!Hola, mis amigos!
Майские праздники еще не наступили, поездка в Иран еще не состоялась, а я уже шевелил мозгами в поисках страны для покорения в свой пока еще традиционный осенний отпуск. Знаете, как бывает, крутанешь глобус, ткнешь пальцем и готово - выбор сделан! Не бывает? В общем не знаю, я выбирал не так. Есть у меня скретч-карта мира, которая подсказывала, что Северная и Южные Америки пока еще находятся вне моих туристических маршрутов.
Конечно, чертовски привлекает страна с прекрасным названием Гондурас, но порывшись в инете и проанализировав информацию, выбор пал на Перу!
Эта страна Латинской Америки мне показалась наиболее френдли к туристам, там можно арендовать автомобили, и не зашкаливает уровень преступности. Читал, например, что в соседнем Эквадоре могут срезать фотоаппарат с шеи прям среди бела дня. В Бразилии много мест, куда лучше не соваться что бы остаться в живых, а про Колумбию с ее наркотрафиком я вообще молчу. В Перу тоже бывают случаи, таксист увез багаж туриста и не вернулся, авто рекомендуют оставлять только на охраняемых стоянках и не оставлять в салоне ценных вещей.
А еще в Перу едят кyй, пьют писко и любуются одним из семи новейших чудес света Мачу Пикчу!
По ЮАР мы путешествовали на двух авто, в Иран готовилась экспедиция из 17 человек, но на одном автобусе и в соорганизаторах был Дима, тогда я для себя решил, что три тачки для автопробега по Перу под моим руководством будет достаточно.
В основе всех поездок лежит маршрут. Я не ищу их готовых, а удаленно изучая страну, шаг за шагом планирую свой. Важно найти золотую середину, не пытаться "объять необъятное" и не превратиться в дальнобойщиков. Важно понять комфортный дневной пробег, предусмотреть запасные дни или возможность изменения маршрута на случай форс-мажора. Ведь 200 км по грунтовкам и серпантинам в Перу, это не 200 км по одесской трассе Е95!
Не смотря на то, что автопутешествия в этой стране не такие уж и популярные, существует примерный кольцевой маршрут из Лимы с посещением Мачу Пикчу. По нему катаются по или против часовой стрелки. Я выбрал против в связи с более плавным набором высоты и эмоций от увиденного.
В целом Перу разделено на три зоны: прибрежная пустынная, горы Анды и сельва (джунгли в бассейне притоков реки Амазонки). Сначала очень хотелось сказку сделать былью, и побывать в джунглях, но дороги в Перу - это не автобаны в Европе, поэтому пришлось возвращаться в реальность и укорачивать путь. Вместе с джунглями я отбросил посещение самого высокогорного озера в мире Титикака. Почему? Потому что со стороны Боливии оно выглядит гораздо привлекательней, а грязный приозерный город Пуно не заслуживает внимания в сравнении с остальными в Перу.
Т.о. вырисовался путь из Лимы в Наска, Арекипа, каньон Колка, Сикуани, Куско, Мачу Пикчу, Ойантайтамбо, Андауйлас, Айякучо, Паракас, Лима.
Идем дальше, тем временем я сделал перерыв и съездил в Иран. При чем достаточно успешно, в связи с чем, как только мы вернулись, желающих в Перу насчитывалось пять человек. А к концу мая - десять!!!
Надо бы отметить, что не только попутчики из Ирана присоединились к поездке, но и бывавшие в ЮАР тоже приняли приглашение.
Авиабилеты составляют примерно половину бюджета путешествия в эту страну. Поэтому на их покупку ушло половина нервов))) Долгими весенними и летними вечерами я просиживал у экрана монитора в надежде поймать скидку, но в эту страну она нифига не ловилась! Может кому-то пригодится, смотрите билеты из Лондона, Мадрида или в Каракас. Так можно немного сэкономить или поймать спецпредложение у авиакомпании за пол года и более до вылета. Шенгенская или американская визы могут здорово помочь в планировании перелета подешевле.
Помню, что два года назад, на следующий день после покупки билетов в Катманду, меня и весь коллектив на работе просили написать заявления по собственному желанию. В этот раз радость от долгожданной покупки авиабилетов снова огорчил работодатель. Отпуск меняли на семь новых котельных...
