- В Мексику.
- А что там, в Мексике?
- Мексиканцы…
Квентин Тарантино
"От заката до рассвета"
Этот отчет - о коротком путешествии по бескрайним просторам Мексики. Немного цифр, немного фотографий, немного фактов, немного размышлений...
И начну я с самого скучного, но необходимого - с цифр. Отчет же, все-таки. Наше пребывание в Мексике длилось шестнадцать дней - с 14 по 29 июля 2011 года. Если учесть, что в первый день мы прилетели вечером, а в последний были в аэропорту уже днем, то дней для полноценного путешествия оставалось всего четырнадцать. Ровно две недели. Для такого "безумного" путешествия, как наше, маловато. Слишком много впечатлений, слишком много переездов, слишком, слишком, слишком... А вот лишка времени как раз и не было. Поэтому не будьте такими жадными, как мы. Если у вас дефицит времени, то лучше меньше увидеть, но глубже воспринять.
Как лучше перемещаться по Мексике? Есть несколько вариантов: готовые туры, общественный транспорт (автобусы, такси, внутренние перелеты), автомобиль. Нам хотелось большей свободы перемещений и независимости от времени, поэтому мы выбрали последний вариант. Машину я бронировала по интернету в ренткаре AVANT Была забронирована Dodge Attitude, но по факту она превратилась в Chevrolet Aveo. С кондиционером, автоматической коробкой передач, небольшая, в ней хорошо путешествовать вдвоем - втроем. Большему количеству людей будет уже некомфортно. Машина в хорошем состоянии, за время нашего путешествия никаких проблем с ней у нас не возникло. Стоимость аренды на 16 дней - 750 USD. Без франшизы, все виды страхования (понятно, что некоторые страховки перекрывали друг друга, но мне не хотелось с этим разбираться), предоплата 30%. Страховка не распространяется на стекла: если вы их разбили, то будете выплачивать 100% стоимости. Если это несчастье произошло с вами на платной дороге, где ведутся ремонтные дороги, то необходимо дождаться страхового агента (страховка включена в стоимость платных дорог).
Плавно перейдем к вопросам о дорогах. Дороги в Мексике неплохие, очень много платных. На некоторых участках ведутся ремонтные работы. В целом впечатление о дорогах осталось очень и очень хорошее. За две недели мы проехали 4800 км. Потратили 2200 MXN (мексиканских песо) за бензин и 1900 MXN за дороги. Стоимость литра бензина Magna - 9,24 MXN. Продолжительность переездов по времени между пунктами для ночевок составило в среднем 4-5 часов, а по расстоянию - 300-450 км.
Мы отдыхали с мужем вдвоем. Хотя у обоих есть водительские права, никто машину не водит. Прибавьте к этому: а) наше "средней паршивости" знание английского языка, хватающего только на примитивное общение, б) полное незнание испанского и в) нежелание путешествовать в группе с незнакомыми людьми по заранее придуманному за тебя маршруту. Еще тот коктейльчик получается! Выход из ситуации был найден - русскоговорящий гид-кубинец Диего, с которым мы в прошлом году совершили незабываемое путешествие по Кубе. Очень душевный человек с потрясающим чувством юмора. Он предложил нам первоначальный вариант маршрута, который затем корректировался совместными усилиями. Он же помогал выбирать и бронировать отели в тех случаях, когда это было возможно сделать только по телефону в Мексике, предложил ренткар. Также в путешествии он был нашим водителем, переводчиком и... просто приятным попутчиком. Возможно вы скажете, что это уже не самостоятельное путешествие. Пусть так, зато с меньшим количеством головной боли.
Какой мы выбрали маршрут? Изначально я планировала для экономии времени перемещаться из Канкуна в Мехико. Но оказалось, что за обратный перегон машины прокатные конторы берут огромные деньги. Поэтому маршрут трансформировался в переезд Канкун - Мехико - Канкун. Мы проехали по полуострову Юкатан, Южной Мексике, окрестностям Мехико, побережью Мексиканского залива и вернулись в Юкатан (классификация путеводителя Дорлинг Киндерсли). Если смотреть по городам ночевки, то получается Канкун (Cancun) - Тулум (Tulum) - Шпухиль (Xpujil) - Паленке (Palenque) - Сан-Кристобаль (San Cristobal de la Casas)- Салина Крус (Salina Cruz) - Оахака (Oaxaca)- Мехико (Mexico)- Веракрус (Veracruz)- Вильяэрмоса (Villahermosa) - Кампече (Campeche) - Мерида (Merida)- Канкун. При составлении маршрута, выборе достопримечательностей информацию я брала из Интернета и путеводителя по Мексике издательства Дорлинг Киндерсли.
