Кхап… Волшебное тайское слово “кхап” (“кха”, если произносит женщина) не имеет перевода, но обозначат всё сразу. Привет и пока, чмоки-чмоки и рад заключить с вами сделку на поставку шпателей – всё это волшебное слово, которое безумно приятно слышать любому тайцу и тем более от иностранца (фаранга). А уж если дело происходит у фруктовой лавки, то скидка на кокос и знаменитая тайская улыбка гарантированы. Не подозревая об этой языковой поблажке, вооружившись словарём, в тандеме с велосипедом, я отправился в бэкпекинг путешествие, на сей раз по королевству Таиланд…
Это любопытно, но этнические тайцы считают своей прародиной наш нынешний Горный Алтай - изучают в школах. Бесспорно, именно поэтому тайцы испытывают тёплые чувства к русским и примерно 1 млрд. долларов в год, который приносят российские туристы Королевству, тут ни причём... Или причём? Какая она – загадочная тайская душа? Каковы нравы и традиции? Каковы природа и ландшафты Таиланда? И, наконец, почём у них лазерные указки? По пути в Таиланд в самолёте на эти вопросы мне так никто и не ответил. Значит, ищем ответы в самом Королевстве. Итак, поехали…
Меня зовут Кирилл Зацепин, велопутешественник, и мне хочется поделиться с вами своими впечатлениями о поездке по королевству Таиланд.
ОЧЕРЕДНОСТЬ РАССКАЗА
Бангкок Город контрастов
Паттая Город пороков
Лопбури Город обезьян
Чиангмай Город спокойствия в колыбели гор
Пхукет Ура, море!
Пханг-Нга Город в зубах
Дамноен Садуак Плавучие традиции
Между городами ...быт, дома, виды
Люди и монахи О людях, монахах, традициях и языке
Ваты и храмы ... ваты, чеди и домики для духов
Тайская кухня Иногда хочется кушать…
Фрукты О фруктах и экзотике
Животные ...чудо-юдо зверушки
Транспорт ...о всём, что движется на топливе
По секрету ...проституция, геи, спиртные напитки
ТАИЛАНД ЭТО…
Красивейший сказочный ландшафт, горы, скалы, белый песок и чистейшие тёплые моря. Это густая растительность, джунгли и диковинная живность. Это хухры-мухры трансвеститов и сяськи-масяськи проституток. Это аромат ферментированной рыбы, многочисленных закусочных и потрясающей тайской кухни. Это тина деревень и смрад на жаре. Это буддизм и скрытные радушные улыбающиеся люди, обворожительные девушки и беспечные мужчины, их патриотизм и пофигизм. Это изумительной красоты храмы, ваты, ступы и домики для духов San Phra Phum. Это страна, в которой неловко торговаться, ведь всё итак безумно дёшево. Это обувь с одной ноги, в больших количествах забытая на дорогах. И, наконец, это потрясающая колоритная страна для незабываемого путешествия на велосипеде...
МАРШРУТ И РАСХОДЫ
Следы рисунка колёс отпечатаны на Центральной равнинной (Менамская низменность), Северной гористой (меридианально вытянутые горные хребты Яй и Танентаунджи) и Южной прибрежной частях Таиланда (плато Корат).
Нитка маршрута: Бангкок – Паттая – Аюттхая – Лопбури – Чиангмай – Пхукет – Пханг-Нга – Дамноен Садуак – Бангкок. За две недели накатано 1580км (70-210 км в день) и набрана высота 4500м.
Бюджет путешествия составил 22500 рублей: перелёт Барнаул - Бангкок - Барнаул, медицинская страховка, питание, три ночи в гостиницах, два автобусных переезда и 500 рублей в аэропорту Бангкока за перевес гостинцев и вкусняшек. Кстати, в аэропорту можно купить туристическую SIM-карту на 30 дней, звонок по которой в Россию 4 руб/мин, а SMS – 5 рублей (это тариф "Happy" фото, стойка на втором этаже аэропорта Suvarnabhum. Возмножно, есть тарифы и дешевле).