Как известно, большинство стран Латинской Америки говорят на испанском. Англоговорящих перуанцев с трудом можно встретить лишь в самых туристических местах. Поэтому и по привычке учить язык страны в которую я еду, после фарси принялся за испанский! Скажу вам, что имея время и желание, можно самостоятельно достичь базового уровня. А так как мне всегда чего-то не хватало, пришлось даже прибегнуть к услугам репетитора.
Снова идем дальше. Отели. Читал в отчетах, что различных отелей и хостелов в Перу бесконечное множество. Часто их не бронируют, легко находят на месте, торгуются и селятся. Из-за того, что у меня слабо с воображением, не мог представить как 12 человек приезжают затемно в какой-нибудь городишко и мотаются в поисках приемлемого варианта, решил торговаться и бронировать задолго до поездки.
Просмотрел более сотни отелей, отправил письма в пол сотни, поторговался и забронировал 14.
В Перу работает много международных прокатных контор. Цены у них немного отличаются, но главным фактором выбора компании явился разрешенный дневной пробег. Budget предоставил 3220 км на 13 дней аренды, за что и был выбран! Решил за джипы не переплачивать, выбрал обыкновенные легковушки, посмотрим, что из этого получится!
Количественный состав группы к концу лета достиг 12 человек и я подумал, что с 1-го сентября больше никого и ни под каким предлогом не беру. Но 31 августа получил запрос от человека, у которого при слове Перу в глазах вспыхивали огоньки. И еле нашел в группе желающих потесниться впятером в одном авто. Но ближе к вылету группа стала уменьшаться. В день вылета жизненная рутина оставила дома Андрея и Дину, нас осталось 11. Мне пришлось быстро перебронировать машину подешевле и заменить во всех отелях два двухместных номера на трехместный.
Итак, настал день вылета! Три товарища: я, Серж и Рома среди ночи выехали в аэропорт.
В аэропорту нас ждали вкусные бутерброды с пршутто, квашеной капустой на черном хлебе и товарищ Jameson. Поэтому последовавший перелет до Парижа прошел в весьма комфортном состоянии.
Европейская столица вина и сыра очень приветливо встретила нас вином и сыром. Вот только штопор на эту долгожданную встречу не прихватила. Поэтому нам пришлось обследовать всевозможные места его нахождения и, к счастью, он был найден!!!
Впереди нам предстоял длинный трансатлантический перелет, Серега очень волновался, поэтому взял на борт спонсора его спокойного полета продукцию торговой марки Absolut, которая вполне успешно вырубила его на 8 из 12 часов полета!
И вот, спустя более суток от момента выхода из дома, перуанская земля принимает наш борт! В аэропорту мы меняем по по плохому курсу немного денег на такси, получаем багаж и встречаем Машку!
Первая практика торговаться с использованием испанского языка и вот уже такси мчит нас в отель! "Мчит" по улицам Лимы, это такой литературный оборот, маленькая машинка медленно, но уверенно сквозь хаос царящий на дорогах пробирается в престижный район города, Мирафлорес.
В отеле легко поселяемся, встречаем знакомых людей и ооочень уставшие, часиков в 11 по-местному времени впадаем в глубокий сон. Разница со временем на родине составляет восемь часов. Именно поэтому, через три часа глубокого сна, до этого проведя больше суток в дороге мы с Серым практически синхронно просыпаемся. Я, конечно, себя убеждаю, что на улице темно, что я очень устал, что хочу спать! Считаю овечек, концентрируюсь на дыхании, но часы красноречиво говорят о том, что в Киеве скоро полдень, а в это время я давно на ногах. Забегая наперед скажу, что в этот день проснувшись в 2.30, лег в 23.00. Такой вот он тяжелый оказался для меня переход на латиноамериканское время. И это хорошо еще, что в номере работал вай фай!
Утром нужно было решить два оргвопроса: сделать банковский перевод в отель и арендовать авто. Пару человек отправилось в банк, остальные в прокатную контору. Так же как в Иране водителя автобуса так и здесь водителя такси моя навигация оказывала помощь в доставке туристов по нужному адресу!
Арендовать машину оказывается очень интересный и увлекательный процесс, требующий постоянного внимания. За два часа пока мы оформляли три авто, цена проката менялась трижды, а включенный километраж дважды! В итоге цена остановилась на 623 долларах за 2 недели. И достались нам три седанчика Тойота Ярис, два светленьких, а Диме темненький.
Выехали из Лимы и взяли курс на юг по шоссе Панамерикана. Дорога имеет прекрасное покрытие, но изобилует сумасшедшими грузовиками. Иногда она подходит поближе к океану, приоткрывая его бескрайние просторы, а иногда уходит вглубь материка и зигзагами пробирается сквозь неровности земной поверхности.
