Юдакова » 17 апр 2012, 01:15
Продолжение.
Переезды ночными автобусами – я даже сама не ожидала – оказались совсем не утомительными. Сидеть и полулежать удобно. Багаж сдаётся в багажный отсек, а выдают его потом строго по квитанциям. Ночью становится нежарко, поэтому тёплую одежду лучше не сдавать в багаж, а иметь при себе. В зависимости от длины маршрута, бывает по пути одна или две остановки на автовокзалах, где можно и туалет-умывальник посетить, и поесть-попить. По пути из Рио в Белу-Оризонти я почему-то решила, что должно быть две остановки, и автобус чуть не уехал с моим багажом: когда мы прибыли в Б-О, я в полусне подумала, что это промежуточная остановка, пошла себе в автовокзал, потом ходила по улице, а нормальные люди в это время получали багаж. Когда я наконец подошла к автобусу, он уже (с новыми пассажирами) закрывал двери и собирался куда-то ехать. После этого случая я стала бдительной и мнительной, далеко и надолго от автобусов не отходила, приглядывала за ними, а когда они отъезжали на заправку, бежала за ними – вдруг уедут без меня? Со стороны, видимо, выглядела в такие моменты пациенткой дурдома.
Разумнее всё же изучать расписание и знать, когда автобус приходит на конечную.
Стоимость автобусов:
Сан-Паулу – Рио – 68 реалов.
Рио – Белу-Оризонти – 73 реала
Белу-Оризонти – Бразилиа – 113 реалов
Фос-ду-Игуасу – Сан-Паулу – 160 реалов.
Ещё о транспорте. Метро. Во всех городах, кроме Фос-ду-Игуасу, метро есть, и я поездила на метро во всех городах. Больше всего ездила в Сан-Паулу. Меньше всего – в Бразилиа: только одна поездка по прибытии, с автовокзала до станции Central. Метро везде очень понятное и удобное. Освоиться легко. Если с собой есть карта метро – вообще никаких проблем. Сан-паульское метро восхитило меня наличием отличных бесплатных туалетов на каждой станции. Для туриста, весь день ездящего по городу, туалет – отнюдь не последняя вещь. В Рио в метро тоже есть туалеты, правда, видела их не на каждой станции, а может, просто плохо смотрела. Метро в Белу-Оризонти напомнило мне Филёвскую линию московского метро: все станции, на которых я была и которые проезжала, расположены на поверхности.
В городских автобусах нет одноразовых билетов. Близко к входу (но не совсем у входа) сидит кассир, который берёт плату и открывает пассажиру проход дальше в салон. На самом деле это очень удобно: при входе не бывает толчеи, толпа не собирается, все сразу проходят на переднюю площадку, а потом уже постепенно проходят дальше. Иногда всю дорогу едут впереди, а через кассира проходят уже перед выходом.
Про деньги. Я была готова к тому, что там нет обменников на каждом шагу, и не сильно переживала по этому поводу. Первый раз я поменяла деньги в аэропорту СП по прилёту, потом ещё меняла два раза – на Авенида Паулиста в СП и в торговом центре (не помню названия) в Б-О. С каждым разом условия обмена были всё строже. В аэропорту просто спросили паспорт, в банке на Авенида Паулиста пришлось посидеть перед дверью, у которой стоял дядя с автоматом, а потом сообщать операционистке адрес, по которому я остановилась в СП. В торговом центре Б-О долго проверяли по компьютеру мой паспорт, а потом спросили адрес электронной почты. Карты же принимают практически везде (в хостелах нужно было платить наличными), и оплата всегда проходила без проблем.
Связь. Перед поездкой я подключила услугу мобильной связи, по которой смс-ки из Бразилии/в Бразилию стоили достаточно дёшево, примерно 4 рубля. Так что всю поездку я общалась с Россией смс-ками, не особенно ограничивая себя. Проблем со связью практически не было.
Еда. Поскольку я не ем мяса, то главная бразильская гастрономическая приманка для туристов – шурашкарии – меня не могла привлечь. Но и без этого было неплохо. Главное, везде были соки в изобилии. А также я возлюбила сырные булки, которые тоже продавались во всех местах (вкуснее всего – в Б-О). В Бразилиа и Фос-ду-Игуасу нашла замечательные столовки, в которых еду берёшь себе сам. Очень положительные заведения! Кайпиринья понравилась чрезвычайно. Я взяла домой немало кашасы и заразила любовью к кайпиринье ближайших друзей и родственников. Пиво, которое довелось пробовать, было вполне приличное.
Бразильцы. Безопасность. Мне всю поездку было необыкновенно хорошо не только оттого, что я приехала в страну своей мечты, но и оттого, что люди в этой стране оказались исключительно приятными. Когда я обращалась к кому-нибудь с вопросом и человек сам не мог ответить (не знал того, что мне нужно, или не понимал английского), он не отделывался формальным «Не знаю», а искал кого-нибудь, кто может ответить. Например, в Бразилиа, зайдя в метро по приезде, я стала смотреть схему метро. Тут же ко мне подошёл служитель, спросил, чего мне надо, объяснил, до какой станции ехать, и провёл до поезда. Когда я вышла на станции Central и стала озираться, ко мне опять же обратился на улице какой-то дядечка-уборщик. Сам он не говорил по-английски, но он повёл меня в помещение, где была девушка, которая говорила по-английски. Они обсуждали, где нужное мне место, девушка переводила. А потом они вывели меня на дорогу, по которой я и дошла до отеля.
