В последний день наконец-то попали на Храмовую гору.
Всё что-то не так было. То не в тот день, то не в те часы, всё никак не могли посмотреть на мусульманские святыни Иерусалима.
В Аль Аксу мы не пошли, а в Купол Скалы неверных не пускают, не сильно переживая о толерантности.
Но, красиво, ничего не скажешь. Интересно, что будут потомки современных евреев делать с этими мечетями, когда начнётся строительство Третьего Храма?
А перед этим был ещё вечер возвращения из Вифлеема, когда мы детально прошли по Via Dolorosa и просидели в Храме Гроба Господня до самого закрытия.
Вечером того же дня, у молодёжи наступил свой праздник, праздник окончания Шабата.
Это песни, крики и вопли под окном нашего номера гостиницы, которые допоздна доносились из дверей распивочной, что стоит как раз напротив.
Кульминацией праздника окончания Шабата было покорение телефонной будки. Это когда один из празднующих залез на телефонную будку, а друзья под одобрительные крики наливали тому, что на будке вино в стаканчик. Он осушал его залпом и отшвыривал пластиковый стакан в ночную темноту. Восторгу приятелей не было предела и сидящему на будке протягивался новый стаканчик.
Я всё хотел дождаться, когда покоритель будки свалится с неё, побеждённый Бахусом, но парень оказался крепкий, а мне этот спектакль скоро надоел.
Но всё по порядку и возвратимся к последнему пути Христа. Итак,
VIA DOLOROSA Не знаю, почему туристам предлагают этот путь с первой станции. Я бы начинал его с Львиных ворот. Ворота были построены Сулейманом Великолепным в 16 веке, но именно здесь Иисус вошёл первый раз в Иерусалим и здесь же его, уже последний раз, завели в Иерусалим, уже под стражей. последний. Или даже с Гефсиманского сада, где Он был предан Иудой и арестован воинами Пилата.
Между тем, почти сразу за Львиными воротами есть ещё одно интересное место, напрямую относящееся ко Христу. Это дом Святых богоотца Иоакима и Анны, родителей Девы Марии.
Здесь же родилась сама Дева Мария, мать Иисуса. В крипту, место где она родилась, ведёт лестница в подземную пещеру.
Так, мы подошли к первой остановке «Скорбного пути» - современной школы для подростков “Аль Омрия”. Школа для посетителей закрыта. Что тут смотреть – непонятно, но считается, что отсюда, места, где в эпоху римлян была крепость Антония, начинался скорбный путь Христа.
Здесь мы увидели процессию монахов.
Каждую пятницу, монахи францисканского ордена проходят этой дорогой, совершая свой скорбный путь по дороге Христа. И нам посчастливилось увидеть эту процессию. Но появились они так неожиданно и скрылись так быстро, что снять монахов я не успел.
Следующая остановка – церковь Бичевания.
На этом месте, после вынесения приговора, римские солдаты издевались над Христом, надев на него терновый венок. Арка над входом в церковь, как раз представляет орнамент с шипами, напоминая об этом.
Напротив, в одном современном дворе – церковь Осуждения.
Церковь Осуждения отмечает место, где Иисус принял Крест.
Большие камни пола церкви имеют насечки. Это оригинальные камни римского собрания, построенного императором Андрианом. Насечки служили противоскользящим устройством во время дождей, чтоб ноги людей, коней и ослов не скользили на городских улицах.
Во времена Римской империи на территории церкви Бичевания и церкви Осуждения находился дом Понтия Пилата.
Дух Понтия Пилата, в образе черного кота, постоянно присутствовал здесь, наблюдая за тем, что происходит на территории его собственности.
Арка под названием «Экце
хомо», что на латыни означает «Се человек».
Подслушал на экскурсии, здесь Понтий Пилат объявил толпе собравшихся горожан смертный приговор Христу.
Чуть дальше по Виа Долороса расположена церковь Претория. Это место связывают с римским преторием, местом, где проходил суд над Иисусом.
Здесь его заточили в темницу, бросили в камеру с преступником и убийцей Вараввой.
Как известно, одному преступнику на иудейский праздник римляне даровали помилование. Кому жить, а кому умирать выбирал народ. Тогда народ решил даровать свободу Варавве. Интересно почему? Где-то в И-нете, видел даже портрет Вараввы! Мерзкая физиономия, я бы голос за такого не отдал.
Между тем, учреждения исправительной системы во все времена не были местом приятным для отдыха.
Не отличались комфортом они и во времена римлян.
Сама тюрьма.
Место где Иисус сидел вместе с Вараввой. Чтоб попасть сюда надо глубоко спуститься под землю.
