Не могу сказать, что с детства мечтала поехать в США. Но вот настал момент рассекретить идеологического противника. Все-таки, Штаты – страна, просто созданная для путешествий на автомобиле. А в последнее время никак иначе уже путешествовать не хочется. И природы там много всякой разнообразной. Именно за ней и поехали.
Процесс получения американской визы – отдельная песня. Долгое время даже не задумывались туда соваться. Личное собеседование – процедура не только унизительная, но и дорогостоящая, когда живешь в 1000 км от посольства. Но деваться некуда, прикинули, что наши шансы близки к 100 %, за полгода до предполагаемого визита заполнили анкеты и полетели собеседоваться в Москву. Наши козыри – почтенный возраст, стабильная работа, дети, которые остаются дома, и богатая история заграничных поездок, само собой. Все справки и документы подготовили, сложили в папочки. Но, как говорится, забудьте все, чему вас учили в школе. Американские консулы – удивительные люди. Я бы сказала, люди со сверхспособностями. Ни одна бумажка не пригодилась. Только ясные лучистые глаза. Собеседование длится от силы две минуты, и – вуаля – велкам ту Юнайтед Стейтс.
Но мы же не ищем легких путей. Теория заговора в действии. Как только мы окончательно и бесповоротно приняли решение ехать в США, так сразу с курсом доллара начали твориться чудеса. Отступать некуда, чемоданы собираем, хотя и с легкой грустью осознания того, что поездка нам обойдется раза в два дороже, чем мы изначально планировали. Поэтому пытаемся выкрутиться с минимальными потерями. Забираем у курьера паспорта с визами и в тот же день покупаем билеты на самолет. Цена фантастическая: 23200 р. туда-обратно прямо из Ростова-на-Дону в Нью-Йорк «Аэрофлотом» с пересадкой в Москве. Забавно, что на те же даты прямой билет просто из Москвы стоит почему-то дороже. И печально, что при текущем курсе валют внутренний перелет по США обходится нам чуть ли не в те же деньги (19300 р. туда-обратно Нью-Йорк – Солт-Лейк-Сити «Дельтой»).
Что мы еще можем сделать за полгода? Забронировали на первую и последнюю ночь отель в Нью-Йорке со стопроцентной предоплатой. Так же полностью решили заранее оплатить автомобиль.
Автомобиль бронировали через сайт rentalcars.com. Поставщик – компания «Alamo». Toyota RAV 4 автомат на 13 дней – 30300 р. Получаем и сдаем в аэропорту Солт-Лейк-Сити. Еще бы бензин на расстоянии закупить – и была бы красота!
Но бензин в самолет не возьмешь, поэтому, поддавшись панике, покупаем доллары задорого, зато потом еще полгода спим спокойно – деньги на поездку у нас есть. С собой, соответственно, пришлось брать преимущественно наличку. Плюс запас на нескольких картах. Кстати, карты, которые использовались при бронировании отелей, нужно иметь с собой обязательно, даже если собираешься платить наличными или уже предварительно заплатил.
Теперь осталось дело за малым – разработать маршрут.
«План поражал своей несложностью. Мы приезжаем в Нью-Йорк, покупаем автомобиль и едем, едем, едем, – до тех пор, пока не приезжаем в Калифорнию. Потом поворачиваем назад и едем, едем, едем, пока не приезжаем в Нью-Йорк. Все было просто и чудесно, как в андерсеновской сказке. "Тра-та-та", – звучит клаксон, "тру-ту-ту", – стучит мотор, мы едем по прерии, мы переваливаем через горные хребты, мы поим нашу верную машину ледяной кордильерской водой, и великое тихоокеанское солнце бросает ослепительный свет на наши загорелые лица».
Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка. 1937.
