.
Здравствуйте уважаемые участники форума и его гости. Предлагаю вашему вниманию небольшой отчет о нашем путешествии в Израиль. Об Израиле написано так много, что ничего нового сказать и показать в фотографиях невозможно. Единственными и неповторимыми могут быть только впечатления, они субъективны и прошу их строго не судить. Мой отчет предназначен не тем кто и так всё об Израиле знает, а тем кто только готовится к поездке, дабы они смогли избежать наших ошибок и получить от путешествия в Израиль больше радости.
Пассажиры ожидающие посадки в самолёт регулярного рейса «Аэрофлота» Санкт-Петербург – Тель-Авив мало отличаются от пассажиров других направлений,- те же мужчины и женщины, семьи с детьми, молодые и пожилые пары. Такие пассажиры летят во все страны мира – кто отдыхать, другие работать, в гости или возвращаются домой. И во всех аэропортах мира из самолёта выходят те же мужчины и женщины, семьи с детьми, молодые и пожилые пары. Но только не из самолётов, прилетевших в Израиль. За время полёта с пассажирами происходят большие перемены.
Как только пассажиры расселись в салоне самолёта, тут же на многих лысых и курчавых головах появились кипы́. А когда самолёт набрал высоту, и в туалет выстроилась очередь, я с удивлением обнаружил насколько человек в черных пиджаках с заправленными в носки брюками (хотя в самолёте и земли то нет!). Через 5 часов они одели широкополые шляпы и накладные пейсы, и из самолёта вышло несколько хасидов.
Значительная часть наших попутчиков заказали себе кошерную еду, - разносят её не равномерно, есть её со столика нельзя и обед превращается в аттракцион. Все интересуются у первых счастливчиков, получивших обед, его состав. Молодая женщина аккуратно, двумя пальчиками, манерно оттопырив мизинчик, съела содержимое аэропортовского контейнера и еще что-то своё из сумочки, а потом смачно, с причмокиванием, обсосала все десять своих пальцев и в заключении вытерла их о своё платье. Те, кто уже поел, пытаются откинуть спинку, пассажир сзади кушает кошерный ланч с коленок и спинка ему мешает, - ну сами понимаете, какой сочный диалог между ними возникает. Десятки людей постоянно стояли в очереди в туалет, десятки - нервно жали кнопку вызова стюардесс и требовали воду. Дети, как положено, громко плакали. Пожилой даме стало плохо,- у неё появилась млявость во всех членах. К ней выстроилась очередь врачей – человек двадцать. (Остальные пассажиры были юристами и ювелирами.) Стюарды принесли тонометр и тут все, даже дети, захотели измерить себе давление. В салоне оказалось несколько свободных мест. Кто-то посчитал, что эти места удобнее и пересел. Их места тоже кто-то занял, и так по цепочке пересело пол салона. Вдруг один обнаружил, что поменял шило на мыло, и его прежнее место было лучше, и решил вернуться, но оно уже занято! И так пять часов. При этом отдаю должное евреям: диспуты проходят без злобы, а с лёгкой иронией.
Когда самолёт приземлился в аэропорту Бен-Гурион, мы были готовы к знакомству с народом и культурой Израиля.
Лет пять назад мои представления об Израиле были минимальными. Вся история Израиля у меня укладывалась в один абзац советского учебника, из географии помнил, что страна находится в пустыне и там очень жарко, по телеку каждый день рассказывали про арабо-израильские войны. И это всё. Нет, еще несколько людей с кем я учился и работал, совсем неожиданно оказались евреями, и уехали на историческую родину, правда «историческая родина» евреев оказалась намного больше Израиля.
Даже мои знания о Святой земле, как я понимаю теперь, были примитивными,- библейские события были оторваны от реальных мест и существовали в моём сознании отдельно от государства Израиль. Однако в моём окружении стало появляться всё больше людей, которые побывали в Израиле. Их восторженные рассказы пробудили у меня интерес, я стал всё больше интересоваться этой неизвестной мне страной и постепенно эфемерный пазл библейской истории лёг на реально существующую Землю Обетованную.
