ПЕРУ-БОЛИВИЯ через БОГОТУ
Общий план поездки.
Перу
1.Перелёт Москва-Франкфурт-Богота и Богота-Лима (Avianca). Прилёт в 1:30 ночи в Лиму.
2.Утренний осмотр центра Лимы, переезд в Ику (Региональный музей), переезд в Наску.
3.Полёт над Наской, поездка на кладбище Чаучилла, переезд в Арекипу (14:30-23:30)
4.Осмотр центра Арекипы, переезд в Чивай (13:30 – 17:30)
5.Каньон Колка, кондоры и возвращение в Арекипу
6.Утренний перелёт в Куско, осмотр Куско, Саксайауман
7.Экскурсия Марас, Морай, посещение Олантайтамбо, переезд в Агуас Кальентес.
8.Мачу Пикчу, подъём на Вайну Пикчу
9.Переезд в Писак, возвращение в Куско.
10.Туристический автобус Куско-Пуно с вылазкой в Силустани.
11.Экскурсия на плавучие острова Титикака, переезд в Ла Пас (через Копакабану).
Боливия
12.Осмотр Ла Пас и забастовка водителей автобусов, ночной переезд в Уюни.
13.3-дневный тур по Уюни. Солончак Уюни, кактусы.
14.Лагуны и вулканы, ночёвка в Laguna Colorada.
15.Laguna Verde и Laguna Blanca – возвращение в Уюни, ночной автобус в Ла Пас.
16.Ла Пас, поездка в Тиуанако.
Богота
17.Утренний перелёт в Боготу, осмотр Боготы, вечерний вылет в Москву.
Схема маршрута по Перу
Схема маршрута по Боливии
Общие впечатления.
Поездка в Перу и Боливию была нашей многолетней целью, но откладывалась из-за сложности маршрута, длительного периода, высокого бюджета и разных других обстоятельств. Возможно, эта задержка была необходима, чтобы мы достаточно подготовились морально и физически, а также – более осмысленно прошлись по следам древних цивилизаций.
Поездка действительно получилась непростая: высокий темп, множество объектов, много переездов, в том числе и многочасовые автобусные, перепады высот и температур. Всё это, особенно поначалу, потребовало высочайшего напряжения сил и воли. Что характерно – не выдерживали даже вещи. У нас порвался один из рюкзаков, после восхождения на Вайну Пикчу. Тотально и фатально сломался штатив: буквально с разницей в день оторвалась голова, сломался держатель ноги и порвался чехол. Порвалась даже резиновая груша для очистки оптики, вместо которой я купил в Лиме средство для носа (резиновые груши там не существуют как вид). И как финальный аккорд – я впервые в своей практике потерял часть фото из-за сбоя карты памяти.
Возможно, это всё надуманные мелочи, но такого раньше не бывало ни в одной из поездок. Всё перечисленное относится скорее к обратной стороне поездки, что в полной мере компенсируется богатством впечатлений!
Перу – страна бедная и недорогая, но что касается туристических объектов и услуг – цены заоблачные. Особенно возмутили необоснованно высокие тарифы на входы, а также - таксы за въезды в нац. парки! Министерство культуры Перу совершенно не стесняет себя в отжиме денег с туристов. Для примера, в более развитой Боготе, мы заплатили за вход в суперсовременный и богатейший музей золота всего по 2$, что ещё раз доказывает, что вход в центральный собор Куско никак не может и не должен стоить 10$!Так что даже при экономичной в целом поездке деньги уходят легко и незаметно, несмотря на общую дешевизну.
Боливия, на порядок беднее и это читается во всём – цены, транспорт, население, грязь. Даже в столице Ла Пасе не покидает ощущение, что страна более «деревенская». Отсюда и большая сохранность национальных костюмов и традиций. Сложно представить на улице Лимы или Боготы такое количество фигур с традиционными узлами и шляпами.
Транспорт.
Авиа.
Перелёты в Латинской Америке фантастически дорогие. Перелёт Богота-Лима и Ла Пас – Богота стоили нам немногим меньше, чем перелёты Москва-Богота и Богота-Москва. Правда перелёт Арекипа-Куско обошёлся всего 80$. Надо отдать должное – кампании Avianca и TACA, которыми мы пользовались – вполне достойные с очень широкой сетью полётов, высоким уровнем техники, но некоторыми провалами в обслуживании.
Автобусы
– Основной способ передвижения в нашей поездке. Существуют недорогие паблик басы, которые могут стоить 5-10$, но идут дольше, со всеми остановками и кроме того – очень высокий риск краж. То есть, нельзя расслабиться в течении 6,8,10,12 часов…
Также, на всех основных направлениях ходят так называемые туристические автобусы. Здесь лидер по известности, комфорту и ценам – Cruz del Sur, где цены уже по 30-40-60$ за аналогичную поездку. При этом существуют сети и более бюджетных комфортных автобусов – Souz, Flores и т.д.
В Боливии с туристическими автобусами значительно хуже и общественный транспорт скромнее.
Такси
Доступно всегда и везде. В Перу стоит по городу в среднем порядка 1,5-3$. До аэропорта/автовокзала 3-5$ В Боливии цены ещё ниже, так как бензин существенно дешевле.
Трициклы есть во многих провинциальных городках – 0,5-1,5$ и мы нередко пользовались их услугами на коротких расстояниях.
В Пуно и Джулиаке встречали также много велорикш, но в это мы наигрались в Индонезии и Вьетнаме.
Деньги.
На момент поездки (май 2012) курс составлял порядка 2,6 солей за доллар в Перу, около 7 солей за доллар в Боливии и около 1,7 песо за доллар в Колумбии, что в целом отражает экономическую ситуацию и уровень цен в этих странах.
В Перу мы меняли деньги в основном в обменниках. Их много в центре каждого города и курс примерно похож, не считая супер-туристических районов. В Ла Пасе меняли деньги в банке и обменнике. В банкоматах деньги мы не снимали не разу – так как опасались многократно услышанных сценариев со считыванием данных карт. Использовали наличность.
Безопасность.
Перу характеризуется как страна с очень высоким уровнем краж, особенно на туристических маршрутах. Причём, в отличие от других стран – уровень опасности не растёт от центра города к периферии, а, наоборот – в центре оказывается ничуть не безопасней, чем в бандитских окраинах. Также, рекомендуется быть крайне разборчивыми в выборе такси, если верить LP и другим источникам.
Отдельное направление – кражи на длительных автобусных переездах, чему есть множество свидетельств. По факту – в нашей поездке удалось избежать подобных инцидентов, хотя я и опасался за новую камеру. Мы попадали в совершенно разные ситуации, оказывались в самых неподходящих местах в не лучшее время. Ловили такси ночью и выбирали по цене. Но здравый смысл и внимание, а может и случайность – уберегали нас от неприятностей.
В общем, в Перу и Боливии – работают те же самые правила безопасности, как и везде – не расслабляться (ни в ресторане, ни в автобусе, ни на улице) и держать ценные вещи при себе. Не стоит также дразнить прохожих длинным объективом на ночной улице.
Древние цивилизации.
Этот пункт поездки был одним из наиважнейшим для меня лично, кроме общего познания региона и уникальных ландшафтов. Латинская Америка – наименее изученный и в то же время богатейший регион мировых загадок. Получилось, что наука добралась сюда позже, чем в другие части мира и столкнулась сразу с непомерными и неразрешимыми загадками, отчего возникли несуразицы про наследие инков и т.д.
Подавляющая часть исторических (или лучше сказать - доисторических) объектов расположена в Перу. Мы пробежались лишь по самым популярным верхушкам. Все они – до сих пор предмет лишь теорий и домыслов. Официальная наука продолжает нести откровенную чушь, экскурсоводы мямлят про инков, расщеплявших мегалиты деревянными колышками и обтачивавших их бронзовыми инструментами. Точнее, наука признаёт существование многих культур параллельных и следовавших друг за другом в этом регионе, но никто не даёт объяснений тому – как возникли мегалитические сооружения в Куско, Саксайауман, Олантайтамбо, Мачу Пикчу, Тиуануку. Никакие из диких племён и перечисляемых культур не могли владеть подобной техникой обработки камня, которую можно наблюдать во множестве мест. С точки зрения официальной науки, развитие цивилизаций и технологий имеет исключительно линейный характер, то есть – исключается существование невиданных технологий некогда, тысячелетия назад, и возвращение, затем, к «первобытным» способам. Соответственно, все достижения, существовавшие на континенте, незаслуженно возлагаются на последние «засветившиеся» там цивилизации.