США – огромная страна, невозможно объять необъятное. Первое, что приходит в голову, и что, собственно, мы готовили для посольства – это классический маршрут по дороге 66. Он проходит мимо одного из наиболее интересных для нас мест – Гранд-Каньона. Другой весьма привлекательный нацпарк – это Йеллоустон. Но от дороги 66 это далеко. Второй вариант маршрута – это поехать из Нью-Йорка по северной кромке Штатов через Йеллоустон и закруглиться в Сиетле. Визу дали на три года, так что можно задуматься о том, чтобы поехать два раза и по очереди посмотреть оба боевика. Но у каждого из вышеуказанных вариантов есть существенный недостаток – больше половины пути нам придется просто тупо гнать от города к городу, поскольку самое интересное начинается ближе к западному побережью. И, наконец, победила алчность. Дайте мне таблеток от жадности. Какого черта я должна себя в чем-то ограничивать. Почему я не могу получить Йеллоустон и Гранд-Каньон в одном флаконе? Мало ли что случится завтра. Может, я вообще больше в Штаты не попаду.
Чем больше я смотрела на карту, тем привлекательнее мне казался вариант не брать машину в Нью-Йорке, а совершить перелет в Солт-Лейк-Сити, и оттуда уже проехать по кругу, захватив указанные нацпарки, тихоокеанское побережье и все интересное, что попадется по пути. Но и тут оказалось не все так просто. Гениальная идея начать с Йеллоустона, а потом через нацпарк Гран-Титон поехать дальше на юг провалилась, поскольку в конце апреля еще не все нужные нам дороги и кемпинги в Йеллоустоне открыты, а дорога через Гран-Титон, вообще, открывается уже после нашего возвращения домой. Конечно, можно было бы поехать по тому же кружочку, но в обратном направлении, но тогда мы лишаем себя возможности в случае форс-мажора пожертвовать чем-то менее для нас ценным (а именно городом Сан-Франциско). Поэтому пришлось спланировать «ёлочный шарик с пимпочкой» – поедем кружочек из Солт-Лейк-Сити по часовой стрелке на юг, затем в сторону западного побережья (если выбьемся из графика, то побережье пропускаем), оттуда возвращаемся в Солт-Лейк-Сити – замыкаем кружочек. А дальше рисуем «пимпочку» – едем в Йеллоустон и возвращаемся обратно той же дорогой. «Пимпочкой» жертвуем в самом распоследнем случае, но все равно успеваем на самолет и улетаем в Нью-Йорк. Итак, маршрут получился следующий (по пунктам интереса):
г.Нью-Йорк – перелет в г.Солт-Лейк-Сити – нацпарк Зайон – г.Пейдж (каньон Антилопы, Подкова) – нацпарк Гранд-Каньон – пустыня Мохаве – нацпарк Долина Смерти – нацпарк Йосемити – г.Сан-Франциско – озеро Тахо – соляные поля Бонневилль – г.Солт-Лейк-Сити – нацпарк Йеллоустон – г.Солт-Лейк-Сити – перелет в г.Нью-Йорк
Задумка, честно говоря, была дерзкая. Описанный шарик с пимпочкой по предварительным прикидкам – это 6 тыс. км, около 70 часов чистой езды. А при этом надо успевать что-то посмотреть, поесть-попить и поспать. Но мы рискнули и, забегая вперед, скажу, что нам удалось практически все задуманное, несмотря даже на некоторый форс-мажор. Никогда прежде я столь тщательно не готовилась к поездке, проработана была каждая деталь.
На карте маршрут из Солт-Лейк-Сити выглядит примерно так:
- Загружается GPS трек...
- track_554294
(Техническое отступление: с картой именно автомобильной промучилась два дня, но в итоге ни черта все равно не отображается нормально. Пришлось средствами форума обозначить лишь пункты интереса. Для тех, кому нужны детали автопробега, даю ссылку на подробную карту в гугле (https://www.google.com/maps/d/edit?mid= ... DrBxuM19u0) - и пусть модераторы меня побьют. Ну, не цепляется она сюда никак - хотя все делаю по инструкции )
Маршрут проходит по территории семи штатов: Юта, Аризона, Калифорния, Невада, Айдахо, Монтана, Вайоминг. Скачали в свои смартфоны карты (плюс штат Нью-Йорк) для приложений-навигаторов. Отдельно прибор-навигатор с собой не брали.
По национальным паркам США есть отличный сайт: http://www.nps.gov/index.htm. Там полно всякой полезной информации (карты парков, актуальное состояние дорог и т.д. и т.п.) Очень пригодилось.
