К сожаление, кратко и сухо по делу писать я не умею.
Мне нужно с расстановкой, с речевыми оборотами, выразив все свои эмоции.
Так, что если вам нужно по делу – перелистывайте сразу на 2 или даже на 3 страницу.
Недельки через 3-4. Потому что я еще и пишу очень медленно)))
Так сложилось, что традиционно в январе у меня стабильно год от года происходит ДР.
И опять как-то так сложилось, и я уже даже и привык к тому, что этот самый ДР должен всенепременно быть встречен где-то вдали от родного дома, ознаменован посещением какого-либо водопада, океана иль вулкана, обязательно за рулем, чтобы вокруг были люди заморские (не на великом и могучем говорящие), чтобы была круговерть из маленьких приятных отельчиков, чтобы еда была необычная и напитки разные, чтобы кеды стоптались в хлам от посещения мест нереально красивых, чтобы фотоаппарат сошел с ума от видов запредельно космических, чтобы проснувшись утром, в первые минуты было вообще не сообразить: кто мы, где мы и что видели вчера.
А чтобы утром (где-нибудь в 06.00-07.00) опять за руль, и чтобы все понеслось сначала!
Вот так я люблю проводить ДР!
Вот в таком веселом незамысловатом режиме мы уже который год в январе осуществляем вылазки «куда-нето подальше» с моей верной подругой, красавицей, спортсменкой, не комсомолкой, штурманом, а по совместительству с любимой супругой - Александрой (Сашей).
- Милый, ты уже выбрал из невообразимого разнообразия стран ту, в которой мы проведем половину января в этом году? Спрашивает Саша.
- Да, любимая. Скорее всего, это будет Перу. Отвечаю я.
- Перу? Ничуть не удивляется и даже не моргнув глазом спрашивает Саша? Прекрасный выбор! Всю жизнь хотела в Перу! Мы там классно проведем время!
Саша - она вообще молодец, ко всему абсолютно привыкшая и готовая к любому кипишу!
Во времена, сами знаете чего, когда враз закрываются страны, когда сегодня рейсы еще были, а на завтра они уже отменились (и вы счастливый обладатель не билета, а некоего ваучера), когда не знаешь, доедешь ли в соседний город без Пу-ар кода (так забавно говорит один мой знакомый), не то что долетишь в страну на другом конце Земли с несколькими пересадками (где в промежуточных пунктах тебя тоже могут завернуть, пока на начальном этапе непонятно по какой причине), когда голова взрывается, какую вакцину на каком этапе пересадок с тебе будут просить и что еще будут просить предъявить в развернутом виде, когда уже ввязался в драку, понимаешь, что выходить из игры уже поздно, когда все вот это множится, нагнетается и нагоняется, у какой-нибудь другой супруги от слова "Перу" волосы бы на голове зашевелились.
А у моей Саши только вопрос: треккинговые ботинки понадобятся или обычной обувкой обойдемся?
Саша даже не сомневается в успехе нашего безумного предприятия!
Маршрут, как всегда, рождался в муках.
Очень большое спасибо за помощь, за ответы на все вопросы в составлении и планировании маршрута: Jossariana.
Спасибо всем, кто отвечал на мои вопросы: ikkraa, ElenaSevenard, susmirnov, Aromo, Irvin, АЛебедев, sokol250, ursus_maritimus, Ер.Т., Thorn, Timskij, lemmy74.
Если кого-то не написал, то прошу простить!
Второе предисловие.
Перед каждым нашим грядущим путешествием я всегда иду в книжный магазин и покупаю путеводитель по стране предстоящего приключения.
Чтобы, уже купив путеводитель, окончательно утвердиться в выборе: всё, в этом году летим туда-то, вот даже путеводитель есть!
Чтобы в самолете немного почитать и уже окунуться в тему (правда, сколько раз не пытался – всегда чтение заканчивалось крепким здоровым сном).
Знаете, такие, чаще всего «Полиглот», с красивой картинкой на обложке?
В этот раз я тоже пошел за путеводителем.
Вечерком.
В крупный центральный нижегородский книжный магазин.
В отделе «путеводители» прошерстил все полки.
Перу нет.
Я к продавцу – она же кассир, к которой выстроилась очередь из страждущих чего-нето читануть на больничном
или прикупить ребенку какую-нибудь книгу для дистанционного внеклассного обучения.
