Для начала маршрут:
Нью-Йорк - Вашингтон - Лос-Анжелес (аренда авто) - Лас-Вегас - Вильямс - Гранд Каньон - Пейдж - Каньон Антилопы - Брайс-Каньон - Тропик - Каньон Лэндз - Моаб и Парк арок - Зион - Долина Смерти - Секвойи - Йосемите - Сан-Франциско - Монтеррей - Санта-Барбара - Лос-Анжелес.
Средство передвижения - Crysler Sebring кабриолет.
Пройденное расстояние - 3500 миль.
А теперь рассказ.
Идея поехать в США родилась довольно спонтанно. После нескольких поездок в Азию захотелось сменить регион. Первоначально выбор пал на Латинскую Америку, а именно Гватемалу, для путешествия туда я даже выучил испанский язык.
Исследуя маршруты попадания в Гватемалу и цены на авиабилеты я обнаружил, что самый простой и дешевый способ лететь туда – это через Штаты. А для этого, как известно, надо получить американскую визу.
Мне почему-то не верилось, что американцы дадут нам визу, однако, жена убедила попытаться и мы сдали документы в американское консульстве в Екатеринбурге. Визы мы получили после 3-х минутной беседы с консулом и, немного потрясенные этим обстоятельством, зашли отпраздновать это событие в айриш паб на проспекте Ленина. Там, за кружкой гиннесса, и родилась серьезная идея отправится в США в путешествие. А что, подумали мы, вдруг американцы нам второй раз и не дадут визу, а Латинская Америка может и подождать.
Визы мы получили в феврале, поездка была намечена на май. Два месяца было потрачено на разработку маршрута, бронирование билетов, гостиниц и т.п. Опыт предыдущих поездок показывал что действительно интересное путешествие должно включать в себя посещение природных достопримечательностей, которых в США хоть отбавляй. Посещение только крупных городов – верный способ разочароваться в любой стране, будь то США или Китай.
Кроме того, тлетворное влияние Голливуда требовало побывать в куче разных мест, почерпнутых из фильмов типа «Красотка», «Санта-Барбара», «Беверли-Хилз 90210» и т.п. Все эти места вполне справедливо можно назвать штампами и бывалый форумчанин-путешественник может даже недовольно сдвинуть брови при их упоминании. Однако быть в США и не съездить в Нью-Йорк, или попасть в Калифорнию и не заехать в Санта-Барбару или не сходить на аллею на звезд – это ж как будто зря ездил.
Сильно помогло в планировании маршрута обсуждение поездки Сергея Винского в США, а также отчеты форумчан-американцев о посещении национальных парков.
Итак, в результате долгих обдумываний, маршрут был разработан следующий:
Нью-Йорк – Вашингтон – Лос-Анджелес с Дисней-лэндом – Лас-Вегас - национальные парки Калифорнии, Аризоны и Юты – Сан-Франциско и пробег по дороге №1, которая соединяет Сан-Франциско и Лос-Анжелес.
Технические детали поездки
Переезды.
Билеты из Москвы в Нью-Йорк с возвратом из Лос-Анджелеса были куплены у Аэрофлота за 700 долл. на человека. Переезд из Нью-Йорка в Вашингтон планировалось совершить на автобусе (билет 23 доллара, время поездки – 3,5 часа). Электронные билеты из Вашингтона в Лос-Анджелес был забронированы у Alaska Airways по 99 долларов на человека.
В Лос-Анджелесе я арендовал машину в конторе Thrifty. По Интернету заказал самую дешевую, в результате получил по той же цене машину, на несколько классов выше, - Crysler Sebring кабриолет. На этой машине нам предстояло рассекать по США 18 дней.
Ориентирование.
Для ориентирования на местности в поездку был взять гарминовский GPS приемник со встроенной картой США, который неоднократно выручал нас, помогая найти дорогу, особенно, в городах.
Также сильно помог сайт mapquest.com, который прочерчивает маршруты от одной точки к другой и выдает словесное описание этих маршрутов и указывает время движения. Очень удобно для поездок на машине. Я перед поездкой специально распечатал ряд маршрутов, которые мог предвидеть заранее. Например, маршрут от аэропорта Лос-Анжелеса (LAX) до забронированной гостиницы Анахейме (район Лос-Анжелеса, где находится Дисней-Лэнд), от этой гостиницы до отеля в Лас-Вегасе и т.д.
Маршрут выглядит примерно так: езжайте прямо до такой-то улицы, сверните на exit №17, проедте столько-то миль и т.п. В результате могу с гордостью заявить, что почти не разу не заблудился и ездил как заправский американец. И один раз даже кому то подсказал дорогу.
