Поэтому, когда с нами случается нечто неожиданное, мы чуток возвращаем утраченные со времен первооткрывателей чувства и по приезду рассказываем именно об этом, даже если это было со знаком минус. Одно из таких открытий произошло с нами в Непале, когда совершенно случайно набрели на церемонию бракосочетания совсем юных девочек.
Прогулка по Патану была последним днем нашего недельного пребывания в долине Катманду и приходилась на субботу неспроста. Где-то я вычитал, что лучше прогуляться по нему в выходной. За основу прогулки был взят маршрут из Lonely Planet. Встали рано и двинулись пехом из Тамеля в это южное заречье Катманду, которое начинается как только перейдешь мост через священную, но грязную реку Багмати.
В субботу утром Патан произвел впечатление оазиса по сравнению с муравейником Катманду. Хорош пригород своими буддистскими дворами, население которых следит за чистотой. В некоторых с древних времен сохранились пруды, служащие для водоснабжения, пожаротушения и душевного спокойствия. Здесь хочется задержаться и окунуться в атмосферу, где детишки резвятся у воды, а взрослые либо задумчиво сидят у ступы, либо играют в беседке в карамболь (это цветок такой, а не стиральный порошок, ну т.е. игра, а не фрукт)

После пруда Pim Bahal попадаем в еще одно интересное место Lokakirti Mohavihar - двухэтажное здание с внутренним двориком, бывший буддистский монастырь, ныне школа (в субботу без учеников). Кстати, детей в Непале носят в школу с трех лет
На подходе к двору Ньякачука видим такие картины:




Единственный иностранец, прибывший сюда специально, объяснил сие действо и добавил, что не все семьи могут себе позволить такую церемонию.
Итак, у неваров, коренных жителей долины Катманду, есть две схожие церемонии. Сначала девочек в возрасте после двух лет выдают замуж за плод дерева бел, а затем за бога Солнца
Согласно легенде, богиня Парвати однажды увидела на земле вдову, которая горько оплакивала умершего мужа. Она так прониклась ее горем, что попросила собственного супруга Шиву помочь земным женщинам. Тогда Он повелел всем девушкам сочетаться браком с самим Шивой. Поскольку бог не может умереть, они никогда не станут вдовами и будут избавлены от страшного обычая сати – самосожжения вдов, который формально был отменен в Непале всего лет так 150 назад.
Была лишь одна неприятность: в тот момент, когда происходили все эти события, Шива пребывал на земле в образе плода дерева бел - ореха, напоминающего кокосовый, но имеющий внутри мякоть желтоватого цвета. Но бог – он в любом облике бог, поэтому раз в году в газетах помещают объявление о проведения массовой церемонии бракосочетания божественного Вишну
Девочек, одетых в цветные платья (именно платья, а не сари), блестящие дорогие украшения в ушах, и в носу, не говоря уже о браслетах на руках и ногах, собирают вместе. Им «по-взрослому» красят глаза, щеки, губы, чтобы они понравились своему божественному супругу. Во время церемонии им посыпают красным порошком пробор на голове – знак замужества. Отныне девочки считаются полноправными членами касты
Священные тексты гласят: «Женщинами сначала обладают боги. Но женщины этим не запятнаны. Когда на теле девочки появляются волосы, то девушкой наслаждается Сома. Вишвавасу наслаждается ею, когда у нее развиваются груди, а Агни – когда начинаются месячные»


Мужчины также "накрыли стол" поскромнее в сторонке и предавались пиршеству.
Другой обычай перед второй религиозной свадьбой с богом Солнца - запирать девочек доменструационного возраста 11-13 лет в темную комнату ее дома на 12 дней. Разрешается общаться только с родственниками женского пола и подружками, нельзя видеть солнечный свет, смотреть в зеркала, расчесывать волосы, есть соленную пищу, ну и бухать, конечно. Конфуз заключается в том, что ТВ смотреть можно

Мораль этих свадьб - подлинный муж не простой смертный, а божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, можно выйти замуж за другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну. Так, когда же он, земной-то? Очень скоро! Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне), когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовами в очень молодом возрасте. Непал входит в десятку стран, где женщинам живется наиболее хреново
Но двигаемся дальше. А далее у нас Золотой Храм, безусловно, достойный посещения






На выходе из храма нас ждал оркестр