Проживание. Большинство отелей можно посмотреть, выбрать и забронировать посредством сайта http://allmexicohotels.com Проживание, питание и посещение достопримечательностей гида оплачивали мы, поэтому в некоторых отелях я бронировала одноместный и двухместный номера, в части отелей одноместных номеров не было. Критерием отбора отелей были чистота, отдельный санузел с горячей водой. Наличие кондиционера для нас было не так критично, хотя он и присутствовал во всех отелях, где мы останавливались. Вот список отелей по городам, где мы ночевали, со стоимостью проживания за ночь (одноместный/двухместный номер):
Канкун - Terracaribe Hotel 2х20 USD
Тулум - HOTEL KIN HA PUEBLO 2х60 USD
Шпухиль - Hotel CalaKmu 2х500 MXN
Паленке - Hotel Xibalba 108,56 USD за два двухместных номера
Сан-Кристобаль - PALACIO DE MOCTEZUMA - 2х590 MXN
Салина Крус - HOT AMERICA 2х600 MXN
Оахака - Hostal casa del Sol 350/450 MXN (в двухместном номере отдельный санузел)
Мехико - Hotel El Salvador 350/480 MXN
Веракрус - Hotel Meson del Mar 500/550 MXN
Вильяэрмоса - Hotel San juan Villahermosa 400/420 MXN
Кампече - Hotel Bambu Ka Anam 450/530 MXN
Мерида - Hacienda Teya 900 MXN.
Самый шикарный отель - асьенда в Мериде, самый душевный - хостел в Оахаке. Всем отелям, за исключением отеля в Веракрусе, можно смело ставить пятерку по пятибальной шкале оценок. Отель в Веракрусе по моей оценке тянет где-то между троечкой и четверкой. Его я не рекомендую. Очень важно наличие автостоянки у отеля, что особенно критично для Мехико.
Обмен валюты. Во время нашего пребывания курс мексиканского песо к доллару США составлял около 1 USD - 11,20 MXN. При покупке валюты есть одна загвоздка: у многих банков существует ограничение на продажу USD. Мы столкнулись с ограничениями 300, 1100 и 1500 USD. И еще: некоторые банки при операции свыше 300 USD требуют ксерокопию паспорта. Поэтому сделайте несколько ксерокопий заранее до поездки, чтобы не бегать потом по магазинам в поисках копировального центра. Карточкой можно расплатиться во многих отелях, ресторанах, но в некоторых местах могут взять процент за оплату картой, о чем заранее предупреждают.
Питание. Зачастую мы завтракали в сетевых магазинчиках OXXO, когда в отелях не предлагали завтраки. Так получается быстрее и проще. В дороге перекусывали, ели местную еду с уличных лотков, ужинали в кафе-ресторанах. Завтрак нам обходился в среднем около 5 USD на человека. Ужин - 25-30 USD на человека.
Достопримечательности. Чтобы не перечислять стоимость входных билетов в различные археологические комплексы, музеи и т.п., скажу среднюю стоимость - 50-70 MXN с человека. Исключение составили археологические зоны Юкатана. Там, помимо федеральной платы за вход, берется и местная плата - в сумме получается 160 MXN с человека.
Погода. В июле в Мексике сезон дождей. И тут уж как повезет! Нам повезло. Под дождь мы попали три или четыре раза, да и то в дороге. Причем настоящий тропический ливень застали лишь однажды. Длился он минут 15-20. А так слабенький и коротенький дождичек. Минут 10-15, не более. Температура менялась в зависимости от нашего местонахождения. В высокогорье она опускалась до 18-20 С, на побережье была 28-30 С и ощущалась высокая влажность. Возьмите с собой в поездку теплый свитер. Он пригодится в таких городах как Оахака, Сан-Кристобаль и т.п.
Виза. Мы получили электронную визу на сайте посольства Мексики, с которой у нас не возникло никаких проблем при прохождении паспортного контроля.
Перелет. Мы летели голландцами со стыковкой в Амстердаме, поскольку на обратном пути очень уж хотелось задержаться на денек в этом любимом нами городе. Москва-Амстердам - KLM, Амстердам-Канкун - MartinAir. Последняя авиакомпания мне совсем не понравилась. Впрочем, как и самолет, на котором мы летели: старый, душный, с неудобными сиденьями.
