Маршрут в общих чертах был готов давно, оставалось отшлифовать некоторые детали и определиться с городами, которыми придется пожертвовать. Изначально решила ехать на автобусах из Мехико до Канкуна с заездом к Тихому океану, затем из Канкуна взять дешевый внутренний перелет на запад в Монтеррей или Гвадалахару, и оттуда уже возвращаться в столицу, опять же на автобусах. О посещении Калифорнии с ее китами и Медного каньона при ограниченных времени и бюджете поездки не могло быть и речи. Но Мексика огромная, охватить ее за один стандартный "офисно-планктонный" отпуск невозможно, возвращаться придется рано или поздно.
В итоге маршрут получился следующим:
День 1. Мехико.
День 2. Теотиуакан, Базилика Гвадалупе, площадь 3-х культур.
День 3. Таско. Куэрнавака.
День 4. Пуэбла
День 5. Чолула. Пуэбла.
День 6. Оахака. Монте Альбан.
День 7. Экскурсия: Митла, дерево Туле и Hierve el Agua.
День 8. Пляжи и городки на Тихом океане.
День 9. Пуэрто Эскондидо.
День 10. Каньон Сумидеро. Чиапа-де-Корсо.
День 11. Экскурсия El Chiflon + Lagos de Montebelo
День 12. Сан-Кристобаль де Лас Касас.
День 13. Экскурсия: водопады Мисоль-Ха, Агуа Асуль, руины Паленке. Вечер в Паленке-городе.
День 14. Экскурсия Яшчилан и Бонампак.
День 15. Кампече.
День 16. Ушмаль. Мерида.
День 17. Селестун.
День 18. Чичен Ица. Вальядолид.
День 19. Тулум.
День 20. Бакалар
День 21. Белиз. Ки-Колкер.
День 22. Ки-Колкер. Тур к рифу.
День 23. Возвращение в Мексику. Бакалар. Плая-дель-Кармен.
День 24. Плая-дель-Кармен, Исла Мухерес, Канкун.
День 25. Гвадалахара.
День 26. Гуанахуато. Сан-Мигель-де-Альенде.
День 27. Гуанахуато. Возвращение в Мехико.
День 28. Мехико. Районы Сан-Анхель и Койокан.
Развитая тур. индустрия делает перемещения по Мексике довольно удобными, позволяя даже "безлошадному" туристу увидеть все то, что было запланировано. Здесь вынуждена немного отвлечься, дабы пропеть пару дифирамбов этой самой индустрии. Еще в Аргентине привыкла, что в любом относительно крупном туристическом центре можно приобрести довольно дешевый тур на день/полдня, в рамках которого в составе небольшой группы единомышленников наслаждаешься пейзажами и красотами в довольно резвом, но вполне комфортном темпе. Такая практика почти отсутствует в Европе, где в определенные места добраться можно только на машине (а общественный транспорт туда не ходит, либо ходит крайне редко и неудобно), а дешевых экскурсий нет как класса, только индивидуальные туры. Автобусное сообщение также позволяет не беспокоиться особенно о способах перемещения из точки А в точку Б. Если бы не врубаемый, как и везде в более-менее приличном транспорте в ЛА, на полную катушку кондей, автобусы в Мексике можно было бы назвать идеальным вариантом перемещения в пространстве.
Однако дешевыми их назвать нельзя. На отдельных направлениях конкуренции в перевозчиках нет совсем, на других это 1-2 компании, поэтому цены ожидаемо загнаны вверх. Как справедливо было подмечено где-то на страницах форума, стоимость проезда в ночном автобусе примерно равна стоимости комнаты в приличной гостинице. Самый дорогой автобус по стоимости километра, который мне попался - это компания Primera Plus - около 650 песо (чуть меньше 30 долларов) за 5 часов. Другой монополист, уже на восточном направлении, ADO, позволяет приобрести билеты заранее со скидкой, но сам процесс покупки - это отдельный геморрой, о котором расскажу чуть подробнее.
Обычно билеты на автобусы/поезда и прочие самолеты предпочитаю выкупать заранее, если точно знаю, в какое время придется ими воспользоваться. Но покупка билетов в Мексике - это просто песня. На примере АДО: карточкой российского банка оплатить покупку нельзя. От слова "совсем". На форуме видела пару сообщений об успешных трансакциях, но каков был ритм бубна и какой танец использовался ради успеха операции, история умалчивает. В общем, простому смертному с нормальным уровнем везения по шкале Мерфи приобрести билеты, оплатив визой или мастеркард российского банка, вряд ли получится. Обнаружив сей факт, я долго перебирала всех возможных чертей, вспоминая, как еще в далеком 2012-м без особых проблем выкупала аргентинские автобусы, а в 2013-м - перуанские. На форуме советовали не приобретать билеты, а просто бронировать места, установив предварительно приложение АДО. В дальнейшем билеты можно будет выкупить по прибытии в Мексику за cash. Проблема только в том, что скидку за раннюю покупку по такой схеме уже не получишь.
Но ничего, где наша не пропадала: по совету форумчан решила попытать счастья через paypal. И получилось! Беда в том, что билеты, приобретенные на сайте таким способом, приходят на электронку с кривой датой поездки, на день раньше. Причем такой сюрприз ждет не только замученных санкциями несчастных обладателей российского пластика, но и вполне себе добропорядочных европейцев: при мне аналогичная проблема с датой покупки возникла у моей соседки по хостелу. Предполагаю, на сайте у них какой-то косяк с временными зонами, но, если честно, подобный бред встречаю впервые. Ну что ж, это знак - нужно совершенствовать свой испанский. На языке Сервантеса пишу в поддержку АДО, объясняя подробно, что пошло не так, вразумительный ответ получаю сообщения через 4, не раньше. Но цель достигнута: билеты с корректными датами мне в итоге присылают. В следующий раз, покупая билеты, преднамеренно ставлю дату на сутки вперед, благо, система скидок на эти 2 даты одинаковая. Фокус удался: билеты приходят с нужной датой.