Многочисленные удлинённые черепа, в том числе и черепа различных других форм – также объясняются наукой повальным увлечением дикарей – многолетними добровольными сдавливаниями черепов с помощью повязок и камней. То же самое по вопросу трепанаций, очень распространённых в культурах Паракас, Наска и т.д.
Что касается рисунков Наска – на первый взгляд они не кажутся такими масштабными (десятки метров), как представлялось ранее. То есть, при желании – некоторые из них вполне могли быть творением представителей местных культур. Другое дело – линии, фигуры и пересечения. Здесь уже счёт идёт на сотни метров и километры. Это чертежи, выверенные с астрономической точностью, невозможные без взгляда с высоты. Не говоря уже о предназначении и смысле.
В общем, мы наконец приобщились к этим мировым загадкам и воочию их оценили!
ЛИМА.
Полет до Боготы занял около 20 часов. Еще 3 мучительных часа ожидания и столько же часов до Лимы. Когда подлетали к Боготе, окончательно стемнело. Над горами, вокруг столицы, вспыхивали молнии, одна за другой.
В Боготе существует дурацкая традиция при посадке на рейс: ты проходишь в зал ожидания на гейт, сидишь расслабляешься, но за 2 часа до посадки всех выгоняют в коридор с вещами, а потом, долго и мучительно, впускают обратно с проверкой багажа. От Боготы до Лимы мы летели уже в ночи – практически над линией побережья. Внизу изредка проплывали огни прибрежных городов. А на горизонте, за Андами, на всём протяжении границы гор и джунглей, сверкали зарницы, не предвещая ничего хорошего.
В Лиме, расплывшейся бескрайними огнями по окрестным холмам, мы приземлились ближе к 1:30 ночи. Сразу по прилету разменяли сотню долларов на ближайшие расходы. Курс в аэропорту был как всегда занижен - 2,54 соля за доллар, далее по маршруту: 2,60 -2,64. Мы были уставшие, и, учитывая позднее время, решили воспользоваться официальным такси, заплатив феноменальную сумму 80 солей. В аэропорту сразу несколько официальных контор предлагают транфер, что не может не настораживать. При этом, чем ближе к выходу – тем дешевле. Мы выбрали ту, что подальше, но всё равно жестоко просчитались.
Гостиница в Лиме тоже получилась самой дорогой за поездку – целых 50 долларов. Но мы платили не столько за гостиницу, сколько за ее расположение – в 5 минутах от главной площади. Так как уже в полдень нам нужно было садиться на автобус в Наску, то на осмотр центра Лимы оставалось всего пара часов. Пока заселились и привели себя в порядок, было уже часа 3 ночи. Спать оставалось недолго.
Гостиница располагалась на одной из центральных пешеходных улиц, вроде Арбата, выходившей на Плаза де Армаз. Даже ночью, когда мы брели от такси с рюкзаками, тут было вполне прилично и спокойно, несмотря на перемещавшихся бомжей. Утром и днем, когда были открыты все ставни, полно народу и туристов, все выглядело еще куда более радужно.
Центральная площадь Лимы и кафедральный собор
Одна из центральных пешеходных улиц – практически Арбат.
Кафедральный собор
Внутри
Здесь же находится саркофаг Франциско Писарро, жестокого истребителя и завоевателя инков. Теперь же - национальный герой и со всеми почестями возлежит в Кафедральном соборе. Можно сказать – «От благодарных потомков!»
Собор Св.Франциска неподалёку от главной площади Лимы, облюбован голубями из-за своей ребристости.
Интерьеры св.Франциска
Региональный музей Ики
Переезд в Наску, длящийся часов 8, прошел бы совсем спокойно, если бы я не придумал для нас одно приключение. Дело в том, что дорога в Наску проходит через город Ику, что на 2/3 пути от Лимы. В Ике находится 2 известных музея – первый, региональный музей Ики, очень компактный, но с богатой и крайне интересной экспозицией культур Паракас и Наска, в том числе – черепа разных форм и черепа со следами трепанаций. Второй – известный музей «черных камней» сеньора Кабреры, но попасть туда и в обычное время не просто – нужно договариваться заранее. Так что попасть в оба музея за раз – было бы фигурой высшего пилотажа с нашей стороны, учитывая ситуацию.
Ика – региональный центр. В L.P. значилось, что район у автовокзала – самый опасный в городе. Так как это был наш первый «выход в свет», не считая Лимы, я очень надеялся попасть в Ику засветло. Кроме того – сам музей закрывался в 7. Мы купили билеты на самый ранний из возможных автобусов компании Союз и стартовали из Лимы в 13:30. Когда проезжали Писко, было уже около 5 вечера, и еще порядка 70 километров до Ики. Целый час я сидел, как на иголках и смотрел то на садящиеся солнце, то на дорожные знаки. Надежда попасть в музей угасала с каждой минутой. Солнце предательски опустилось за горизонт раньше, чем мы этого ожидали. И вот, наконец, уже в темноте, мы въехали во двор автовокзала в 6:10. Ситуация была тревожная – если мы не попадем в музей, то зачем вся это чехарда - было бы куда комфортнее купить билеты сразу до Наски! Оставалось решить еще 2 вопроса: мы купили билеты на автобус Ика-Наска на 19:30 и сдали рюкзаки в камеру хранения во дворе вокзала, что оказалось почему-то бесплатно. Это было крайне неожиданно, что здесь что-то делается бесплатно. К тому же напрягало, что улыбчивый приёмщик не спешил компостировать нам бирки на рюкзаки… Выскочили на оживленную улицу у вокзала – одну сплошную пробку, гудящую и зловонную. Я знал примерно куда ехать и что до музея – не более 1,5 км, поэтому мы поймали первый же трицикл и потарахтели к музею. Правда, за первым же поворотом, встали в очередную пробку - это было уже чересчур! Я вообще не был уверен, что за отсутствием туристов в такое-то время, кто-то будет ждать официального времени закрытия музея и не уйдет раньше. Каково же было наше удивление, когда, выскочив у шлагбаума при въезде на территорию, охранник кивнул, что музей все еще открыт. Время было 6:30. Мы бегом проскочили через двор. У входа маячили несколько фигур – работники музея. Да, все было открыто! Мы заплатили за билет, и специально для нас в залах включили свет. Еще несколько минут, чтобы придти в себя и сосредоточиться.
Вот ради кого вся эта нервотрёпка. Эти формы принято считать результатом физической трансформации с помощью повязок. Но есть один неоспоримый факт - можно изменить форму черепа, но нельзя увеличить вдвое его объём..
Ещё одна «сладкая парочка» яйцеголовых
В те интересные времена были очень распространены всевозможные операции на черепах, и это носило повальный характер, судя по количеству находок. Один из примеров трепанации. Кстати, все трепанации проводились на "обычных" черепах, что характерно
Что ещё сделать с тушкой врага, как не зашить рот, забить накрепко глаза, чтобы в загробной жизни не слишком досаждал.
Примеры керамики культуры Паракас
Счастливые и приободренные такой удачей мы вышли из музея и поймали трицикл обратно до вокзала.
Новый автобус оказался попроще (практически public bus), за 10 солей. Кроме нас – только пара пассажиров. Но к отправлению набилось практически 70% автобуса. Контролер посоветовал держать сумки на руках и ни в коем случае не на полке, что ободряло. Возможно, в Перу ведется борьба с левыми заработками. Именно на этом маршруте за 2,5 часа пути, автобус проверили раз 5. То есть, где-то в населенных пунктах нас поджидали контролеры. Они входили, проверяли у всех билеты и выходили. 2 раза мы показали, но потом уже все это порядком достало, превратилось в какой-то фарс. Мы и так были уставшие и раздраженные, поэтому просто стали игнорировать дальнейшие проверки.
НАСКА
Отель в Наске мы не бронировали, но, пока ехали в автобусе, я наметил в L.P. парочку вариантов, в том числе - отель Алегрия, оказавшийся прямо через дорогу от остановки компании Союз. Время было позднее, номер вполне устроил, и мы решили остаться. Надо было выспаться перед полетом.
Ждём завтрака на рассвете…
Мы решили не покупать полет за 95 долларов в отеле, а с утра пораньше ехать в аэропорт. Встали с рассветом, позавтракали первыми и уже к 7 были в аэропорту. Аэропорт представляет собой павильон с разными компаниями. Цены у всех стандартные – 90 долларов. Нам удалось договориться о небольшой скидке – получилось по 83 доллара. Также, необходимо было заплатить 25 солей - так называемый налог аэропорта.
У нас было 2 варианта: вылететь через 10 минут на маленьком самолете или через 1,5 часа – на более крупном. Мы, разумеется, решили не терять времени и согласились на маленький, 5-местный. К тому же, трое попутчиков уже нас поджидали. Двое, худые и высокие, оказались явными, как сейчас принято говорить «представителями ЛГБТ сообщества», одетых крайне нелепо - в хипстерских облегающих штанишках, толстенных шерстяных свитерах и шапках.
