По билетам сначала рассматривалась Iberia через Мадрид, у которой тариф был около 1200 долл., но потом Air France неожиданно выкинул спецпредложение через Париж по выигрышным 960 долл. Кроме того, через телефонное бронирование я забронировал билет на обратный путь с остановкой в Париже на 14 часов, так что бонусом стало посещение романтического центра Европы.
Вещей, как обычно, по-минимуму.
Летнюю одежду можно особо не брать. На месте полно качественной и не особо дорогой.
Проезжая на электричке в Москве по пути в Шереметьево, заметил супермаркет Рио. Довольно странно в снегу было видеть это название, но было очень символично.
Вылетел из Москвы в Париж без приключений, но первым сюрпризом от Air France стал перенос рейса с 23 часов на 9 утра, о чем с улыбкой мне сообщил по прилету персонал авиакомпании. Тут же ими были предприняты безрезультатные попытки получить транзитную визу у полиции для человек шести горемык, летевших, как и я, в Рио-де-Жанейро. В конце концов, всех заселили во временное пристанище в аэропорту с бесплатными напитками, едой и Интернетом, а также кушетками для более-менее комфортного коротания ночи. Кстати, почему-то тележку со спиртными напитками убрали на ночь, скорее всего, узнав, что прилетели Руссо туристо. Когда уходили, тележка уже каталась утром.
Нужно отметить, что я забронировал внутренний перелет на водопады из Рио в Игуасу через 3 часа после прилета. Естественно, бронь сгорела.
На следующее утро самолет благополучно стартанул через Атлантику.
Когда начали лететь над Бразилией, открылись живописные пейзажи долин бесчисленных рек.
Садились в Рио прямо в облака. Была достаточно пасмурная погода.
Я сразу же подошел на стойку авиакомпании Voegol и убедился, что бронь моя благополучно пролетела, и вместо халявного интернет-тарифа придется заплатить немного больше. Если билеты до Игуасу и обратно мне обходились по брони в 450 долл., то один билет Рио-Игуасу стоил уже на стойке более 300 долл. До сих пор пытаюсь выбить у Аир Франс разницу. План путешествия нарушать не хотелось, поэтому варварский тариф был скорбно принят и куплен билет на самолет с вылетом через час.
Далее последовали судорожные попытки снять деньги с карточки. Банкоматы сначала казались довольно непонятными, карточка не проглатывается банкоматом, в общем-то с непривычки решил не рисковать и просто сдал 200 долл. по курсу 2,09 реал за долл. Курс при съеме с карточки в дальнейшем был около 2,3 реала за долл. Обменники и банкоматы находятся на 3 этаже аэропорта.
Я пошел на посадку, но тучи сделали свое темное дело, и аэропорт закрыли на нелетную погоду. На вопросы, когда откроют, персонал только пожимал плечами. Открыли, к счастью, через час, и я вылетел в транзитный пункт до Игуасу – Куритибу, где необходимо было провести 3 часа на стыковке. Единственный плюс задержки Аир Франса – это то, что я взлетал над вечерним Рио, освещенным тысячами огней. Захватывающее зрелище, особенно прибрежная часть.
Аэропорт в Куритибе довольно современный и красивый. Тут я наконец-то разобрался с банкоматами и снял первые 600 реалов. В итоге в Фоз ду Игуасу я прилетел в 2 часа ночи. Из идей ночлега были только распечатки адресов местных хостелов. Т.к. по планам, разрушенным Аир Франсом, я должен был прилететь днем и без проблем найти жилье, то этого до начала путешествия мне казалось достаточным.
Действительно на практике с жильем проблем не возникло даже ночью. На стойке информации я попросил позвонить в один из самых хороших, по отзывам hostelworld.com хостел:
Pousada da Laura in Foz do Iguacu,
Brazil Av.Taroba 957, Rua Naipi
и там выяснил, что места есть. Взял такси за 37 реал до города (около 20 км) и через 15 минут уже осматривал комнаты. В наличии имелся сингл за 50 реал и кровать в многоместных комнатах за 30 реал. Т.к. многоместная комната была абсолютно пуста, за исключением немца в соседней комнате, то взял второй вариант, довольно аккуратно, чисто и культурно. В стоимость комнаты входит завтрак, организованный как шведский стол с собственноручным изготовлением бутербродов с ветчиной, сыром и т.д.
На следующее утро я расспросил у владельца хостела, как добраться до консульства Аргентины. Он снабдил меня всеми картами и объяснил, как пройти. Фоз ду Игуасу достаточно малый городишко, весь центр можно обойти за час. Хостел располагается практически в центре города. До консульства 1,5 км пешком. Вообще по Игуасу спокойно можно ходить пешком, все рядом. Исключение – водопады (30 мин. на автобусе практически без остановок), аэропорт, автовокзал (30 минут на автобусе с остановками). Посольство открывается в 10 утра, по виду – небольшой 1-этажный коттеджик за железным заборчиком. Я пришел в 9.45, пару человек местных уже ожидали открытия.
