Так как никто из нас в Японии пока не был, маршрут я выбрал более-менее стандартный – Токио-Киото и их сателлиты.
Единственное, меня смущала зима. Какая будет погода в Японии, что брать с собой, что надевать… За пару дней перед вылетом проверил погоду на сайте https://tenki.jp/ и успокоился. В городах прогнозировалось от нуля до +12, в горах – лёгкий минус и снег. В первый день должен был быть дождь, так что зонтик тоже пришлось упаковать.
Билеты я приобрёл японской авиакомпании JAL. Прямой рейс из Франкфурта в Нариту оказался по цене не сильно дороже пересадочных, к тому же в стоимость билета входили два чемодана, что мне было очень даже на руку. Доча возвращалась из Китая с двумя чемоданами, я же взял с собой два, один из них пустой, для заполнения японскими покупками.
Авиакомпания JAL порадовала отличным сервисом. До вылета можно было заказать разные меню – кошерное, халяль, рыбное, вегетарианское, индийское и т.д. Перед полётом туда я заказал рыбу, обратно ограничился стандартным меню. Еда оказалась очень вкусной. В полёте периодически носили напитки, включая алкогольные. Из алкоголя я брал белое вино, оно было вполне нормальное на вкус.
Для связи в Японии я пользовался eSim от Eskimo. Связь была отвратной – часто пропадал сигнал, а иногда связь с мачтой была, а интернета не было, в центре Осаки 4G превращался в 3G с практически нулевой скоростью, но даже при скорости 4G интернет был очень медленным. В общем, не рекомендую. Доче в аэропорту в вендинговом автомате купили местную eSim, с ней проблем не было, связь была всегда со скоростью LTE. Единственное, что немного смущало, это высокая цена. Кстати, в том же автомате можно было купить и физические сим карты.
Вайфай в целом много где есть, но к нему не всегда просто подключиться. В аэропорту проблем не было, а вот в поездах нам не приходил мэйл для подтверждения и подключиться не получилось. В кафешках, ресторанах вайфай был далеко не везде, но где был, обычно работал. На территории некоторых достопримечательностей, тоже был вайфай и тоже обычно работал, хоть и не быстро.
Йены в Японии нужны. Это вам не Скандинавия, в плане оплаты карточками Япония такая же отсталая, как и мы, без налички в Японии особо не попутешествуешь – cash only будет преследовать вас повсюду. Снимать деньги можно только в банкоматах, на которых указано, что они принимают карты иностранных банков. Иногда банкоматы не работают и просто говорят, что снять нельзя, в этом случае не тратьте время, пытайтесь замучать банкомат новыми попытками, просто ищите другой. Часто в магазинах 7-11 попадался банкомат, принимающий иностранный карты, но вот он как раз не всегда срабатывал. В других банкоматах мне всегда удавалось снять только 50 тысяч йен, больше они мне не давали, хотя я читал, что есть и такие, которые дают сто. За каждое снятие банкомат брал небольшую комиссию.
Обмен валюты можно произвести в обменных пунктах, я видел такие в аэропорту и на вокзалах Токио и Киото, но сам ни разу не воспользовался. Пару раз я менял деньги в обменных автоматах, которые периодически попадаются то здесь, то там. Чаще их можно найти на мелких вокзалах, но бывают и просто в городе и даже в отеле – у нас в Токио прямо в фойе стоял обменный автомат. Курсы у них просто до безобразия разные. При межбанковском курсе 160 йен за 1 евро автомат мог предложить всего 132(!). Я пару раз менял за 142-145, но всё же выгоднее снимать, несмотря на комиссию.
В первую очередь, наличка нужна для того, чтобы купить карточку для оплаты ОТ (общественного транспорта). В Японии имеется несколько карточек, самая распространённая – Suica. Когда я в аэропорту хотел купить Суйку, то быстро выяснил, что Суйки кончились и туристам их больше не продают. Зато ещё остались карты Pasmo. Это почти что Суйка, для оплаты ОТ разницы нет. В аэропорту продавали только один тип – Pasmo Passport (https://www.pasmo.co.jp/visitors/en/about/), карточка на 28 дней без залога. Для туриста самое оно, но надо учитывать, что остаток не возвращается, поэтому попытайтесь потратить все йены перед вылетом домой. Карточку можно легко заряжать в автоматах метро и на станциях и вокзалах. Причём, заряжать можно только наличкой – купюрами 1000, 5000 и 10000 йен, а также монетами.