Скажу сразу, полет – дело непростое…. И, как оказалось, чем меньше самолет – тем трагичнее могут быть последствия. Я почувствовал нехорошие зарождавшиеся симптомы уже после 2-ой фигуры. Пилоты пролетают над фигурой, наклоняясь сначала одним боком, затем разворачиваются и пролетают так, чтобы и пассажиры с другой стороны увидели рисунки во всей красе. При этом, разворот происходит по кратчайшей траектории, чтобы не тратить горючее и время! А чем меньше и манёвреннее самолёт, тем меньше траектория разворота. Ощущение наверно сравнимо с американскими горками, на которых я не катался и теперь, скорее всего, не стану даже пробовать… Тут правда ещё добавляются боковые наклоны и более резкие виражи во всех траекториях. Возможно, я слишком активно стал снимать вначале, но уже после 3-ей фигуры я невольно стал припоминать всё, что съел на завтрак и в том числе - как просил добавку кофе… А пилот бодренько продолжал: «А теперь – правый борт!». Очередной вираж вызвал трепет где-то в глубине живота. С этого момента полёт превратился в настоящую пытку. Было душно и жарко. В том числе – от наушников, которые все одевают от шума и для того, чтобы слушать комментарии пилотов. От резкого и громкого голоса исходившего от них становилось ещё хуже. Я попробовал снять их, но рокот пропеллера был не особо лучше. Вспомнилась песня группы Аукцион «Остановите самолёт – я слезу». Так, в борьбе за выживание, прошёл полёт, о котором я так долго мечтал и который представлялся сказочным и фантастическим раньше. Тем не менее – всё основное я успел посмотреть и даже заснять, в том числе и видео.
Сами фигуры несколько разочаровали, так как я ожидал большего размаха. Чтобы насладиться в полной мере всем комплексом линий и рисунков, как я понял – надо зависнуть здесь на воздушном шаре – неспешно и спокойно.
Аэродром…
Некоторые из рисунков.
Обезьяна была бы не так интересна без связи с некоторыми другими формами
Паучёк затесался среди сложной системы чертежей.
Колибри
А здесь, наверно, когда-то жгли гигантскую спираль против гигантских комаров…
Кусочек шоссе Панамерикана и смотровая вышка, откуда видны ближайшие фигуры. Сомнительная альтернатива полёту, но гораздо проще и без последствий…
Человек, у которого мы купили полёт, великодушно предложил подбросить до города. Мы ждали машину в тени и дышали всё ещё прохладным утренним воздухом. Плохо было не только мне – у кого-то последствия полёта стали проявляться чуть позже.
Несмотря на не самое бодрое состояние – мы сделали ещё два дела, прежде чем вернуться в гостиницу. Сначала, надо было купить билеты на автобус до Арекипы. В этот день нам предстоял 9 часовой переезд. Насколько мы читали раньше – все добираются до Арекипы ночным автобусом, а про дневные переезды информация была крайне скудна. Нас это не очень устраивало по двум причинам. Во-первых, мы не очень были рады перспективе приехать утром в разбитом состоянии и бродить по Арекипе с вещами. Гостиница в Арекипе, в случае ночного переезда, не предполагалась, так как днём мы уже должны были стартовать в Чивай и Колку. А, во-вторых, мы не знали чем занять себя в Наске до самого вечера.
Поспрашивав у автостанции, мы выяснили, что точно есть дневной (проходящий) автобус Cruz del Sur в 14:30. Туда и отправились. Однако, в офисе кампании нас ждал не очень приятный сюрприз – билеты были, но на одни из самых дорогих мест. Цена – около 40$. Выбирать не приходилось – постоянно подходили люди, интересовались, так что был реальный шанс упустить эти билеты и ждать вечера.
Кладбище Чаучилла
Время было около 9 утра, автобус в 14:30, гостиница – до 12. Не теряя времени, мы решили отправиться на кладбище Чаучилла, что в 30 минутах от Наски, для чего устроили небольшой аукцион среди таксистов. Уже по дороге в Чаучиллу нас обогнал автобус кампании Flores – и как нам сказал водитель, это недорогой автобус также идущий в Арекипу! Но стартует он около 9:30.
Кладбище – один из важнейших объектов культуры Наска. Основная часть захоронений производилась с 200 по 700 годы. За счёт отличных условий консервации в песке здесь отлично сохранились мумии, ткани и т.д. Несмотря на то, что это очень раскрученный и посещаемый сайт, за всё время, что мы там бродили, мы не встретили ни одной группки туристов.
Раскопанные показательные могилы находятся на расстоянии десятков метров друг от друга.
Одна из мумий
В то время похоже волосы не стригли вообще, скорее всего, видя в этом некий эзотерический смысл. Так что многие мумии имеют косы по 2 метра. Возможно, росту волос способствовали ферменты коки, доля которой обнаружена в них.
При кладбище также есть маленький музейчик в один зал, рассказывающий об истории раскопок и некоторых экспонатах. Местный климат способствует хорошему сохранению и мумификации.
В гостинице был небольшой бассейн, на который мы сначала не обратили внимание. Теперь же, после полёта и посещения раскалённого кладбища, это было очень кстати.
Перед автобусом, мы успели ещё зайти в пойерию, как оказалось – это было не обязательно, так как в автобусе мы получили пайку сразу после отправления.
Посадка заняла минут 20. Кампания решили продемонстрировать чудеса организации и безопасности. Для регистрации на рейс поставили специально стойку регистрации, всех выстроили на солнце вдоль горячего автобуса и поставили камеру на штативе. По всей видимости, так фиксировали – кто какие вещи сдаёт и, что все едут по настоящему билету. Мало того – охранник у стойки проверил ещё и личные сумки каждого, как перед самолётом! В общем –идиотизму нет пределов, когда показуха ставится на поток!
Автобус шикарный, двухэтажный, но места, к сожалению, оказались внизу. Хотя, когда автобус мотало на поворотах и нас слегка укачало, мы решили, что это к лучшему – ведь второй этаж из-за большей амплитуды раскачивает сильнее! После полёта над Наской нам этого так не хватало…! Места напоминали бизнес-класс в самолёте. Широкие кожаные кресла, под ноги опускается подставка, тоже – кожаная… Пледы и подушки. Первым делом принесли еду.
Автобус Cruz del Sur
Наши места на первом этаже.
Сначала мы ехали через пустыню и холмы, встретив небольшую песчаную бурю. Затем выехали на океанский берег, и дорога закружила по горам, подходящим вплотную к морю. Пересекли живописную бухту городка Чала. Потом ехали долго вдоль берега, пока не стемнело. С наступлением темноты нас вырубило на мягких удобных креслах. Не спас даже телевизор.
Побережье, на основном своём протяжении довольно унылое и пустынное. Океан зловещий и безбрежный. Лишь изредка попадаются живописные местечки.
АРЕКИПА
Проснулись мы уже где-то на подъездах к автовокзалу Арекипы. Из-за тонированных стёкол ночью ничего не видно – только редкие огни за окном. Время около 23:30 и на улице довольно-таки прохладно, градусов 10 и дул холодный ветер. Как я и ожидал – идиотская погрузка закончилась не менее идиотской разгрузкой. Из здания опустевшего вокзала к автобусу вышли два сонных грузчика и начали выдавать по одной сумке. У багажника образовалась толпа, а они по две минуты читали бирки и сравнивали цифры. При том, что 90% пассажиров были туристы и указывали на свои сумки и всё на виду – шанс ошибки был минимальный, но установка администрации была чёткая. Я фактически силой вырвал свой второй рюкзак. Вышли с территории вокзала, игнорируя вокзальных таксистов-шустриков. На улице такси шли потоком, но торговаться особо никто не хотел. Наверно цена в 6 солей оказалась дном.
Это был вечер пятницы и в центре шла гульба, работали дискотеки и бары. На одной из узких улочек мы встали, пока кто-то садился в такси впереди и я с начал рассматривал перуанских проституток, которых в переулке оказалось сразу несколько. Одна стояла всего в полуметре за окном – унылая и потерянная.
