Часть 1 - немного Бразилии Южная Америка вдоль и поперек - часть 1 Бразилия
Часть 2 - Аргентина и Чиле Южная Америка вдоль и поперек - часть 2 Аргентина и Чиле
Часть 3 - Боливия, Перу и Эквадор Южная Америка вдоль и поперек - часть 3 Боливия, Перу и Эквадор
Часть 4 - Колумбия Южная Америка вдоль и поперек - часть 4 Колумбия
Сан Блас:
Мы начали 4-х дневное путешествие в Панаму из городка Ла Миэль. Технически, этот город уже находится в юрисдикции Панамы, но оттуда можно пешком за какие-то 20 минут попасть в Колумбию. Для тех, кто не знает, между Колумбией и Панамой нет дороги по суше. Попасть из одной страны в другую можно или по воздуху или по воде. Можно, конечно, пойти пешком через джунгли, но это совсем небезопасно.
Мы выбрали морское путешествие, так как нашли компанию, которая предоставляет возможность остановиться по дороге на островах Сан Блас, которые мы и собирались посетить. В группе с нами собрались настоящие ветераны путешествий. Наше полугодовое путешествие было практически самым коротким. Кто-то ездит год, кто-то два года, кто-то три. Одни пенсионер из Южной Африки уже 7 лет путешествует на своей лодке.
В Ла Миеле (где мы провели прошлую ночь) хостель находится на диком пляже. Этот пляж был бы практически райским, но он завален мусором, который море выносит на берег. По словам нашего капитана весь этот мусор приходит с островов Сан Блас. Жители островов из племени Куна видимо поколениями выбрасывали мусор в море. Пока это был органический мусор, не было никакой проблемы. Сейчас же когда западная цивилизация приносит много пластика и полиэтилена – это серьезная проблема. У Куна нет ни средств ни видимо желания вывозить мусор с островов, вот он и распространяется по соседним пляжам.
Итак, мы погрузились в лодку и поплыли до нашей первой остановки, пограничного города Пуэрто Обальдис, где нам предстояло поставить штампы о въезде в Панаму. Дорога заняла у нас около часа, зато процедура с таможенным контролем около 3-х часов. Как сказал наш капитан: «In the city work-work-work, on the island wait-wait-wait». Все настолько расслаблены, что чего-либо добиться невозможно. После того как все получили штампы в паспорт, таможенники возжелали проверить багаж. Капитана попросили перенести все вещи из лодки к таможенному пункту (а это все имущество 18 бэкпекеров на борту плюс еда и другое снаряжение на 4 дня пути). После переговоров сошлись на том, что таможенники приведут собаку и не будут перетряхивать весь багаж.
В Пуэрто Обальдисе мы уже не первый раз встретили одного интересного персонажа, с которым в первый раз столкнулись еще в Турбо, в Колумбии. Выглядел он очень колоритно: засаленная рубашка, явно уже не первый день на нем, такие же штаны, очки, седые растрепанные волосы, в руках огромная китайская сумка челноков, заполенная только наполовину. Занимался он тем, что подходил по очереди ко всем встреченным им людям с тетрадкой в руках, где было два названия – где он сейчас находится и куда ему надо попасть, и спрашивал: «Вы едете к Панамскому каналу? Мне надо попасть к Панамскому каналу». Потом он показывал на первое название: «Сейчас я тут». Потом на второе: «Сюда мне надо попасть». Короче, явно немного не в себе, мы сначала пытались объяснить ему как правда ему лучше попасть в Панаму, но на самолете он лететь не хотел, хотел только лодку, а с этим мы ему помочь не могли. До Пуэрто Обальдиса ему объяснили, а дальше надо было искать кого-то из местных, кто бы отвез его на лодке. Короче, он нас развлекал пока таможенники пытались заставить себя работать. На испанском он не говорил, так что не знаю как он справился в конце концов. На самом деле я потом подумал, что если у него в его огромной сумке килограмма три запрещенных веществ, то это просто гениальный план. Не думаю, что его кто-то проверял.
Дальше началось что-то невероятное. Не знаю даже, что об этом написать, лучше на это посмотреть. Мы провели 4 дня в тропическом раю. Такое я видел раньше только на картинках (как и многое другое вообще-то).