Наш путь лежал в Паракас, нам нужно было пообедать и оплатить резервацию отеля.
Мы легко нашли наш Banboo lodge и сидя на набережной заказали национальное перуанское блюдо севиче. Подается со сладким картофелем, кукурузой и представляет из себя морепродукты с травками, чесноком и острым перцем маринованные в лимонном соке.
Пообедали и двинулись в путь. Встретили закат в пустыне, на фоне огромных барханов, краски уходящего солнца выглядели великолепно.
В это время года темнеет здесь достаточно рано, в районе шести часов, поэтому часть пути пришлось преодолевать в темноте. Учитывая разницу во времени и множество дальнобойщиков 450 км за день дались очень тяжело.
В городе Наска нас ждал Hotel Alegria, заселение заняло 5 минут, спустя которые Дима уже плескался в бассейне.
Целью визита в этот город являлись полеты на линиями Наска. В агентстве рядом с отелем висит ценник за полет 120$ с человека, хорошо, что некоторые его не заметили и спросили сколько стоит? В ответ получили 90$, тут еще я подключился и выторговал 110$ на группу! Сделали копии паспортов, а процедуру взвешивания оставили на утро.
Если полет совершать рано утром, то не рекомендуют завтракать. Мы же проснулись, позавтракали, упаковали багаж по машинам и только в 9.30 трансфер увез нас в местный аэропорт. Еще час-полтора ожидания и экипажи по два, четыре, пять человек оказались в воздухе на легкомоторных суденышках! Нет, ну я знал, что все будет хорошо, и через каких-то пол часа мы приземлимся, но первый раз это было слегка волнительно!
Легкомоторная авиация, это вам не Боинги и Аэробусы, совсем другие ощущения от полета!
Взлет прошел нормально, набрали высоту, что-то около 300-400 метров и начали выписывать фигуры в воздухе. В салоне два ряда сидений, у каждого пассажира свое окно и наушники. Каждый борт должен увидеть все фигуры, поэтому пилот сначала ложится на одно крыло, одна половина зрителей прилипает к окну, пилот орет в микрофон:"Смотрите-смотрите, астронавт!", потом поворачивается к нам и спрашивает все ли ок, увидели фигуры или нет? Затем делает разворот, не знаю как называется эта фигура пилотажа, но организм испытывал такой перегруз, что его величину можно было прочитать на моем лице. Разные мысли приходили мне в голову:"если с первого раза не получилось, парашютный спорт не для вас; банджи-джампинг - это не мое." Но что удивительно, на следующий день я проснулся с мыслью, что хочу полетать еще!
Сами геоглифы оказались гораздо меньше, чем те, какими их рисовало воображение.
Акведуки Наска.
Дальше мы заскочили на Inca Playa прикоснуться к океану и продолжили путь.
Снова мы ехали в темноте, глаза слипались и было реально тяжело. В городе Камана нас ждал Sanvalley hostel. Он находится между Панамерикана и огромным песчаным барханом.
Гостеприимные хозяева не смотря на позднюю ночь быстро приготовили и накормили нас ужином. За которым я устроил конкурс с призами!
Рано утром герои и героини решили искупаться в океане и искупались.
Следующим городом была Арекипа, к ней мы добрались достаточно быстро, после серии серпантинов 140 км/ч сделали свое дело.
Хотели пообедать где-то в центре, но ужасные пробки и полиция, которая перекрыла въезд не позволили нам это сделать. Взамен мы познакомились с местной кухней в недорогой забегаловке. За 8 солей огромная тарелка супа, рис с курицей и салатом.
Арекипа находится на высоте 2300 м над уровнем моря, этого еще недостаточно для того что бы плотненько познакомиться с горной болезнью, но так что бы наверняка ее избежать, я запланировал акклиматизационный выезд выше 4000 м. Объектом для посещения было выбрано соленое озеро Laguna Salinas.
Вот тут-то я впервые прозрел от перуанских грунтовок. 30 км пути, набор высоты 1,5 км мы делали часа полтора. Не раз мне хотелось воротить обратно, но остальные жаждали увидеть чудо природы!
Т.к. световой день короткий, мы прибыли на солончак в сумерках. В той части, где мы к нему подъехали, озеро было пересохшим, а земная поверхность устлана слоем белоснежной соли. Прибрежная зона была истоптана копытами лам и альпак.
