Моё мнение, если интересно - это опиум для нищих духом и костыль для моральных инвалидов...
По жизни полагаясь только на себя и являясь мирным безбожником не верующим в церковные догмы, я полагаю, что жизни после смерти нет и умирая человек превращается в гниющую субстанцию белков. Поэтому моё жизненное кредо: "Жизнь коротка - наслаждайся!" указано в подписи на форуме.
Я не перечеркиваю важность тех норм морали и нравственности, которые были краеугольном камнем всех религий.
Хотя в цивилизованном мире эти нормы поведения и проживания в обществе даются нам с детства родителями, а не церковью
Из всех известных мне религий и околорелигиозных течений мне импонирует Буддизм - как наименее воинственное поклонение Богу, а так же шаманизм Амазонии.
Но цель, с которой я открыл ноутбук сидя рядом с бассейном, не в том чтобы вызвать диспут-дисскус противников и последователей....
- Помилуйте! - Нет, я хочу поделиться в нескольких предложениях своим опытом пребывания в буддийском монастыре в роли послушника... и вроде почти монаха.
Это эссе адресованно тем, кто сомневается, ищет, колеблется.
Тем, кому нужна точка опоры, чтобы перевернуть мир используя рычаг.
Так же посоветую прочитать тем, кто извелся от тоски в потреблении пива Singha и посещению Go-Go баров + массаж ног.
Да немудренно надоесть - людям свойственна черта, которая позволила открыть Америку и полететь в космос - любопытство
Поехать и стать монахом в Таиланде мне предложил Владимир (генеральный директор компании "Турикс"), который уже несколько раз жил в буддийском монастыре на севере Таиланда, был сначала послушником, а затем и монахом весьма продолжительное время.
Одно время на форуме была его тема, где он приглашал несколько человек поехать в монастырь на севере Таиланда.
Я сам бывал в районах Чианг-Маи и Чианг-Раи много раз и каждый раз поездка была банальной как перфокарта: фото храма слева, фото храма справа, фото ступы и себя на этом фоне...
Надоело! И я решил попробовать взглянуть на тайские храмы с несколько другой стороны - изнутри.
У меня вызывают уважение люди, которые не только берут, но и дают - россиянин пожертвовал значительное количество денег в пользу храма и я сам видел несколько домиков для монахов построенные на эти деньги.
Только представьте: на деньги россиянина не покупается футбольная команда города Чианг-Май и даже не покупается остров на реке Меконг: на деньги россиянина строят жилища для монахов.
Почувствуйте разницу в весомости вложений
Да и сам я, уезжаю отсюда пожертвовал кое-какие деньги на благое дело: дело очищения и воспитания человеческих душ.
Для того чтобы сконтактировать с Владимиром - смотрите тему на форуме (на официальном сайте Турикс никакой информации по этому нет: наверно сами догадаетесь, что тема коммерции и душа - разные полюса бытия)
Кто-то интересуется политикой, кто-то НЛП, а я давно интересовался эзотерикой - ездил по местам Силы по всему миру: Мексика, Амазония, Франция, Австралия и пару лет назад даже собирался стать послушником в буддийском монастыре Таиланда (правда в моём случае на форуме это было темой для шуток и моего стёба над собой), так что предложение Владимира этой осенью оказалось очень кстати. Ну и самое главное в этом предложении, что всегда ставило определённый барьер в Таиланде - это языковый барьер. Сейчас он отсутствовал, так как старший монах (не знаю как правильно сказать по буддийской иерархии) храма куда я поехал быть послушникам, учился в конце 80-хх годов в СССР и хорошо знает и говорит по-русски.
Мы прилетели в Чанг-Май из Пхукета. Загорелые, отдохнувшие, с хорошим настроением.
На руках у нас была лишь фотография нашего учителя - Сучарт (Suchart), так его зовут. На фотографии был запечатлён человек сидящий в оранжевых одеждах тайского монаха и щурящийся на солнце. Посмотрели встречающих и никого подобного не узнали - стоял один монах, но нам он показался каким-то слишком молодым (Сучарту 50 лет)
Но в итоге этот молодой монах и оказался нашим наставником.
Мы сели в машину и поехали на север, в сторону Чанг-Раи.
Монастырь, в котором нам предстояло пробыть 3 дня находится в местечке Wiengkalong
Время, когда мы приехали было выбрано не случайно - 5 декабря в Таиланде празднуется День Рождения Короля и Fazer's Day (что-то типа Дня Защитника у нас в России), а 3 и 4 декабря должна была быть церемония посвящения послушников в монахи.