Цены для удобства буду указывать в рублях, т.к. курс ихнего Бата и нашего почти один.
Хронология:
День 1. Прилёт в Бангкок к 23:00. Ночь в аэропорту Suvarnabhumi.
День 2. 130 км. Бангкок – Паттая. Ночь в гостинице.
День 3. 180 км. Экскурсия по Паттае. Море. Паттая – Бангкок. Ночь в аэропорту Suvarnabhumi.
День 4. 140 км. Бангкок – Аюттхая – Лопбури. Ночь в палатке близ Лопбури.
День 5. 210 км. Лопбури – Кхлонг Кхлунг. Ночь в палатке на территории храма.
День 6. 200 км. Кхлонг Кхлунг – Тхоен. Ночь в гостинице.
День 7. 170 км. Тхоен – Чиангмай. Подъём в гору Дой Сутхеп. Палатка на вершине горы.
День 8. 150 км. Спуск с горы Дой Сутхеп. Экскурсия по Чиангмаю и горам. Ночь в автобусе.
День 9. Много км. Автобус Чиангмай – Бангкок – Пхукет. Прибытие в Пхукет к ночи. Палатка на берегу моря.
День 10. 70 км. Экскурсия по острову Пхукет. Море, солнце и песок. Ночь на песке.
День 11. 80 км. Пхукет – Пханг-Нга. Экскурсия меж гор Пханг-Нга. Ночной автобус до Самут Сонгкхам.
День 12. 140 км. Самут Сонгкхам – Дамноен Садуак – Бангкок. Ночь в гестхаусе на Khao San Road.
День 13. 110 км. Экскурсия по Бангкоку. Ночь в аэропорту Suvarnabhumi.
День 14. В 6:00 вылет самолёта. Крепко дрыхну дома.
ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ
Погода. Апрель – месяц, когда совершалось велопутешествие, жаркий. Днём до +40°С, ночью около +25°С (в горах +15°С), но ехать уютно в белых смоченной велоформе и шлеме – белый цвет лучше отражает солнечные лучи. Ещё один хороший способ охладиться: остудить кровь, периодически прикладывая к сонным артериям на шее бутылку воды из холодильника (в Тае вода продается охлаждённой). Апрель – самое начало сезона дождей, а точней кратковременных ливней, которые внезапно обрушиваются и заканчиваются, как только набрасываю дождевик. Темнеет рано и быстро – с 18:30 уже ничего не видать.
Дороги по всему Королевству отличные, но бездорожье найти легко. Помыться, привести себя в порядок, в отличие от нашей родины, можно на любой заправочной станции в шикарных условиях (фото). Там же и вкусно подкрепиться лакомой тайской кухней.
Ночёвки. Несмотря на высокую плотность населения, места для ночёвок в палатке найти несложно: в лесах, где по палатке наяривают сяки любопытные животные и спать не дают; у моря, под шум прибоя; на территории храмов, слушая чарующие пуджи монахов на рассвете.
Насекомые. В тропиках огромное разнообразие насекомых самых причудливых форм и фигур. Из самых бессовестных: мухи, оводы, мошки и комары. Правда, они предлагают свои услуги с наступлением темноты, а вот днём никого – тишь и благодать. Тамошние москиты, как и наши, держатся стороной дыма спиралей и костра. Малярийные комары, как правило, пищат себе в глубинках и джунглях, но, тем не менее, туристам рекомендовано поставить прививку перед посещением Королевства (в зависимости от района посещения наименование прививок различны).
Электричество. В Таиланде свой собственный стандарт электрических розеток – трёхштырьковый (фото). Однако в любую розетку без каких-либо проблем надёжно втыкаются как наши советские, так и европейские, и, часто, американские вилки. Напряжение 220В, частота 50Гц. Так что, отправляясь в Королевство, никаких переходников с собой брать не нужно.
