День 10. 14.05. Lukla- попытка вылета самолетом
День 11. 15.05. Lukla- попытка вылета вертолетом
Чтож, остается завершить рассказ о треке выводом о том, как переменчива погода в Гималаях в мае и как нужно подстраховываться, когда речь идет о серьезных горах. Поскольку вылет на самолет из Луклы у меня был на 15, я решил дополнительный день посвятить Катманду и попросил Ниму из лоджа Hymalaya договориться с Yeti перенести вылет на день раньше. Ночью шел сильный дождь, который закончился утром. Солнечный рассвет обманчиво пообещал хорошую погоду:
Однако скоро все заволокло тучами вперемешку с туманом. Изредка шел дождь. По статистике в этот день прилетело три самолета Sita, и два рейса сделал Sammit. Yeti прилетел тоже два раза. Состояние полосы вот такое и ничего с нее не летает:
Мой рейс, если так можно сказать, должен был прилететь позже, однако уже с двух часов дня ничего не летало и треккеры стали потихоньку разбредаться из аэропорта. Я встречаю в аэропорту ребят из России, чему очень обрадовался. Они уже два дня тусуются в Лукле, и говорят, что прогноз погоды на завтра хороший и есть отличный шанс улететь. Билеты у них на завтра на вечер, так что шансы выглядели неплохими. Сегодня они были уже с посадочными талонами и ждали свой рейс, когда обьявили, что рейса не будет и самолет из Катманду не вылетел. До обеда еще летают вертолеты, однако после обеда затихают и они. Остается только ждать завтра. У меня билет на "вторую волну" и я особенно не переживаю пока один день есть в запасе. Расходимся по лоджам и ждем улучшения погоды. Погода, впрочем не улучшается и дождь начинает молотить уже с четырех часов дня. Все это сопровождается дополнительной сильной облачностью и туманом, который даже и не думает рассеиваться, так как ветра практически нет. Такое впечатление, что муссоны пришли раньше обычного, так как местные ребята слегка удивлены погоде. Впрочем они не переживают. Ну а им то что переживать! Вечер проходит в практически онлайн обновлении прогноза погоды, который сильно расходится с тем, что происходит в реальности. Дождь продолжает идти и ночью, так что утром, уже часов в шесть понятно, что ничего летать сегодня не будет. Наверное даже вертолеты.
Пожалуй первая ошибка заключалась в том, что именно в этот момент надо было быстро собираться и идти до Паплы, где брать джип. Но вместе с ребятами из России, которых я встречаю рано утром в аэропорту Луклы, мы решаем попытать счастья и взять на компанию вертолет. Вторая ошибка заключалась в том, что мы попросили Ниму из лоджа Hymalaya организовать вертолет, так как он сказал, что этим вопросом занимается и вообще "no problem". Как оказалось впоследствии, это все же оказалось проблемой. Вертолетами в Лукле занимается настоящая "мафия". Есть, конечно авиакомпании, у них можно по настоящему купить билеты со страховкой и всеми пирогами. Но в случае ухудшения погоды спрос на вертолетные перевозки резко возрастает и возможность заработать начинает сильно перевешивать все возможные риски. Я как то сразу вспомнил, как в нулевых ездил из Москвы в Санкт Петербург на Авроре без билета, договариваясь с проводниками. Было рискованно и весело. Казалось бы весь опыт девяностых и нулевых должен был бы чему то научить, но, видимо не научил. Вот эта надежда на "авось" пронесет и сыграла злую шутку. В общем, пока мы сидим на вертолетной площадке кругом происходит движуха.
Даже какие то вертолеты взлетают, но желающих сильно больше:
На площадке все смешалось. Треккеры находятся в одной лодке с ребятами, которые спустились с Эвереста и других вершин. В этой суматохе мы знакомимся с Симоне Моро. Безусловно, это легенда альпинизма, но он оказывается очень простым в общении товарищем и болтать с ним одно удовольствие. Про него можно почиать в Викепедии и в целом у него очень насыщенная жизнь. Он провел в Гималаях пол года и сейчас собрался в цивилизацию. Целью его экспедиции сейчас было зимнее восхождение на Манаслу. Симоне говорит, что уже трижды пытался подняться зимой на Манаслу. Впервые он организовывал подобную экспедицию в 2015 году вместе со своей соотечественницей Тамарой Лунгер, однако экспедиция была отменена после более чем 50 дней ожидания хорошей погоды. Вторая попытка была в 2019 году вместе с Пемба Галье Шерпа, однако восхождению помешали сильные снегопады. Третья попытка состоялась зимой сезона 2020/2021 года, в команду вошли баскские альпинисты Алекс Тикон (Alex Txikon) и Иньяки Альварез (Inaki Alvarez); в этот раз преградой стала огромная ледовая трещина на участке ко второму высотному лагерю, обход которой занял три дня, в течение которых на горе стояла хорошая погода, после чего на гору обрушился шторм. Симоне говорит, что поднялся зимой перед Манаслу на пару горных вершин, не понял каких и включая Ама-Даблам (6813 метров). Однако сама экспедиция на Манаслу в этот раз у него тоже не удалась. Симоне говорит, что погода была жесть и он продолжил восхождения на вершины в Сагарматхе.
Симоне для меня прежде всего всегда был знаменит книжкой об Анатолии Букрееве "Комета над Аннапурной", где подробно рассказывает об экспедиции на Аннапурну в команде Букреева и трагических событиях в итоге. Он остался единственным чудом выжившим в этой экспедиции и я не могу не расспросить его еще раз о событиях более чем двадцатилетней давности. Наверняка его уже все достали расспросами об этом, но он довольно подробно рассказывает об этом так, как будто это произошло лишь вчера и его рассказ потрясает. В общем, рассказ этот подробно описан в книжке, котрую я прочел потом еще раз по приезду. Все рекомендую:
https://www.ozon.ru/product/kometa-nad- ... kZ5xgkdrvQНу и конечно разговор заходит и про события 1996 года на Эвересте. Опять же это звучит невероятно, так как события изложенные как в книжках Джона Кракауэра "В разреженном воздухе" и Анатолия Букреева "Эверест. Смертельное восхождение" оижвают в устах Симоне. По нему видно, насколько он уважал и продолжает уважает Букреева и горечь в его словах сквозит даже сквозь столько лет. Он говорит "ты понимаешь, самое печальное в том, что Букреев даже не один раз спас жизнь Джону, а тот не только не поблагодарил его за это, но еще и косвенно обвинил в своей книге. Я столько раз говорил ему "Джон, ты не прав, хотя бы извинись перед Анатолием". Он конечно, сказал что-то такое, но это было уже после смерти Букреева". Симоне говорит, что после встречи с Букреевым многие экспедиции планировал и делал с русскими (а также Казахами, Украинцами, Белорусами), потому что по его словам это очень ответственные и надежные люди. Самые надежные в мире, говорит Симоне.
Мы продолжаем ждать вертолет, но погода окончательно портится. Похоже, что сегодня уже ничего летать точно не будет:
Начинает смеркаться и я понимаю, что теперь почти наверняка придется заниматься перебронированием международных билетов, пытаться вернуть деньги за рейс на самолет из Луклы и главное начать, наконец выбираться из Луклы, потеряв два дня. Хотя, почему потеряв. Я думаю, что такие встречи, к с Симоне стоят того, чтобы оказаться именно в это время и в этом месте.