Так как в Арекипе мы в первый день изначально ночевать не планировали, то и отель не бронировали заранее. В автобусе наметили пару вариантов в полукилометре от центральной площади и теперь ехали в ту сторону. Мы оказались на пустынной мрачной улице с закрытыми ставнями и устойчивым запахом аммиака (что вообще характерно для улиц Перу и Боливии). Водитель не пожелал даже удостовериться – вселимся мы или нет. Видимо, посчитал, что мы клиенты нерентабельные, и он легко найдёт получше. Дверь первой гостиницы нам даже не открыли – в домофон ответили, что номеров нет. Через дорогу – ещё один хостел. Здесь открыл более приветливый дежурный, но по виду внутреннего дворика, к тому же необитаемого, уже стало ясно , что жить мы здесь не будем. Номер оказался соответствующим. Оставалось идти до следующей гостиницы, благо их оказалось тут предостаточно. Прошли примерно полтора квартала и на этот раз звёзды сошлись. Горячая вода, тепло, чистое бельё и приятная хозяйка.
По утру, улицы вокруг гостиницы смотрелись не так гнетуще, как это было накануне ночь. Светило солнце, над городом возвышались снежные вершины вулканов шеститысячников. С утра ещё было довольно свежо – не больше 12 градусов. Я поспешил одеть сандалии и теперь поджимал ноги, во время завтрака. Через час стало совсем тепло, и можно было ходить в майке.
Когда мы стартовали, около 8 часов, все основные объекты ещё были закрыты. Поэтому мы просто пошли на центральную площадь для первого знакомства. В этот день несколько улиц в центре оказались перекрыты из-за выпускников местного университета, как мы поняли позднее.
Центральная площадь Арекипы
Такси – неотъемлемая краска города. Они идут потоком, практически как поезд.
Военные должны подчёркивать торжественность момента.
Фасад Iglesia de la Compania - старейшая сохранившаяся церковь Арекипы
Фонтан во внутреннем дворике
Симпатичные представительницы туристической полиции
Отдельная подборка по монастырю Санта-Каталина - он занимает целый квартал и по сути является городом в городе. Сейчас это исключительно туристическое место со множеством отличных декораций. Здесь можно подобрать фон на любой вкус, правда временами приходится ждать довольно долго, чтобы в кадр не попал кто-то случайный. Цена за вход соответствующая масштабу объекта.
ЧИВАЙ и КОЛКА
Ещё в начале прогулки по Арекипе мы зашли в пару агентств, чтобы прозондировать ситуацию с Колкой и купить тур.
В Колку можно добраться разными способами:
Проще всего - купить типовую экскурсию в Арекипе на один или 2 дня. Это средний вариант.
Можно доехать до Кабанаконды на обычном автобусе, переночевать, а с утра на таком же автобусе сойти по пути обратно в любом месте. Это дешёвый вариант.
Можно взять машину в прокат – это позволит в полной мере насладиться видами, но могут возникнуть «непредвиденные обстоятельства».
Мы решили остановиться на среднем варианте и взять тур. Проблема заключалась в том, что двухдневные туры стартуют около 8 утра, чего мы не могли себе позволить, так как хотели погулять по Арекипе. После обеда эти туры добираются до Чивая, а с утра едут к кондорам. Второй вариант – однодневный тур. Стартовать надо в 4 или 5 утра, а затем за один день совершить всю программу, включая дорогу туда и назад.
В агентстве мы достигли компромисса. Мы договорились, что доберёмся до Чивая сами – к вечеру, в условленную гостиницу, входящую в тур, а с утра нас подберёт автобус. То есть – мы должны были включиться в программу на полпути. Оставалось успеть на автобус, который предположительно уходил в 1-2.
На автовокзале было полно народу и несколько стойках в конце мы, наконец, разглядели таблички Чивай. Это были самые обычные недорогие паблик басы. В другом крыле автовокзала находятся более респектабельные кампании, но на ближайший автобус, уходящий в 2 часа оставалось всего несколько билетов и мы решили не испытывать судьбу, купили билет и поднялись в один из ресторанчиков на втором ярусе вокзала. По сравнению с остальными точками – это действительно был ресторанчик.
Публика стягивалась к автобусу как на подбор, так что я решил постоять до конца, чтобы понаблюдать за рюкзаками в багажнике.
На автовокзале
Когда мы уныло потянули на подъём, я понял, что именно тут надо было брать хороший автобус, так как треть дороги – это подъём. Он был бы шустрее и тише. Поднявшись на плато, мы наслаждались отличными вечерними видами и смотрели на викуний. Как я ни пытался – окно не хотело открываться, я боялся, что оконная ручка останется в руках – пришлось снимать через грязное стекло.
Приехали в Чивай в районе половины шестого – солнце уже зашло за горы и стало ощутимо холоднее, чем это было в Арекипе. Уже выходя из автобуса мы поняли, что с нами происходит что-то не то. Голова начинала болеть при каждом усилии. Поймав трицикл, мы поехали искать условленную гостиницу «Tres lunas». Не знаю как другие номера, но тот, что достался нам, на первом этаже и с окном на переулок явно не стоил больше 20 солей при нормальном раскладе. Горячая вода присутствовала, но сама зона душа выглядела очень странно – площадка буквально 30 на 40 см. Тут можно было максимум помыть perro среднего размера. К тому же большая часть струи уходила резко в сторону на дверь. Так или иначе – душем пользоваться нам не пришлось.
Превозмогая нарастающую головную боль, мы всё-таки решили ехать на источники. Решили, что, отмокнув в целебной воде, будем чувствовать себя свежее и бодрее. Я даже не стал брать с собой фоторюкзак, не чувствуя в себе сил на подвиги, и это было верное решение! На источники с центральной площади ходит микроавтобус за 5 солей с человека, но мы не знали об этом, а потому поймали трицикл за те же деньги. Водитель показался приличным, даже в очках. Трицикл был совсем некстати, потому что дорога оказалась базового уровня и нас протрясло так, что появились совершенно новые, неизведанные доселе симптомы.
Источники работают до 8 вечера, и у нас оставалось ещё минут 45 до закрытия. Стоимость 15 солей с человека. В комплексе есть разные бассейны, но нас направили в основной, работавший в тот момент – размером 12 на 6 метров. Здесь же по периметру душевые кабины и переодевалки, а также ящички для вещей. Мы не сразу поняли систему. А так как температура на улице была не больше 8 градусов, то кинули вещи в два открытых ящика с навесными замочками. И только, когда погрузились в тёплую воду, начали анализировать – где теперь нам взять ключ. Оказалось, ключи выдаются с замками из коробки у администратора, но никто нам об этом не сказал при входе. Пришлось окликнуть из воды охранника, и он подобрал нам ключи по номерам ящиков.
В целом, всё довольно цивильно. Чисто, народу было не много (причём все – местные), музыка, пар. Плавать тоже было тяжело, так как это требовало усилий, а голова не проходила. Мы в основном сидели на специальных уступках, а переплывать от бортика к бортику приходилось с минимумом усилий, так как каждое движение отдавалось в голове, благо консистенция воды хорошо держала.
Когда добрели до номера, поняли, что сил хватит только на то, чтобы залезть в кровать.
В 5:30 побудка, постучали в дверь. В общем-то, мы уже и сами проснулись по будильнику. Собрали вещи и вышли на завтрак. Все столы уже были заняты. Когда подъехал автобус, мы тоже вышли с рюкзаками и начали пристраивать их в багажнике. И тут вдруг возникли проблемы. Автобусный гид запротестовал – сказал, что мы не у него в автобусе, мест на нас нет, и никто его не предупреждал, а за нами приедет другой автобус. При этом все люди из гостиницы загрузились и мы остались одни с рюкзаками. Положение было не очень приятным – а вдруг автобус не приедет. Уже 6 утра и все прогрессивные люди уже устремляются к кондорам. Мы заставили этого гида созвониться с тем, кто продавал нам тур. Оказалось, что наш автобус идёт из Арекипы и скоро прибудет. И тут до нас дошло, что нам продали однодневный тур + ночёвка. Надежды, что автобус из Арекипы придёт минута в минуту, было мало. Мы вернулись в холл, выпили ещё по 2 чашки чая.
Надо отдать должное – автобус пришёл почти ровно в 6:30. Он был пустой, потому как народ сгрузили на завтрак у выезда из Чивая, и мы сели впереди. Гид, кудрявая и разговорчивая – мне сразу не понравилась, со всей её деланной любезностью! Ненавижу таких! Когда мы отъехали от гостиницы, она первым делом спросила – купили ли мы билеты…? Какие билеты? – Билеты при въезде в Чивай, за пребывание в ущелье Колка. Честно сказать, мы как-то упустили этот момент. Так как мы приехали в Чивай на рейсовом автобусе, то, естественно, ни у какого поста не останавливались при въезде.
- Вам надо купить билеты! Перед смотровой с кондорами мы будем проезжать пост контроля и вас не пустят!
- Сколько, спрашиваем, стоят? - 140 солей за двоих.