Когда появилось желание побывать на месте земной жизни Иисуса Христа, я стал задумываться о поездке в Израиль. Осенью 2015 сформировалась цель: надо подготовиться к поездке весной 2016. Купили путеводители, на компьютере создал папку «ИЗРАИЛЬ» и начали в неё складывать полезные ссылки.
Первоначально поездка в Израиль планировалась чисто паломнической на неделю в майские праздники. Затем появилась идея совместить Израиль с несколькими днями на Кипре, где находятся несколько интересных монастырей. Чем больше читал, тем меньше времени оставалось на Кипр, планы стали набухать на 12 дней, потом на 13, 15. И вдруг всплыла Петра. Кипр отложили на отдельную поездку и стали планировать Израиль + Иордания. К январю план был такой: Иерусалим 3-4дня, Иордания 2-3 дня, путешествие по Израилю на автомобиле 7-8дней. Когда начали бронировать авиабилеты и отели, вновь пришлось корректировать планы, подстраиваясь под шабат, День Независимости Израиля и расписание недорогих авиабилетов.
Наше путешествие состоялось полгода назад. Я намеренно не стал писать отчет по «горячим» следам, хотел всё обдумать и дать утихнуть эмоциям. Эта поездка оказалась самой сложной из наших путешествий. Сложной во всех отношениях - организационной, финансовой, эмоциональной, физической.
1 мая мы встретили светлую Пасху, исповедались и причастились, получили благословение батюшки и отправились на Святую землю. В Израиль мы прилетели в полдень 3 мая и сразу поехали в Иерусалим. Жили в арендованных апартаментах по цене около 540 евро за 8 ночей. Апартаменты так себе: тесненькие - в душевую кабинку я еле помещался, посуды минимум, стола нет – его заменяла большая полка, стул один, часть электролампочек отсутствует. Главной проблемой оказался сломанный замок двери на балкон на низком 2 этаже. Хозяева сделали вид, что впервые об этом слышат и посоветовали закрывать ставни, но это не добавило нам ощущения защищенности. Из плюсов – хорошая кровать, наличие Wi-Fi, эффективный кондиционер и удобное месторасположение.
В Иерусалиме с нами произошла самая большая неприятность за все годы наших путешествий. В этом отчете я не хочу подробно останавливаться на этом эпизоде и всех интересующихся отправляю
сюда. Но как не выкинуть слово из песни, так и этот случай наложил несмываемый след на наше отношение к Иерусалиму.
Иерусалим. Как же мне тяжело о нём писать. Когда я о Святой земле рассказываю единоверцам,- мне легче. Но этот отчёт для светского читателя. Поэтому я здесь не буду рассказывать о том счастье и великой радости, которые испытал в молитве у Гроба Господа нашего Иисуса Христа. А, возможно, удивлю многих сказав, что в Иерусалиме мне очень понравилась Храмовая гора.
На Храмовую гору мы попали с третьей попытки уже в последний день нашего пребывания в Иерусалиме. До этого она дважды была закрыта из-за напряженных арабо-израильских отношений. На входе нас очень тщательно досмотрели и в моём рюкзаке нашли молитвослов. Охранник не разрешил с ним проходить и как-бы предложил на выбор: либо идти на Храмовую гору без молитвослова, или возвращаться. Я не мог расстаться с дорогой для меня книгой и решил не ходить на Храмовую гору, взял молитвослов и развернулся уходить. Тут охранник меня остановил, взял из моих рук молитвослов и засунул его на дно моего рюкзака, попросил в святом для мусульман месте его не доставать и пригласил нас пройти на Храмовую гору. Охранник был настолько вежлив, что я бы сказал, что он попросил нас пройти на Храмовую гору.
В этом месте моего рассказа отвлекусь и упомяну старый город. Нам в нём было очень неуютно. Грязь, шум, духота и вонь, постоянное приставание торговцев и зазывал, толпы туристов и экзальтированных паломников различных конфессий, священники, монахи, раввины, имамы, бой христианских колоколов и крики муэдзинов, калейдоскоп из крестов, звёзд Давида и полумесяцев, икон и четок, платки, хиджабы, арафатки, кепки, шляпы и т.д. и т.д. Кто-то в такой обстановке чувствует себя как рыба в воде. Нам же было очень некомфортно.