Съёмки на территории римского пенитенциарного объекта запрещены! Модель фотоаппарата говорит о том, что запрет на съёмку вышел в самом начале новой эры. Судя по всему, запрет не учитывает развитие технологий и на цифровую съёмку не распространяется. Поэтому я снял всё, что было интересно.
Несут свой крест мимо церкви Претория.
Следующая остановка отмечена маленькой часовней.
Это место первого падения Иисуса.
И рядом, армянская церковь Святой Богородицы, место встречи Иисуса с матерью.
В подземном зале византийская мозаика, обнаруженная на месте раскопок храма крестоносцев. Согласно традиции, отпечатки ног на полу символизируют место, где стояла Мария, когда Иисус проходил мимо.
Над отпечатком ног установлена скульптура, изображающая сцену встречи Иисуса с матерью.
Дальше улица становится многолюдной, лавки, торговцы, пестрая толпа туристов.
Первый поворот улицы, на углу находится часовня, над входом надпись: «Симон Киренеянин помогает поднять крест». Здесь, возвращающийся с поля, Симон помог Иисусу нести крест.
В разных источниках всё по-разному. Нет единства мнений по Симону. То ли он поднял крест, то ли он помог нести, то ли пошёл за Иисусом, неся крест до самой Голгофы. В Евангелие сказано:
«И заставили проходящего некоего Кирениянина, Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк.15:21).
Единства мнений по Симону нет, но место, куда опёрся рукой Иисус, отмечено точно. Вековые реки паломников, прикасающихся к камню, отполировали его и оставили заметное углубление.
Идём вверх по Виа Долороса и приходим к дому Вероники.
Шестая остановка Крестного Пути:
Вытирание пота с чела Иисуса св. Вероникой
Тот платок, пропитанный кровью и потом Христа сегодня хранится в Базилике Святого Петра в Риме.
Дальше в гору и вскоре мы оказывается у седьмой остановки Скорбного пути.
У входа в современную францисканскую часовню, Иисус упал второй раз. В часовню францисканцы не пускают. Я стучал, и настойчиво. «А в ответ – тишина».
Извилистыми улицами старого города найти следующую остановку трудно. Нам так и не удалось сделать это самостоятельно. Хорошо, паломников много вокруг, прицепились в хвост итальянцам. Они нас и вывели.
Во времена римлян эта территория была уже за городом и, скорее всего это было поле, где Иисус обратился к женщинам:
«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе
и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: “блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!” тогда начнут говорить горам: “падите на нас!” и холмам: “покройте нас!” Ибо если с
зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?” (Лк. 23:27-31)»
Вот интересно. Помиловали горожане Варавву. Т.е. Варавва был лучше. Тогда, зачем было рыдать об Иисусе?
Свой крест несут французы, впереди францисканский монах.
Девятая остановка Крестного пути. Почти рядом с Голгофой. Иисус, обессиленный и постоянно унижаемый римской стражей, упал на этом месте в третий раз.
Те, что решили пройти Дорогой скорби с крестом, здесь их и оставляют. Не то, чтоб сил больше нет, но нести его дальше неудобно.
Мы на территории Коптского патриархата Иерусалима.
Дальше спускаемся по лестнице и проходим через Эфиопскую церковь. Двор, точнее крыша Эфиопской церкви выглядит уныло и запущенно. Время течёт здесь тихо и незаметно. Точнее, время вокруг остановилось...
Мы раза три, в разные дни и время, проходили этим двором. Эта монахиня, казалось, ни разу не сменила за это время даже позы. Каждый раз в одном положении, на одном и том же месте!
А этот симпатичный пожилой мужчина оказался предстоятелем Эфиопской церкви. В один из дней он вёл службу в церкви.
Эфиопы не допускают никаких изменений в строении. Никаких работ по покраске, реставрации, замены протёртых каменных половиц ступеней и пола.
Миллионы рук, за века покрыли стену и коптский крест слоем сальной чёрной и грязной «штукатурки». Но всё сохраняется в естественном виде. Чистить и мыть нельзя!
На противоположной стене фреска на полотне, изображающая визит царицы Савской в Иерусалим. Встречают официальную делегацию царь Соломон со свитой.
Через скромные и незаметные двери Эфиопской церкви выходим на площадь перед Храмом Гроба Господня.
Следующая остановка Крестного пути – часовня под металлическим куполом. Здесь римские солдаты сняли с Христа одежды перед распятием.
Чтоб дальше пройти Крестным путём Христа надо зайти в Храм Гроба Господня, чтоб подняться на Галгофу.
Мы провели в Храме много времени, и он заслуживает подробного фото повествования.
Иерусалимский храм Воскресения ХристоваОн более известен, как Храм Гроба Господня.
Путь на Голгофу начинается лестницей, сразу за массивными воротами Храма.