Я, думая, что где-то в магазине есть еще нужная мне литература, и я просто не нашел то, что мне было нужно, спрашиваю: «А где тут у вас путеводители?»
Она говорит: «А, вон, в том зале».
Я: «Я там все просмотрел. Там только Нижегородская область, Москва с Санкт-Петербургом, что-то еще недалекое и все».
Она: «А Вам, чего, далеко, что ли? Если Крым – вон там, на соседней полке».
Очередь с интересом посматривает на меня.
Мне бы промолчать, и так все понятно.
А я: «Да, нет, мне не Крым.
Мне Перу…»
Она: Перууууууууу? Какое Перу? К нам Турцию-то уж год не привозили.
Продавец посмотрела на меня, как на не совсем здорового, собравшегося в межгалактический полет на Марс.
- Не, Перу у нас точно нет. Даже и не ищите!
И смотрит на меня, даже как будто с какой-то укоризной...
В очереди кто-то всхлипнул.
И вот в этот момент я понял, что нашу поездку ждет катастрофический, головокружительный, оглушительный успех!!!
Весь красный, без искомого литературного материала, я покинул магазин, несолоно хлебавши…
Через день списался с этим самым Полиглотом (издательство АЯКС-пресс).
Там тоже немного удивились моему выбору страны посещения «в наше-то время», но сказали, что в запасниках у них осталось три экземпляра нужного мне путеводителя, не переиздававшегося аж с 2012 года, один экземпляр которого они мне и могут продать за какие-то совсем смешные деньги.
Так что, если вы не найдете в своем городе путеводитель в какую-нибудь местность - обращайтесь!
У меня теперь связи с издательством уже налажены!
По ходу дела маршрут претерпел некоторые видоизменения из-за определенных обстоятельств, и на выходе получилось вот что:
День 0-й. Ночной прилет в Лиму. Ночевка
День 1-й. Осмотр Лимы. Музей Ларко. Центр. Ночевка
День 2-й. Переезд в Паракас.
Посещение всех красивых мест побережья накрылось медным тазом, потому что случилось цунами, и вся дорога была перекрыта полицией. Ночевка.
День 3-й. Переезд в Наска. Обзор линий пустыни Наска на самолетике. Посещение акведуков.
Ночевка.
День 4-й. Переезд в Арекипу вдоль океана. Ночевка
День 5-й. Осмотр Арекипы. Ночевка.
День 6-й. Переезд Арекипа – Чивай – Кабанаконде с посещением видовых площадок и терм. Ночевка в Кабанаконде.
День 7-й. Переезд Кабанаконде – Арекипа с посещением видовых площадок и с фотографированием на фоне каньона Колка (в сам каньон не спускались). Ночевка в Арекипе.
День 8-й. Утренний перелет Арекипа – Куско. Посещение крепости Саксуйаман, гуляние по городу. Ночевка в Куско.
День 9-й. Куско. Неудачная попытка посещения радужных гор Mountains Palcoyo. Ночевка в Куско.
[b]День 10-й.[/b] Централизованная удачная экскурсия в Laguna Humantay.
Скоропостижный (незапланированный) ночной отъезд в сторону Гидроэлектрика (в направлении к Мачу-Пикчу). А так-то должен был быть размеренный поезд в те края на завтра.
Пролетела Священная Долина: не состоялся Chinchero, прошли мимо Maras и Moray.
Ольянтайтамбо потом успели отыграть.
Ночевка в автобусе.
День 11-й. Победоносное прибытие в Гидроэлектрику с последующим пешим задорным переходом по шпалам в Агуас-Кальентес. Ночевка в Агуас-Кальентес.
День 12-й. Посещение Мачу-Пикчу. Возвращение по шпалам в Гидроэлектрику с последующим возвращением в Куско. Ночевка в Куско.
День 13-й. Куско. Покупка сувениров и подготовка к отбытию домой. Вечерняя поездка в Ольянтайтамбо. Ночевка в Куско.
День 14-й. Утренний перелет Куско-Лима. Последний взгляд на Тихий океан. Отбытие на Родину.
Авиабилеты:
Большие перелеты Москва – Лима и назад покупал у KLM на их сайте.
Прошляпил октябрьскую распродажу когда билет можно было купить за 86 тыс. руб. (думал, «а, может, будет еще дешевле?»), и купил уже по 116 тыс. руб. за один билет.
Скупой платит дважды.