У нас волосы зашевелились на голове! Почти 55$ за вшивых кондоров. Весь тур стоил 120 на двоих. Мы затихли, думая, что делать с билетом. При всех тратах на эту вылазку в Колку – просто никак не хотелось платить ещё 55$ экстра.
Потрясающая утренняя красота ущелья! При косых утренних лучах, долина и террасы выглядели особенно живописно! Всё портила пыль. От Чивая до Кабанаконды идёт грунтовая дорога. И пыль над ней не оседает никогда. Автобусы с туристами летят один за другим, проезжают и рейсовые автобусы – они оставляют особо значимые шлейфы пыли. Приходится ехать при плотно закрытых окнах, но это не спасает, так как пыль летит и проникает отовсюду. Каким-то образом вдоль дороги ходят бедные местные жители, кто с ослами, кто с ламой… На обратном пути, в самую жару мы увидели группу велосипедистов-энтузиастов. По их лицам было ясно, что они в полной мере осознали свою ошибку, выбрав этот маршрут.
Автобус в туре делает несколько остановок на смотровых площадках, но, как это водится – самое интересное остаётся вне этих площадок и безвозвратно проносится за окном и клубами пыли. Вот тут и начинаешь жалеть о собственном авто, которое позволило бы останавливаться в любом месте, и самому решать где платить, а где нет.
Вот и контрольный пункт. Предварительно я вытащил из кошелька всё лишнее, кроме 90 солей. Из автобуса впереди выскочил гид со списком. Перекинулись парой слов – поехали. Вышла и наша… Подводит контролёра к нашей передней двери, открывает и показательно спрашивает – «Где ваши билеты? У вас есть билеты? Покажите!». Разыграла эту сцену, прекрасно зная, что билетов нет.
-Вы должны пройти оплатить.
Вышли из автобуса, подошли к сторожке, спрашиваем – сколько?
-140 солей.
Мы говорим – нас никто не предупреждал, наличных нет. Смотрю на билет – там написано, что он действует 7 дней, на всё ущелье. То есть по сути – эти с..ки вынуждают платить немереные деньги за полтора часа пребывания у кондоров!
Я спрашиваю – у вас есть билет на один день, нам не нужно на неделю!
- Извините, нет. И добавляет – ну в крайнем случае мы можем продать вам билет по тарифу для местных – по 40 солей. У вас наберётся столько? Я демонстративно пересчитал – да, говорю, так и быть.
На том и сошлись. Тем не менее – даже 30$ за это мероприятие было слишком!
Да, это туристическая зона, заповедник. Да, надо покупать кондорам еды каждый день, чтобы они плодились, и исправно каждый день облетали смотровые площади. Но всё равно, это несоизмеримая плата!
Кондоры обитают и прикармливаются у местечка Cruz del Condor. Именно сюда устремляются с утра все автобусы и здесь есть несколько уровней смотровых площадок. По сути – именно это место является целью для большинства «понаехавших».
На наш взгляд, именно в пункте Cruz del Condor сам каньон не особо интересен. Гораздо интереснее и живописнее места по дороге - практически на всём протяжении до точки с кондорами и около Чивая. Здесь можно жить неделю, снимая террасы и ущелья с разных точек и в разное время дня. Для желающих предлагается много всяких программ трекинга.
Виды в начале ущелья
Всё выше уходит дорога, а река спускается глубже…
Несчастные местные жители… Уж лучше бы они вообще не выходили на дорогу с 6 до 11, когда основная масса туристических автобусов мчится на Cruz del Condor и обратно!
Дети учатся бизнесу – зачем тратить время на школу…
Каньон в районе Cruz del Condor с обещанной, самой глубокой точкой, не так впечатляет
Цветы немного спасают и разнообразят ситуацию.
Одна из первых птичек…
Классический вид на фоне гор
Парные выступления
Виды на обратном пути – в сторону Чивая
Каждая смотровая – хорошая торговая точка.
Все местные заточены под турпоток и своего не упустят. Я не ожидал, что за съёмку маленького ослика, мне протянут руку. Дедулька заработал свой явно не первый соль, так что пришлось выложить его тоже, чтобы «не зря…».
На обратном пути возник ещё один прецедент по туру. Нас подвезли в специально оговоренное место. У всех обед был включён, а у нас, разумеется – нет! Итого 40 солей на двоих.
Случайный кадр около ресторанчика, после обеда…
На перевале 4900 (практически Эльбрус) мы сделали очередную короткую остановку. Было холодно и ветрено. Солнце закрыли плотные тучи. Снова дала о себе знать головная боль, которая стихла только вечером в Арекипе.
Альпаки совершенно не переживают по поводу высоты и холодных ночей в своих шерстяных комбинезонах, с удовольствием пасутся на нагорье
Арекипа вечером
Мисти возвышается над городом…
Вылет в Куско с кампанией Taca в 9 утра. Аэропорт маленький и довольно приятный. Единственное, что стоит учитывать – после регистрации, чтобы попасть на гейт (их всего 2 и они в одном зале), надо отстоять очередь из всех, кто вылетает на ближайших рейсах. Так как сумки мы не сдавали, то стояли со всеми отягчающими минут 25. Это по сути последняя проверка перед посадкой, не считая проверки посадочного при выходе на поле. Здесь же могут залезть и в сумку, что удлиняло процесс.
Вид на горы в рассветных лучах
Полёт проходит над главным хребтом Анд. Я ожидал увидеть множество горных пиков и заснеженных вершин. На самом деле – это всего лишь широкое нагорье в 3-4 тыс. метров с цепочкой вулканов по 6-7 тыс. Первое, что я увидел – знакомые очертания Колки - той её части, куда мы не добрались.
Анды через иллюминатор – на север…
Какой-то из 6-тысячников
Здесь вспомнилась сказка про Айболита – какие горы он преодолевал…
КУСКО
Общая схема нашего маршрута по «Кускской области»
В Куско, по прилёту, мы как всегда проигнорировали несколько уровней таксистов (30 солей, 15 солей, 10 солей) и вышли на улицу, где поймали вторую машину за 7 солей. Мы жили в недорогой гостинице – практически у самого подножия холма Саксайуаман над центром. Гостиницу бронировали заранее. В целом ничего, но в номере было дико холодно и днём не работала горячая вода. Завтрак «шведский стол», но в рамках перуанских стандартов: это значит, что можно взять не по 2 булки, а по 3 или 4, намазать больше масла и джема. В этой части города полно бюджетных гостиниц примерно одного уровня условий – в пределах 50-60 солей за номер, так что в принципе, если позволяет время – лучше походить и на месте определиться, где комфортнее.
Куско очень приятный городок, зажатый между холмами на высоте 3500 метров, что означает холодные ночи и головную боль, для тех, кто приехал с равнины. У нас была уже некоторая закалка после Арекипы и Колки, но подниматься по крутым лестницам было по-прежнему тяжело. Особенно после обеда.
Современный Куско возник на месте, давно обжитом предшествующими цивилизациями. Здесь сосуществовали постройки с различными видами кладки. Последующие цивилизации использовали достижения предыдущих, в том числе, испанский Куско вписался также в основания и стены, построенные некогда мастерами, владевшими уникальными технологиями обработки камня. Свидетельства тому можно наблюдать на живописных улочках старого города.
Позавтракав, мы спустились на главную площадь, где полным ходом шли отмечания 1-го мая! Это был первый раз в поездке, когда местная любовь к стачкам и праздникам перешла нам дорогу! В этот день оказались почему-то закрыты все музеи, включая Кориканчи, и даже кафедральный собор! Это означало, что всё не осмотренное сегодня – автоматом переносится на последний день в Куско. В общем, оставалось просто слоняться по городу и неспешно смотреть по сторонам.
На центральной площади Куско
По городу маршировала и такая вот группа ведьмочек – с инкской символикой…
Стилизованный трамвайчик-автобус…
Храм Кориканчи – один из самых значимых объектов. Он был построен на территории целого комплекса древних храмов.
Пирамиды встроенные ныне в комплекс храма Кориканчи – идеальнейшая кладка!
По туристическим перекрёсткам рассредоточены ряженые с ламами и козлятами, не упускающие ни единого шанса - стоит только направить на них фотоаппарат! В жару днём они любят умываться у фонтанов, а заодно чистят своих подопечных.
При строительстве испанцы использовали фундаменты и стены уникальной кладки, разных видов, сохранившейся от древних эпох.
Полигональная кладка – одна из самых загадочных. Камни разные по форме и весу сложены с идеальнейшей точностью.
У известного 16-ти гранного камня всегда оживлённо…
Пример другого типа бесцементной кладки, также "пригодившейся" при позднем строительстве.