Озеро нам очень понравилось, особенно тем, кто впервые видит солончак. Они старались максимально прижаться к поверхности озера и унести с собой его энергетику на верхней одежде!
Высота давала о себе знать, то что в воздухе меньше кислорода на вкус не ощущаешь, зато любые физ нагрузки вызывают сильную отдышку - уже не побегаешь! К отдышке добавляется головокружение и резкие движения его усиливают. Так выглядит активная фаза акклиматизации.
Вместо обеда, в историческом центре состоялся ужин! В очень приличном ресторане мы заняли столик на 11 человек. Кyя мы оставили на позже и заказали блюда из мяса альпаки! Ну а пискосур откладывать не стали)
Номер в отеле, старенький весть такой... Лет 200 ему, не меньше...)))
В центре города машины парковать не принято, их увозят злые эвакуаторы, поэтому на ночь мы укрылись на платной стоянке. Стоила она, я считаю, недешево. 18 солей до семи утра и потом по три соля в час. Зато я вечером спросил перуанца на рецепшене, где можно помыть машину и на утро они уже стояли чистенькие. Это было очень кстати, т.к. после езды по бездорожью они были неимоверно грязные.
В Арекипе есть центральный рынок, куда мы и отправились сразу после завтрака.
Первым делом нас заинтересовали продавцы соков фреш. Здесь их делают не только из классических яблок и цитрусовых, но и из всего остального более экзотического, что находится на прилавке. Это манго, дыня, ананас, авокадо, маракуйя, клубника, банан, карамболь и даже моя любимая черимойя! Все вышеперечисленное и не только можно приобрести в соседних рядах. Также на рынке продают домашний сыр, сушеные лягушки, маленькие альпаки, сушеное мясо барана и листья коки.
Дальше мы зашли на Plaza de Armas, которую видели вчера в свете фонарей, выпили настоящий кофе в кофейном доме, отметились в картинной галерее и прошлись по сувенирным лавкам.
Далее в программе каньон Колка, и мы отправились в сторону поселения Yanque.
Арекипа находится в окружении вулканов, которые мы сегодня наблюдали.
Пейзажи начали меняться, бесконечный песок превратился в каменный грунт на котором появилась хоть какая-то растительность. Сегодня мы достигли максимальной высоты нашего путешествия более 4800 м над уровнем моря. Остановились на фотосессию с подпрыгиванием, после чего еще долго тяжело дышали. Ощущения в голове сравнимы с выкуренной первой в жизни сигаретой.
Casa Bella Flor, куда мы направлялись, самый дешевый отельчик за время пребывания в Перу. И никакой tripadvisor или http://booking.com?aid=325219; не знает его расположение на карте. Мало того, моя чудесная карта, которая знает все тропки в Непале на высоте 4000 м, показывала три улицы из двадцати. За помощью пришлось обратиться в первый же магазинчик в деревне. Оказалось, что человек в магазине брат хозяина отеля, он объяснил как добраться и по моей просьбе позвонил, что бы нас встречали.
Нас поселили в малюсенькие домики без отопления, оформленные в стиле Перу середины прошлого века. Наверное из за такой аутентичности все в один голос сказали, что им здесь очень нравится. И пока мы готовились к ужину, в мою честь новые и старые друзья трижды проскандировали:"Гип-гип, ура!" Спасибо вам, было чертовски приятно!!!
Когда, во сколько и будут ли летать кондоры одному Богу известно и он нам ничего не сказал. Но мы выехали пораньше и в 7.30 были уже в каньоне на позиции.
Каньон Колка второй по глубине в мире 3400м и в два раза глубже американского Grand Canyon. Кстати, первый по глубине также находится в Перу.
В место под названием Cruz de Condor съехалось не одна сотня человек. Здесь даже оборудованы специальные смотровые площадки.
Полтора часа ожидания показали нам всего одного кондора да и то на большом расстоянии.
Горечь разочарования помогла смыть горячая вода в термальных источниках! Пол часа купания в сорокаградусной воде с видом на величественные Анды здорово расслабили и придали сил!
Дальше предстоял первый из двух самых сложных дней. Я знал, что нам придется проехать около 150 км по грунтовке, по дорогам, которых нет на моей карте. Ожидал, что можем заблудиться, что будем голодные, т.к. не встретим ничего, где можно поесть и поэтому очень волновался!
