1. Транспорт.
Вариант с Тумлингатаром отбросил сразу, топать далеко, хотя наверняка интересно. По факту варианта добраться до Тапледжунга 2, небо и по земле.
Аэропорт Сукетара (рядом с Тапледжунгом) осенью открыли, был один рейс Тары в неделю, по пятницам. Цена в одну сторону около 250$, что я посчитал несколько дороговато. Но зато позволит избежать долгого пути по не самым хорошим дорогам)
Вариант по земле заключается в связке автобус + джип. Автобус до Биртамода/Илама и джип до Тапледжунга
Из Катманду автобусы уходят с New Bus Park, недалеко от Тамеля. Уходят примерно в одно время, по расписанию часа в 3 дня, по факту в 5 (пока загрузились, пока подождали всех, пока поел водитель). Автобусы мягко говоря разного "качества", мне по пути "туда" достался старый друндулет, что не очень радовало, по пути обратно новенький с полиэтиленом на сиденьях, с рабочим wi-fi!! =) Как заранее узнать какой автобус не представляю. Билет стоил 1300 рупий до Биртамода. Билетом надо озаботиться заранее, желающих из местных достаточно и билетов может не хватить.
В Биртамод автобус едет всю ночь и приезжает утром, в моем случае в 9 утра. Можно сразу ехать в Тапледжунг, но я бы не советовал, дорога утомительная, а зимой темнеет рано и ехать в темноте по тем дорогам то ещё удовольствие.
Поэтому я поехал в Илам, ещё 3 часа и 300 руп за джип. В Иламе уже увидел автобусы междугородние из Катманду, значит можно без пересадки прям доехать до Илама и там переночевать. Гостиница средней паршивости с wi-fi 700 руп, еда кстати дешевле чем в Катманду даже. Ну и любителям чая есть где развернуться, все же непальский "Даржилинг"
С Илама джипы до Тапледжунга уходят рано, в 6-7 утра, так же билет надо брать заранее. Цена 700 руп. В самом Иламе два автовокзала, один для местных "маршруток", другой междугородний, нужен второй (гугл мапс https://www.google.com/maps/@26.9095829,87.9237261,217m/data=!3m1!1e3 ). Представляет собой небольшой закуток с гостиницами, там же и ночевал. Помимо этого в Иламе есть как минимум две гостиницы, хорошего по местном меркам уровню, ценник 20$ /ночь, но от них до вокзала ещё придётся идти. В одной я ночевал, балкончик даже был в номере и пирушка каких то чиновников в ресторане)
Нужный вокзал в Иламе
До Таплеждунга ехать 6-7 часов. Советую по пути туда сесть справа у окна, если повезёт с погодой, Канченджанга и Жанну будут во всей красе, мне повезло )
В Таплеждунге могу советовать Hotel Mountain, там работаю молодые парни, много мне помогли, и джип обратный хороший организовали, и симку нашли в выходной, и готовят неплохо. Номер без газонагревателя 700 руп, с горячим душем 1000.
Так как мой путь лежал по северной тропе, то по нему можно еще проехать немного на местном джипе. Это сэкономит 1-2 дня пути. Джипы представляют собой старые дефендеры, цена 500 руп. Выезд в 6-7 утра. Едут до деревни Tiwa (по состоянию на декабрь 2015, дорогу активно копают дальше), в пути 5 часов. Билет опять же заранее, желающих много. Дорога-полная грунтовка, даже по Непальским меркам. Будет трясти, нет даже будет ТРЯСТИ. На обратном пути билетов в тот же день не будет скорее всего. Мне пришлось ночевать на их местной "автостанции", поэтому лучше вариант заночевать в Тапеток, а там по телефону забронировать билет, утром уже дойти к отправлению.
В итоге к 11 утра я оказался на тропе.
2. Связь
В Тапледжунге есть все, сотовая связь, 3G интернет и wi-fi. Стационарная связь точно есть в Тапеток, и в сезон есть в Гунзе. Сотовой связи после Тапледжунга я не увидел нигде, а зимой и стационарной связи после Тапетока не было. Выручала только связь спутниковая по трекеру inreach delorme. Полный "смсный" безлимит за 65$/мес. Местные все время спрашивали, можно ли по нему звонить, если бы взял телефон спутниковый можно было бы даже бартером за еду и жилье менять спутниковые минуты)))
3. Специфика зимы.
Я уже третий новый год отмечал в Непале и если в Сагарматхе зима прекрасна, народу мало, цены ниже. То ходить зимой к Канченджанге не советую. Почти все закрыто, последний работающий магазин с газировкой и вафлями был на высоте в 1500 в Секатуме, почти все лоджи по пути закрыты. В Гунзе всего несколько человек и один лодж был открыт, из пары десятков. Электричества нет, выбора по еде тоже, один далбат. Выше Гунзы нет никого! Канбачен закрыт полностью. Отсюда вытекает подбор снаряжения
В Гунзе почти никого нет, тишина
4. Снаряжение
Зимой однозначно палатка, да и в сезон я бы её рекомендовал брать, много где она расширит варианты радиалок и гибкость пути. Однозначно надо газовую горелку и что касается газа, по словам местных, его нет ни в Иламе, ни в Тапледжунге и мне на глаза не попадался, так что везём из Катманду. Зимой конечно теплая одежда, шапки/перчатки и все такое, но это уже и так всем должно быть понятно. С водой проблем не было даже зимой, ручьев достаточно, и почти весь пути вдоль реки.
5. Цены и торг
Торгуются плохо на верху, в Поле и Гунзе. Наверное специфика тибетских корней, и зимы, выбора у меня все равно не было. За комнату в Гунзе платил 600 рупий, за тарелку далбата столько же. Купить в Гунзе зимой ничего нельзя, все магазины закрыты. Купил в лодже самый дорогой сахар в жизни, 300 руп за 300 гр =)