Подведя итоги по бюджету поездки, могу сказать, что мы потратили (без учета авиаперелета) 1000 евро, 3000 USD и 55000 рублей по карте. Сюда вошли услуги гида, проживание, питание и посещение достопримечательностей на троих (как это красиво звучит по-русски!), аренда машины, бензин, платные дороги, сувениры.
На этом позвольте закончить цифровую часть отчета и перейти к повествовательной.
День первый.
Почти весь первый день был посвящен утомительному перелету Москва - Канкун с пятичасовой стыковкой в Амстердаме. Кажется, мы теперь в закрытыми глазами можем гулять по огромному аэропорту Амстердама, ловко уворачиваясь от проезжающих мини-каров для перевозки багажа/пассажиров. Когда мы наконец почувствовали твердый пол канкунского аэропорта под ногами, то были просто счастливы, надеясь на скорое избавление от паспортно-таможенной волокиты. Но не тут-то было! Такого беспорядка и неорганизованности я еще ни разу не видела! Как потом стало ясно, это - особенность мексиканского менталитета, но в тот момент так уже хотелось выйти на свет Божий! Но нас неумолимо ждали огромные очереди, извивающиеся змеями к стойке паспортного контроля, и неторопящиеся мексиканцы. Как я писала выше, паспортный контроль мы прошли без проблем. Но тут нас подкараулил таможенный или еще какой-то там контроль. Даже если вам нечего декларировать, вы все равно должны пройти через рентгеновский досмотровый аппарат, вернее, и вы, и ваш багаж. Представьте себе: три рейса, толпа народа, хаотично расхватывающая свои чемоданы и сумки с транспортера и маленький коридорчик-загончик, отгороженный лентами, куда вы должны попасть, чтобы скучающий у рентгена мексиканец мог взглянуть на просвеченное нутро вашего драгоценного чемодана. И это еще не все! После борьбы за попадание в коридорчик, бесконечной очереди, как за колбасой в советское время, прохождения через досмотр, вас отлавливает тетенька и просит нажать на красную кнопочку! Вы стоите и смотрите на нее круглыми от удивления глазами, потому что не понимаете, зачем это нужно, поскольку вы никогда раньше не проходили подобного ритуального посвящения. А она настаивает. Вы нажимаете на кнопку, и о чудо - загорается лампочка! Эта красная кнопочка и загоревшаяся лампочка поднимает вам настроение, вызывая идиотскую улыбку на губах. И вы с победным видом, достойным конкистадоров, ступаете на мексиканскую землю. Вот примерно так все с нами и было.
У выхода из аэропорта нас встретил Диего с бутылкой текилы в руках, мы оформили все необходимые документы на арендованную машину и она повезла наши бренные тела к вечернему морю-океану, а вернее на пляж Карибского моря.
Какое же это счастье после утомительного дня оказаться на берегу лазурного моря, слушать ласковое перешептывание волн, любоваться облаками, расцвеченными лучами предзакатного солнца, ощущать босыми ногами шелковистость песка, вкушать текилу - напиток богов, облизывая соленые от морского ветра губы! Рай для всех органов чувств! Чтобы закрепить ощущение реальности от пребывания на земле майя, мы поужинали в мексиканском стиле, с удовольствием схомячив вкуснейшие такосы. После ужина нас ждала обзорная автомобильная экскурсия по ночному Канкуну и мягкая кровать с глубоким сном.
День второй.
После завтрака нас ожидал осмотр столь любимого американцами города-курорта Канкуна. Правду говорят, что ночью все кошки серые. При свете дня Канкун выглядел значительно привлекательнее. Буйная зелень, цветы, пальмы, шикарные гостиничные комплексы. А ведь совсем недавно, всего каких-то 30-40 лет назад, это была рыбацкая деревушка, где и сотня жителей едва наберется. И вот правительство решило превратить этот песчаный остров в курортное место с белоснежными пляжами в лучшем духе курортов бассейна Карибского моря. Тихой и размеренной жизни рыбаков пришел конец. К настоящему времени город разросся до сотен тысяч жителей, а уж про иностранных туристов, кои миллионами ежегодно прилетают сюда погреть пузико, и говорить нечего.
Мы решили посмотреть на город с высоты птичьего полета, воспользовавшись для этого смотровой башней с крутящейся смотровой площадкой, медленно поднимающейся вверх. Какой же захватывающий дух вид открылся перед нами! Яркие тропические краски, море, город.
Так вот ты какой, Канкун! Не зря тебя так любят американские туристы!