И вот после этого бедлама мы попали на Храмовую гору. Тишина и порядок, вокруг чисто и красиво. Охранники ведут себя не как надсмотрщики, а, скорее, как гостеприимные хозяева. Муэдзин не кричал, а вкрадчиво читал Коран. И неожиданно здесь я почувствовал намоленность и святость места, поймал себя на желании перекреститься. У нас был аудиогид и мы с удовольствием провели здесь больше часа.
У Западной Стены народу больше, много охраны, но порядка меньше, больше суеты и криков. В Иерусалиме очень много ортодоксальных иудеев различных течений и особенно их много около Стены. Ведут они себя шумно и суетливо, свои религиозные обряды исполняют с некоторым демонстрационным вызовом. Возможно поэтому мы здесь особенно чувствовали свою чужеродность, мы не находили своё место у этой святыни, желания задержаться у Стены не возникало. Честно говоря, мы здесь были трижды и только когда попали сюда впервые, немного постояли и прослушали аудиогид.
В храме Воскресения Христова, более известном как храм Гроба Господня, всё намного хуже… Полное отсутствие охраны и контроля за поведением посетителей, никакого дрескода. По сути храм является составной частью старого города, продолжением рынка со всем его хаосом, шумом и полным отсутствием этических норм. Гремучая смесь из паломников различных течений христианства, пытающихся выполнить религиозные обряды, туристических групп, с кричащими на всех языках гидами, толпы просто зевак. Об интеллектуальном уровне некоторых можно судить по вопросу, который одна молодая русскоязычная особа задала при нас. Войдя в Храм, и показывая на Камень Миропомазания, она поинтересовалась: «Здесь похоронены мощи Христа?»…Священникам удаётся поддерживать минимальный порядок только около Кувуклии, на Галгофе, рядом с алтарями.
Но таков Храм только днём. Утром, до 9 - 10 часов, и вечером, после 7, в этом святом для всех христиан месте можно помолиться в тишине и покое. Мы так и делали: почти каждый день нашего пребывания в Иерусалиме мы утром и вечером приходили к Гробу и делали то, ради чего приехали в Израиль. А так как это была Светлая седмица, то в антипасху мы попали на торжественную литургию на алтаре Гроба Господня, причастились у патриарха Иерусалимского Феофила и получили из его рук артос. Здесь, у подножия Голгофы, подошел и заговорил с нами греческий священник, оказавшийся известным архиепископом. И это знакомство оставило в наших воспоминаниях об Иерусалиме яркий след и добрую память.
Но умиротворение и покой в Иерусалиме для нас были редкостью. Сразу по прибытию в Израиль чувствуешь военное напряжение вокруг. Везде вооружённые люди, и хотя мы о них знали заранее, наяву обилие солдат с оружием производит сильное впечатление. По дороге из аэропорта в Иерусалим маршрутка едет по Палестинкой территории и шоссе огорожено стеной из колючей проволоки, проезжает через КПП. Над Иерусалимом на малой высоте с громким рёвом барражируют военные вертолёты, на перекрёстках стоят броневики, полицейские патрули даже в жару одеты в бронежилеты и каски. Поэтому, когда в Иерусалиме раздались звуки сирены, мы реально испугались (мы ведь выросли в Ленинграде). Мы в этот момент были на улице и готовы были бежать в укрытие, но люди вокруг стояли спокойно и когда сирена стихла занялись своими делами. На следующий день мы находились в трамвае и неожиданно трамвай, остановившись на остановке, дальше не поехал, а стоял с открытыми дверями около пяти минут. Мы ничего не понимали, и тут опять завыла сирена. Все пассажиры вагона встали, пешеходы на улице остановились. Мы опять были готовы бежать со всеми, но никто никуда не бежал. Оказалось, что так в Израиле проходит минута молчания в память о погибших защитниках. Позже мы третий раз слышали сирену: автобус, на котором мы ехали в Эйлат, внезапно остановился на шоссе посреди пустыни, другие автомобили тоже встали на обочине. Водитель увеличил громкость радио и через несколько минут по радио раздалась сирена.