В 10.20 уже подавал заполненные анкеты и документы. Нужна фотография, копия паспорта и авиаперелетов на родину, кредитная пластиковая карточка, заполненная на месте анкета. Сказал, что в Аргентину нужно только на водопады на 1 день. В итоге сразу же на месте поставили мультивизу-печать на 3 дня, все заняло 15 минут. Я думал, что на визу уйдет часа 4, поэтому планы стали колебаться между осмотреть в первый день аргентинскую или бразильскую сторону. Остановился на первоначально запланированном варианте с бразильской стороной.
На центральной улице с польским названием Av.Juscelino Kubitschek, примерно посередине наткнулся на офис автобусной фирмы Pluma. Уточнил про расписание автобусов до Рио. Автобусы идут вечером в 18.50, время в пути 22 часа, стоимость билета 90 долл. Учитывая подлянку Аир Франса, это был хороший вариант. На водопады идут городские автобусы с любой остановки на центральной улице за 2,5 реала. Номер автобуса точно не помню, но можно уточнить у любого водителя. Английский не понимают, но с помощью картинки водопадов и блокнотика можно добыть сведения.
Автобус подвез прямо к входу в Национальный парк Игуасу. Билет на водопады стоит около 20 реалов. Около турникета ожидает автобус. Он везет непосредственно к тропе осмотра. По пути есть пару остановок, где можно сесть на моторку и скатать под водопады или еще альтернативно пройтись к речке, но лучше, по-моему, ехать до конечной остановки к основному пешеходному маршруту.
На конечной остановке на тропинке встречают забавные зверьки. Они идут вереницей один за другим вдоль тропинки и практически не пугаются человека. Почему-то в начале стоит знак, на котором запрещается их кормить.
Уже через метров 200 открываются первые удивительные виды на водопады.
Описывать их не имеет смысла, зрелище захватывающее. В уме я все время сравнивал с посещенным в Китае крупнейшим водопадом Хуангошу. Так вот впечатление такое, как-будто 50 Хуангошу, половинок, четвертинок Хуангошу собрали в разных местах один за другим.
Туристическая тропинка имеет протяженность максимум километра 2, но за каждым поворотом открываются смотровые площадки на новые группы водопадов.
Глотка дьявола – центральная самая мощная часть водопадов, начинает впечатлять уже издали.
К ней с бразильской стороны можно вплотную подступиться с мостика-тропинки, который замыкает туристическую тропу по водопадам.
С мостика открывается самый мощный вид с бразильской стороны. И все это в окружении тумана из брызг и красочных радуг.
Затем можно подняться на лифте на верхнюю площадку, где находится магазин сувениров и последняя смотровая площадка.
На выходе осмотра были замечены компьютеры с приглашением проголосовать за Игуасу, как за одно из 7 новых чудес света природы. С удовольствием проголосовал.
Тут же можно было понаблюдать за рекой до того, как она превращается в водопады.
На осмотр бразильской стороны водопадов можно планировать часа 3-4, хотя теоретически можно созерцать это бесконечно долго.
Напротив входа в парк Игуасу находится знаменитый Парк птиц, куда я и планировал заскочить. Однако резко начался тропический ливень, довольно теплый, но все-таки водяной и не очень удобный. Зонтика не было, поэтому решил переждать под навесом касс. Простояв полчаса, плюнул на некончающийся дождь, купил билет за 20 реалов и пошел в джунгли парка.
Парк устроен таким образом, что на джунгли одели колпаки из громадных клеток и заселили их разными птицами. Турист заходит и бродит по таким клеткам в непосредственной близости от заселенных птиц, при желании можно спокойно потрогать за клюв тукана, хотя я, честно говоря, побоялся, что он оттяпает палец.
Есть также вольеры с бабочками, колибри, тарантулами, рептилиями.
Единственным минусом стало то, что батарейка в фотоаппарате села, поэтому снимков из парка птиц осталось не очень много.
Окончанием дня стал ужин в местной шураскарии. Обошелся всего в 12 реалов за полное обжирательство всего, чего хочешь, и отбивание от непрекращающихся подносов разных видов шашлыков. Поесть в Игуасу можно недорого и очень сытно.
На следующее утро я познакомился с соседом немцем. Он приехал в Латинскую Америку на 3 месяца и пока исследовал Бразилию. По плану было посещение аргентинской стороны водопадов. Я стал расспрашивать владельца хостела, как добраться туда на автобусе. Он объяснил, что ходят желтые автобусы с любой городской остановки до Пуэрто Игуасу в Аргентине, а оттуда с местной автостанции идут автобусы до водопадов. Очень бюджетный вариант, отягощенный только самостоятельным прохождением границы. При этом он предложил трансфер на своем микроавтобусе за 50 реал. Я повелся на его доводы, что сэкономится куча времени на пересадках. Смалодушничал и согласился, тем более что планировал вечером стартовать в Рио-де-Жанейро на автобусе, непредвиденные опоздания бы разрушили планы.
