Начну, пожалуй, с того, что поехать в Непал я мечтала почти столько, сколько себя помню. Мои болезни еще где-то так в 10-летнем возрасте проходили за листанием картинок в красивой папиной книжке "Эверест-82". Чуть позже была прочитана и сама книга, а также - все, что нашлось в доме (и не только) на тему альпинизма, Гималаев, вообще гор. Так что не удивительно, что практически первая зарплата на первом постоянном месте работы была торжественно сложена в банк до лучших времен, т.е. до получения Константином, который как-то независимо от меня загорелся тем же, загранпаспорта. И еще менее удивительно, что у нас совсем не возникло разногласий насчет того, куда поехать после получения этого самого заграна.
Так что время (до наступления заветного 25-летия Константина) шло, деньги лежали в банке, я неспешно перелопачивала интернет на предмет всего, что так или иначе касалось Непала, доезда туда, гималайских треков. Мечта постепенно превращалась в план, план обрастал подробностями.
И вот, наконец, четверть века стукнула, военкомат отстал, фотографию во внутренний паспорт вклеили и загран - получили.
Решено было лететь в Дели Аэросвитом (в виду удобных дней вылета: суббота - туда, воскресенье - обратно), оттуда в Катманду - местными авиалиниями. Билеты Дели - КТМ, однако, в силу разных причин купить не удалось, и мы настроились на поезд. А что, подумали мы, по дороге заедем в Агру, да и вообще, посмотрим на страну, вернее, две. Времени, благо, было достаточно - 23 дня.
Выбив отпуск на 3 недели, получив без проблем транзитные (за 10 долл, а не за 40, как туристические) индийские однократные (на обратную дорогу в Дели у нас были забронированы авиабилеты из КТМ) визы и докупив либо наодалживав (ух, слово!) у друзей недостающее снаряжение и одежки, мы, собсно, поняли, ближе к реализации Мечты - некуда... и стали паковать рюкзаки и считать часы до отъезда...
Радушный Дели
Наше еврейское счастье, надо сказать, намекнуло на свое существование в первые же минуты путешествия. При покупке билетов в Дели, вернее, при их оформлении в офисе авиакомпании (оплатили мы их через Интернет, сэкономив по 40 долл) нам предложили выбрать заранее места в самолете. Прикинув, с какой стороны будет больше гор, мы забили себе местечки у окошка с нужной стороны, поближе к носу самолета, чтоб меньше трясло и чтоб кормежку с нас начинали В общем, абсолютно не удивительно, что как раз в нашем ряду оказался аварийный выход и НЕ оказалось окошка )))
В общем, заглядывая в окошко впереди сидящего товарища, в 12 часов ночи по местному времени (2,5 часа разницы с Киевом, по дороге домой оказалось, что после перевода часов - 3,5) мы приземлились в Международном аэропорту Индиры Ганди, Нью Дели, Индия (Индия!!!) и спустя полчаса впервые ступили на землю другой части света. Часть света встретила неприветливыми людьми с непривычным цветом кожи, красивыми закарлючками вместо понятных букв на стенах и - славнозвісним, упоминаемым всеми туманом-дымкой. А также - очень неприятным происшествием, о котором подробно расскажу в этом посте.
В аэропорту заполнили иммиграционные карты, прошли паспортный контроль, на удивление быстро получили вещи. На выходе столкнулись с также многократно описанным... как бы помягче выразиться... постоянным стремлением индусов что-то тебе продать Криками и размахиванием рук нас подманил к своей стойке дядечка и вручил карту Дели Странно, прибыли от этого он никакой не получил (карта - бесплатная), но, видно, такое у них в крови
Взяли моторикшу и отправились покупать билеты на поезд (план был такой: доехать до Агры первым же поездом - в 6 утра, там погулять день и вечером сесть на поезд до Горакхпура. А дальше - автобусами в Катманду). Сунулись в несколько агентств (как нам сказал водитель, кассы ни в аэропорту, ни на ж/д вокзале ночью не работают - может, развел?) - нигде билетов на самолет на ближайшую неделю нет (теплилась еще надежда, что на месте пробьем авиабилеты в Катманду). Ну нет - так и нет, мы изначально и не расчитывали на них.
И тут случился стресс.