Планируя поездку в Израиль я имел твёрдое намерение посетить христианские места на Палестинской территории. В прошлом у меня было несколько знакомых арабов с Ближнего Востока, все прекрасные ребята. Россия ведёт по отношению к Палестине дружественную политику. Поэтому мне казалось, что никаких проблем при посещении Вифлеема, Иерихона и Хеврона у меня возникнуть не должно. Перед отъездом я разыскал давнего знакомого палестинца,- закончив в России ВУЗ, он защитил кандидатскую диссертацию, остался у нас работать в НИИ, но регулярно ездит на свою родину. Так вот он отвечал мне очень уклончиво и главную его мысль я пропустил мимо ушей и вспомнил её, когда жаренный петух меня уже клюнул. Он сказал: ТАМ ты сам поймешь – надо тебе ТУДА, или не надо. Понял. Не надо. Урок нам дали жесткий, но значит такой заслужили. Одному Господу известно зачем он нас остановил, но значит так было надо.
В Иерусалиме мы не смогли выполнить всю «стандартную» программу христианского паломника. Мы прошли Скорбный путь Христа, обошли церкви горы Сион, были в церквях у основания Елеонской горы, провели по несколько часов в Гефсиманском монастыре Марии Магдалины и Горненском монастыре. А вот посетить христианские места на арабской территории мы не смогли.
Еще мы на один день съездили в Тель-Авив, где посетили музей изобразительных искусств. Музей очень хороший, но удивило, что очень мало было посетителей. Например, в зале импрессионистов (Моне, Ван-Гог, Ренуар, Матисс, Климт, Сезанн, Пикассо и др) мы долгое время находились одни. Затем мы прогулялись по городу, вышли на набережную, дошли до Яффо, где поужинали и полюбовались красивыми видами на город и море.
Рано утром 11 мая мы сели в бронированный автобус с двумя вооруженными солдатами охраны и отправились на юг в Эйлат. На автобусном вокзале в Эйлате мы сдали в камеру хранения один из наших чемоданов. Настал черёд рассказать об особенностях тарификации времени в Израиле. Первый раз мы с этим столкнулись в Иерусалиме. В первый день нашего пребывания в Иерусалиме мы пришли на центральный автовокзал, купили билеты в Эйлат, оформили именные проездные карты Рав Кав и положили на них деньги за недельный проездной по Иерусалиму. Так как это было уже вечером и первый раз мы воспользовались нашими проездными только на следующий день, т.е. 4 мая, то рассчитывали пользоваться проездным по 10 мая включительно. Однако 10 мая проездной не работал,- оказалось, что время пользования проездным начинается не с первой поездки, а с момента его покупки. Второй раз с необычной тарификацией времени мы столкнулись в камере хранения в Эйлате: сдаём чемодан в 13ч 11 мая и забираем в 10ч 15 мая – оплачивать надо пятидневный тариф. То есть суточный тариф – это не 24 часа, а столько, сколько осталось до полночи. Большого опыта пользования ручными камерами хранения багажа у меня нет,- может быть это распространенная практика.
Итак, мы на четыре дня покинули Израиль. В Иордании мы побывали: 1) Вади Рам с ночевкой 2) Мадаба + место Крещения Христа 3) гора Небо + старая Королевское шоссе до Вади Мусса 4) Петра и вторая ночевка в Вади Мусса. Иордания нам понравилась и кабы знать заранее как тяжко нам дался Иерусалим, можно было и больше времени выделить на Иорданию.
Как и планировали 15 мая около 10 часов мы вернулись в Израиль. Эйлат встретил нас 45-градусной жарой. Нашему восприятию Израиля помешало два фактора: печальное событие на Елеонской горе и жара.
Мы рассчитывали, что в начале мая в Иерусалиме будет +25°, а было +30°. Надеялись, что в середине мая в Эйлате будет не больше 35°, а было выше +45°. И позже, на севере Израиля, во второй половине мая днём температура поднималась выше +30°. В Эйлате мы взяли машину, но из-за жары ничего кроме подводной обсерватории посмотреть не смогли. Правда я вечером совершил ритуальное купание в Красном море на диком пляже за обсерваторией, чем вызвал небывалый ажиотаж местных мальчишек, которые никогда не видели таких белых людей. Ночью мы проспали четырехбальное землетрясение и утром покинули Эйлат. Планировалось по дороге на север посетить Тимну, Масаду и Эйн-Геди. Но не судьба! Любая попытка выйти из машины заканчивалась фиаско, асфальт и камень были раскалены как сковорода, реально можно было получить ожог стоп не снимая обувь. Планшет, который использовался как навигатор и был закреплён на лобовом стекле, работал 2 -3 минуты и выключался из-за перегрева. Проехав бóльшую часть шоссе №90 под палящим солнцем, мы только в Тверии смогли сделать остановку и пообедать.
