Pashupatinath – Пашупатинатх.
Самый значимый индуистский храм Непала стоит на берегу священной реки Багмати, окруженный полным суеты рынком, где торгуют бархатцами, прасадом (подношениями), благовониями, бусами (четками) из рудракши, раковинами, изображениями индуистских богов и храмов, пудрой tika всех цветов радуги, стеклянными лингамами, моделями горы Меру и другими неотъемлемыми религиозными атрибутами. Некоторые храмы комплексами были повреждены землетрясением 2015 г., но главный храм остался невредим. Недели спустя после землетрясения непрерывно горящие погребальные костры на кремационных гатах стали символом прошедшего бедствия.
На первый взгляд Пашупатинатх может показаться не таким уж и священным – всего в нескольких сотнях метров от него уже начинается взлетно-посадочная полоса аэропорта Трибхуван, а сам храм обращен к особенно загрязненному отрезку Багмати. Но в контексте религии это мощный источник духовной силы и энергии индуизма. В остальном Непале поклоняются гневной форме Шиве, разрушительному Бхайраву, но в Пашупатинатхе Шиву почитают как Пашупати, Господа животных.
Садху и приверженцы шиваизма стекаются в Пашупатинатх со всего индийского субконтинента, и многие непальцы выбирают для себя кремацию на берегах священной реки. Даже короли Непала приходили сюда испросить благословения Пашупати перед тем, как начать какое-либо важное путешествие. Непальские далиты (неприкасаемые) получили доступ к святыне только в 2001 году.
Не-хинду не разрешается входить в главную святыню, но окружающий ее комплекс шиваитских храмов, лингамов и гаты - очаровательное и очень фотогеничное место. Группы «сфоткай меня» садху слоняются в округе в специфических облачениях, надеясь заработать немного денег, позируя туристам для фото. Проявляйте уважение относительно съемки на кремационных гатах – вы не стали бы фотографировать понесших утрату родственников на похоронах у себя дома, так что не делайте этого и здесь.
Из центра Катманду вы можете посетить Пашупатинатх в формате поездки на пол-дня, и продолжить, пройдя пешком до Боднатха. Входная плата для иностранцев на удивление высока, принимая во внимание то, что не-хинду в главный храм не допускают, и некоторые путешественники считают ее чрезмерной. Гида можно нанять в офисе Ассоциации гидов Пашупатинатха (1,5 часа – 500 рупий, 9.00 – 5.00) рядом с главным храмом.
Лучшее время для посещения – рано утром, или около шести вечера, когда проходят церемонии. Входной билет дает право на посещение всех нижеописанных мест.
Достопримечательности.
Храм Пашупатинатх – индуистский храм.Входной билет для иностранцев на территорию комплекса – 1000 рупий, дети до 10 лет – бесплатно, время работы - круглосуточно. Схема комплекса - стр. 126.
Неповрежденный землетрясением, храм Пашупатинатх в форме пагоды был построен 1696 году, но само место почиталось индуистами и буддистами еще задолго до этого. Только хинду могут заходить за ограду знаменитого храма, но вы можете подглядеть за тем, что происходит внутри нее с некоторых точек у наружной стены.
От главных ворот с западной стороны комплекса вы можете увидеть мощную спину огромной медной статуи Нанди, быка Шивы. Внутри храма, сокрытое от взоров, находится черное, четырехголовое изображение Пашупати. Если вы заберетесь на террасу к западу от храма, то сможете взглянуть на позолоченную крышу. Также виды на храм открываются с верха террас на восточном берегу Багмати, внутри храмового комплекса.
Если вы пойдете по дороге, идущей на юг от бокового входа в храм, то будете проходить Panch Deval (Пять храмов), бывший храмовый комплекс, который пережил землетрясение и служит центром социального обеспечения для нуждающихся престарелых непальцев.