Оказывается, что и на поезд на ближайшие дни мест нет! Ни до Агры, ни от Агры до Горакхпура (городок недалеко от границы с Непалом, от которого в катманду едут на автобусе), ни напрямую в Катманду! (напомню, мы впервые в жизни в незнакомой стране, на улице 2 часа ночи, времени на трек в Непале не так уж и много, на Индию его - времени - хочется потратить как можно меньше, да и вообще в Катманду хочется побыстрее!).
Что нас разводят - мысль появилась. Однако товарищ при мне в Интернете, на том же самом сайте, что и в я Киеве смотрела, проверил наличие - написало, что билетов нет. Может, таки разводил каким-то ухищренным способом - мы уже были не в состоянии подметить. Нашел правда билеты от городка недалеко от Агры, и на дату аж через 3 дня... (Мы-то к тому времени расчитывали уже быть в Катманду, паковать вещички в горы!) а до тех пор предложил время занять автомобильным туром Джайпур - Агра. Мы сидим в полном шоке, и тут он нас добивает окончательно, огласив стоимость сего мероприятия... Напуганные, что вообще не попадем в Непал, шокированные и не представляющие себе, что же делать, соглашаемся... Товарищ выписывает нам ваучеры на поселение в гостиницах в Джайпуре и Агре, рассказывает, что билеты на поезд мы получим в Агре и что сейчас приедет водитель - но все это происходит как в тумане, как во сне, как не с нами. Через пол-часа таки действительно приезжает водитель, и вот мы в 3 часа ночи, расставшись с довольно ощутимой суммой, садимся в неизвестную машину и уезжаем в неизвестном направлении... На улицах валяются кучи мусора, на тротуарах спят люди, мы и сами засыпаем, и тут наш водила привозит нас в какой-то трущобного вида квартал, ставит машину и выходит. Прям фильм ужасов! Оказалось, что он всего-то заехал за своим братом взять его в поездку вторым водителем. Да и вообще стОит сказать, что ни по одному из обещанных пунктов агентство нас не обмануло (действительно хорошие гостиницы с оплаченным завтраком, действительно англоговорящий водитель 24 в сутки в нашем распоряжении, действительно поезд до Горакхпура (поезд, кстати, действительно полный). Но все равно, впечатления этой ночи оказались, наверное, самими неприятными за все 3-недельное путешествие.
В общем, подобрав брата, распаковав поудобнее рюкзаки в маленькой машинке, мы наконец отправились в Джайпур.
Сейчас, умудренные азиатским опытом, прокрутив в голове каждый момент этой ночи, мы поняли для себя, как надо было действовать, чтоб остаться при своих деньгах и нервных клетках.
1. помнить, что в Индии каждый пытается заработать на тебе денег.
2. потребовать подробной расшифровки, сколько из общей суммы стоили билеты на поезд, сколько - гостиницы, сколько - аренда машины с водителем, сколько - бензин. Думаю, товарищ в агентстве не нашел бы объяснения где-то половине заявленной суммы.
... а самый правильный и действенный вариант -
3. плюнуть на все, поехать в ближайшую гостиницу и завтра на свежую голову пойти самостоятельно по всем кассам и, я уверена, купить нужные билеты.
Что самое обидное, я неоднократно встречала в жж советы не делать ничего в Индии через агентства. Я могла себе представить порядок цен на аренду машины до самой границы. Я вообще была даже немного морально готова к разводу со всех сторон. НО!!! Усталость, стресс притупили соображалку. НЕ ТЕРЯЙТЕ БДИТЕЛЬНОСТИ!
Джайпур
День первый. 21 октября, воскресенье
Итак, ночью мы запаковались в крошечную машинку и покинули Дели. Часам к 8 утра, настоявшись в индийских пробках и кое-как подремав в машине, приехали в Джайпур.
Визит в столицу штата Раджастан мы не планировали и, соответственно, к нему информационно не готовились. Уже только приехав домой, выяснили толком, где же мы побывали, а где - НЕТ.
Первый пункт программы - Amber Fort.
Находится в пригороде Джайпура (ранее - отдельном городе, тогдашней столице тогдашнего местного государства) Амбере. Амбер, основанный в конце 10 века, оставался столицей до начала 18 века, когда был основан и стал новой столицей Джайпур. Мы попали в Джайпур в какой-то праздник, в форт шло множество людей, причем инотсранные туристы - в меньшинстве. На протяжении всего подъема вдоль стен сидели нищие, тянули руки за деньгами и повыше выставляли свои ужасные болячки, расчитывая на жалость - отвратительное зрелище. Плюс, сказалась усталость с дороги, досада на себя за необоснованные траты накануне ночью, брезгливость (напуганные рассказами, старались не прикасаться ни к чему), просто легкий шок от всего происходящего - в общем, поднимались мы наверх не в лучшем расположении духа.