С собой:
• Велосипед GT Avalanche 1.0, пробег 21000км. Устойчивый, надёжный и крепкий. Это здорово при длительных путешествиях и транспортировке. Обут в "непробиваемые" полуслики Kenda K847, плюс комфортная сидушка, крылья, передний и задний фонари. Оборудован сигнализацией;
• Велоштаны на 60 литров. В них необходимое для моего и байка здоровья, летний спальник, много воды и немного перекуса. Поверх штанов палатка.
АВИАПЕРЕЛЁТ
Въезд российских туристов в Таиланд с 2007 года безвизовый. Достаточно иметь загранпаспорт. Велосипед и всё, что нельзя провозить в салоне самолета, сдается в багаж. Остальное с собой. По нормам багаж не тяжелее 20кг и габаритом не более 203см по сумме трех сторон. Ручная кладь до 5кг. Упаковывать велосипед просто (фото). Достаточно снять колёса и плотно привязать их по обе стороны к большому треугольнику рамы без эксцентриков и кассетой вовнутрь, снять руль с выноса и примотать его к вилке, перекрутить вовнутрь педали, снять седло, ослабить манетками тросики и открутить задний переключатель вместе с петухом. Чехол ещё дома обклеиваю знаком “Хрупкое” – авиагрузчики всё равно будут его кидать, но зато красиво.
ДВИЖЕНИЕ
Движение транспорта в Таиланде левостороннее, что оказалось-таки очень комфортным. Глядя со стороны, кажется, что правила дорожного движения забыли придумать, и каждый едет так, как захочет – хоть по встречке, хоть поперёк. Но это как в муравейнике: только став муравьем (участником движения), чувствуешь всю организованность беготни. Скутера и я маневрируем между машин, которые в свою очередь специально создают нам коридоры, да ещё и улыбаются нам. А мы им. Они нам. И все довольны. Вот так. Это чувственное вождение с потрясающим контролем соседа. Ни одной аварии, ни одной царапины или поцелуя я не встречал. В отличие от наших дорог, на тайских чувствуешь себя на велосипеде в безопасности. Между городами ехать можно по вело/мото полосе или обочине. В городах же проложены классные велодорожки. Они, как и положено, заставлены машинами.
Говорят, что русский язык сложнее и богаче тайского, но, думаю, они просто разные в самом принципе. Тайский язык, как и лаосский, китайский или вьетнамский, - это тоновый язык, где значение слова зависит в том числе оттого, как его произнести. Например, слово "ма" означает "приходить", если произнесен ровным тоном, "лошадь", если восходяще-нисходящим, и "собака" в восходящем. Вот если промяукать, как голодный котёнок, несколько раз в разной тональности "мяу-мяу-мяу-мяу" – вот это и будет тайский язык и, даже, не удивлюсь, если эта фраза что-то, да и обозначает. Как, например, "май-май-май-май" переводится на наш могучий, как "новое дерево не горит". Впрочем, и у нас есть выражения, которые без интонации не разберёшь: "Косой-косой косой Косой косил косой-косой косой".
Но и этого оказалось мало тайцам, и они решили ещё усложнить язык:
• Слова в предложении пишутся слитно, и лишь сами предложения разделяются пробелами. Более того сами буквы-крючки с кругляшками могут стоять непоследовательно в словах раз от раза и в зависимости от предложения. Разобрать, что же написано, видимо, только таец и сможет;
• Чтобы разговаривать на тайском, нужно иметь не только ловкие губы и музыкальный слух, но и сильные лёгкие, ведь половина слов произносится с придыханием. Вот, например, всё та же вежливая частица "Кхап" на самом деле произносится как "Кап", но только буква "К" выдыхается;
• Мало того, что значение слов зависит от тона, так ещё и множество слов может означать один и тот же предмет. Так, слово "Бабушка" произносится тайцами "миллиардами" способами в зависимости от того, кем ты приходишься этой самой бабушке.