Поднявшись на несколько ступеней оказываешься на вершине Голгофы. Здесь сразу две остановки Крестного пути. Одна принадлежит католикам, вторая греческой православной церкви.
Это место прибиения Христа к Кресту.
В левой, греческой части, под алтарём из чистого серебра отмечено диском место распятия Иисуса и на латыни и иврите выгравирована вина, за которую ему был вынесен приговор: «“Йешуа Назаретский-царь иудейский”.
Под стеклом видна скала Голгофы.
Спустившись по лестнице, с другой стороны оказываешься возле камня Мессии. Это камень багрового цвета, на который положили Иисуса после снятия с креста.
Он напротив входа в храм и возле него всегда полно народа. Исключение составляет раннее утро и поздний вечер.
Это предпоследняя остановка.
Последняя остановка – это Кувуклия. Бывшая пещера, куда положили Христа, и где потом построили часовню. Она состоит из двух частей.
Первая–предел Ангела, куда пришли женщины через три дня после смерти Иисуса.
Здесь сидел Ангел и возвестил о воскрешении Иисуса их мертвых. И вторая часть – это гробница Христа она была пуста.
Здесь всегда очень много народа. Монахи регулируют поток и не дают долго задержаться внутри. Те, кто хочет побыть возле гробницы Христа подольше должны приходить рано утром.
Поздно вечером все люди в Храме примелькались. Вернувшись рано утром встретили всё те же лица, человек пять, что были с нами вечером, накануне.
Здесь закончился Скорбный путь Христа, а мы продолжили осмотр Храма.
Слов много нет, предлагаю осмотреть Храм через объектив фотоаппарата с моими короткими комментариями.
Как уже говорил, чтоб попасть в Кувуклию надо отстоять приличную очередь.
Так уж получилось, что вечером, и не только, удалось побывать и посмотреть службы всех конфессий храма.
Уже знакомый батюшка из Эфиопии ведёт службу. Рясу не менял. Всё та же, в голубую полосочку.
Начало католической службы. Перед началом вход в Кувуклию закрыли на время.
Как монахи пели, понравилось.
Предел греческой православной церкви.
Ни перед началом, ни во время службы народа больше не стало.
Оно и понятно: в Греции кризис.
А это не понял кто.
Но кажется, ассирийцы, сирийские христиане.
Храм полон пределов разных конфессий, лабиринтов, спусков, лестниц. Хочется думать, что для нас пустых пропущенных мест не осталось.
Армянский предел.
Чтоб попасть туда надо спуститься глубоко под землю вот по такой лестнице
Как же армянский предел без Арарата!
В армянском пределе находится церковь Обретения Креста. Елена, мать Константина, в четвёртом веке нашла здесь крест на котором был распят Иисус.
Греческого служителя церкви попросил показать колонну, расщеплённую молнией.
Почему-то, по всем описаниям, создалось представление, что эта колонна в зале Ротонды, недалеко от того места, где сходит Святой огонь.
Мозаичное панно, совсем недавно созданное в этом древнем храме. Состарится, в ближайшие пять сотен лет.
Камень Мессии поздно вечером, перед закрытием храма, и ни человека рядом!
Очень понравилась армянская служба.
Всё так строго и торжественно!
Пока ходили по храму, накопилось масса вопросов, ответы на которые хотелось получить как можно быстрее.
Подошли к армянскому служителю церкви. Человек в годах, должен русский знать.
- Извините, вы говорите по-русски?
- Думаю, что воля Бога будет, и я не забуду этот язык до конца дней своих!
Больше всего нам хотелось узнать, как и где спускается Святой огонь в Пасху.
Служитель церкви очень мягко отвечал на наши вопросы и старательно уходил от вопросов «в лоб». Нам так и не удалось узнать «Путь Святого огня». Это так и осталось таинством!
Тем ни менее, беседа была очень интересная и мы много узнали из прямых уст.
А между тем время двигалось к закрытию храма. Вскоре, всех попросили выйти. Народ не сильно подчинялся и процесс занял добрых полчаса.
Закрытие храма –это целый ритуал и один из членов семьи Нусейбе приступил к выполнению своих обязанностей.
Храм закрылся… А у нас на дворе закрываются двери 2015 года, заканчивается старый год. До Нового года осталось пять с половиной часов!
А между тем, за окном уже пускают петарды и начинают провожать старый 2015 год.
Пора и мне поднять рюмку за всех читателей форума, этого отчета и за прошедший год.
Всех с наступающим Новым 2016 Годам!
На этом закончился наш прекрасный, яркий и запоминающийся визит в Израиль.
Все замеченные фактические ошибки, допущенные случайно или в результате недостатка информации, будут исправлены в Новом Году!
Всех благ и счастья в наступающем новом году! Новых интересных путешествий!