Однако постепенно абстрагировались от всего негатива и принялись с интересом рассматривать все вокруг. Первое, что удивило и понравилось - множество узорчиков, орнаментов, ажурность, легкость, воздушность всех построек. В окошках - тоже узорчики, и причем все разные. Узоры вырезают из камня. По всем окрестным холмам тянутся крепостные стены.
В форте ведутся реставрационные работы. В то время как мужчины, сидя в тенечке, укладывают камушки и замазывают их глиной, женщины эту самую глину месят и таскают - на голове. И все поголовно - в сари, какой бы грязной работой не занимались
Вообще, здесь стОит отметить, что единственные женщины НЕ в сари, которых мы видели в Индии, были сотрудницами службы безопасности в аэропорту - те были в брюках. А так все - в красивых, ярких сари, очень необычное зрелище.
Дальше мы поехали в собственно Джайпур. Джайпур был основан в начале 18 века и многими историками считается одним из лучших индийских образцов градостраительной архитектуры того периода, поскольку город строился не стихийно, а по заранее подготовленному плану, имеет несколько больших улиц, которые делят его на прямоугольные районы. Внутри же эти районы застраивались стихийно и потому мало отличаются от других индийских городов, представляя из себя паутину узеньких улочек.
Мы же, проезжая по городу на машине, обратили внимание в первую очередь на трущобоподобные домишки, кучи мусора (см. фото выше) и канализацию, текущую по канавам прямо на улицах. А величие градостроительной мысли основателей города отметили лишь на следующий день, с удивлением выехав на широкие прямые проспекты, на которых даже попадались современные стекло-бетонные здания.
Тут следует сделать лирическое отступление и рассказать об еще одной опасности, подстерегающей не искушенного Азией туриста в Индии. Хотя, товарищи, побывавшие в Турции/Египте, могут быть знакомы с таким явлением.
Если ваши водители/гиды станут вдруг настойчиво предлагать отвезти вас на какую-нибудь фабрику - это означает вовсе не то, что там интересно (хотя вполне может оказаться и так), а то, что эти самые водилы/гиды получат за это некое денежное вознаграждение - вот и все.
К чему я это?
А к тому, что после посещения текстильной фабрики мы приехали в центр города и уткнулись в закрывающиеся (в 4 часа-то!!) ворота City Palace. и в закрытые - легендарной (как потом оказалось) обсерватории Jantar Mantar.
Так что я вовсе не агитирую не ездить на фабрики. А только советую определять приоритеты и оценивать и расчитывать свое время.
Так что вечер посвятили прогулкам по старинному центру города Pink City. Город на самом деле красный, но от этого не менее интересный
Там же находится знаменитый Hawa Mahal, Wind Palace, или Дворец ветров, визитная карточка Джайпура. Строение представляет собой пристройку к дворцу гарема местного владыки. Построено оно для того, чтоб женская половина его семьи могла наблюдать за уличной жизнью, не показываясь прохожим. В стене около 950 окошек
Ночь в гостинице - и на следующее утро отправляемся в Агру.
Агра
День второй и третий. 22 октября, понедельник, и 23 октября, вторник.
Напоминаю, что вчера мы с переменным успехом занимались осмотром достопримечательностей Джайпура. На сегодня же был намечен переезд в Агру.
Утром загрузились в машину и отправились, по дороге с удивлением рассматривая пейзажи за окном. Раджастан казался просто пустыней! А вдоль дороги тянулись непрезентабельного вида жилища...
В Индии, надо сказать, вся жизнь проходит на улице. Люди утром просыпаются и выходят на улицу либо дальше дремать в тенечке, либо умываться/чистить зубы (!!!) - из колонки на улице, потому что водопровода нередко в доме нет. Да и дом-то как таковой не всегда есть - так, сарайчик, завешенный вместо двери грязной шторой. Но тем не менее, практически из каждого дома, побогаче или победнее, по утрам чинно выходят детишки в форме и отправляются в школу. А если семья побогаче, то папа усаживает всех на мотоцикл и везет на учебу. При этом на мотоцикле одновременно могут ехать родители и несколько ребятишек, каждый - со школьным ранцем.