Внутренние перелеты: Арекипа – Куско (94 $ за билет), Куско – Лима (113 $ за билет) покупал на сайте Latam.
Аренда авто, ПДД, дороги.
Много читал и меня всячески отговаривали брать в аренду машину, потому что по Перу удобнее путешествовать на автобусах.
На автобусах мы не привыкли, хоть и на супер-комфортабельных.
А особенно ночью, когда хочется по-человечески выспаться после тяжелого дня.
Да и когда сам едешь за рулем, то получаешь массу удовольствий, особенно, когда дорога идет вдоль Океана, когда можно выйти из-за руля, совершить омовение ног и подышать Океаном, когда можно по дороге испить кофейку в какой-то понравившийся кафешке, когда на каком-то участке можно припарковаться над обрывом, подойти к самому его краю и смотреть-смотреть-смотреть, никем не подгоняемым, в самую пропасть и т.д.
А когда ты едешь и видишь, как параллельно трассе вдоль Океана летит косяк пеликанов (правда, не шучу), бросаешь машину, выскакиваешь и получаешь от наблюдения и созерцания сего действа такое удовольствие, с которым не сравнится ни один автобус!
Машин по маршруту следования было 2 единицы.
Первая машина была на отрезке Лима – Арекипа (с захватом Чивая и Кабанаконде).
Все крупные ренткары не давали машину на этом отрезке « в один конец», как нужно было нам.
Путем маркетинговых исследований был найден ренткар, согласившийся на такую аренду.
Могу рекомендовать: Atix rent a car. Начальника зовут Антонио. Общались по WhatsApp. Очень адекватный.
Машина - Toyota Etios, механика, большой багажник.
Цена: 45 $ (американских долларов. Дальше по тексту этим значком $ буду всегда обозначать американские доллары) в сутки Х 7 дней + 350 $ за дорогу в «один конец» = 665$.
Блокировка на карте 850 $ (которые сразу разморозил после возврата машины).
Посуточный лимит – 300 км. Дальше – каждый км за доп. оплату. Но мы его не израсходовали.
По ходу дела по WhatsApp общался еще с несколькими ренткарами.
Были очень адекватными в общении, быстро отвечали, но цена была несколько выше:
Mountain Rent a Car, G&G Rent a Car, Salmad Rent a Car.
Вторую машину брали в Куско, чтобы осуществлять радиальные вылазки.
Арендовал через peнталcaрс.ком.
В связи с изменениями маршрута практически все время машина простояла на платной парковке, за которую я еще и ежесуточно платил.
Аренда 45 $ в сутки (безлимитный километраж) Х 6 дней = 270$.
Блокировка на карте - грабителькие 2000 $ (!!!!!) (которые сразу разморозили после возврата машины).
Тоже Toyota Etios, механика.
Стиль вождения водителей в Перу не описать словами!
Никто никого ни разу не пропускает. Более медленный транспорт плевать на всех хочет и на трассе неторопливо едет в левой полосе.
Ты можешь плестись по трассе в левой полосе за неторопыжкой долгое время, потому что он не уходит вправо, а правая полоса несется и никто не дает тебе втиснуться.
Если на светофоре ты не начал движение в тот момент, когда красный свет только-только собирается смениться на зеленый, то сразу получишь в спину пару нервных сигналов клаксона.
Все перестраиваются вообще без поворотников, резко и неожиданно.
Машины, стоящие вдоль обочины, начинают движение сразу тоже без поворотников прямо тебе под колеса.
Разлинованные пешеходные переходы без светофора – это «дорога смертников» - машины несутся, не сбавляя скорости, даже если по зебре идет пешеход.
Водители машин постоянно сигналят друг другу одним им понятным шифром: «пропусти меня», «нет, я первый», «да пошел ты», «сам дурак» и т.д. – голова взрывается от такого.
Поэтому я со своим интеллигентным вождением выглядел, наверное, довольно забавно на перуанских дорогах.
«Лежачие полицейские» - такие высокие и широкие, что если вы его не заметили и наскочили на него на скорости, то можете попрощаться с колесами.
Пару раз, задумавшись и разогнавшись, так резко тормозил перед ними, что чемоданы из багажника чуть не оказывались в салоне.
Заправок довольно много, но на отдельных участках (на серпантине перед Арекипой или на абсолютно безлюдной дороге на подъезде к Кабанаконде) лучше заправиться заранее.