Помимо отеля в Нью-Йорке, забронировали еще одну ночь в Солт-Лейк-Сити, дальше действовали по обстоятельствам. Для удобства и экономии ночевать планировали в кемпингах (за исключением крупных городов). США – страна автомобилей. И автопутешественников. Такого количества трейлеров или RV (домиков на колесах), пожалуй, не встретишь больше нигде. Для предварительной ориентации я посмотрела сайт http://www.camping-usa.com/ и поняла, что кемпингов в стране, ну, просто дофига. Как внутри нацпарков, так и за их пределами, в том числе и в городах. Так что проблем с ночевкой возникнуть не должно. Для некоторых участков я сделала скриншоты и распечатала куски карт с обозначенными кемпингами. Вообще-то, места во многие кемпинги можно бронировать заранее, но мы не хотели быть привязанными и ничего не бронировали. Пользовались так называемой системой «first-come first-served» (кто раньше приехал, тот место занял).
Кемпинги в США различаются по уровню предоставляемых услуг, при этом оплата от качества услуг зависит далеко не всегда. Как ни странно, самые комфортные и дешевые попадались нам именно в популярных нацпарках. Большинство кемпингов предоставляют места как для RV (с полным подключением – электричество, вода, канализация), так и для палаток. Как правило, рядом с палаткой есть кран с водой, иногда – розетка. Туалет/ душ – это будут отдельные чистые домики с белоснежной туалетной бумагой. Кострища оборудованы решетками для барбекю, но палить все подряд нельзя, нужно внимательно изучать правила конкретного кемпинга. Обычно нужно пользоваться купленными дровами. Мы не заморачивались с открытым огнем, готовили везде на горелке. Во многих местах есть прачечные. Также практически повсеместно предоставляется Wi-Fi. Кемпсайты пронумерованы, на въезде дают план-схему. Собственное место помечается бумажкой с номером, датой и какими-то вашими данными, которая крепится на прищепку к специальному столбику.
К слову, с мобильной связью в США у нас было не всегда хорошо. Местные сим-карты мы не покупали, наш «Мегафон» почти нигде не работал, «Билайн» и туристический «Гудлайн» работали почти везде. К тому же выручал интернет, проблем сообщить родственникам, что живы, не было.
Еще важный момент: в США розетки с двумя-тремя плоскими штырьками, нужно покупать переходник. Все девайсы со шнуром USB мы благополучно заряжали автомобильными зарядками (обязательный предмет в багаже), а вот батарею фотоаппарата пришлось зарядить через переходник в отеле.
Ну, и система мер у них своя, нам не привычная. Всякие там Фаренгейты, мили, галлоны. Нужно примерно представлять, что почем.
Стоит отметить, что Штаты – это наша первая истинно англоговорящая страна. Гораздо проще общаться с теми, кому английский не родной. А у этих такая каша во рту, что иногда у меня возникало ощущение, что я говорю по-английски лучше, чем сами американцы. Уши отдыхали, когда приходилось общаться с латиносами. Вот они, наши родные братья. А первое непонимание возникло уже на паспортном контроле, когда какой-то надменный азиатоамериканец сначала так невнятно бубнил себе что-то под нос, что приходилось по три раза переспрашивать, а потом и вовсе заявил нам: вот я русский не знаю – и я же в Россию не езжу! Хотелось ответить ему, почему он всю жизнь так и просидит на попе ровно и никуда не поедет, но момент был, мягко говоря, не подходящий. Сделали морды кирпичом и пошли «в Америку».
Помимо этого инцидента, процесс проникновения в стан врага прошел практически безболезненно. Честно говоря, мы были в плену предубеждений, что американцы излишне зациклены на безопасности, но никаких особых мер предосторожности мы не заметили. Никто нас не досматривал с пристрастием. Все прошло, как обычно, как при прибытии в любую другую страну. В таможенной декларации мы честно отметили, что везем продукты (разрешенные к ввозу растворимые супы и кашки), но никого это, вообще, не заинтересовало, никто не спросил, что конкретно везем.
Итак, команда ралли снова в полном составе: ваш покорный слуга Штурман Басов (ШБ), Первый Пилот (ПП), Политический Руководитель (ПР) и Главный Бухгалтер (который отказался сокращаться до двух букв, поэтому в дальнейшем будет именоваться «Леночка»).
Полетели…