Мораль сей басни следующая: билеты стоит покупать заранее только при наличии хороших скидок, либо в высокий сезон (которым, как это ни парадоксально, конец февраля - начало марта в Мексике не являются).
В итоге оплата междугородних автобусов стала, вполне ожидаемо, едва ли не основной статьей расходов в моем ограниченном бюджете. Ни с жильем, ни с дешевой и вкусной едой, ни с экскурсиями, ни с оплатой входных билетов (кроме, разве что, сайтов Юкатана) проблем у моей внутренней жабы не возникало. Чуть ли не впервые с 14-го года я почувствовала себя "богатым-европейским-туристом-в-странах-третьего-мира". Правда, туристом, который живет в дормиториях, но кто же обращает внимание на такие детали в наше неспокойное время?
Что в целом сказать о поездке? Разумеется, она удалась. Я получила примерно то, что и ожидала увидеть, даже немного больше. В этой стране есть все, что нужно туристу: руины, колониальная архитектура, музеи всякие разные. Ну и, конечно, пляжи-природа. Мексика оставила очень хорошее впечатление о себе и желание вернуться. Ну а теперь по порядку.
Пролог. Амстердам. Перелет.
Вообще, это стало уже хорошей традицией - полеты в ЛА с KLM. Для меня это был уже 3-й перелет из 5. Что сказать? Обожаю Королевские авиалинии Пока...
В этот раз предстояло прогуляться по холодному февральскому Амстердаму, поэтому пришлось освежить свои знания о системе общественного транспорта Нидерландов и достать из закромов приобретенную еще в 2016-м карточку. Рюкзак оставила на вокзале в локере, решив по пути пару квестов с пополнение карточки. Погода в городе каналов и пороков мне явно благоволила, порадовав с утра солнцем, вышедшим на целых полчаса.
Но дубак был еще тот! Погуляв по каналам, потестировав "в бою" недавно приобретенную камеру, вернулась в аэропорт в ожидании долгожданного перелета "в мечту": туда, где тепло, и где говорят по-испански. Почти весь перелет проспала, нужно же было восстанавливать силы после бессонной ночи в Шарике, да и заняться на борту в этот раз было нечем: самолет подали древний, звук в наушниках был отвратительный, поэтому посмотреть что-то стоящее не получилось.
Проходя паспортный контроль, поняла, что хостел, в котором останавливаюсь в столице, весьма популярен: парнишка передо мной указал его в качестве адреса в декларации, и девушка-офицер, обнаружив то же самое название в моей карточке, поинтересовалась, не вместе ли мы Хм.. Нет, не вместе, его уже уводила под белые руки какая-то другая барышня.
Смирившись со своей нелегкой судьбой, двинула менять валюту и в метро.
Небольшая ремарка: валюту в аэропорту Мехико менять выгодно. Возникло субъективное ощущение, что менять евро, фунты немного выгоднее, чем доллары. Обменных пунктов столько, что просто глаза разбегаются. Чем левее отходишь от зоны международных прилетов, тем лучше курс. Максимума он достигает где-то в середине этого громадного зала, на полпути к метро. Там я и меняла в итоге почти все свои сбережения. Пришлось даже вернуться на следующий день, т.к. в городе хороший курс так и не был обнаружен.
Предстояло тем временем на собственном опыте убедиться, так ли ужасна мексиканская подземка, как ее малюют. Чтобы добраться из аэропорта до станции "Цокало", нужно сделать 2 пересадки, причем перегоны между ветками в мексиканском метро более чем приличные. Сначала все шло хорошо, удалось даже присесть на одном из отрезков. Но потом я увидела впервые, что такое пробка из людей. Нет, я, конечно, не бывала в московской подземке в часы пик, поэтому не берусь объективно оценить масштабы бедствия, но с уверенностью могу сказать только одно: метро в Мексике явно не рассчитано на перевозку такого количества людей. В этот раз мне еще повезло, т.к. ехала довольно поздно, но вот на обратном пути, уже покидая Мексику, попала в такие тиски, что едва выскочила, как пробка из шампанского, на своей станции. Причем специализированные вагоны для женщин и детей не спасают вообще ни капли. Ну, если только вам с эстетической точки зрения приятнее быть сдавливаемой вполне себе упитанными мексиканскими дамами, нежели сеньорами.
А в этот раз, выбравшись из подземелья, первое, что увидела - это махину кафедрального собора, нарядного, такого величественного в вечерней подсветке. Позабыв про усталость и тяжелый рюкзак за плечами, бегала по Цокало, фотографируя красавца с разных ракурсов. Воистину, один из самых впечатляющих соборов Латинской Америки. Ну, и площадь тоже себе ничего...
Поиск хостела не отнял много времени. В 5 минутах от Цокало, оборудованный всем необходимым, от занавески, до персонального сейфика и большого локера, с нормальным напором горячей воды в 2-х ванных, с приличным завтраком, включающим кесадильи, фрукты, хлопья, он, думаю, стоил своих денег. Немалых для Мексики, надо сказать.