В тот момент, когда можно было сделать "поворот не туда", я обратился к полицейским и они подсказали верный путь. Этот путь представлял из себя узкий серпантин уходящий в горы, да на столько узкий, а обрыв такой высокий, что когда мы встретили автобус и нужно было разьехаться, Кристина от страха вышла из машины, а Серый смотрел, что бы правые колеса не ушли в обрыв. Такая себе "дорога смерти".
Завтраки здесь во многих отелях курам на смех: омлет из одного яйца, булочка с маслом и чай, поэтому, когда к трем часам мы наконец-то въехали в какое-то заброшенное село и увидели табличку "Ресторан. Завтрак, обед, ужин", мы несказанно обрадовались!
Нужно отдать должное хозяйке, суп и рыбу с рисом для всей компании она приготовила достаточно быстро!
Дальше путь пересекал несколько рек. В Перу на дорогах бывают обвалы, мосты может смыть и я волновался, будут ли мосты, не придется ли возвращаться!?
Но мост был! Правда шириной в одну машину, без перил и слегка надломанный. В разлом кто-то заботливо набросал камней и это дало возможность проехать. Правда со второго раза, и под чутким руководством Сереги.
Я когда продумывал список вещей включил в него пуховик - занимает мало места, но очень теплая вещь. Это в связи с тем, что дневная и ночная температура сильно отличаются и вдруг какое-то ЧП, поломка и нам придется ночевать в пути, пуховик сильно пригодится. Так вот после моста, когда я увидел перед собой разлив реки шириной больше десяти метров и непонятной глубины, слово пи....ц зазвучало у меня в голове. Уж очень хотелось добраться до места назначения и не получить гидроудар двигателя.
Как запасной вариант уж думал толкать машины по воде с неработающим двигателем, но выйдя из машины и определив траекторию движения, просто поехали вперед!
http://youtube.com/watch?v=Tjzgsxir2HU
Таких переправ было всего три и каждая была как последняя.
Но вскоре наступили сумерки и реки остались позади, мы ехали по дну каньона Sucuytambo и любовались отвесными громадными скалами. Неожиданно для нас, мы уже думали, что свернули не туда, увидели табличку Три каньона! В темноте еле были видны силуэты гор образующих три каньона.
В Сикуани прибыли поздно, google maps подвели с расположением отеля, поэтому пришлось немного покататься по городу, но в итоге нашли и заселились. Ночью в комнате было +15, не страшно, я как-то спал и в минус.
Следующий день был попроще в плане езды, расстояние было небольшим и мы приближались к долгожданному городу Куско!
Настало время исторических достопримечательностей, мы посетили археологические комплексы Ракчи и Типон.
Хочу отметить, что вход в последний стоил 70 солей, в Лувр и то дешевле, а в Лондоне зачастую бесплатно. В общем, если вы поедете в Куско для осмотра исторических достопримечательностей, а не так как мы, то покупайте входной билет второго типа сразу на десяток комплексов за 130 солей и он вам окупится уже со второго раза!
Т.к. с тремя каньонами сложилось не очень, у меня был заготовлен компенсационный пакет с названем Четыре озера. Вот полюбуйтесь!!!
Уверен, что никто из тех, кто ехал по классическому маршруту из Пуно в Куско на автобусе не видел этой красоты!!! Айда организатор молодец)))
Куско нас встретил пробками, а отель располагался возле рынка, вокруг была такая движуха торговцев, что я засомневался, а туда ли мы приехали!?
Мне с Серегой достался номер на четвертом этаже с видом на Куско и статую Иисуса Христа.
В планах на вечер было купить рафтинг на завтра и попробовать куй!
Для этого мы отправились на Плаза де Армас (центральная площадь во всех городах Перу). У организаторов мы собирались получить двух и шестиместные лодки, но сначала нам сказали, что в двухместных можно только с инструктором. Когда мы стали настаивать быть вдвоем, учитывая наш богатый опыт, турагент стала звонить гидам, что бы те пришли и приняли решение, а можно ли. Нас немного смутила ее нерешительность и мы с Серегой согласились на шестиместный рафт.
Куи здесь готовят повсюду, мы немного отошли от центра и заглянули в ресторанчик. Пока ожидали заказ в ход пошел и пискосур, и кокасур.
Кyй подали, конечно, не в таком виде, как барышне в "Орел и решка", но приготовлен он был отменно. Мясо по вкусу напоминает утку, но что бы его извлечь нужно хорошо поковыряться среди косточек. Так же как и севиче, он понравился не всем, но я его ел и позже!