Кремационные гаты.Будучи забитой мусором и черная от загрязнений, зловонная река Багмати в действительности является крайне священной. Пашупатинатх – непальский эквивалент Варанаси на святой Ганге. Кремационные гаты у реки используются для сожжения тел под открытым небом, но только члены королевской семьи могут быть кремированы непосредственно перед храмом Пашупатинатх. После резни 2001 года похороны 10 членов непальской королевской семьи проходили именно здесь.
Похороны простых непальцев все еще проходят здесь ежедневно, на гатах, что к югу от храма. После землетрясения 2015 года костры горели днями и ночами, когда сотни семей столкнулись с человеческой ценой несчастья.
Тела завертывают в саваны и кладут на берегу, затем сжигают на дровах, с удивительной деловитостью. Это сильное место для того, чтобы задуматься о смерти. Нет необходимости говорить, что это личное время горюющих родственников, и вторжение туристов с камерами сюда неуместно.
У последних гатов на севере, лучше всего видимый с противоположного берега, располагается ряд пещер йогов, используемых как укрытия в средневековые времена.
Если вы пойдете на юг по западному берегу, то минуете огромный вырванный с корнем лингам и маленькое изваяние стоящего Будды VII в., что рядом с поврежденным храмом Raj Rajeshwari, с его округлыми украшенными лепниной павильонами.
Храм Bachhareshwari.Между двух групп гатов на западном берегу Багмати находится этот маленький храм VI в., украшенный тантрическими фигурами, скелетами и эротическими сценами. Говорят, что когда-то во время фестиваля Махашиваратри в этом храме совершали человеческие жертвоприношения.
Восточные гаты. Гаты Пашупатинатха часто полны жизнью, и стоит несколько минут посвятить тому, чтобы впитать их атмосферу. Верующие совершают ритуальные омовения в подозрительно выглядящих водах Багмати, святые люди проводят ритуалы на каменных ступенях, и дети выуживают монеты из мутной воды с помощью магнита на конце веревки. Вы можете также увидеть семьи, готовящие погребальные костры на другом берегу реки.
Два моста пересекают Багмати перед храмом Пашупатинатх, и ведут в сад каменных террас с дюжинами маленьких храмов Шивы, большинство из которых пережило землетрясение. Эти однокомнатные храмы часто служат жилищем странствующих садху, и в каждом в центре располагается лингам. Хотя храмы построены в разных стилях, есть и общие черты – обратите внимание на лепную голову Бхайравы, грозной формы Шивы, на южной стене, и на статую Нанди, а также оформленное в виде головы животного выпускное отверстие трубы на северной. Отыщите интересный лингам с лицом Шивы в северном конце группы (храмов).
Два пролета ступеней ведут вверх по склону холма между храмами, мимо пострадавшего, но сохранившего искусное убранство фресками храма Ram, который часто заполнен гостящими садху, особенно во время Махашиваратри. Наверху, где тропинка заходит в лес, боковая дорожка ведет вдоль верха террасы к превосходной смотровой площадке с видом на храм Пашупатинатх. Отыщите огромный золотой трезубец с северной стороны храма и золотую фигуру короля, в молитве преклонившего колени под защищающим капюшоном naga (змееподобного бога) на юге.
Храмы с лингамами.Ступени ведут от гатов Пашупатинатха вверх, к большому комплексу храмов (святынь) с лингамами на краю леса. Это место стоит исследовать. Тут больше 50 лингамов, и разнообразие архитектурных форм просто ошеломляет.
Храм Gorakhnath.Завернув налево на вершине холма, вы попадете к возвышающейся бело-красной шикхаре (храму с высокой, напоминающей початок кукурузы верхушкой). Это храм Gorakhnath, который пережил землетрясения с минимальными повреждениями. Он посвящен йогу, жившему в XI в., основавшему шиваистскую монашескую традицию и изобретшему хатха-йогу. За храмом дорожка идет вниз через лес, пересекая олений парк Mrigasthali, уместную здесь смесь природы и религии, поскольку говорят, что Шива резвился в этом месте в форме золотого оленя.