Спустившись с небес на землю мы направили свои стопы к нашим первым руинам, археологическому комплексу Эль-Рей, где жили мексиканские индейцы племени майа в постклассический период с XIII века н.э. вплоть до прихода испанцев. Руины действительно оказались руинами. Разрушенные колонны, невысокие пирамиды и гордые стражи времени, игуаны.
Несмотря на близость к курорту, Эль-Рей не пользуется популярностью у туристов. Поэтому здесь чувствуется спокойствие и умиротворенность.
После погружения в прошлое древнейшей цивилизации нам захотелось погрузить свои тела в теплые воды Карибского моря. И вот мы уже на вчерашнем пляже. И снова мягкий песок, и снова ласковая вода...
Вдоволь набултыхавшись в море мы отправились в Тулум, месту нашей следующей ночевки. По пути нас ждал незапланированный сюрприз. Оказалось, что недалеко от дороги, по которой мы ехали, располагается сенот Chikin-Ha. Грех было не воспользоваться таким подарком.
Что такое сеноты? Полуостров Юкатан представляет из себя известняковую платформу. Дождь, падающий на платформу, проникал в почву и наполнял ее углекислотой. Кислая почва создавала огромные подземные проходы в известняковой породе, через которые вода пробивала себе путь назад к океану. В процессе многовекового размывания известняка и колебания уровня вод мирового океана Юкатан оказался пронизан многочисленными отверстиями и каналами между ними, заполненными водой. Так что теперь его зачастую сравнивают со швейцарским сыром. Многие из таких сенотов до сих пор не обнаружены. Внешне сеноты выглядят по-разному. Есть открытые сеноты, есть полузакрытые, есть и такие, которые находятся под землей. Но в целом они напоминают колодцы с водой, зачастую опутанные корнями водяных лилий.
Для майя сеноты, или цоноты на языке майя (нечто глубокое), были священными, входом в потусторонний мир, мир мертвых. Из них брали воду для ритуалов; как считают современные антропологи, сенотам приносились человеческие жертвы, судя по найденным в некоторым из них останкам. Кстати, несмотря на свое католическое вероисповедание, современные майя возродили традицию языческих обрядов. Так, например, на одном из сенотов Chikin-Ha установлен языческий алтарь, куда родители приносят свои дары в знак благодарности за рождение сына.
Некоторые сеноты соединены между собой каналами, которые тянутся на многие десятки километров. Плавая с маской в сеноте, замечаешь растянутую внизу веревку. Это - ориентир для дайверов, занимающихся пещерным дайвингом. По этому ориентиру, как по нити Ариадны, они проплывают под землей из сенота в сенот, заглядывая в потусторонний мир майя, любуясь сказочными сводами подземных пещер.
В наших похождениях по сенотам Chikin-Ha нас сопровождал гид, современный майя. Несмотря на свою молодость, парень знает труднопроизносимый для нас язык своих предков и многое из обычаев своего племени.
Поужинав морепродуктами в итальянском ресторанчике (весь Тулум оккупировали эти любители макаронных изделий), мы заселились в отеле, хозяин которого также оказался итальянцем. Приятный внутренний дворик, гамаки растянутые между деревьями оказались отличным завершением этого дня.
День третий.
Третий день нашего путешествия начался с осмотра археологической зоны в Тулуме. Как и Эль-Рей Тулум является зоной проживания майя позднего постклассического периода примерно с XIII века н.э. и до прихода испанцев. Он расположен на скале над Карибским морем. Особенно эффектно смотрится Эль-Кастильо, Замок, как назвали его испанцы, расположенный на самой вершине скалы у ее обрыва. Этот храм - самое величественное здание данной археологической зоны.
Нам повезло с погодой: солнце, голубое небо, облака, лазурное море и... толпы туристов, по сотне на душу каждой местной игуаны. Ну, это уже издержки посещения туристических мест.
На выходе из археологической зоны мы стали свидетелями исполнения древнего ритуала воладорес, ритуала индейцев племени науа и тотонаков.
Пятеро индейцев забираются на вершину шеста (около 30 метров). Один играет на барабане и тростниковой флейте, сидя на маленькой платформе на вершине шеста, в то время как четверо других опускаются на землю, описывая круги вокруг шеста, закрепившись канатами. Шест является символом связи между небесами, землей и подземным миром. Каждый из исполнителей ритуала воладорес совершает 13 вращений вокруг шеста, что в сумме составляет 52 оборота. Эта цифра символизирует собой пятидесятидвухлетние циклы мезоамериканского календаря.