ХРАМЫ И ДУХИ
... ваты, чеди и домики для духов
В Таиланде больше тысячи храмов. Из далека они, как правило, похожи друг на друга, но неповторимы и уникальны вблизи. Облицованы всём, что было под рукой при строительстве: цветными зеркалами, камнями, деревом, краской, ракушками, позолотой. Чаще всего храмы очень пёстрые и с большим количеством мелких прорисованных элементов, богатыми декорированными наличниками окон и дверей, украшенными мозаикой и позолотой. Очень пластичны и красивы!
Любопытны крыши тайских храмов. Часто это две, три двускатные крыши (похожие на раскрытые книги) – одна над другой, ярусами. Коньки крыш украшают Чофа - сильно вытянутая голова мифической птицы Гаруда. Внизу же покой священного места охраняют одно-, многоголовые изображения Нага – мистического змея, оберегавшего в своё время Будду во время медитаций.
Где-нибудь по близости – в кустах – спрятаны усилок и динамик, из которого периодически раздаются чарующие пуджи монахов. Совсем не прячась на самом видном месте, стоят ларьки. В них продаются различные фенички для церемоний. Вокруг бегают ученики (саманеры), ходят монахи, стоят памятники. Обязательно на территории храмов есть много свободного места, где, как оказалось, можно без проблем переночевать в палатке.
Куда бы ни занесла фантазия архитекторов храмов, но, согласно буддистским архитектурным принципам, в храмовых комплексах должны быть:
Бот – зал для религиозных церемоний;
Вихан – уголок для различных Буддистских изображений, для молитв и церемоний;
Сала – открытый павильон для проповедей монаха;
Мондоп – помещение, где хранятся священные Буддистские писания;
Чеди (другое название Ступа или Пагода) - высокое куполообразное строение, под которым захоронены буддистские реликвии или реликвии набожных королей и монахов;
Хо раканг – колокольня;
Кути – помещение, где живут монахи;
Хо Трай – библиотека.
Многие храмовые комплексы имеют крематорий и школу.
Домики для духов
Тайцы весьма суеверны и боятся духов – приведений, которые спокон веков жили на месте нынешних городов: в деревьях, прудах, реках. Вместо вырубленных деревьев тайцы предлагают духам маленькие домики San Phra Phum, стоящие частенько близ жилых домов, закусочных, магазинов. С утра женщины кладут на домики сладости, ставят напитки и поджигают ароматические палочки. Всё это для того, чтобы задобрить живущего в домике духа.
Часто домики для духов можно встретить стоящими на полях, плантациях или у дороги, оберегающие их. Рядом стоят в качестве подношений бутылки с газированными напитками. По всей видимости, их может взять и выпить любой путник, иначе бы, куда они девались...
ТАЙСКАЯ КУХНЯ
...где бы перекусить?
Иногда хочется кушать… Достаточно свернуть с дороги в любом месте и непременно послышится аппетитный запах от закусочной, владельцы которой (тайцы или китайцы) в ней, к слову, и живут. О чистоплотности хозяев сужу по местным жителям: если приходят и всё ещё с румянцем, то съедобно. Женщины шустро, прямо на моих глазах, готовят то, что пытался объяснить жестами. Курочку “цип-цип-цип” показать просто. Но, как показать рис?
Решил в дальнейшем действовать наугад: выбирать в меню непонятную строчку из тайских букв-крючков. В любом случае будет вкусно, на зато каждый раз интрига. Минута, другая… и вот на подносе заветная тарелка с калякой-малякой, возюкаясь в которой поочерёдно вылавливаешь то осьминога, то моллюсков, то глазики.