Храм Guhyeshwari.Дорога спускается из леса к большому, с внутренним двором храму Guhyeshwari, построенному королем Pratap Malla в 1653 г. Храм посвящен Парвати (супруге Шивы) в ее ужасающей форме Кали. Храм претерпел некоторые разрушения в ходе землетрясения, и вход туда не-хинду запрещен. Но можно заглянуть за ограждение с дорожки, чтобы увидеть четырех позолоченных змей, которые поддерживают наконечник на крыше. На берегу перед храмом стоят храмы (святыни) Шивы и восьмиугольные постаменты для ритуальных омовений.
Странное название храма пошло от непальских слов guhya (вагина) и ishwari (богиня) – дословно, это храм вагины богини! По легенде, отец Парвати оскорбил Шиву, и богиня пришла в такую ярость, что вспыхнула пламенем, вдохновив появление ритуала сати – когда вдовы сжигают себя заживо на похоронном костре мужа. Горюющий Шива скитался по Земле с разлагающимся трупом Парвати, и ее гениталии упали у Guhyeshwari. Впрочем, индуисты Индии утверждают то же самое о храме Kamakhya в Guwahati, Assam.
Фестивали и праздники.Обычно самое оживленное время в Пашупатинатхе, когда он наполняется – больше паломниками, чем туристами – это утро с 6 до 10, и вечер с 6 до 7.30, особенно на ekadashi, которое наступает через 11 дней после полнолуния и новолуния каждый месяц. Когда наступает ночь, паломники выпускают в Багмати масленые свечи в лодочках из листьев как часть церемонии arati (свет).
Maha Shivaratri.В непальский месяц Falgun (февраль или март) тысячи паломников со всего Непала и Индии заполняют Пашупатинатх, чтобы отпраздновать День Рождения Шивы (на этот счет есть разные версии, что именно празднуют). Это невероятное зрелище и шанс увидеть членов некоторых наиболее аскетичных (суровых) Шиваистских сект, проводящих обряды в течение ночи.
Bala Chaturdashi.На новолуние в ноябре/декабре, паломники бодрствуют всю ночь, а на утро совершают омовения в Багмати. Потом они разбрасывают сладости и зерна на территории храма, чтобы принести радость своим усопшим родственникам.
Добраться туда и обратно. Из Катманду самый удобный способ попасть в Пашупатинатх – на такси (400 рупий из Тамеля). Такси часто высаживает пассажиров у полицейского участка Gaushala, но можно попросить подъехать ближе к храмам.
Пешком или на велосипеде направляйтесь на восток от дворца Narayanhiti через Naxal, выйдете к Ring Road (улице) у храма Jayabageshwari с его прекрасным изображением Бхайравы. Чтобы попасть в Пашупатинатх, пересеките Ring Road и идите по извилистым улочкам, где торгуют религиозными атрибутами, по направлению к реке Багмати.
Если вы хотите идти далее к ступе Боднатх, то вас ждет приятная 20-минутная прогулка по сельской местности, дающая возможность взглянуть на повседневную жизнь пригородов Катманду. Перейдите мост, что перед храмом Guhyeshwari, и двигайтесь на север в течение 5 минут, затем поверните направо у храма, окружающего большое дерево (pipal). На следующем перекрестке, следуя примеру Будды, выбирайте срединный путь (т.е. идите прямо), который в конце концов выведет вас к главной дороге Боуды, как раз напротив ступы.
Утраченные памятники Пашупатинатха.Хотя большинство священных памятников Пашупатинатха пережило землетрясение 2015 г., многие строения были повреждены или полностью уничтожены, включая храм Vishwarup и некоторое количество маленьких храмов Шивы, в которых находили приют паломники. Но в целом, по сравнению с другими объектами всемирного наследия в долине Катманду, комплекс пострадал не столь сильно.