Одна из основных туристических улочек
Вид на центральную часть Куско с холма Саксайуаман
Вечерний вид на центральную площадь Куско
После обеда мы планировали добраться до Кенко и Саксайуамана. Мы были практически под горой. С одной стороны – жаль спускаться в город и ловить такси, а с другой – до объекта рукой подать! И мы пошли по лестницам и улочкам вверх. Мероприятие не такое сложное, но после обеда, и с учётом высоты, идти было не просто.
Вверх от входа к Саксайуаман тянулся поток людей и мы прошли тоже, когда нас вдруг окликнули. Оказалось – местным бесплатно (как в Сокольники сходить…), а нам – покупать билет за 26$ или 46$ с человека. Тут самое время поговорить о билетах. В Кускской области с этим делом преуспели особенно. Есть три типа билетов:
Первый, за 70 солей (27$), покрывает объекты около Куско (Саксайуаман, Кенко, Тамбомачай, Пука-Пукара), но сюда не входит всё, что дальше, а именно, Марас, Морай, Писак, Олантайтамбо. На эти объекты надо будет покупать отдельные билеты.
Второй – общий, включающий всё перечисленное, плюс некоторые музеи в Куско. Стоит 120 солей (46$). При этом, хочу отметить, что музеи тут представлены самые паршивые (типа современного искусства). А за кафедральный собор, Кориканчи и другие музеи будь добр выложить ещё.
Планируя проехать по программе «максимум», мы решили купить общий билет и расстались сразу с 100$ на входе в Саксайуаман.
Как раз, когда мы поднимались, солнце плотно спряталось за тучи, при том, что светило до этого большую часть дня. Оставалось ждать. Мы сходили на смотровую, прошли задворками, а солнце всё не торопилось выходить, тучи упорно стояли на месте, несмотря на русский мат. Солнце, наконец, вышло, после знакомства с местной ламой.
Общая панорама главной «стены»
Не менее интересны и другие объекты Саксайуаман. Гора в центре комплекса буквально сточена в ряде мест, как будто её обработали гигантской фрезой
Местные используют идеально отшлифованные горки в качестве аттракционов.
Кругом валяются остатки бывших массивных строений и блоков явно оторванных о своего изначального места – как после мощного взрыва.
Кусок скалы на задворках комплекса – испещрён лестницами, нишами и углублениями. Такие же можно наблюдать в Кенко.
МАРАС, МОРАЙ, ОЛАНТАЙТАМБО
Я крайне негативно отношусь ко всякого рода организованным турам. Не выношу пустых ожиданий, невозможности останавливаться там, где хочется, и задерживаться в интересных местах столько, сколько надо и т.д. В этой поездке нам пришлось несколько раз прибегать к таким услугам для оптимизации передвижений.
В этот день мы должны были из Куско переехать в Мачу Пикчу, посмотрев при этом Морас, Морай и Олантайтамбо. Сначала пытались найти соответствующий тур с окончанием в Олантайтамбо, но подобных не нашли. Решили остановится на самом экономном варианте – экскурсия в Марас и Морай, с тем, чтобы по окончании сойти на самой близкой к Урубамбе точке, а далее – как повезёт добраться до Олантайтамбо.
Начало этой самой экскурсии получилось убийственным. Мы пришли в условленное время в офис с рюкзаками. Все остальные были налегке, так как все едут на эту экскурсию на полдня и возвращаются обратно. Сначала нас провели на соседнюю площадь, к мэрии, где мы стояли на перекрёстке минут 20. Туда же приводили бригады от других агентств. Потом мы минут 15 стояли на другой стороне улицы. Когда приехал автобус началось самое интересное. Мы отъезжали с площади, останавливались в переулках и возвращались снова, подбирая всё новых людей. Разнообразия ради или создавая видимость начала экскурсии, водитель выбирал всё новые маршруты, но каждый раз мы опять заворачивали на эту чёртову площадь. Так прошло ещё минут 40. Меня просто раздирало от бешенства! Во время одной из остановок я всё же выскочил из автобуса и набросился на того парня, который вёл нас от агентства, со словами «какого х.. происходит и когда уже мы начнём эту ё… экскурсию! Особо мой выпад ситуацию не переломил. Им нужно было собрать всех в этом городе, включая тех м..даков, которые упившись накануне проспали на 1,5 часа время старта!
Когда мы выехали из города, мне понадобилось ещё минут 40, чтобы придти в себя и побороть бешенство. Первая остановка – деревушка Чинчеро, где нам рассказывали о секретах изготовления и окраски местных тканей.
Второй пункт – основной, ради которого и был затеян этот маршрут – террасы Морай. Их происхождение также приписывают инкам, не вдаваясь в детали. На кой чёрт инкам такой масштаб и такое соблюдение пропорций! Я решил не тратить время и силы на спуск вниз, а предпочёл обойти всё вокруг по верху.
Воронка крупным планом
Маленькая воронка
Последний пункт экскурсии – соляные террасы Марас. Дорога к ним, причём довольно узкая, проходит вдоль драматичного обрыва. Террасы появляются где-то далеко внизу под автобусом по правому борту, когда дорога поворачивает за холм. Каким-то невероятным образом автобусам ещё удаётся разъезжаться над пропастью. Наблюдать за этими манёврами лучше всего уже с самих террас.
Вместо дачных 6 соток – у каждой семьи своя соляная ванночка.
После террас наставал самый ответственный для нас момент. Где-то на трассе, ближе всего к Урубамбе, нас должны были выбросить из автобуса. Сколько нам ждать автобуса – час или два, было непонятно. Когда мы подъезжали по грунтовке к трассе, я увидел приближавшийся перпендикулярно автобус в нужную сторону. На лобовом стекле – заветная надпись Урубамба, крупными буквами. Автобус пролетел мимо и пока мы выезжали на трассу – шустро ушёл вперёд. Я подошёл к водителю и сказал, что было бы неплохо его догнать. Тот понимающе кивнул и дал понять, что всё будет ОК. Автобус мы догнали уже только на перекрёстке, где наша дорога вливалась в трассу Урубамба-Куско. Водитель стал протяжно гудеть, пока водитель рейсового автобуса не понял, что от него хотят. С рюкзаками, не веря в своё счастье, мы втиснулись в рейсовый автобус и оказались среди школьников, возвращавшихся (или ехавших ко второй смене…) в Урубамбу.
На автовокзале Урубамбы всё тоже получилось довольно оперативно, правда, но с ещё большим даунгрейдом. Ближайшая маршрутка уже отбывала в Олантайтамбо и она была доверху забита. Оставалось всего 2 места: одно впереди и одно на заднем ряду, где-то в гуще коленей и шляп…. Пришлось протискиваться сквозь эту густую, колышущуюся массу. Рюкзаки наши забрали на крышу и я всю дорогу оборачивался назад, предвкушая, как на очередной кочке – какой-нибудь из рюкзаков покатиться по дороге, но этого, к счастью, не случилось. Утрамбовка местных маршруток – полная. Сидят плечём к плечу и даже в тех местах, которые не особо предназначены. Моими соседями справа оказались два шкодливых (самое подходящее слово) школьника. Всю дорогу они о чём-то спорили и что-то выдумывали. То ели какие-то таблетки, потом сплёвывали их, то дрались и кусались, то смеялись над чем угодно.
Олантайтамбо совсем крошечный городок. Выйдя из маршрутки и приняв с крыши свои рюкзаки, под изумлённые взгляды приличных «групповых туристов», мы минут за 5 дошли до входа в Олантайтамбо. Солнце светило контровое и практически все террасы уже погрузились в тень.
Вид на долину Олантайтамбо
Фрагменты идеально сложенных уровней крепости
Исполинские блоки на вершине. К сожалению, основные виды крепости попали в группу повреждённых кадров, которые до сих пор не вытащил с того света… Приходится довольствоваться тем, что осталось…
Наш поезд отходил в 7 и до этого времени мы успели отдохнуть, поужинать и к 6:30 подкатили на станцию на трицикле. На поезд рекомендуют приходить за полчаса. У закрытых ворот уже рассредоточилась длинная очередь, основу которой составляли группы. Здесь же можно было перекусить тем, кто не успел. Мы полюбили кукурузу, которая подаётся с кусочком сыра.
Дорога узкоколейная при том, что вагоны не особо уже наших. Поэтому всю дорогу поезд шатает и раскачивает из стороны в сторону. Поезда идут здесь крайне медленно, постоянно уступая друг другу дорогу.