В Сан-Паулу я в первый же день умудрилась оставить в хостеле распечатку бронирования, на которой был адрес и все данные, и обнаружить это только вечером. Я примерно помнила, как идти, и запомнила, что перпендикулярно была улица имени какого-то Оскара. Всё. Названия своей улицы я не помнила. Когда я возвращалась поздно вечером в хостел, я, естественно, заблудилась. И вот, практически ночью, я стала приставать к людям с вопросом, где тут улица какого-то Оскара. Если бы я показывала бумагу с адресом, дело шло бы быстрее, я думаю. Какой-то мальчик лет 20, говоривший по-английски, сказал: «Пошли, будем искать». Мы ходили, он спрашивал у таксистов, у людей в кафешках, не знают ли они тут улицу какого-то Оскара. И ведь нашлись люди, которые знали! И мальчик таки вывел меня к Оскару, а там уж я и до хостела дошла. При этом меня не покидало ощущение какой-то глобальной безопасности, я абсолютно была уверена, что всё будет хорошо. В хостеле мне стали давать советы по безопасности. В частности, советовали не ходить одной в районе станции Republiсa. А я как раз в том районе и провела вечер. В общем, что-то непонятное – почему меня опасности не подстерегали?
И всю поездку у меня было это ощущение безопасности. Когда я возвращалась из Ору-Прету в Белу-Оризонти поздно вечером и после выхода из метро по традиции заблудилась в полусельских улочках, я опять же обращалась к людям, которые были на улице. Возможно, кому-то эти люди могли бы показаться членами негритянских банд, вышедшими на ночной разбой. Мне они такими не показались. И правильно не показались. Человек 5 молодых ребят и девушек довели меня до нужной улицы.
В общем, никто на меня не кидался с дурными намерениями. Уж скорее я на всех кидалась со своими бесконечными «Пор фавор, онже фика…?» или «Эу присиза…»
(Страшно мне было ровно один раз, но жители Бразилии тут никак не виноваты. В столице я решила поехать к озеру Параноа. Вижу автобус, на котором написано «Параноа», сажусь в него и еду. Почему-то я представляла себе, что автобус остановится на берегу озера и я там выйду. Ничуть не бывало. Видимо, словом «Параноа» называется ещё какой-то населённый пункт, в который этот автобус и направлялся. Потому что на берегу озера он не остановился, а переехал мост, потом по каким-то развязкам выехал на дорогу, очень напомнившую мне наши подмосковные дороги. Ближайшая остановка оказалась достаточно далеко от озера. Я вышла и пошла по этой сельской местности к озеру. Перейти озеро по мосту – пара пустяков, решила я. И пошла. Минут через 15 у меня началась паника. Сколько ни смотри вперёд – берега не видно. Пешеходная дорожка, по которой я иду, узкая, а автомобили и автобусы пролетают со страшной скоростью прямо рядом с моей левой рукой. Рука, в свою очередь, мёртвой хваткой держит поручень. Иду как инвалидка маленькими опасливыми шажочками. А мост всё не кончается! Я уже начинаю бояться, что буду так идти ещё несколько дней, а уж на вечерний самолёт точно никак не успею. Когда вдали наконец я увидела берег, сразу стало легче. Подобное состояние у меня было, когда я спускалась пешком с Эйфелевой башни. Было темно, был ветер и дождь, меня продувало и сносило, а я всё спускалась и всё никак не могла дойти до земли).
И аргентинскую женщину по имени Лусия я вспоминаю с тёплым чувством. Мы с ней вместе ехали на автобусе из Фос-ду-Игуасу в Пуэрто-Игуасу. Она работает на бразильской стороне, а живёт на аргентинской. Она возвращалась с ночной смены, но не пожалела времени для того, чтобы в Пуэрто-Игуасу проводить меня в пункт обмена денег и посадить потом на автобус, идущий к национальному парку.
Вообще мне нравится неформальная общительность бразильцев. Какие-нибудь приятные слова (типа «Ах, как я жалею, что не полечу с вами на водопады!» от служащего в аэропорту Бразилиа) очень поднимают настроение. Ни к чему не обязывающий трёп – но как хорошо!
Кстати, о языке. Читая некоторые отчёты, я довольно сильно изумлялась встречающимся высказываниям в духе «чтой-то эти бразильцы не говорят поголовно по-английски, какое неудобство для нас, русских туристов». Фантастика. Мне кажется, что если русский турист едет в португалоязычную страну и не знает португальского, то это его проблемы, но никак не проблемы жителей Бразилии. Я без знания португальского была счастлива, когда мне встречались люди, говорящие по-английски (а встречались они довольно часто). Я относилась к этому как к удаче, а не как к чему-то само собой разумеющемуся.