Мне этот вопрос видится комплексным.
Откуда и зачем ехать, а также что делать на следующий день – это очень важно.
Нам тоже не особенно хотелось отдавать 12 тысяч за дорогу. Когда мы решали этот кейс, то учитывали и вводные, и последствия. Рассмотрим на нашем примере в ретроспективе.
Мы тоже ехали в Куско связкой бимодал поезд+автобус, и чтобы быть там вечером, мы выезжали из Агуас-Кальентас поездом в 15:40. Возьмём это за условие.
К поезду надо спуститься от МП. Если экономить на басе и спускаться от МП в АК пешком, затем ещё идти на станцию, и не в последний момент заскакивать в уходящий вагон, берём час. Имею в виду спускаться напрямую, а не по серпантину.
То есть где-то в 14:40 надо выйти из комплекса.
Далее делаю допущение, что в МП стоит провести не менее трёх часов, раз уж ты досюда добрался. То есть зайти в комплекс надо в 11:30.
Но от АК до МП вверх серпантин. Его можно срезать и лезть вверх по тропинке среди деревьев и камней – около 2 км. Это очень тяжело (мы потом видели в окно баса ребят, которые топали по этой дорожке, а местами просто осыпи). Ещё полчаса, т.е. выйти вверх до комплекса надо в 11.
В АК можно попасть по рельсам – поездом или ногами. Если человек идёт ногами, то это 11 км, местами в горку, по щебню, с рюкзачком, а это далеко не променад. Может, кто-то осиливает это за 2 часа, но я ставлю более реальную цифру: 3. Итого с Гидроэлектрики надо выдвигаться в 8 утра.
Чтобы выдвинуться с Гидроэлектрики в 8 утра, надо до неё доехать к этому времени. Есть две дороги. Одна получше, её видит rome2rio и даёт 6 часов (скрин в моём сообщении выше). Есть плохая, с грунтовкой и возможными обвалами:
В первом случае это даёт нам выезд из Ольянты в 2 часа ночи, во втором в 4 утра. Это если допустить, что человек уже в Ольянте. Есть вариант выезжать из Куско. Прибавьте 2,5 часа по темноте.
Давайте проверим накопительным итогом.
К 4 утра вы в Ольянтайтампу – или ночевали там, или приехали из Куско ночью (что-то, наверное, ездит по ночам?)
4 утра – выезд из О в Г
8 утра – вы в Г и начинаете поход по шпалам. 11 км.
11:00 – вы под серпантином и отправляетесь на тропинку к МП
11:30 – вы зашли в комплекс МП
14:30 – вы закончили осмотр комплекса и пошли вниз.
15:30 – вы на станции АК в поезде, и в 15:40 он выехал. Или вы пешком топаете до Гидроэлектрики ещё 11 км, и там ловите обратный бас. К этому времени вы пройдёте более 20 км после бессонной ночи.
20:00 – вы в Куско, если поездом. Если басом – фиг его знает.
Я не учитываю остановки, отдых, фотографирование, еду, туалет, поиск маршрута – всё это верно, если человек точно знает, где что искать, пометил все точки и передвигается уверенно.
При таких условиях вроде всё сходится, принимаем, что план рабочий.
Теперь особенности, которые мы обсуждали перед тем, как сделать выбор между Гидроэлектрикой и поездом.
1. Багаж.
Такой путь можно пройти, если багаж отсутствует.
Вот уважаемый со-сайтник сверху написал, что
s-harpoon писал(а) 12 фев 2019, 06:13:Просто приходите в Гидроэлектрику…
…Если оставили вещи в Ольянто. Говорите об этом водителю. Он заезжает в Ольянто и ждет пока вы БЫСТРЕНЬКО заберете вещи в отеле.
Не обсуждаем это «просто приходите», поскольку это ещё 11 км по шпалам.
Обсудим заезд за багажом.
Мы ехали в басе, который не останавливается нигде. В Ольянте мы вышли из вагона, нам выдали бутылки с водой и пакетики с печенькой и пересадили по автобусам за 10 минут. Эти 10 минут – на туалет. Но допустим, что кто-то успеет за 10 минут забрать багаж. Станция находится на краю посёлка, то есть багаж должен быть на станции. Ни в какой отель за вещами автобусы бимодал не заезжают. Более того, они вообще не едут в Ольянту, после пересадки водители сразу выезжают на дорогу в Куско.
А есть ли у человека багаж?
Если вы идёте по этому кейсу из Куско, может, и нету. А если и Ольянты – наверняка есть.
Что может быть в багаже?
Если вы не спите в той же одежде, в которой ходите по улице, то пижама.
Если вы умываетесь и принимаете душ, то банные принадлежности и резиновые сланцы.
Если вы делаете макияж, то косметика.
Если вы не делаете макияж, то всё равно хотя бы солнцезащитный крем.
Аптечка. Дождевик или зонтик на случай дождя.
Вода. В этот день вы очень много ходите, вода абсолютно необходима.
Еда. В маршруте нет остановок на кафе, поэтому еда должна быть с собой, даже если это бутер и банан.
Кофта. Дополнительная одежда нужна ночью, днём снимается.
У нас набралось по небольшому рюкзачку.
2. Заход на горы Вайна или Мачу-Пикчу. При ночном автобусе и 12 км пешком вы, скорее всего, лишаетесь горы. Кому неинтересны эти две горы, ничего не теряют, остальным надо думать.
3. Высота. Не ахти какая, всего 2500м, но кому-то будет критично. В любом случае, кислорода меньше, чем на привычной высоте. То есть или предварительная адаптация, или спортсмен, или закладывайте время на пешеходные подвиги дополнительно.
4. Что на следующий день?
Это очень важно. На следующий день у нас, например, был переход на высоте 5000 метров на Радужных горах. Если сделать маршрут с Гидроэлектрикой, мы бы утром на экскурсию не встали.
Итого. Для начала – дело в комфорте.
Посчитаем километраж.
* Если Гидроэлектрика в одну сторону, а обратно поезд, то получается 12 км пешка + 5-7 километров в МП + километр до станции АК. Это если не идти по серпантину, а лезть по тропинке. То есть 20 км без отклонений от маршрута.
* Если Гидроэлектрика в обе стороны, то 39 км.
Если ты едешь по священной долине с вещами (основной рюкзак оставлен в Куско, но мелкие вещи всё равно есть), имеешь дальнейший маршрут и не планируешь убиваться по пути –
выбирай поезд, даже если самый дешевый. Реально можно сэкономить 24 доллара на басе АК-МП, если не стоит задача попасть в МП в числе первых. Спокойно лезь вверх, отдыхая по дороге. Ещё можно сэкономить на вагоне, если не брать обзорный. Купить за 50-55 долларов вместо 75-80.
Если ты молод, спортсмен или просто легко переносишь физ.нагрузку, не имеешь проблем с позвоночником (попытаться спать в автобусе по плохой дороге), не имеешь проблем с ногами, оставил багаж в Куско, в плане нет дальнейших сверхзадач –
можно идти пешком.
А в целом, все равно дело во времени. Есть предел физических сил. 20 км сложного рельефа за день после плохой ночи - это много. 40 км - почти невозможно. После такого маршрута следующий день вылетает.
И вот когда мы это посчитали, то поняли, что готовы заплатить за поезд.