В целом общественный транспорт в Японии немного запутанный (это я непроизвольно сравниваю с Кореей, где побывал в прошлом году). В больших городах кроме метро есть ещё сеть электричек, на которых можно кататься как по городу, так и выезжать в соседние города, оплачивая проезд карточкой Pasmo. В Токио линии метро обозначены буквами латинского алфавита, а электрички – обозначением Jх, в котором х может быть любой буквой. Например, есть линии JO, JY, JB и т.д. У каждой линии есть ещё и название, которое обычно обозначает направление, например на Narita Line вы доедете в Нариту. Согласитесь, удобно.
К навигации на вокзалах у меня есть пара претензий. Во-первых, далеко не всегда имеется указатель на нужную линию, иногда нам приходилось походить туда-сюда, чтобы найти нужное направление. Во-вторых, если даже идёшь по указателям, то можно в какой-нибудь момент обнаружить, что идёшь не туда. В таком случае надо вернуться и внимательно смотреть по сторонам – где-нибудь будет незаметный поворот. Ну и язык на электронных табло. Обычно информацию показывают длительное время на японском, потом коротко переключают на английский и потом опять по-японски. И если не успел найти свой поезд, путь и вагон, то жди следующего переключения. Конечно, постепенно привыкаешь к японским знакам и потом становится и так всё понятно, но вначале пришлось попотеть.) Кстати, встречал табло где-то на платформе, которое совсем не переключалось на английский. И только один раз видел табло с двумя языками – японский шрифт побольше, английский снизу – поменьше. Почему так нельзя сделать везде?
Из позитива, на каждой платформе нарисован номер вагона и даже номер входа, если это метро. Это очень удобно, особенно когда зарезервированы места в синкансене или в экспрессе. Или же когда навигация гугла подсказывает из какого вагона лучше выйти.
Да, для навигации я пользовался исключительно картами Гугла. Он отлично прокладывает маршруты не только внутри городов, но и между городами. Сбой был лишь однажды на вокзале Токио, где под землёй не работал GPS и гугл послал нас на какую-то соседнюю станцию, пришлось станцию отправления исправлять вручную.
Для перемещения пешком гугл не всегда корректно показывал маршрут и тогда я включал Organic maps (аналог maps.me).
Редкий отчёт оставляет в стороне тему JR Pass. До подорожания осенью прошлого года пасс был если не всегда выгоден, то очень удобен – не надо было тратить время на покупку билетов в кассах или автоматах, резервирование мест в синкансенах бесплатное. Сейчас же пасс на 2 недели стоит около 500(!!!) евро. Я не знаю куда и сколько надо ездить, чтобы пасс окупился.
Мы купили локальный JR East Pass (Nagano, Niigata area) https://www.jreast.co.jp/multi/en/pass/eastpass_n.html на 5 дней для поездок в Никко и к снежным обезьянам. Пасс не окупился, более того, из Никко в Ашикагу было быстрее и дешевле ехать на поезде другой компании, где пасс не действовал. Но это уже пробел моей подготовки. Бесплатно зарезервировать места у нас не получилось ни на одном синкансене – ни в одном вагоне не было двух мест рядом, почти все места были уже зарезервированы. Наверное, резервировать надо заранее, но тогда совсем пропадает удобство пасса – просто в любое время зайти на вокзал и поехать на следующем поезде. А это действительно удобно.
Автобусы имеют всего две двери. Обычно заходишь в среднюю дверь, прикладываешь карту Пасмо, выходишь через переднюю, где ещё раз прикладываешь карту для списывания суммы поездки, если она зависит от расстояния. Если денег на карте мало, можно заплатить наличкой. Если карты нет или на ней нет денег, нужно взять билетик при входе. При выходе на табло показано сколько платить. В городских автобусах (city bus) и в трамвае Осаки никаких билетиков не было, платить надо было фиксированную сумму при выходе. Бывают автобусы, где входить надо в переднюю дверь, а выходить через среднюю. В таком случае надо оплатить сразу всю сумму. В общем, ̶с̶ ̶а̶в̶т̶о̶б̶у̶с̶а̶м̶и̶ ̶в̶ ̶Я̶п̶о̶н̶и̶и̶ ̶х̶а̶о̶с̶ всегда смотрите внимательно куда входить и где платить, это написано рядом с дверьми. В целом автобусы у меня оставили очень положительное впечатление – водители были вежливы, старались помочь, если были вопросы, и всегда ждали пассажиров, если видели, что они бегут к автобусу.