Штурманом у нас выступала жена, которая отдавала команды двигаться налево и направо.
Проживание.
Вопрос с проживанием в Нью-Йорке решился очень просто и безболезненно. Дочь подруги мамы моей жены учится в Нью-Йорке и любезно согласилась приютить нас на три ночи в этом городе.
Отель в Вашингтоне на две ночи был забронирован через priceline.com. по 70 долл. за ночь при обычной цене 250 долл. Отель оказался крутым, Клинтон праздновал там свою инаугурацию.
В Лас-Вегасе был забронирован номер в Luxore (отель выстроен в виде египетской пирамиды) за 75 долл. за ночь.
Далее мы жили в мотелях, включая и города. Если у вас есть машина, то жить в мотелях на подступах к городам либо даже в самих городах – милое дело. Мотели в США, как выяснилось, предоставляют довольно приличные условия проживания на уровне твердых 3 звезд и при этом, как правило, довольно экономичные. В Аризоне и Юте цена за ночевку в мотеле не превышала 50 долл.
Начало путешествия.
Перелет Москва-Нью-Йорк на Боинге 767 занял 10 часов. При приземлении открывается узнаваемая панорама Манхэттена – сильно вытянутый остров, окруженный водой, и небоскребы, сгрудившиеся на передней и на задней части.
Мы прилетели в 4 часа дня, однако, аэропорт JFK был почти пустой. Пограничный офицер со скучающим видом проверил наши паспорта, отсканировал отпечатки пальцев и отпустил восвояси. Рядышком некоторых людей проводили в отдельную комнатку, наверное, для того, чтобы устроить допрос с пристрастием о цели прибытия в США.
Получив багаж, мы были встречены нашими друзьями – Машей и Пашей и уже через пять минут ехали к ним домой.
Нью-Йорк состоит из пяти районов – Манхэттен, Бруклин, Бронкс, Квинс и Статен Айлэнд. Наши друзья жили на Статен Айлэнд, т.е. на острове, который находится минутах в 40 езды от Манхэттена.
Попадая на Статен Айлэнд легко забыть, что ты Нью-Йорке. Домики вышиной в два-три этажа, лужайки перед ними с фигурками гномиков, тихие зеленые улочки, где почти нет машин. Прямо не Нью-Йорк, а какой-нибудь Йорк в доброй старой Англии.
Сложив вещи и полюбовавшись на гномиков и цветочные венки на дверях домой (в Америке только отпраздновали пасху), мы пошли покушать. Куда вы хотите, в китайский, итальянский или американский ресторан – спросил Паша.
Конечно, в американский - ответили мы. Названия ресторана я не помню, но помню, что все мне в нем показалось очень знакомым. По американским фильмам, конечно. Заказав бараньи ребрышки, я попросил у официантки пива.
- Разрешите взглянуть на ваше удостоверение личности, сэр - попросила она.
- Это она хочет узнать, что тебе больше 21 года – подсказал Паша.
- Вообще то мне тридцать лет, - с гордостью заявил я.
- Нисколько в этом не сомневаюсь, но мы должны увидеть ваше ID.
В качестве ID я предъявил российские права (пластиковую карточку), официантка долго их изучала, не могла прочитать мое имя, которое написано латинскими буквами мелким шрифтом. В конце концов, я получил свое пиво, сделал большой глоток и с удовлетворением посмотрел по сторонам – да, я в Америке, до чего же это прикольно.
После ресторана мы немного прогулялись по набережной и, кое как, дотянув до 9 вечера (разница по времени с Пермью – 10 часов), отправились спать. Путешествие в Америку начиналось.
О еде.
Перед поездкой в США я опасался, что там сплошной фаст-фуд. Ничего подобного,
В Америке можно хорошо, разнообразно и сравнительно недорого питаться. Кухня, как говорится, на любой вкус – китайские, японские, индийские, итальянские, мексиканские рестораны. Готовят там китайские и т.д. повара для своих же соотечественников, поэтому еда получается очень аутентичной и вкусной.
В Вашингтоне мы покушали в ливанском ресторане, хумус, шиш-кебаб из баранины – пальчики оближешь.
В плане разнообразия кухни, мне кажется, Америка может дать фору Европе. Вспоминается поездка в Венгрию, где мы через несколько дней взвыли от одной и той же картошки фри и кнедликов. Об Англии я вообще молчу.
Порции в ресторанах очень большие, поэтому мы часто просили принести нам на двоих один салат и одно основное блюдо. Официанты в ресторанах вполне спокойно воспринимали такие заказы и сами приносили дополнительные тарелки и приборы.