Наша база на севере Израиля находилась в Тель Монде. Здесь мы арендовали апартаменты, которые представляли собой утопающий в зелени летний домик в саду. Хозяева жили рядом в большом доме. Наше жильё состояло из большой гостиной с кухней, телевизором, музыкальным центром и кондиционером, и спальни с просторным санузлом. Домик очень добротный, оборудован хорошей техникой и мебелью, было обилие посуды. До шоссе №4 не больше 10 мин езды. Стоили эти апартаменты около 480 евро за 6 ночей.
Возможно кому-то будет интересно узнать, как мы питались в Израиле. При планировании поездки мы намеревались завтракать дома (т.е. в тех апартаментах, где остановились), днём легко обедать в уличных забегаловках и вечером отдыхать в кафе или ресторане. В целях экономии, для завтраков, мы привезли с собой из Питера палку хорошей колбасы. Первые два дня в Иерусалиме мы питались по нашему плану. Попробовали фалафель и хумус, и, честно говоря, они не произвели на нас большого впечатления. Затем мы оказались перед необходимостью сильно экономить и первой жертвой нашей экономии стало питание. Питались мы дома, в Иерусалиме продукты покупали на рынке Маханей Иегуда, а позже, когда была машина,- в супермаркетах. Покупали много овощей, яйца, сосиски, хлеб, оливковое и сливочное масло, сыр, фрукты. Утром плотно завтракали дома. Делали бутерброды – запекали в микроволновке колбасу, сыр и овощи в хлебе, и брали с собой, днём покупали молоко и этим обедали. Вечером ужинали жареной картошкой с овощным салатом, пили местное вино. Последнее покупали на рынке или в супермаркетах по 100₪ за 3 бутылки, предпочитали белое. С одной стороны, мы к такому питанию привычны – только что закончился Великий пост, с другой стороны мы и так 45 дней не ели мяса и, откровенно говоря, соскучились по мясным блюдам. Но в целом мы без напряжения перенесли такой режим питания и чувствовали себя хорошо.
На севере Израиля мы продолжили знакомство с местами, знакомыми нам по Евангелию. Мы посетили церкви Назарета, побывали в Кафр-Кана (известной по библейской Кане Галилейской), поднялись на гору Фавор, дважды съездили в Табху и Капернаум с горой Блаженств, много времени провели на берегу Галилейского озера в думах о Спасителе. Кроме паломнической программы мы побывали в Хайфе с его знаменитыми Бахайскими садами, прогулялись по старой крепости Акко, доехали до гротов Рош-ха-Никра, заехали в друзское поселение Дальят-аль-Кармель, с интересом рассматривали галереи в квартале художников Цфата. Даже заехали и провели несколько часов в самом русском городе Израиля, в Натания.
В целом на изрядно потрёпанном Ниссан микра мы проехали по дорогам Израиля ~ 1900км. Дороги в Израиле хорошие, сеть дорог обширная и интуитивно понятная,- уже через 2-3 дня я стал ориентироваться на основных магистралях без навигатора, этому способствовало обилие дорожных указателей. А вот про Израильских водителях хорошо не отзовусь. Когда-то давно, после моих первых поездок за границу, в ответ на вопрос, тяжело ли за границей водить машину, я пошутил: тяжело не за границей, тяжело возвращаться на наши дороги,-ощущение, что все поголовно сошли с ума. Так вот после Израиля возвращаться на наши дороги было легко. И там, и там на дорогах полно хамства, пренебрежение законов и правил. Но есть специфика: если русский хам рассуждает – я самый хитрый и ловкий, сейчас я всех сделаю и проскочу, то израильский хам самый упёртый – я самый умный и правильный, никому не дам проскочить, никого не пропущу. Мне несколько раз приходилось долго ждать, чтобы вклиниться в поток если я вовремя в него не встал,- никто не пропускает. В Назарете по центральной улице ползёт нескончаемая пробка, я притормаживаю пропустить машину из подворотни, а он не понимает меня,- его никто никогда не пропускал, и сзади мне все сигналят. На светофоре вообще все, кроме стоящего первым, начинают сигналить, как только загорится зелёный сигнал. На вскидку мне показалось, что автопарк Израиля довольно старый, дорогих машин мало, все машины грязные и покоцанные, владельцы относятся к ним пренебрежительно и не берегут.