Тем более, что немец тоже уговорился ехать так же. Плюс еще есть какой-то нюанс, что самостоятельным туристам надо иметь с собой аргентинские песо на оплату въезда в парк. Также у него сразу забронировал тур в моторку за 120 реалов с заездом под водопады, на месте была та же цена. В 9.00 мы загрузились в микроавтобус и стартанули.
Границу прошли за минут 20. Паспорта пограничникам тягал водитель. Немцу, кстати, виза не требовалась, волшебная сила Евросоюза.
Около входа есть железная дорога, на которой можно доехать до конечной точки – тропинки-мостику к Глотке дьявола. Мы решили сразу пойти пешком по тропинке к средним водопадам. По карте ориентироваться довольно просто, кроме того полно туристов, которые идут в ту же сторону.
Отличие аргентинской стороны от бразильской в том, что водопады уже находятся под ногами, а не на другой стороне реки, поэтому аргентинская сторона, конечно, намного эффектнее. В общем-то сомневаюсь, что бразильская сторона впечатлит кого-то после аргентинской, хотя для полноты картины ее необходимо посетить. Поэтому рекомендовал бы все-таки выбранную мной последовательность осмотра: Бразилия, а потом Аргентина.
В одном месте есть очень хорошее место для фото. К сожалению, находится за забором. Решил, чтоб не пропадать кадру сигануть за забор, предварительно вручив немцу фотоаппарат. Чуть не навернулся с обрыва, но кадр получился. За это чуть был не выгнан из парка, но, видимо, служителю лень было выводить, поэтому он ограничился только антипатриотической нотацией со смыслом “у себя б в стране ты сделал бы такое?”
Водопады есть всех мастей: от маленьких высоких ручьев до шумных бурлящих и разбивающихся в пыль монстров.
Забавные зверьки присутствовали и здесь.
В конце тропы мы спустились к моторным лодкам, на которые у нас уже были билеты. Билеты можно купить на месте. Основной плюс бронирования – гарантия, что места точно будут. Но в нашем рейсе было мест 5 свободных, поэтому вполне можно купить и на месте.
Билет подразумевает тур. Лодка подъезжает вплотную к водопадам, потом заезжает под один из них, так что все оказываются полностью под водой. Для вещей выдают специальные водонепроницаемые сумки размером с небольшой рюкзак. Одежду лучше одеть из логики, что вы прыгните в воду и потом будете в ней ходить.
Затем лодка высаживает всех на остров. В нашем случае эта опция была обрезана по случаю большого уровня воды из-за дождя, как гласила табличка еще на входе.
Затем лодка мчится вниз по течению минут 20 по относительно спокойному течению, рафтингом это назвать трудно, однако в некоторых рекламках это так и называют. Затем все выгружаются из лодки и загружаются в грузовичок, чтобы проехаться по дороге в джунглях. Гид рассказывает про растения, которые свешиваются аркой над дорогой на испанском и на английском языке.
Грузовичок приезжает к станции маленького поезда, на котором можно приехать к завершению всего осмотра – тропе к Глотке дьявола. Тропа представляет собой мостик протяженностью больше километра через бурную речку.
Окончание мостика – в самой Глотке дьявола. Брызги не позволяют разглядеть, куда же падает вода под мостиком. Мощь такая, что разбивающиеся брызги накрывают наблюдающих пеленой дождя.
В общем грандиозное зрелище.
Как и договаривались, в 4 часа нас забрал водитель. Таким образом на осмотр аргентинской стороны ушло около 6 часов. Мой попутчик рассказал, что можно съездить в Парагвай на мототакси, там интересный шоппинг. Еще один интересный пункт в Игуасу – гидроэлектростанция Итайпу, крупнейшая в мире. Но по пессимистичным словам владельца хостела, этот пункт не очень интересен и посещать ее надо до 3 часов дня. Выкинув эти 2 пункта из своей программы, я купил билет на автобус до Рио-де-Жанейро. До автобусной станции добрался на городском автобусе, спрашивать надо остановку Rodovaria – это автостанция по-португальски.
В 19.00 сел в автобус. Кондиционер врубают в автобусе не по-детски, поэтому лучше достать все теплые вещи и ночью одеть на себя, иначе зуб на зуб не попадает, несмотря на забортовую температуру выше 25 градусов. Автобус не спальный, но расстояние между креслами большое, поэтому спинку можно откинуть почти в горизонтальное положение и спать достаточно комфортно.