Еда в ресторанах средней руки недорогая. Обед на двоих из ланч-меню (типа нашего бизнес-ланча) обходился в 10-15 долларов. Ужин – 20-25. Дороже всего мы поели в Монтеррее в морском ресторанчике, где на ужин нам подали крабовый суп, рыбу меч с овощами и белое вино. За все про все – 40 долларов.
Читая меню, необходимо помнить, что цены в нем указаны без учета налога, который составляет от 8 до 12 процентов. Кроме того, в Америке принято оставлять чаевые в размере удвоенной суммы налога. Поэтому итоговая сумма счета обычно на 30-35% процентов превышает цены меню.
Я в ресторанах расплачивался по кредитной карточке. Ресторан прокатывал карточку и блокировал сумму уже с учетом чаевых. После этого официант приносил на подпись слип, где содержалась графа tip, которую нужно заполнять от руки и самому высчитывать итог.
И, наконец, американская кухня. У меня она стала ассоциироваться со стейками, блинами (pancakes) и пирогами, первое место из которых, конечно же, занимает яблочный пирог (apple pie).
Стейки большие толстенные и могут быть цельными либо прокрученными. Официант спрашивает, какую степень прожарки стейка вы предпочитаете – с кровью или без. Блины по-американски не похожи на наши, они тоже толстые и подаются с кленовым или каким-нибудь еще сиропом.
В общем, вкусная еда в путешествии - архиважная вещь и в Америке с этим проблем не наблюдалось. Даже наоборот.
Нью-Йорк.
Итак, проснувшись на следующий день, мы поехали на Манхэттен. Наша хозяйка Маша довезла нас туда на машине. Сама поездка заняла минут сорок, однако, попав на Манхэттен, нам необходимо было решить одну проблему – где припарковаться. В США в городах действуют очень строгие правила относительно парковки – везде висят знаки «No parking» или парковка только один час. Нельзя парковаться рядом с пожарными гидрантами, которых, почему-то, великое множество, закрывать при парковке выезды с тротуаров и т.п. Причем трудности с парковкой есть везде – и в больших городах, и в маленьких. Мы, например, довольно долго искали парковку в Санта-Барбаре.
На Манхэттене бесплатное парковочное место в центре найти практически нереально. Поэтому ньюйоркцы, которые живут не на Манхэттене и приезжают туда работать, оставляют машины где-нибудь с краю и до места назначения топают пешком. Ньюйоркцы, которые живут на Манхэттене, часто вообще не имеют машин. Поэтому в Нью-Йорке мало толстых.
Мы смогли припарковаться только через час после приезда на Манхэттен в районе 10-й или 12-й улицы. Подкрепившись пончиками по в Dunkin Donuts, мы отправились в наше путешествие по Нью-Йорку.
Не могу сказать, что наш маршрут по Манхэттену отличался какой-либо оригинальностью. Отмахав улиц двадцать, мы очутились рядом с Empire State Building (угол 5-й авеню и 34-й улицы).
После крушения башен-близнецов 11 сентября этот небоскреб вернул себя звание самого высокого небоскреба в Нью-Йорке (9-е место по высоте в мире). Ну что скажешь, после небоскребов Шанхая и Бангкока, мне он показался даже маленьким. Ощущение, что это небоскреб, появляется, когда подойдешь к нему вплотную. Тогда да, задираешь голову, вверх уходит бесконечная белая стена с черными окошками.
Сергей Винский на крышу Empire State Building не попал из-за плохой погоды, мы туда тоже не попали и, наверное, потому, что погода стояла слишком хорошая. В солнечный ясный день куча туристов, в основном, американцы, создала громадную очередь. Причем снаружи очереди почто не было, электронное табло показывало, что время ожидания составляет 40 минут, и мы решили постоять. Однако, когда мы попали вовнутрь, то оказалось, что очередь тянется на несколько этажей, а табло говорило, что время ожидания – 50 минут. Мужик в наряде Кинг-конга развлекал публику, а потом сел на лифт и уехал наверх. Очередь с завистью смотрела ему вслед.
На втором этаже время ожидания увеличилось до полутора часов, нам стало жалко времени и мы повернули назад.
Самым красивым небоскребом мне показался Chrysler Building из-за чешуек на крыше (угол 3-й авеню и 41-й улицы).
После Крайслер-Билдинг мы свернули направо и отправились к зданию ООН.
Напротив здания расположена аллея флагов – стран-членов ООН. Отыскав российский флаг, мы зашли в парк рядом с ООО, где собраны скульптуры, подаренные разными государствами. Скульптура в виде револьвера с завязанным в узел стволом производит впечатление. Приятно было увидеть ее именно в США.