Таиланд – “вкусная” страна, и еда – её достопримечательность. Обычно это рис или лапша с жареной курицей, свининой и морежителями. Рыба и мясо традиционно дружат в одном блюде. Подаётся всё в тарелке со стручками бобовых, капустой, огурцами и всякими непонятными растениями. Блюда очень острые, но всё же ни разу не произнёс заветную фразу “маис ай прик” (“не добавляйте чили”). Дотумкал, что запивать острое водой не стоит – будет только хуже. Полностью жжение чили снимает молоко или чай.
Блюда при приготовлении не солят. Для этого на столиках, помимо сахара, красного перца и соуса чили, ставят непривычный для европейского вкуса солёный соус из ферментированной рыбы “Нам пла” с колечками чили. Он-то и придаёт любому блюду вкус Таиланда. Из благих побуждений, привезя домой родным 2 литра этого объедения, ем в итоге сам – почти все фукают носами.
Подкрепиться что в ресторанах, что в закусочных стоит безумно дёшево – за 30-60 рублей можно налопаться от пуза лёгкой полезной и вкусной тайской едой. Полутора литровые бутылки воды стоят 12-14 рублей. Они продаются на каждом углу. Воду же с бикарасиками из-под крана пить нельзя.
Я очень скучаю по тайской кухне...
ФРУКТЫ
...сплошные витамины!
Большинство фруктов, что лежат на уличных лотках, самые свежие и сорваны только что с дерева. Хранить таку красоту до завтра в жарком климате с каждодневным новым урожаем, дабы продать, просто не резон. Гуава, сала, карамбола, глаз дракона, ююба, лонган, манго, папайя, помело, мангостин, хлебное дерево, не говоря уж об ананасах, кокосах и бананах с косточками – половину этих названий я вообще никогда не слышал, а тут на тебе, ешь сколько влезет и за "копейки".
Пробую всё, что вижу. Все "живое" и настоящее. Даже литровый сок и тот, редиска, стопроцентный (60-70 рублей).
Но один фрукт я жаждал особенно. Это дуриан – "король фруктов". Дурно пахнущий, но необычайно вкусный. Напоминает по консистенции и вкусу нежное тесто. Его запрещено продавать в маркетах и провозить в общественном транспорте. Всепроникающий запах фрукта пробьётся через десяток целлофановых пакетов, утрамбованных в герметичную алюминиевую трубу велосипеда. Именно так я и поступил, провозя трофейный фрукт в глагольной трубе лисапеда в аэропорту. Загрузить-то загрузил, а вот по прилёту домой авиагрузчикам, зажимавшим в восхищении носы, видимо пришлось ещё долго проветривать багажное отделение самолёта.
ЖИВОТНЫЕ
...чудо-юдо зверушки
ТРАНСПОРТ ТАИЛАНДА
...о всём, что движется на топливе
Во время путешествия мне потребовалось сделать две автобусные переброски. И, я вам скажу, они того стоят! Шикарнейшие чистейшие индивидуально расписанные подсвеченные автобусы мчатся от города к городу под 120км/ч по идеально ровной дороге (бывало, даже, просыпаешься ночью от непонимания, стоишь ты или едешь – ну, не трясёт, и всё тут). Внутри кондиционер, уютные сидения, всё украшено тряпочками, стюард разносит воду и печенюшки, над головой висит телевизор, лепечущий что-то на непонятном языке.
Автобусов и автокомпаний так много, что купить билет можно всегда или почти всегда на любое направление. Если покупать билет за несколько часов до отправления, то можно выбрать себе место у окошка. Всё происходит очень быстро.
В каждом городе, как правило, несколько автовокзалов. В Бангкоке, например, их три: Morchit (находится на севере столицы, обслуживает север и северо-восток), Sai Tai Mai (находится чуть юго-западнее, обслуживает юг страны), Ekkamai (находится на востоке столицы, обслуживает восток). Впрочем, как я понял, с любого автовокзала можно уехать в любом направлении.