МАЧУ ПИКЧУ И ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВАЙНУ ПИКЧУ
Когда мы вышли в Агуас Кальентес всё вокруг было мокрое после прошедших сильных дождей. При этом, было гораздо теплее, чем в Куско, так как высота всего около 2000м. На главной площади гудели трубы и стучали барабаны, шло какое-то представление, окружённое толпой туристов, но нам с рюкзаками надо было пробираться, в другую сторону, вверх по улице, в забронированную гостиницу.
Ранний подъём диктовал свои правила, и мы хотели лечь пораньше, но не тут-то было! Представление выплеснулось с площади на улицы городка и теперь неуправляемый оркестр трубачей и барабанщиков наматывал круги по ближайшему к нам кварталу. Слышимость была идеальная, несмотря на плотно закрытые окна и беруши, так что я изучил весь небогатый репертуар. Похоже, что вся компания была уже вусмерть пьяна, что особенно проявлялось на трубачах…
Автобусы начинают ходить в 5:30 и мы, конечно же, планировали подняться на Мачу в первых рядах, поставив будильник на 5. В гостинице мы договорились о том, что нам завтрак дадут в виде сухого пайка, что добросовестно было исполнено – пакетик уже висел на двери.
Уже сбегая по нашей, опустевшей за ночь, улочке к остановке автобусов мы почувствовали неладное – со всех сторон, в ту же сторону, так же спеша, стекались группки людей. Мы явно не были первыми. Когда завернули к остановке, там стояло порядка четырёх автобусов и плотная очередь метров на 150… На всех явно не хватало. В книжке написано, что автобусы ходят каждые 10 минут и мои расчеты не ободряли. А тем временем небо, плотно затянутое тучами, стало просветляться – дело шло к рассвету. На самом деле – никакого интервала отправления автобусов не существует – они отходят по мере наполнения. Подходили всё новые автобусы, разворачивались и вставали параллельно очереди. Дело пошло быстрее, и мы сели наверно в 9 или 10 автобус. Так что разница между первыми занявшими очередь (боюсь представить - во сколько они вставали) оказалась не более 15-20 минут. По пути мы видели из окна несчастных энтузиастов, которые решили сэкономить, а может из принципа поднимались на своих двоих. Мы им искренне сочувствовали. Даже на шустром автобусе дорога занимает порядка 25 минут, а пешком не менее 2 часов, не говоря о затраченных усилиях.
Наверху, на входе тоже стояла очередь из-за проверки билетов и сумок, которая шла в 4 ряда. Я держал перед собой пакетик с едой, не подозревая ничего плохого. Когда контролёр спросил – что у вас тут в пакете? Еда? Я без всякой задней мысли уверенно отрезал – Нет! Он почему-то поверил и отстал, хотя под полиэтиленом явно просвечивался банан и бутылка с водой… Оказывается еду проносить нельзя. С одной стороны они правы – потому как туристы элементарно не всегда способны уследить за пакетиком или салфеткой, подхваченными ветром. Но с другой стороны – как провести день на Мачу, не имея притока калорий.
Утро выдалось облачное и слегка моросящее. Мне показалось, что так начинается здесь каждый день. Часов до 7 через Мачу проходят низкие облака, временами идёт дождь. По мере того, как встаёт солнце, облака редеют, а часам к 10-11 исчезают вообще, после чего на Мачу становится очень жарко и очень легко обгореть. Пока мы стояли в ожидании просветов, площадки заполнялись всё новыми порциями туристов.
Несколько классических видов для приличия…
На территории всё идеально вычищено и вылизано.
Может показаться, что ламы тут находятся на особом вольготном положении. На самом деле работа их тяжелее, чем у проституток, так как им приходится обслуживать по несколько сотен туристов за день. И каждый подходит к ним не понимая, что у ламы это по крайней мере 350-ый клиент за день. Ламы фыркают, отходят, но прекратить это вторжение в личную жизнь не в силах.
ВАЙНУ ПИКЧУ
Покупая билеты на Мачу Пикчу, мы для полноты ощущений решили также прикупить и билеты на Вайну Пикчу. Вход туда с некоторых пор стал платным и ограниченным – всего по 250 человек в 2 сеанса. Первый сеанс с 7 до 10, второй с 11. Изначально мы хотели купить билет на утренний сеанс, но все билеты уже были выкуплены. Теперь же мы считаем это счастливым стечением обстоятельств. В тот день до 10 часов Вайну Пикчу оставалась окутана облаками. Мало того, что ты лишаешься возможности отснять утренние виды, так ещё вынужден в тумане карабкаться на гору, с которой ни черта не видно. Есть один только плюс утреннего подъёма – не так жарко!
Честно сказать, оказавшись на Мачу Пикчу и взглянув с утра на отвесные стены и высоту, куда надо забираться я очень пожалел, что деньги уже заплачены и мы в заложниках у ситуации. Подъём туда означал, что сил на всё остальное уже не будет. При этом я так и не мог найти моральных оправданий в пользу подъёма.
После подъёма я не сильно изменил своё мнение. Подъём на Вайну Пикчу – это исключительно интересный опыт и символическое приключение, не более того. Мероприятие требует сил, но вполне осуществимо. На маршруте встречались люди совершенно разных возрастов и возможностей. При этом, как и ожидалось, виды с Вайну Пикчу не стоят того. Классический вид всё-таки – «на» Вайну, а не «с» неё. Подъём занял чуть больше часа на самую вершину, спустились мы быстрее.
Фрагмент подъёма…
Вид на Мачу Пикчу, как и ожидалось, не так живописен. К тому же – солнце светило прямо из-за спины.
На самом верху есть довольно жутковатая лестница, проходящая фактически по краю обрыва без каких-либо ограждений. При этом открывается головокружительный вид.
Прощальный взгляд на Вайну
Урубамба, как змея, извивается между скал. Справа, за поворотом – Агуас Кальентес.
В этот день мы ночевали в той же гостинице, так как купили билеты специально на утренний поезд. Сложно было бы представить себе переезд после целого дня гуляний на Мачу и Вайну, хотя многих это не смущает.
Следующий день – наш последний в регионе Куско. Выходной по случаю 1 мая отложил задачу посещение Кориканчи на последний день. Но по пути мне хотелось ещё повидать Писак, считающийся одной из основных точек Sacred valley. От станции Олантайтамбо уходит множество маршруток до Куско, примерно по 8-10 солей с человека. Дорога занимает чуть больше часа. Но мы как всегда усложнили ход вещей – от Урубамбы, местного райцентра, надо было пересесть на рейсовый автобус или маршрутку до Писака. Как раз, когда мы остановились у автовокзала, с его территории выворачивал не спеша наш автобус. В лучших традициях мы заскочили в него почти на ходу. После мы ещё не раз пожалели о своём поспешном выводе. Это оказался самый простой и дешёвый автобус, привлекавший соответствующую публику. Так мы погрузились в среду самых бедных крестьян, жителей региона. Автобус тормозил перед каждым встречным, поднявшим руку, и мы думали, что никогда не выберемся за пределы Урубамбы, но потом всё-таки набрал приличную скорость.
ПИСАК
Писак – это многоуровневый комплекс, на осмотр которого нужно несколько часов, как нас и предупреждали. Но этого времени у нас не было, а потому программу пришлось подсократить. Мы пытались нащупать конкуренцию на улицах Писака, но было очень жарко и с рюкзаками далеко и долго ходить мы не имели возможности. Конкуренция не складывалась… Пришлось договариваться с водителем-подонком монополистом. За целый маршрут в 3 часа он хотел слишком много денег и столько времени у нас не было, а к нижнему уровню крепостей он согласился подвезти нас за 30 солей, что тоже было немыслимо. Подонком он оказался потому, что поленился забросить нас на верхнюю площадку, чтобы встретить нас там, откуда мы отправились по длинной тропе. Таким образом – мы бы спускались вниз с горы, постепенно осматривая все объекты. А так пришлось идти вниз и вверх, а возвращаться тоже – вниз и вверх по той же дороге.
Несколько уцелевших кадров из Писака
КУСКО-ПУНО
Для переезда мы выбрали популярный вариант – туристический автобус. Форма достаточно удобная, с включёнными экскурсиями и обедом. Так что дорога, интересная сама по себе, воспринимается на ура! Программа в большинстве случаев стандартная: церковь в городке Andahuaylillas 16-го века c интересным интерьером, комплекс Ракчи, перевал и музей в Пукара. В целом туром остались очень довольны.
Первый объект - церковь в Andahuaylillas. Церковь интересная, но находится на реконструкции уже лет 10. Причём леса стоят как снаружи, так и внутри. Снимать нельзя ни фото, ни видео, ни без вспышки, ни со штативом. Меня всегда распаляют такие запреты, которые в большинстве своём ничем не обоснованы. Поэтому, пришлось нагло, но аккуратно сделать кадр со штатива, пока охрана не подоспела. После этого я правда попал в чёрный список и за мной как тень следовала женщина-смотритель.
