозиции пойдёт ) Были представлены экспонаты из Japan Oni Cultural Museum – маски демонов
Интересно. Но ещё большее внимание привлекло видео с фестиваля Gion Matsuri Правда, когда я постфактум прочитала, что он проводится в июле, я как-то поостыла с желанием его посетить, думая о жаре и влажности в Японии )
Префектура Mie привлекает едой, богатой природой и историей. Людям, похоже, нравится ходить и открывать шкафчики, обнаруживая ‘съедобные достопримечательности’. Мне тоже ; )
Из несъедобного:
Префектура Tokushima представлена эффектно благодаря цвету индиго.
Здесь демонстрируются традиционные ремесла Токушимы — бумага Ава ваши, окрашивание Ава индиго и деревообработка Ава Сашимоно. Предметы мебели, сделанные по технологии Awa Sashimono, стоят напротив стен из окрашенных индиго Awa washi.
‘Река Yoshino поддерживает повседневную жизнь в Токушиме. Иногда ее воды выходили из берегов во время тайфунов, но местные жители никогда не были парализованы трудностями. Вместо этого они использовали эту ситуацию, превратив осадок, оставленный наводнениями, в сукумо, ферментированную основу культового японского красителя индиго. Эта способность превращать невзгоды в ценность говорит о стойком духе Токушимы. Для справки. Awa Sashimono — это традиционная техника деревообработки, которая заключается в соединении кусков дерева без использования гвоздей. Вместо этого все соединяется деревянными соединениями. Awa washi – это бумага, которую в прошлом, окрасив в индиго, часто использовали для записи буддийских учений золотыми чернилами. Предки современных японцев считали, что знания следует сохранять и передавать, и они выбрали бумагу, окрашенную индиго, потому что она естественным образом противостоит насекомым и бактериям, помогая этим учениям сохраняться с течением времени.’
Я в этой секции разговорилась с милой женщиной, сотрудницей выставки, рассказала про впечатления, сравнивая Экспо в Дубае и Осаке, и это был тот редкий случай, когда человек на хорошем английском мог вести обсуждение. К сожалению, на выставке, можно сказать, мирового масштаба, большинство японцев, которых наняли обслуживать территорию/павильоны, не могли изъяснятся, и либо продолжали мне на японском что-то говорить, либо в панике бросались искать человека, говорящего по-английски. Это странно, и это ещё один минус. Я понимаю, они у себя в стране, большинство посетителей японцы, но тем не менее.
Не уверена в причине, почему у меня нет фото с экспозиций префектур Shiga, Hyogo, Tottori. Помню, что в одном помещении съёмка велась и я не хотела на камеру попадать, а чтобы попасть ещё в одно – надо было ждать минут 15-20 до следующего сеанса. Вкратце – озеро Biwa и окрестности в фокусе видеопрезентации Shiga, песчаные дюны должны привлечь внимание в Tottori, ну и присутствует общий рассказ о достопримечательностях Hyogo (в частности там находится замок Himeji).
В середине павильона, в общей зоне – раздолье для собирателей штампов, для каждой провинции свой ) Здесь же от каждой префектуры представлены экспонаты, которые можно потрогать.
Например, от понравившейся мне префектуры Токушима показывают аксессуары для танца Ава Одори. Танец, имеющий 400-летнюю историю можно увидеть в рамках танцевального фестиваля, привлекающего более миллиона посетителей ежегодно. Проводится в августе (эх, опять летом, с жарой для меня не вариант). Фото из Интернета с популярного трэвел-сайта о Японии:
Достаточно разнообразная экспозиция у японских павильонов. Поэтому, может, получился слишком подробный рассказ, но это, скорее, исключение, по другим павильонам – не ‘домашним’ - такого не будет ) И поверьте, я выложила лишь небольшую часть фото, чтобы сохранился интерес посмотреть экспозицию целиком самим.