В эти дни сотни людей съезжаются в Wiengkalong для того чтобы проводить своих сыновей в монахи или получить благословение в стенах буддийского храма
Что такое монах в Таиланде: это очень уважаемый человек, потому что он отрекся от мирских ценностей в пользу познания учения Будды по пути к нирване.
Монах не имеет ничего кроме своей одежды рыжего-кирпичного цвета и котелка с которым он ходит в селения для собирания пожертвований.
Дача пожертвований монаху для тайцев - это улучшение своей кармы, а большинство тайцев верят в то, что есть жизнь после смерти и какой была твоя карма - такой будет твоя жизнь после смерти. Это почти так же как во всех других религиях: есть Рай и есть Ад. Человек с хорошей светлой кармой попадает в Рай, а тот кто грешил во время своей мирской жизни - попадает в Ад.
Мы приехали в монастырь и мне предстояло увидеться с Учителем, - так называл его Сучарт.
Аудиенция была краткой. Главный монах сидел на скамейке в парке и что-то записывал в блокнот. Стоя на коленях и поклонившись три раза до земли мы смотрели друг другу в глаза. Учитель мне понравился - от него исходила тонкая энергетическая материя. Улыбаясь он спросил - хочу ли я стать послушником, я ответил что да. После этого он что-то сказал на тайском Сучарт и мы закончили нашу аудиенцию.
Далее мы переехали в храм, в котором настоятелем является Сучарт (это в 3 км от главного храма)
Землю под храм пожертвовала овдовевшая тайка, которая сейчас живет при монастыре и как все женщины, которые здесь есть - живет на женской половине монастыря стирая, убирая территорию, готовя еду для монахов.
Икринку отправили в эту часть монастыря, дав белые одежды переодеться (плечи у женщин должны быть закрыты, должна быть юбка, закрывающая ноги по щиколотку)
Для тех, кто поедет в монастырь со своими женами: вы будете видеться, но жить будете отдельно.
Нельзя подходить друг к другу на расстояние больше чем протянутая рука, женщина должна идти позади монаха (идти вместе или пропускать вперёд женщину нельзя).
В начале мне выдали белую одежду: рубаха и штаты из хлопка и посадив на пластиковый стул Сучарт безопасной бритвой сбрил мои и так короткие волосы, а так же брови.
После этого я принял холодный душ (горячей воды в монастыре нет) и переодевшись пошёл смотреть свой домик.
Он находится в 500 метрах от монастыря. Одна комната с каменным полом, на который бросается циновка и покрывало, а сверху одеяло и небольшая подушка.
В домике есть душ и туалет.
Монахи спят на твердом голом полу, а так как в декабре на севере Таиланда ночью температура опускается до 10 градусов, рекомендую взять с собой свитер и теплые штаны (можно взять спальный мешок).
Распорядок дня монахов не шибко сложный:
- В 4:00 Подъём
- В 21:00 Отбой
В промежуток между этими двумя моментами: молитва, медитации, труд на благо монастыря, завтрак и обед.
Относительно еды: еда вегетарианская. После 12:00 кушать нельзя - только вода, чай, молоко
Спиртное нельзя, секс нельзя, мясо нельзя... вообщем всякие излишества нехорошие - исключены
Ну, а что я?
Я еду на вечернюю молитву в основной храм. Икринка содится отдельно с женщинами, а послушники в белом, так же как и я - заходим в главный грам, где читаются мантры, молитвы и еще что-то чего я естественно не понимаю, но усердно стою на коленях, хотя ужасно неудобно и ноги затекают и болят. Через каждый 40 минут позволяется расслабиться и пересесть в позу лотоса.
Один момент совершенно космический - все послушники надевают антенны из ниток свисающих с потолка себе на голову, таким образом объединяясь с единным умом Будды, который воплощает главный жрец храма - Учитель.
В какой-то момент, я слышу слово "фаранг" и все на меня оглядываются - я специально устроился позади всех. Народ улыбается и приветствует меня.
А потом вообще круто - меня в числе ещё трёх человек призывает к себе Учитель и благословляет повязывая веревочки на запястье. На обе руки. Сначала проводит ими по моим рукам, а потом повязывает.
А в самом конце вечерней службы - где-то в 20:00 в храм допускают тех, кто все это время был снаружи. Они ползают на коленях между рядов послушников и повязывают веревочки на запястья. Мне повязали такое количество, что обе эти связки этих верёвочек напоминают напульсники.