Рядом с церковью Andahuaylillas оказался музей, входящий в стоимость билета, что впрочем не мешает им собирать пожертвования. Сначала мы не придали особого значения этому музею, но в нём оказался один уникальнейший экспонат. Эту находку полгода назад сделали в горах около городка Andahuaylillas, возили на опознание в Куско, но местные власти потребовали экспонат назад. Утверждается, что это мумия ребёнка... Исключительно на основании пропорций головы и туловища! Ну а что, собственно, могут сказать ещё господа учёные! А ведь это даже не те черепа, которые мы видели в Ике и Наске! Это самый настоящий гуманоид! А если бы это и был чей-то ребёнок, то тогда господа учёные должны были бы навсегда забыть свою теорию об искусственной деформации черепов, потому как здесь речь идёт о подобной форме с рождения!
Предки перуанцев знали толк не только в уродовании черепов, но и могли модифицировать кукурузу.
Контуры Ракчи
Девочка среди стен городища
Ресторанчик, где мы остановились на обед, абсолютно заточен под туристов, но несколько интересных кадров удалось снять, несмотря на их искусственное происхождение.
На полянке возле – паслись несколько очень симпатичных лам. Наверно они прошли немалый конкурс, чтобы потом радовать туристов своими формами.
Модницы
А вот они – «лама дочь и лама мама» (хотя вроде больше на сына похож)
В жизни перуанских детей не так много радостей, погрызть пакет – одна из них…
ВЫЛАЗКА В СИЛУСТАНИ
Как это водится – даже покупая тур, мы придумываем себе дополнительные сложности. Так и в этот раз – вечером, до прибытия в Пуно я планировал посетить башни-чульпы в Силустани. Так как мы проезжали мимо поворота на башни – это был хороший шанс сэкономить время. К тому же вечер – самое лучшее время для съёмок башен! На следующее утро была запланирована поездка по Титикаке, а после – переезд в Ла Пас, так что в башни иначе мы никак не успевали.
Когда мы подъехали к повороту – было около 5 вечера, до заката – полчаса в запасе. Гид из нашего тура любезно сам вызвался поговорить с таксистом и пока мы выгружали рюкзаки, переговоры уже состоялись. 10 солей туда и 10 обратно. Расстояние до Силустани от поворота – 10 километров. Это была очередная, чистой воды авантюра с нашей стороны – ехать в незнакомое место, в наступающий вечер, имея при себе всего 40 солей наличных, да ещё и с полным багажом, но таковы обстоятельства.
Мы ехали навстречу солнцу, а оно всё ниже опускалось за холмы. Наконец, показались и башни – за открывшимся озером. Получалось, что подъезд к холму с башнями ровно с противоположной от солнца стороне… Этот момент я как-то упустил при подготовке и теперь оставалось кусать локти. Мало того – на приличном расстоянии, метров 400-500 до заветного холма, нас встретил шлагбаум – дальше нельзя! Эти сволочи устроили пешеходную зону длиной в несколько сотен метров, которую теперь бегом надо было преодолеть. Это была ещё одна непредвиденная подлость! Билет по 10 солей с человека… Итого, у нас оставались какие-то копейки на дорогу обратно! Оставив рюкзаки в будке охранников, мы бросились к холму. Надо было не только добежать и подняться на холм, но и обежать башни с той стороны, с которой их подсвечивало солнце. Лучи его становились всё призрачнее. Высота давала о себе знать – последние метры подъёма на холм оказались очень непростыми. Приходилось дышать полной грудью, несмотря на холодный встречный вечерний ветер, что позже дало о себе знать.
Солнце ушло с холма за пару минут до того, как мы оказались в основной точке съёмки. Но тем не менее мы были вознаграждены – съёмка башен, освещённых нежным пост закатным светом оказалась ничуть не хуже! Кроме того, вышла луна, которая очень хорошо вписалась между двух основных башен…
Все отснятые материалы с Силустани в полном объёме оказались среди повреждённых фото. Пока восстановить их не смог – выкладываю единственную случайную нашу фотографию с телефона.
Стемнело довольно быстро. Воздух был кристально прозрачный, и появлялись первые яркие звёзды, когда мы спускались с холма. Дело было сделано и удовлетворение от ещё одного маленького успеха подогревало настроение. Тем не менее – оставалась пара вопросов и главный из них – как мы попадём в Пуно теперь – в темноте и без денег. Я предпочёл отдаться во власть случая – пусть всё складывается естественным образом и не стоит опережать события!
Я ускорился, потому что вещи, ждали нас в будке и таксист обещался отвезти нас до поворота. В темноте около будки охранников я уловил какое-то движение, появились черты машины у шлагбаума. Значит не всё ещё потеряно. Охранники добросовестно ждали нас и закрыли будку сразу, как только мы забрали свои вещи. Таксист другой, но выдержавший обещание – довезти нас до поворота за 10 солей, пригласил загружаться. Правда, если сюда мы ехали одни, то теперь на заднем сидении два места уже оказались заняты – пожилая пара местных с «вещмешком». В багажник в компанию к нашим рюкзакам залезли и сложились пополам те самые два охранника, впрочем минут через 10 они выгрузились и пошли через холм, освещённые луной.
Не прошло и двух минут – мы остановились у голосовавших на обочине двух женщин с дочками. Теперь в багажнике их было четверо. Пришлось поплотнее сложить рюкзаки и взять какие-то вещи к себе. Позже, из темноты ещё три раза фары выхватывали фигуры голосовавших крестьян. То двое, то трое... Но всех желающих водитель явно не мог собрать при всём желании.
Едва мы попрощались с таксистом и поставили рюкзаки у пустынной остановки, как увидели приближающийся автобус. Он начал мигать поворотником ещё раньше, чем я поднял руку. Оказывается, человек 10 собирались выйти, что было для нас большой удачей. Это был обычный рейсовый автобус, битком набитый – как раз тот формат, который нас вполне устраивал. Теперь можно было расслабиться и ждать остановки в центре Пуно.
ПУНО
Городок заметно беднее всех, что мы посещали ранее. Это видно хотя бы по количеству вело-рикш. Цены здесь тоже ниже практически на всё. Есть где погулять в центре, но надолго оставаться смысла нет. В основном все используют Пуно, как перевалочный пункт и возможность посмотреть озеро. Во всяком случае – такая роль Пуно была отведена в нашей поездке!
Мы не возлагали особых надежд на посещение потёмкинских плавучих деревень в акватории Пуно, но для галочки это стоило сделать. Замечу, что о самом озере эта экскурсия также не даёт никакого понятия – поскольку дело происходит в заливе, а не в основной акватории. Для настоящего знакомства с озером надо ехать по более серьёзным маршрутам.
Стоимость тура по озеру была стандартной везде – 30 солей и мы решили купить его в гостинице. Вообще, при таком несметном количестве лодок на пристани – можно смело покупать тур в самом порту, но я не уверен, что всё в целом будет так уж дешевле.
Листья коки – всегда под рукой…
Прогулки по озеру
Девушка с веслом. Для туристов – всегда припасена улыбка, как в Макдональдсе
Нормальные лодки, должны делаться из тростника… Здесь же – сплошной замаскированный пластик. Иначе тростника не наберёшься.
Продажа поделок
В Ла Пас можно поехать двумя дорогами: через Дисагуадеро и Копакабану. Мы купили билет на автобус шедший через Копакабану. Наиболее ярким моментом дороги была переправа через пролив, соединяющий залив Титикаки от основной акватории. При этом всех пассажиров высаживают из транспорта, который едет отдельно на небольших плотах. Пассажиров перевозят специальные катера.
Вечер – южные берега Титикаки
Боливийская сторона. Перспективный рынок сбыта…
Прощальный закат над Титикакой
Последним аккордом явилась переправа через пролив между основной акваторией Титикаки и заливом. Было уже темно и мы встали в длинную очередь машин – много людей возвращались в тот день с праздника в Копакабане. Всех попросили выйти из автобуса. Переправа довольно своеобразная. Весь транспорт загружается по очереди на хлипенькие с виду плоты, которые сначала шестами отталкивают от берега и разворачивают носом по ходу движения. Всё это выглядит нереально – когда огромные автобусы или грузовики заезжают на эти сомнительные платформы. Пассажиры отъезжают на бесконечно циркулирующих маленьких катерах, движущихся практически в полной темноте. Затем, на другой стороне все ждут своего автобуса. Здесь идеальное место для воровства – в этой суете и шуме, так что надо следить внимательно за своими карманами и сумками.
В лунном свете разворачивались и плыли десятки плотов…