Жители Израиля нам показались людьми достаточно эгоцентричными, замкнутыми и меркантильными. За 14 дней нашего пребывания в Израиле нам не удалось ни разу установить личностный контакт с его жителями, мы явно почувствовали, что мы здесь никому не интересны. (В скобках отмечу, что это не касается священников и монахинь.) Например, за четыре дня нашего посещения Иордании нас дважды местные жители пригласили в свой дом, показали его и познакомили с родными, угостили традиционным чаем со сладостями, предложили еду и ночлег, подарили на память свой сувенир. В Израиле и близко подобных отношений не возникало, бóльшая часть сувениров, привезённых нами из дома, вернулась обратно не востребованными. Даже хозяева апартаментов, в которых мы останавливались, ограничивались в общении с нами на чисто коммерческих вопросах. В Тель-Авиве утром около автобусного вокзала я не мог найти остановку городского автобуса, идущего до музея, номер маршрута я знал, а где остановка – нет. Обратился за помощью к двум русскоязычным людям, нам односложно сказали «не знаем» и отвернувшись дали понять, что разговор окончен. Увидели магазин с русскоязычной рекламой, зашли в него и тот же вопрос задали продавщице, в ответ: «не знаю». На вопрос «Как нам добраться до музея изобразительных искусств?» она вообще вспылила: «Я вам не справочная. Мясо покупать будете?». Во всём мире к туристу относятся как к источнику дохода, на нём зарабатывают. Это нормально. Но в Израиле это делают наиболее цинично, высокомерно относясь к туристам, как к кошельку на ножках, который не может, а обязан оставить деньги везде и всюду. И есть в Израиле большая группа населения, которая не чурается при этом откровенным обманом и даже, как это случилось с нами, открытым грабежом.
В заключении итоги. Особенность психики человека таковы, что отрицательные эмоции стираются из его памяти быстрее положительных. Мы искренне рады, что побывали в Израиле. Это чрезвычайно интересная и самобытная страна, здесь, при должной подготовке, возможен любой вид отдыха,- пляжный, познавательный, лечебный, экологический, гастрономический, религиозный и др. Далеко не все страны могут такое предложить туристам. Мы только чуть прикоснулись к истории и культуре Израиля, но и этой толики нам хватило, чтобы полюбить её, проникнуться уважением к её великому прошлому и мужественному настоящему. Тем, кто еще не был в Израиле, мы твердо советуем – езжайте. Но учтите наши ошибки. Во-первых, если вы планируете пассивный пляжно –санаторно- оздоровительный отдых – май хорошее время для этого. А вот если собираетесь активно осматривать всякие природные и культурные достопримечательности – в мае, при теперешних изменениях климата, излишне жарко. Второй наш совет адресован тем, кто планирует посещение религиозных мест. В Израиле библейских святынь так много, что самостоятельно их осмотреть ну очень сложно. Много сил расходуется на то, чтобы эти места найти, до них надо как-то добираться – искать транспорт если вы без машины, а если на машине – искать проезд и парковку. Везде на месте библейских событий сейчас находятся действующие монастыри и церкви, а они живут по своим законам и по своему расписанию,- мы часто оказывались в нужном месте в ненужное время. Ну и про безопасность нельзя забывать, нужно всё время быть на чеку, а истинно верующему человеку в святом месте думать одновременно о Боге и черте невозможно. Поэтому мы советуем либо пользоваться услугами гида, либо брать организованные паломнические туры. Переложите на них сложную и незнакомую вам организационную работу, пусть об этом думают опытные люди.
Маловероятно, что мы вернёмся в Израиль. Мир так огромен и интересен, а жизнь так коротка и мимолётна. Но мы безмерно счастливы, что побывали в Израиле и это счастье останется с нами навсегда.