26 октября. Переход в деревню Ламагаон. Mu Gumpa (3650) – Nile (3320) – Lamagaon. ЧХВ – 3ч10м.
Пошли вниз от монастыря по тропе, расположенной на левой стороне реки. Этот путь оказался гораздо приятнее, чем по дороге (на правом берегу). Дошли до Ниле за 1ч20м. Деревни Ниле и Чуле, вероятно, самые колоритные в долине. Приятно, что здесь совсем мало треккеров, а местные жители благожелательны и улыбчивы. Около Ниле и Чуле душу посетила радость от всего увиденного в последние дни – гор, полей, зелени, осенних пейзажей, ступ.
Пришли в ”отель” в Ламагаон слегка уставшими. После очень вкусного далбата (пожалуй, самого лучшего до сих пор) сходили в пещеру Миларепа. Как часто бывает в Непале, гомпа, рассоложенная около пещеры, оказалась закрыта на замок. Сама пещера, как нам показалось, вряд ли могла быть местом обитания человека.
Замечаем, что ущелье представляет собой естественный воздуховод. Утром здесь дует ветер в сторону перевалов, флаги полощутся, дай боже. Все стихает только к ночи.
Деревня Nile – последняя деревня верхнего Цума. Як используются в высокогорье Непала и Тибета для транспортировки грузов. Внешне як смотрится очень внушительно, почти устрашающе – огромное животное с длинной шерстью, большущими рогами и тяжелой поступью. Несмотря на свою фантастическую внешность, як очень пуглив и шарахается от незнакомца, снося все на своем пути.27 октября. Переход Lamagaon – Chhokangparo (3040) – Chumling (2470). ЧХВ – 1ч10м (Чоканпаро), 2ч30 (сверток на Dumje), 2ч45 (мостик через ручей), 4ч40 (Чумлинг).
Дорога из Чоканпаро вниз очень приятна и комфортна за исключением одного осыпного участка. Широкая и некрутая тропа, лес, деревья с длинными иголками, запах сосен, где-то внизу бежит между камней река.
В Чумлинге попали в верхний каменный двухэтажный Chumling Guest House. Внизу есть другой лодж, пожалуй, надо было идти в него (по дороге прошли не опознанный сверток).
28 октября. Переход в Локпа. Chumling (2470) - Lokpa (1920). ЧХВ – 3ч.
Крутой спуск из Чумлинг к мостику. (Здесь то и выяснилось, что можно было остановиться в нижнем лодже). После мостика начинается уже знакомая дорога обратно. Красиво, неприступное ущелье, очень сурово. Где-то внизу шумит река. Тропа идет вверх-вниз, обходя прижимы. Глубокая теснина, просторов нет.
Пришли в лодж в Локпа, где ночевали на первом пути. Там забрали мешок с вещами, который оставался на время нашего посещения ущелья. Увы, здесь гулять совершенно негде.
29 октября. Переход Lokpa (1920) – Deng (1800). ЧХВ – 0ч50м (развилка троп), 3ч30м (Deng).
От Локпа идем по легкой, приятной тропе, идущей умеренно вниз. Когда тропа выходит в ущелье Бури Гандаки, местность приобретает совершенно сказочный вид: внизу течет река, на противоположном берегу вьется тропа на Манаслу-трек, перед нами крутые склоны, живописные сосны, очень похоже на Кавказ (если бы не растущий тут же бамбук). За 50 минут доходим до развилки Манаслу-Цум, далее внизу находится мостик на другую сторону реки. После мостика тропа пошла вверх, красиво. Изгибы тропы на склоне очень фотогеничны. Эту идиллическую картину разрушило вышедшее солнце, мгновенье, и свет стал жестким.