Выйдя из одной археологической зоны, мы отправились в другую - Коба. Этот город был построен в джунглях вокруг группы озер. БОльшая его часть еще не открыта. Расцвет города приходился на IV-XI века н.э. Коба был центром мощеных известняковыми плитами путей, так называемых "белых дорог" или сакбе на языке майя, соединяющих поселения. В нашем современном понимании, это - настоящее шоссе! Так, например, сакбе из Коба в Йашун (чуть южнее Чичен-Ицы) имеет протяженность 93,5 км! Ширина такой дороги достигает 10 метров. Как все "белые дороги" майя, она поднимается на 0,5-2,5 метра над уровнем местности, по которой проложена. Такой вот своеобразный вал. За исключением небольшого участка эта дорога абсолютно прямая! Ученые также обнаружили каменный четырехметровый каток весом в 5 тонн с отверстием для оси. Считается, что майя не использовали колеса, а только тяговую силу. Хотя, судя по найденным игрушкам на колесах, с его устройством они были знакомы. Антропологи считают, что сакбе служили ритуальным целям, а не практическим (как, например, торговым).
Также Коба интересна своей самой высокой на Юкатане пирамидой в группе Нооч-Мул. К ее вершине, высотой 42 метра, ведут 120 крутых ступеней. Я много читала в Интернете отчетов о том, как тяжело на нее подняться. На самом деле все оказалось не так страшно.
С вершины пирамиды открывается вид на джунглевое зеленое море.
Ну вот, воспоминание о море привело к ассоциативной цепочке "вода - сеноты". Недалеко от Коба расположена группа сенотов Choo-Ha. Один из таких сенотов мы и решили посетить. Это - подземный сенот, к которому спускаешься по лестнице. Свет прожекторов выхватывает свисающие со свода пещеры причудливые сталактиты, любующиеся своим отражением в прозрачной воде.
Из Коба можно было возвратиться в Тулум и поехать по шоссе. Однако мы решили пробраться внутренними дорогами, о чем ни минуты не пожалели. Дорога проходила через многочисленные деревушки майя. Возникло ощущение, что мы вернулись на несколько веков назад, словно ничего и не изменилось с тех пор. Деревянные домики современных майя все также построены из веток деревьев.
Если заглянуть в приоткрытую дверь, то видно, что внутри все также пусто, лишь висит гамак. Местные жители с открытыми улыбками доброжелательно приветствуют нас, детишки машут нам вслед.
Я смотрю на них и думаю: "А ведь они - потомки тех самых майя, той самой великой цивилизации, которой уже давно нет! Но отблески ее красоты и величия до сих пор отчетливо проглядываются на лицах некоторых индейцев".
День четвертый.
И снова руины, и снова пирамиды. На сей раз нас ожидала археологическая площадка Бекан, названная так археологами, что на юкатекском языке означает "ров, образованный водой". И действительно, главные здания Бекана окружает ров (сухой в настоящее время) глубиной 5 м, шириной 16 м и протяженностью 2 км. Бекан относится к доклассическому периоду, первые поселения здесь возникли в 550 году до н.э. К концу доклассического периода город значительно вырос. Считается, что он был торговым и церемониальным центром Рио-Бек, соединяющим две стороны полуострова.
Архитектурной изюминкой данного района является так называемый стиль Рио-Бек, возникший в VII веке н.э. Для храмового комплекса этого стиля характерно наличие двух башен по бокам. Данные башни - ложные храмы-пирамиды. В них нет внутренних помещений, и возможно они несут декоративную функцию.
Бекан не очень популярен среди туристов. Кроме нас по пирамидам лазала еще одна группа из пяти человек, благодаря чему удалось проникнуться спокойствием и величием древнего города.
Вдоволь побродив по руинам Бекана, покорив вершины всех пирамид, мы снова отправились в путь-дорогу. В этот день нашей конечной точкой стал город Паленке - небольшой городок с непритязательной архитектурой и множеством туристических магазинчиков. На главной площади городка происходило вечернее представление местного клоуна. Собравшиеся вокруг мальчишки и девчонки, а также их родители с восторгом слушали веселые истории.
В Паленке я впервые попробовала Michelada - прохладительный напиток из пива, сока лайма с добавлением соли и перца. Очень необычно и вкусно, даже немного бодрит. Рекомендую попробовать. Вот на этой вкусной ноте закончился наш четвертый день путешествия. А впереди нас ждали сотни ступенек пирамид, тысячи километров дорог и множество новых открытий.