Дорога у нас оказалась не совсем такая, какая была намечена изначально. Что планировалось и что получилось:
ДЕНЬ 1: Edinburgh – Linlithgow Palace – Kelpies – Stirling Castle – Doune Castle - Callander
По плану был еще Dollar Glen (Campbell Castle), но не вписался по факту
ДЕНЬ 2: Callender - Ben A'an – Loch Lomond – Luss – Inveraray Castle – Oban
Планировалось погулять около озера, по деревушке, осмотреть Инверари и еще доехать до Дантруна, на деле Инверари осмотреть не удалось и до Дантруна доехать тоже, все перенесли на следующий день
ДЕНЬ 3: Oban – Inveraray Castle – Duntrune Castle – Glencoe
Вообще-то план был такой: Oban – Castle Stalker – Glencoe, но пришлось добавлять места из предыдущего дня, тем самым лишив себя и Сталкера и треков на Гленко
ДЕНЬ 4: Glencoe – Fort William - Glenfinnan - Eilean Donan Castle – Balmacara
ДЕНЬ 5: Balmacara – Eilean Donan Castle – Skye (The Oyster Shed – Neist Point – Biod an Athair and Dunvegan Head – Portree)
Что, наверное, очевидно, Эйлеан Донан тут несколько странно смотрится, особенно с учетом, что он был в предыдущий день и ни разу не по пути. Но это отдельная песня, которая, впрочем, нам позволила добавить в качестве первой точки на Скае The Oyster Shed. В Портри тоже в этот вечер не планировалось, но пришлось
ДЕНЬ 6: Skye: Portree - Ben Tianavaig - The Old Man of Storr – Staffin
ДЕНЬ 7: Skye: Staffin – Kilt Rock – Quirang – Fairy Glen – Rubha nam Brathairean – Uig
ДЕНЬ 8: Skye – Harris & Lewis (Uig – Tarbert – Callanish Stones – Carloway Broch – Gearrannan Black House Village)
ДЕНЬ 9: Harris & Lewis (Gearrannan - Norse Mill and Kiln - Butt of Lewis - Traigh Mhòr - Traigh Ghearadha - Tolsta Head – Stornoway)
ДЕНЬ 10: Stornoway (Harris & Lewis) – Ullapool – Scrabster – the Orkneys: Stromness – Kirkwall
Изначально план был выбраться с острова Льюис и прямиком в порт Скрабстера, откуда на пароме на Оркнеи, а там заночевать в Стромнессе, куда приходят паромы, но с жильем туговато оказалось, так добавился Керкуолл.
ДЕНЬ 11: The Orkneys: Kirkwall – Unstan Chambered Cairn – Maeshowe – Standing Stones of Stenness – Barnhouse Settlement – Ring of Brodgar – Skara Brae – Skaill House – Brough of Birsay (isle) – Marwick Head - Kirkwall
ДЕНЬ 12: The Orkneys: Kirkwall – Houton – Isle of Hoy - Kirkwall
ДЕНЬ 13: Kirkwall – Stromness – Scrabster – Castle of Mey – Duncansby Head – Tulloch Castle
Отдельная тема, с какой дури мы уплывали на мейнлэнд из Стромнесса, когда логичнее было из Сен-Маргарет Хоуп, расскажу в отчете, как не совершать наших ошибок, но это стало одной из причин, почему из плана был убран Dunrobin Castle, куда все хотели. В процессе поездки добавились утесы Duncansby Head, которых изначально не было, а план доехать до Нац.парка Cairngorms был подкорректирован из-за найденной опции ночевки в замке.
ДЕНЬ 14: Tulloch Castle – Aberdeen
По плану тут у нас чего только не было, но в итоге не было ничего и правда, потому что (да-да) тупики. Не доехали даже в самый главный must – Dunnottar Castle.
ДЕНЬ 15: Aberdeen – Dunnottar Castle – Glamis Castle – Scone Palace – Dunfermline Abbey – Culross – Edinburgh
По прогнозам Шотландию обещало смыть штормом Брайан где-то в процессе нашей поездки, так что шторм тоже пришлось запланировать. На деле компанию Брайану, который куда больше накрыл южную часть Великобритании, чем ту, где были мы, составила еще барышня Офелия, тоже вписавшаяся в наши планы.
Подготовка к поездке в Шотландию была стандартной: читались все доступные путеводители, отчеты других путешественников, просматривались тысячи фотографий, в итоге составлялся список интересных для посещения мест (их оказалось под 100), делалась таблица с небольшим описанием и парочкой фотографий по каждому пункту, далее добавлялись колонки для участников поездки, после чего документ выкладывался в google docs, и в нем надо было пройтись по всем пунктам, отметив цветом «однозначный must-visit» (зеленый), «очень хочу, но если не получится, как-нибудь в другой раз» (синий), «не сильно хочу, но не против съездить, если другие хотят» (желтый), «жаль тратить время» (серый). В итоге базовый маршрут делался по «зеленым» и «синим» точкам, которые сошлись у всех. Вторым слоем на карте отмечались «желтые» пункты, которые предполагалось посетить, если сложатся обстоятельства (высвободилось время, погода позволяет и т.п.). Получилось что-то такое:
* Фиолетовым помечены маяки, по которым маньячит один из участников поездки.