Идем дальше. Два мостика, один из них, что называется в “непальском стиле”, т.е. сложен из шатких деревяшек и весь перекошен. И дальше продолжается живописная тропа. Небольшая деревня Pewa оказалась похожа на tee houses из кольца вокруг Аннапурны. С удовольствием дошли до деревни Deng. Первый лодж (Wind Valley Guesthouse) лучше, дальше есть еще второй. Ущелье продувается ветром. Наша комната почти угловая, здесь ветра меньше. После далбата (650 Rs) сидим в просторной dining room с большими окнами.
Развилка на пути: направо – нижняя тропа в долину Цум, налево – основная тропа в сторону Манаслу. 30 октября. Переход в Prok: Deng (1800) – Ranagaon (1980) – Prok (2350), +550м. ЧХВ – 3ч40м.
Начало перехода в этот день не вызвало восторгов. Шли по тропе вдоль реки, через мостик, затем подъем, пропахший мочой мулов и их многочисленными экскрементами, дальше, поднявшись по склону стало немного веселее, появился какой-то вид, пусть и ограниченный изгибами реки. Дошли до разветвления тропы у чайного домика, основная тропа идет по тому же берегу реки, мы же двинулись вниз к реке, далее через мостик. Идем вверх по склону, по лесу, неуклонно набирая высоту, мимо микро-ГЭС, далее подъем на обширную относительно плоскую террасу. Здесь расположилась деревня Prok. Население здесь тибетского вида, язык тоже свой. Дома с обширной тибетской символикой. Стены мани, ступы. Обширные поля, относительно крепкие дома. Сделали небольшую прогулку сквозь деревню до выхода из нее. Завтра будем дальше знакомиться с деревней и окрестностями.
Наш лодж стоит в середине деревни, рядом с гомпой. Нима, хозяйка лоджа, готовит отменно! До нас в лодже останавливались ребята из Швейцарии. Встретили их, только что вернувшихся с озера Калчаман, расположенного выше деревни. Ребята сказали, что поднимались туда 3 часа. Показали свои фотографии с озера. Виды, честно говоря, оказались посредственными и это меня расхолодило. (Вообще-то думал пойти туда на следующий день.)
Странное получается дело. Идем по низкогорью уже две недели. Видим преимущественно невысокие горы. А настоящих вершин еще не было.
Девочка из деревни Прок.
31 октября. День отдыха в Prok.
Прок – настоящая тибетская деревушка. Она стоит чуть в стороне от главной тропы и поэтому треккеров здесь немного. Хорошо, что деревня сохранила традиционный уклад жизни. Около каждого дома стоит несколько высоченных шестов с флагами. На полях все уже убрано, но только на одном их них пахали под зиму.
Хочется быть путником, а не треккером. Идея путника, человека идущего, странствующего, кажется очень привлекательной. Треккер идет по треку, ритмично перебирая палками (как канадская чета, которую мы видели), сосредоточено смотря вперед. Для треккера важно пройти свой маршрут в срок, делая остановки в предназначенных для этого местах. Путник идет по тропе, смотря кругом широко раскрытыми глазами, и ощущает все сердцем. Время для него второстепенно. Главное – понять место, а это можно сделать лишь проведя в нем вечер и утро.
Сегодня сходили в три гомпы в деревне. Впрочем, две из них оказались закрыты. С расположенной повыше гомпы вид на деревню и горы прямо таки брегелевский, космический. Присутствовало старое ветвистое дерево с сидящими на нем птицами, убранные поля с фигурками людей и животных, хижинами и, конечно, неземными горами, устремленными ввысь.
Каждое относительно плоское место в Непале используется для жилья или сельхозугодий. В деревне Прок места довольно много, здесь большие поля, видимо, поэтому крестьяне живут почти зажиточно. В деревне несколько гомп, школа, медпункт, что тоже характеризует уровень достатка. Графика осенних полей деревни Прок. На полях выращивают кукурузу, зерновые, картофель. В гомпе в деревне Прок. Непальские женщины много и тяжело работают, поэтому превращение из цветущей девушки в старуху происходит очень быстро. В семье обычно много детей, женщина занимается семьей, домом, подсобным хозяйством и всем, всем, всем.