Все, что мы делали - это приезжали на острова с кокосовыми пальмами, валялись на пляже, занимались сноркеллингом, ели, пили и спали. В первый день остановились в деревне Куна, где впервые познакомились с представителями этого племени. Спали в гамаках, правда в комнатах с крышей и стенами.
Во второй день после 3-х часов приплыли на совершенно чумовой остров. Это был очень маленький островок. По периметру, я думаю, можно обойти минут за 15. Почти как у маленького принца. Кроме нас на этом острове были только два человека - муж и жена Куна, которые продавали нам кокосы. Из кокосов нас научили делать коктейль коко-локо (кокосовое молоко с ромом). Ром надо было привозить с собой, там купить ничего, кроме кокосов, было нельзя. Эту ночь тоже спали в гамаках, но уже под простым навесом из пальмовых листьев.
На третий день мы полдня пробыли на уже совершенно крошечном островке, куча песка с торчащими из нее пальмами. Специально для нас Куна привезли холодное пиво, воду и другие напитки и ланч из пойманной утром рыбы.
По дороге мы встретили рыбацкое каноэ и купили у них весь улов – 4 лобстера и 2 огромных краба. К ужину мы приехали на другой остров, где уже было подобие цивилизации – душ с пресной водой, свет по вечерам, хижины с кроватями. На ужин нам приготовили наших лобстеров, которых мы с удовольствием употребили.
По дороге нас перехватила морская полиция. Капитан предупреждал, что в этих водах это не редкость. Видимо пытаются поймать наркотраффикантов. Они посмотрели на наши счастливые рожи и даже не стали проверять паспорта.
В последний день мы провалялись полдня на пляже, поплавали с масками вокруг коралловых рифов и после обеда поплыли до Крати, где нас уже ждали джипы, чтобы отвезти нас в Панама Сити.
Панама Сити:
Американцы, с которыми мы ехали, сказали, что когда въезжаешь в город, дорога выглядит как в Майами. Да, такого зрелища от Панамы мы не ожидали.
Позже в лонли плэнет я прочитал, что Панама Сити называют южным Майами, только в Майами меньше говорят на английском. Мы провели в городе один день, погуляли в старом городе и съездили до панамского канала. Вспоминали чумового дядю с вопросом: «Are you going to Panama Canal?». Меня почему-то изначально вообще не интересовало это зрелище, но после посещения могу сказать, что оно того стоит. Интересный музей, фильм, ну и, конечно, сам процесс прохождения огромных грузовых судов через канал.
В Панаме мы уже стали чувствовать, что время нас поджимает. Было решено как можно быстрее проехать более дорогие Панаму и Коста Рику, чтобы побольше времени провести в Никарагуа и успеть в пару мест в Гондурасе. В Панаме мы хотели поехать в Букете и Бокас Дель Тора. В нашем хостеле продавали билеты до Бокас, что и решило наш выбор. Мы купили билеты на завтрашний день, а Букете оставили на следующий раз.
Бокас Дель Торо:
В Бокас Дель Торо мы приехали ночным автобусом, так что добрались рано утром. Бокас дель Торо – это архипелаг из нескольких островов. Город находится на самом большом острове, до пляжей нужно добираться или по суше на автобусе или такси, или на другие острова на морском такси (моторной лодке). Ничем особоенным тут мы не занимались: пляжи, бары и вечеринки.
Пробовали узнать про скуба дайвинг, но цена нам не понравилась, оставим ныряние на Гондурас. После Сан Бласа мы уже настолько испортились, что и пляжи и цвет воды, все уже нам не то. Хотя пляжи в Бокасе тоже очень хорошие. Больше всего нам понравился Ред Фрог на Исла Бастиментос.
Вообще, после какого-то времени пребывания на Карибских островах начинаешь входить в этот ритм. Торопиться некуда, просыпаешься, лениво завтракаешь, идешь на пляж загорать или заниматься серфингом, опять отдыхаешь. Если бы дело у нас не подходило к концу, задержались бы подольше в каждом месте. Ну, если быть честным, мы много где это говорили, а потом опять собирали сумки (мы уже научились собирать полный бардак в комнате в два рюкзака за 5-7 минут) и ехали куда-нибудь еще.
Поразмыслив немного, мы решили пропустить и Букет тоже и взяли трансфер прямиков в Пуэрто Виехо в Коста Рике.