Велосипеды в Японии есть, но у нас в планах не было использовать этот вид транспорта. К тому же велосипедная инфраструктура не очень развита в стране – велодорожки могут быть из ниоткуда в никуда, да и вообще никто на них внимание не обращает – ни велосипедисты, ни пешеходы – все ходят и ездят где хотят, да ещё и парковки для велосипедов платные. У меня сложилось такое впечатление, что в Токио мало кто ездит на велосипедах, а вот в Киото и Осаке велосипедистов побольше. И ездят они довольно хаотично. Авария с ними я не видел, но приходилось всё время быть осторожным, особенно в Осаке. Кстати, если уж и брать велосипед в прокат, то в Киото. ОТ там не сильно развит, а город довольно большой по площади, достопримечательностей много и они разбросаны по разным концам города.
Дрон в эту поездку я решил не брать и правильно сделал. Мы были в основном в городах, а в городах у многих достопримечательностях запрет на полёт. А в горах мы были мало и всё равно погоды не было, о чём я напишу позже.
С едой (в отличие от Кореи) проблем не было, почти везде были карты на английском, а даже если и не было, то были картинки или даже очень реалистичные макеты. Еда в Японии очень вкусная, не важно что заказываешь – блюда из японской лапши, фритированные морепродукты, суши или мраморную говядину. В Киото я нашёл пару ресторанов, где готовили фугу. Но фугу в этот раз я так и не попробовал. В другой раз обязательно.)
Магазины, открытые 24 часа – 7-11 и Family Mart попадаются довольно часто, ассортимент там ограничен, но вполне достаточен, чтобы просто поесть, если нет времени на что-то другое. Можно даже взять горячие блюда и поесть прямо в магазинчике. В Киото у нас был отель с кухней. Недалеко от отеля мы нашли супермаркет Daily Qanat Izumiya (изюминка, ага)) с огромным выбором свежайших и вкуснейших продуктов. Рыбу готовить в отеле я не рискнул, а вот мраморную говядину…ммм… Боже, как же это было вкусно. Пишу и истекаю слюной.)
Продуктовый рынок в Киото (35.0050138189235, 135.7649653291353) для меня был как музей, чего там только нет! Было бы побольше времени, попробовал бы икру морских ежей, других морских гадов, а я их люблю, да и всё остальное. Можно показать пальцем на то, что вам пригляделось, и продавец при вас приготовит этот свежачок. Нет, сюда я обязательно вернусь.
Карта наших точек притяжения:
Две недели в прекрасной зимней Японии:
FFM-NRT
Токио и театр Кабуки
Токио – Шибуя скай
Камакура – Энгакудзи
Камакура – Храм Мейгетсун
Камакура – первый храм Дзэн Кенчедзи
Камакура – Цуруога Хачимангу
Камакура – храм Котокуин и Великий Будда
Камакура – храм Хаседера
Йокогама – The Sky Garden и канатная дорога Sakuragicho
Токио – смотровая площадка токийской мэрии
Токио – императорский дворец
Токио – Асакуса, храм Сенсодзи
Токио – Skytree
Токио – Никко
Никко – храм Риннодзи
Никко – храм Тосегу
Никко – храм Футарасан
Никко – как в гостях
Никко – храм Тайюнбе
Никко – тайфун и водопад Кегон
Никко нетуристический
Парк цветов Асикага
Токио и Фудзи
Яманоучи – парк снежных обезьян Jigokudani
Яманоучи вечером
Нагано – храм Дзэнкодзи
Нагано – музей Prefectural Art
Кобе – круиз по гавани
Кобе – морской музей
Кобе – прогулка по городу и район Китано
Кобе – анимэйт и шоу Kobe Luminarie
Киото – Замок Нидзе
Киото – музей самураев и ниндзя
Киото – свинское кафе Mipig
Киото – храм Чистой воды Киемизудера
Осака – замок Осака
Осака – храм Ситеннодзи
Осака – Сумиеси Тайся
Осака – храм Китано Тэммангу и немного Осаки
Киото – храмовый комплекс Хейан и ещё кое-что
Киото – кафе с выдрами Loutre
Киото – национальный музей Heisei Chishinkan Wing и замок Фусими
Киото – императорский дворец
Киото – Фусими Святыня Инари
Киото – храм Нандзендзи
Киото – серебряный павильон Гинкакудзи
Киото – прогулка по городу
Нара – большой парк в центральной Наре
Нара – святыня Касуга Тайся
Нара – храм Тодайдзи
Киото – башня Киото
Нарита – фольклорная деревня Босо
Нарита – храм Нарита сан
Нарита – Traffic Safety Praying Bay
NRT – FFM – домой