Когда бак был залит менее, чем на половину, мы старались заправиться.
Бензин измеряется не литрами, а галлонами (4,55 л.).
На большинстве заправок можно расплатиться как наличными деньгами, так и по карточке.
У нашей машинки был 95 бензин по цене в среднем 16,5 – 17,0 солей за галлон.
Если перевести, то примерно 3,7 соля (или грубо 74 руб.)/литр)
Есть платные дороги, довольно много.
Оплата - наличными солями в будочку билетеру через окно машины, в среднем 3-5-10 солей.
Но при этом эти дороги тоже довольно узкие.
Максимально я разгонялся (и, наверное, нарушал) до 150 км/час.
Но на серпантинах сильно не погоняешь.
На дорогах много грузовиков, которые едут медленно и собирают за собой хвост.
Дороги большей частью хорошие, ночью разметка «горит» в свете фар.
Навигация.
В Перу (как и в других странах) пользовался навигатором MAPS.ME с картами, заранее закачанными в телефон.
Несколько раз навигационная девушка пыталась выиграть пару-тройку километров, свернув с трассы куда-нибудь страшными огородами.
Но каждый раз мы раскрывали ее коварный замысел и ехали, не поддаваясь на провокации, по основной дороге.
Деньги.
С собой мы брали наличные доллары и деньги на карточке.
Практически во всех городах есть масса обменников (не нашли в Кабанаконде), где мы меня доллары на соли.
Курс в среднем – за 1$ дают 3.83 – 3.85 перуанских соля.
Грубо: 1 соль = 20 рублей.
По мере необходимости обменивали на соли по 100$.
В магазинах, кафе, ресторанах расплачивались как в солях, так и карточкой.
В тур. фирмах принимают наличные $.
Отели.
Все отели бронировал на бyкингe.
Во главу угла ставил количество положительных отзывов, вид из окна, близость центру (а в оригинале – чтобы прямо на Plaza de Armas))) – на центральной площади, которая есть практически в каждом городе – ну, как Площадь Ленина).
Высокогорье.
От высокогорья сильно не страдали, возможно, потому что добирались до него постепенно.
Сначала получилась акклиматизация в Лиме, потом постепенный набор высоты.
На перевале из Арекипы в Чивай (высота около 4900 м. н. у. м.) немного болела голова, было сердцебиение и сдавливало в груди.
При треке в Laguna Humantay (пеший подъем в гору примерно в течение 40 мин. – 1 часа, а потом назад на высоте 4300 м. н. у. м.) было ощущение общей усталости, немного темнело в глазах, но не более того.
В Куско (3400 м. н. у. м.) и Мачу-Пикчу вообще никаких неприятных ощущений не испытывали.
Всюду пили чай с кокой, жевали ее.
Кока, как кока. Ничего особенного!
Сомневаюсь, что она как-то помогала, но все пьют, вот и мы пьем.
Листья коки лежат россыпью во многих отелях, в отелях предлагают чай с ней же, в туристических местах продают пакетики с сухими листьями, конфетки.
Безопасность.
Ни разу (тьфу, тьфу, тьфу) с нами ничего не происходило.
Ни карманники, ни чего похуже замечено не было.
Во многих магазинах встречали на кассе купюры со словом «подделка».
Может, через нас такие подделки и проходили, но мы этого не поняли.
Противочумные меры и мероприятия.
Перед перелетом делали PCR и распечатали на английском прививочный сертификат (у нас был 2 кратно Спутник).
Местное население в Перу вышколено очень жестко.
Все, везде и всюду ходят в масках, чаще всего в 2-х масках, а в аэропортах – в 2-х масках и в прозрачном щитке на все лицо.
По улицам, на природе, в Мачу-Пикчу, даже в полном одиночестве, дорожные рабочие на улице, водители в личных машинах в пустом салоне – все в масках.
Во многих магазинах, при входе в аэропорт, при входе во многие кафе и во все музеи, при посадке на автобус из Агуас-Кальентес в Мачу-Пикчу просят предъявить прививочный сертификат.
Поскольку в российских сертификатах (написанных по-английски) никто ничего не понимает, но видят, что бумага серьезная, на ней фамилия, слово «Covid» жирным шрифтом, какой-то QR-код (который никто ни разу не пытался отсканировать – а и не получилось бы) и говорят «Ок».
Всюду и везде проходило без суча и задоринки.
Ну, хватит предисловий!
Полетели уже!