Доехали и поселились после обеда, потом - Интернет и звонки домой, немного ругани с водителями и - ужин в макдональдсе )) Бутербродом под названием... Чикен Махараджа )))))
Надо сказать, что накануне, в Джайпуре, мы рискнули отведать индийской еды. После чего зареклись повторять подобный эксперимент ))) Сказать, что она острая - это ну просто ничего не сказать. После каждой порции, отправленной в рот, выпивается стакан воды и все равно он (рот) еще несколько минут не хочет закрываться... Хотя за этой жгучей остротой угадывается очень даже неплохой вкус... Но я не знаю, сколько этой еды нужно съесть, чтоб перестать обжигаться. Мы не стали проверять. А решили пойти поесть международной резиновой еды, хотя и та оказалась намноооого острее, чем привычная нам.
Ну а дальше (т.е. на следующий день, третий по счету) - стандартная туристическая программа. Тадж-Махал и Агра Форт.
Тадж-Махал - усыпальница, которую построил в середине 17 века местный правитель Шан Джехан своей любимой жене Мумтаз Махал, умершей при родах 14-ого ребенка. "Тадж Махал" обозначает "Коронный дворец", а имя жены правителя (одно из имен, если быть точным) переводится как "Орнамент дворца".
Вход в Тадж стоит около 15 долларов, при этом на территорию нельзя проносить некоторые вещи. Так, у Кости забрали еду и плеер (вещи можно оставить в камере хранения перед входом). Интересно, кстати, что тут, как и везде в Индии (да и Непале) 2 отдельные очереди - для мужчин и для женщин. И на входе всех обыскивают, причем женщин - за загородочкой.
Территория Тадж-Махала довольно большая, и сам мавзолей - не единственное здание там. Вокруг расположены несколько мечетей (жена была мусульманкой), усыпальницы других жен правителя, а также - любимого слуги Мумтаз.
Он построен из белого мрамора, который немного пропускает свет. Говорят, на восходе он светится розоватым, на закате - оранжевым, а ночью - зеленоватым... Все стены покрыты инкрустированным орнаментом, потрясающе! Представляет собой прямоугольное здание с куполом, расположенное на мраморном пьедестале. По периметру - минареты, а по бокам - мечети из красного мрамора.
Внутри мавзолея - саркофаги любимой жены и самого правителя, огороженные узорным мраморным заборчиком. Когда он умер, его похоронили рядом с женой, и это единственное нарушило идеальную симметрию Тадж-Махала.
А потом наши водилы завезли нас... да, правильно, снова на фабрику. Но в этот раз было интересно, и это не имело таких катастрофических последствий, как в Джайпуре (везде, где хотели - успели). Фабрика оказалась мраморная, принадлежащая все той же семье, что 350 лет (14 поколений) назад строила Тадж-Махал. Тут показали, как делались все те потрясающие узорчики на стенах мавзолея.
Вырвавшись из лап экскурсовода, пытавшегося активно нам что-то продать, отправились в Агра Форт.
Первые упоминания об этом Форте датированы 1080-м годом. Одно время в Агре, а не в Дели, была столица местного государства, и тогда правитель жил именно тут, в форте. Внутри - дворец, несколько помещений, множество двориков, проходиков между ними, можно бродить очень долго и не пройти дважды в одном и том же месте. Все очень красивое, украшения стен вырезаны из камня.
И еще, этот форт был наиболее мощным в Индии, и больше всего использовался по своему прямому назначению - как военное укрепление.
Вечером мы встретились с нашими водилами и поехали в соседний городок садиться на поезд и ехать в сторону Непала! К этому времени успели прилично устать от Индии, в первую очередь - от того, что просто невозможно пройти спокойно по улице. Со всех сторон - кричат, дергают за руки, пытаясь что-то продать, заманить к себе в магазин или в такси, хоть каким-то образом заработать на тебе! За Костей на выходе из форта долго бегал индусик с ... кнутом!!! предлагал купить за какие-то смешные деньги, а когда мы отказывались - понимал это по-своему, т.е. что для нас это сильно дорого, и бежал следом с криками "Your price! Your price!". А в обменнике, куда мы зашли разбить 100 долларов на мелкие купюры, согласились, но хотели взять за услуги 5 долларов (200 руп)., т.е. за 100 отдали бы 95 мелкими. С обменом денег то же самое, сколько б не менял - минимальная комиссия 200 рупий. Устали постоянно быть на чеку, все пересчитывать. Устали от мусора везде. В общем, мы бали рады двигаться в направлении нашей цели!