Расписания и стоимости всех междугородних автобусов Таиланда вот тут https://sp.booking.com/index.html?aid=325219;lang=ru;label=forumawd-nav-but.
Парадокс. Бензин в Таиланде стоит в 1,5-2 раза дороже нашего (около 38 рублей за литр), но билеты в разы дешевле. И это притом, что наши автобусы – металлолом, по сравнению с ихними “самолётами”. Как так?!
Вообще-то, междугородние автобусы делятся на три основных класса: 1 class, 2 class и VIP. Но для меня, привыкшему к нашим междугородкам, они все роскошны. Отличаются по цене (2 class дешевле VIP раза в два), по телевизорам (в VIP классе экраны встроены в спинки кресел), по красоте и подсветке, по наличию туалета, и по количеству перекусов и еды на остановках. О последнем подробней…
Так вот, еду в первый раз на автобусе. Три часа ночи. Автобус останавливается у большой столовой. Я, конечно, радуюсь: взял с собой кошелёк в надежде подкрепиться тайскими калориями, и рванул в раздаточную. Женщина с поварёшкой ни жи-ши по-английски, потому показываю пальцем на рис и курицу, дескать, хочу это. Она наложила, я даю ей привычные 30 бат. Она машет, мол, нет. Ну, думаю, мало. Даю 60. Машет снова. Ничего себе, думаю, попал. И даю, красавчик, аж 100 бат. Есть хочу. Не берёт и всё тут. Не видать мне курицы, пожимаю плечами… На моё счастье парень сзади вспомнил слово “тикет”. Оказалось, что еда входит в стоимость билета – от него отрывается купон. В общем "халява"! Чем выше класс автобуса, тем больше блюдо и поварёшка. К слову, с билетом 2 class можно взять только бутылку воды.
Велик перевозится бесплатно. Он ставится целиком вверх тормашками в багажное отделение автобуса. Хотя может и понадобиться снять колёса.
Внутренние авиарейсы и ж/д
...понаслышке
В Таиланде действуют две основные авиакомпаний: государственная "Thai Airways" и частная "Bangkok Airways", специализирующаяся на рейсах в курортные города и туда, куда не летает "Thai Airways". Цены примерно как у нас. Так билет Бангкок-Пхукет в авиакомпании "Thai Airways" стоит около 2270 бат (почти столько же рублей), а Бангкок-Чиангмай – 1870 бат. Плюс обязательный аэропортовый сбор - 30 бат.
Железных линий в Таиланде четыре. Они расходятся от Бангкока на север до Чиангмая (11-15 часов), на северо-восток до Нонгкхая (10-12 часов), на восток до Араньяпратхета (5-6 часов) и на юг до Хатъяя (13-17 часов), пересекая границу Малайзии. Стоимость проезда зависит от класса поезда и вагона, и примерно равна 20-80 рублей за час езды. Продаются проездные Thailand Rail Pass на 20 дней за 3000 бат. К сожалению, во время путешествия не получилось попробовать на вкус и цвет поезда, но судя по фотографиям из Сети – это самый грязный народный вид транспорта.
ПО СЕКРЕТУ
...проституция, геи, спиртные напитки
Да, чего уж там. Многие туристы в Таиланд за этим и едут: гулять, так гулять! Да, и сами тайцы, как бы не очень-то и против. Рады! Для них это и удовольствие (главное, что движет любым тайцем) и деньги. Мне же, чебуреку любопытному, интересно было пощупать и эту сторону Королевства. О нащупанном с удовольствием и расскажу.
Добро пожаловать в мир секса, соблазнов и пороков!
На одной из улочек Паттаи привлекла моё внимание одна эта скульптура. Внизу в воде плавают рыбы, всё подсвечено. Красиво. Фотаю, значит, фотаю, и не замечаю, что справа от меня стоят молоденькие девушки и соблазнительно на меня так смотрят. Почувствовал их искусительные взгляды по мурашкам на теле. В общем, это оказался бордель интимный массажный салон (проституция в Таиланде как бы под запретом)...