Всё это люди делают с улыбкой, что-то говорят, повязывая их мне, а я сижу и улыбаюсь им, а так же говорю "вай" и "капун кап", сложив руки на уровне груди и поднимая их ко лбу.
Чувствую внутри себя нарастание доброго и светлого чувства любви и благодарности - это самый приятный момент этой церемонии.
Из храма выхожу уже просветлённым.
Приехав в наш монастырь мы с Икринкой расходимся по своим кельям - она в женскую часть, я в свой домик монаха-отшельника.
Курить хочется страшно. Отхожу от домика подальше и закуриваю. Над головой черное небо. Холодает и звезды подмигивают мне. Захожу и растилаю на пролу циновку, сверху покрывало. Ложусь в хб белье и накрываюсь одеялом. И всё равно посередине ночи просыпаюсь от холода - лежать на холодном каменном полу, пусть даже на тонкой циновке ужастно некомфортно.
Вспоминаю нашу виллу на Пхукете, выхожу с досады покурить на улицу. И так провожу время до 6 утра - в 6 утра мы выезжаем в главный храм на следующую церемонию. Утренний воздух впитал холод и сырость ночи, над джунглями висит сырой туман. Послушники грудятся у храма одетые сверху как новобранцы - кто во что горазд: ветровки и даже пуховики. На мне легкая хб рубашка, но для меня самое неприятное осталось позади - холод, одиночество и отсутствие внешней информации (телефонной сети и интернета в домике отшельника нет).
Сейчас мы садимся в ряд и перед нами тарелки на которых лежат мешочки с рисом.
Мимо нас проходит шеренга монахов с котелками и каждый послушник кладёт в котелок монаха по мешочку риса - при этом можно загадывать желание и загадывать хорошие вещи своим близким - здоровье, счастье.
Стоим на коленях, когда ряд монахов проходит, следует молитва и после этого мы все встаем и идём завтракать (не ел с 12:00 прошлого дня, но есть не сильно хочется).
На завтрак рисовый суп с яйцом и жаренное в масле тесто типа пончиков.
После завтрака мы с Сучарт идём смотреть территории монастыря - 100 ступенек вниз, 100 ступенек вверх - старший монах говорит, чтобы не болели ноги от сидения на коленях - надо больше ходить. Проходим место где живут послушники: там где живу я - это просто 5 звезд отель.
Послушники живут в палатках и туалет с душем на всех общий. Электричества нет, приватности тоже нет - палатки стоят в один ряд вплотную друг к другу.
После этого ещё одна молитва и мантры в храме и церемония передачи костюма монаха - это балахон рыже-кирпичного цвета + котелок для собирания пожертвований: передают не монахи, а гражданские - или родители, или просто прихожане.
После символической передачи одежды послушнику их опять сдают на хранение и снова молитва и мантры - ноги болят и уже хочется их оторвать и выкинуть нафиг.
Но вот настаёт долгожданный момент перерыва на обед, на котором я честно говорю Сучарт, что вряд ли я пойду дальше. А у меня впереди остается еще один день и в этот день будет большая церемония на День Рождения Короля. Так же важное событие от которого я отказываюсь - хождение с котелком за пожертвованиями в деревню в своём новом одеяния монаха.
- Нет, - и это я произношу твердо.
- Пойми меня Сучарт или постарайся понять это: я приехал сюда как газетчик, как корреспондент. Не как человек пожелавший стать монахом. У меня всё хорошо и карма у меня светлая. Для тебя всё серьёзно, а для меня - не хочу обманывать - это игра. Я не готов менять свои убеждения и отказываться от своего принципа и уклада жизни: "Жизнь коротка - наслаждайся!"
Сучарт расстроен и не может этого скрыть. Но я непреклонен и мы расстаемся.
Я выполнил свою задачу, которую ставил до поездки - я взглянул на монастырь изнутри и теперь видя монаха я складываю руки у себя на груди и кланююсь - я понимаю, насколько сложно им живется в монастыре, от чего они отказались по доброй воле и очень уважаю их за этот выбор, хотя конечно стоит признать тот факт, что есть определенная часть монахов, которая идет в монастырь просто из-за своей материальной бедности....
Даже если вы не станете монахом - вы получите бесценный опыт, свой опыт нахождения по ту сторону туристической ширмы и ещё: карма есть и пусть по-моим понятиям она не влияет на следующую жизнь, зато она здорово влияет на общее самочувствие в настоящей - этой жизни.