Пришла пора добавить ложку дегтя, и написать этот, можно сказать, злой отчет о своем третьем путешествии в страну ками, которое планировалось вишенкой на торте, но не получилось, в котором все пошло не так.
Причин на то много. И я накосячил немало, особенно в планировании маршрута и в расстановке приоритетов, и всевозможные неприятности и непредвиденности, мелкие и не очень, сыпались как из рога изобилия. Не иначе, я был недостаточно почтенен к японским богам, и понес заслуженное наказание. Наконец, в третий раз и сама Япония уже воспринимается несколько иначе, все больше замечаешь отрицательных моментов, спадает с глаз пелена восторженности неофита.
Первое путешествие у меня было классическим, базовым, на новичка: столицы, Осака, Никко, Хиросима. Шквал свежих ощущений.
Второе путешествие проперчил, разнообразил изюминками из разных мест страны, скомпоновал плотно, но, в целом, всюду успел. Теперь понимаю, что этот успех можно списать на удачное стечение обстоятельств.
Третье путешествие планировал по образу и подобию феерического второго, и в этом была главная ошибка. Да, ожидались свои хайлайты, которые (вне зависимости от других пунктов) вывели бы, себя знаю, это поездку в плюс. Но, вот беда, практически ни одна из этих точек просто не оказалась пройденной, причин тому много, все объясню ниже. А места, более традиционные для туристов, как оказалось, уже не впечатляют меня, как раньше. Вот и перевесил негатив.
Но прежде разбора полетов оглашу технические характеристики.
Маршрут (предполагавшийся):
22.01 прилет в аэропорт Кансай - Осака
23.01 Кумамото - Кагосима - Сакурадзима, ночевка в Кагосиме
24.01 Кирисима, ночевка в Нагасу
25.01 Симабара - Унзен - Нагасаки, ночевка в Нагасаки
26.01 Нагасаки - Хасима - Ёсиногари - Фукуока, ночевка в Фукуоке
27.01 Беппу - Юфуин - Янагава, ночевка в Ямагути
28.01 Акиесидо - Ямагути - Химедзи - Такаяма, ночевка в Такаяме
29.01 Хида-Фурукава - обезьяний парк Дзигокудани - Сибу онсен - Юданака онсен - Сагамико, ночевка в Токио
30.01 Токио
31.01 Токио
1.02 Камакура - Ёкогама, ночь в автобусе
2.02 Арасияма - Киото, ночь в Киото
3.02 Киото - Удзи, ночь в Осаке
4.02 Осака - Кобе - Арима, ночь в Осаке
5.02 вылет рано утром.
Бюджет: около 140 т.р., но что-то мог и не учесть, плюс часть затратных планов отменилась, так что пусть будет 150.
Из них дорога + виза + JRPass (7 дней) - 60 т.р.
В стране потрачено наличных йен на сумму 70 т.р, из них:
Отели - 30 т.р. (думаю, чуть больше по причине курса)
Еда, дорога, развлечения: 25 т.р.
билеты на концерт, всякие покупки-подарки (чтобы вычли сразу из суммы) - 15 т.р. (плюс еще около 10 т.р. безналом)
А теперь, оставляя в сторонке внешние силы, обозначу именно свои ошибки (дабы никому повторять их не повадно было), которые допустил в первую очередь при планировании маршрута.
1. Плотный график. Сам по себе - не беда, но не оставляет места для маневров, и очень чреват в совокупности со следующими пунктами.
2. Время осмотра достопримечательности и время (пешего) перемещения между ними почему-то не складывались, а накладывались. Это вообще какой-то глюк, когда одно и то же время считалось дважды, я заметил только перед самой поездкой, и начал править маршрут, но до конца не успел.
3. Жесткая привязка к местам ночевки по причине постоянных перемещений. Такое построение вкупе с первым пунктом чревато принципом домино, но гораздо хуже: при отмене по форс-мажорным обстоятельствам одного пункта маршрута его практически НЕВОЗМОЖНО заменить на другой, и день потерян.
4. Кривое измерение расстояний по карте для расчета пеших перемещений. А именно: не учитывался рельеф, серьезно замедляющий передвижение; запутанные подходы к той или иной точке, осложненные незнанием местности; завышена средняя скорость движения либо я километры с милями перепутал (в некоторых местах оказался и такой глюк, да! Например, в Фукуоке).
5. Жесткая привязка к расписанию японского транспорта. Это, собственно, самая фатальная ошибка. Еще не один год "работает как японский транспорт" будет для меня самым страшным ругательством. Ребята, забудьте вы про эту гипердию, про расписания автобусов на японских сайтах, просто забудьте! Иначе однажды попадёте, как я. Ну не ходит оно вовремя. Оно часто вообще не ходит.
6. Перемещение со всем багажом. Я как думал: ну в прошлую поездку же нормально было, и сейчас потаскаюсь. А как иначе, если каждый раз ночёвка в новом месте? На самом деле в прошлый раз "багажные" дни чередовались с переездными, а в этот раз все шли кучей, да и рюкзак вышел заметно потяжелее.
7. Поездка в одиночку. Это в деревнях одному хорошо, а вечером в крупном городе как-то одиноко. Хотел проработать этот пункт, но не вышло в свое время. Не добавляет позитива. Хороший совет самому себе: иди, знакомься! Так мало того, что я человек не очень контактный, так после тяжелого дня с отдавленными плечами и стертыми ногами последнее, чего хочется - это тратить усилия на знакомство с кем-то, разговаривать вообще не хочется))
8. Неправильная расстановка приоритетов. И вот последним идет у нас этот ключевой момент. Если вы развлекаете себя не тем, чего на самом деле хочет ваша душа, вы не получите ожидаемого удовольствия. Я ориентировался по джапан-гайду, как и ранее, щедро наполнив свой маршрут всевозможными классическими достопримечательностями. Как оказалось, это все мне уже порядком приелось за предыдущие поездки, и не интересно. Хочется либо кардинально нового, либо ностальгически старого, но в целом - пора менять тематику путешествий. То же самое у меня в свое время было с Питером, когда на третий приезд туристически он мне был уже совершенно не интересен. Другое дело - события и люди.
Ну а теперь постепенно перейдем к тому, что получилось на самом деле.