Думаю, "опа попал" и пытливости ради пошёл общаться с "мамкой"... За стаканчиком рома узнаю, что любвеобильные барышни с провинций и приехали сюда на заработок. А что? Работа хорошо оплачивается, весёлая, комфортная, в отличие от тех же фабрик или рисовых плантаций. Хлопая глазами по сторонам вижу, что самим бабочкам этот промысел ох как нравится и как они жаждут клиентов. Однако, уверен, некоторые девушки вынуждены зарабатывать телом, отправляя деньги бедным, ничего не подозревающим родителям и детям...
Сперва ты выбираешь одну из азиатских красавиц в легких накидках, после чего она ведёт тебя в спальню, где раздевает, укладывает на кровать и вытворяет выкрутасы древнего искусства на твоём обмазанном маслами теле... Бывает, жрицы любви заманивают желающих развлечься прямо на улице: две-три девушки, одетые то в стюардесс, то в кошек, то в любой другой секси наряд, манят тебя соблазнительной улыбкой, зовут на непонятном языке... Этот зов обойдётся в 1500 руб/час и выше. Дороговато? Не беда, есть бюджетный вариант...
...на людных улочках, особенно где шастают туристы, всегда найдутся "рыбаки" - парни, которые останавливают тебя шёпотом и украдкой достают прайс с обнаженными барышнями и парнями! Это для заманухи. Ты выбираешь себе понравившееся тело и "рыбак" сватает вас на час в твоём или его номере. Стоит утеха 250 руб/час.
Посчастливилось пошушукаться с двумя трансвеститами, не из какого-нибудь шоу с перьями, нет. Просто жители Паттаи, повстречавшиеся мне в холле отеля. Знают английский. Тактичные, умные и самоироничные. Действительно жаль, что они никогда не смогут стать матерями.
В Таиланде спокойное отношение к геям: они раскованно ходят по улицам, строят себе gay-отели и перекрывают улицы для гей-парадов. Я не специалист, но разобрать на вечерних улицах, где тут девушка, а где трансвестит нельзя. Хотя нет, можно: трансы через чур женственны...
Радует во всей этой эволюции то, что тайские геи сдержанны и не пристают ко мне - русскому парню в обтягивающих велосипедках, в отличии от той же Турции, где с виду нормальные парни подбегали и распускали свои дрожащие руки куда ни попадя...
Вы бывали в баньке? Хорошей такой, доброй, растопленной баньке? И я бывал: люблю это дело, особенно в компании. Но даже в компании, сидя на верхней полке и обливаясь потом, совершенно не тянет на спиртные напитки. Хочется другого – чая или воды… Этого же хочется и тайцам в их жарком тропическом климате. Тайцы пьют всё, кроме алкоголя. Не все, конечно, но высмотреть “соображающих на троих” в какой-нибудь забегаловке, мне так и не удалось. Да, бывает, жахнут немного какой-нибудь рисовой настойки или рома, и айда дальше гонять на мопедах.
Если пью, то немного, чуть-чуть… Вот совсем как Гуан – смотритель храма в Чиангмае. В его руках бутылочка рома, кола, лёд и вода. Гуан разливает себе и мне, непьющему, но любопытному чуваку, много колы, много льда и маленько рома. Протягивает стакан, мы чокаемся (да, у них эта традиция, как оказалось, тоже есть), навазюкиваемся и закусываем ананасом. Впрочем, чего там закусывать? Колу? Почувствовав себя проповедником, я показал Гуану, как делают у нас в России: наливают много рома, и маленько колы – эдакий обмен традициями... Как и у нас, алкоголь, пиво, кулеры, коктейли продаются в меркетах охлаждёнными. Выбор невелик и все они очень дороги.