К счастью, ключевые хотелки сошлись у всех и предполагали они острова – Скай, Харрис и Льюис, Оркнейские. На них было решено потратить больше всего времени, впихнув максимум треков. И тут встал вопрос, как ехать – по часовой стрелке или против часовой. В восточной части Шотландии значимых для нас мест было очень мало, но там королевская резиденция – замок Балморал – которая в октябре открыта всего 1 день, ближе к концу поездки. Поэтому решено было ехать по часовой стрелке, чтобы к 25-му октября попасть в замок. Однако уже в процессе планирования стало понятно, что мы туда не попадаем в срок все равно, просто жаль отрывать дни от тех же Оркнеев. Так «зеленый» для всех Балморал был задвинут (и не он один, надо сказать) по принципу, что до замка добраться несложно, можно и без машины, поэтому как-нибудь в другой раз, а сейчас у нас в приоритете природа.
За месяц, что обдумывали и обсуждали маршрут, многое менялось. Скажем, все хотели на остров Малл. Но пока выбирали треки по Льюису и Оркнеям, Малл уже перестал казаться настолько интересным, чтобы выделять на него день (все острова требуют больше времени из-за паромов, к которым вынужден быть привязанным). Отмели также все, что южнее Эдинбурга/Глазго, просто не хватало времени на эту часть.
Едва ли не самым полезным сайтом при подготовке к поездке был сайт walkhighlands. Прямо вот искреннее спасибо тем людям, что его сделали. На нем собрана информация о треках по большей части Шотландии, причем все идеально структурировано: треки разложены по небольшим регионам, каждый маршрут снабжен фотографиями для наглядности, картой пешеходного пути с указанием, где тот начинается и где заканчивается, есть указание на километраж и приблизительное время на трек, на сложность (от * до ******) и требования к амуниции (так называемый bog factor, где * означает, что вам хватит обычных кроссовок, *** - неплохо бы иметь непромокаемую обувь, а ***** требует едва ли не маску для ныряния). На деле очень советую заглядывать еще и в отзывы и внимательно изучать карту, потому как сайт в качестве базы превосходен, но не более – скажем, один трек на двойку мы бы по ощущениям оценили на четверку, не меньше, другой что на тройку был, наоборот, оказался куда более легким.
Что было забронировано/куплено до начала поездки + стоимость:
- билеты на самолет (все летели из Москвы в разное время/даты и через разные пересадочные города, поэтому и цены на билеты получились разные: через Брюссель в пятницу туда с обратным вылетом в воскресенье 19 тыс., с прилетом и вылетом на неделе – 13 тыс. Люфтганзой через Франкфурт)
- бронь автомобиля (autoeurope ) – эконом (шкода или аналог) с АККП и базовой страховкой (на сайте не было опции с расширенной страховкой, решено было докупить на месте). Цена 301 $, прокатчик – Enterprise. Добавляли позже еще день аренды (38 фунтов).
- отели на участок пути до островов (дальше побоялись бронировать, т.к. велика вероятность штормов, которые могут поменять все планы, а интересные варианты размещения, как водится, невозвратные, по крайней мере с оплатой первой ночи, а мы не планировали где-то задерживаться более чем на ночь). Цены и данные буду писать в соответствующем дне.
С учетом, что планировались острова, при подготовке учитывалось расписание паромов (на некоторых участках и в определенных дни это может быть всего 1 паром в день, а то и ни одного, что, безусловно, надо иметь в виду). Сайты, цены будут указаны в соответствующем дне поездки.
В Эдинбург все прилетали/приезжали в разные дни и время, с учетом начала основной программы в субботу, 14 октября (буду считать за 1ый день). Машину решено было брать на вокзале Уэйверли, что в центре города (это и дешевле, чем в аэропорту, и ближе добираться).
Ночевали в Эдинбурге в хостеле с веселеньким названием Kick Ass. Расположен отлично (чуть южнее Эдинбургского замка). Цена на неделе 12.5 £ за кровать в 8-местном женском дорме (за ночь), и 22 £ на выходных (плюс 1 фунт за аренду полотенца). Для центра Эдинбурга весьма хорошо. Обращу внимание, что цены на всех агрегаторах оказались выше, нежели в самом хостеле напрямую. Так что бронировали на сайте хостела, вперед они сняли 2 £. Почему остановились на этом варианте: не центр был отметен, как требующий времени/денег на то, чтобы добраться и выбраться; в остальных центральных были либо проблемы с розетками (многие отмечали, что их не хватает на всех), либо крохотные комнатки, где некуда приткнуть чемодан и его приходится оставлять на ресепшн, либо в наличии были только смешанные дормы.
На практике хостел оказался весьма неплохим. Из плюсов: по сути у подножья замка, не знаю, как в других номерах, но из нашего дорма был чудесный вид, удобные кровати, есть объемные локеры. Из минусов: замков на локерах нет, надо иметь либо свой, либо покупать (в аренду не дают), что как минимум странно. Довольно шумно с улицы, если для кого это важно. Душ намертво приделан к стене под потолком (что катастрофа для обладательниц длинных волос) и работает так: нажимаешь кнопку и получаешь нерегулируемую по температуре воду секунд на 30, после чего надо нажимать снова.
В целом, вариант весьма достойный для желающих сэкономить. Есть хорошо оборудованная кухня, кафе на первом этаже, бар на 3-ем.
Вот, к слову, вид из окна.
Итак, пора в дорогу!