От церкви Св.Иоанна Крестителя до главной площади Ротенбурга всего две минуты по улице Ob.Schmiedgasse.
В конце этого переулка нельзя не заметить жилой дом бургомистра Топплера (1408 г.).
Сегодня в нем находится отель- гастхоф "Goldener Greifen", в котором мы вчера ужинали.
К нему примыкает здание дома "Baumeisterhaus" с двумя рядами скульптур на ренессансом фасаде, представляющих собой семь добродетелей и семь пороков.
Прогулка по Ротенбургу без площади Marktplatz просто немыслима, но в нашем случае она была проходной- и не потому что она не интересна - площадь частично на реконструкции.
Фонтан "Georgsbrunnen" полностью закрыт строительными ограждениями. На полной реконструкции и Херрнгассе. Посидеть на площади в кафе не удалось.
Хочу поделиться ещё одним наблюдением: в городе, конечно же, много ресторанов, кафе, булочных, которые кормят туристов, но работают они очень странным образом. И это реалии ковидного времени. Поскольку турпотока не хватает, чтобы сохранить инфраструктуру, часы и дни работы заведений общепита распределены между всеми участниками торговли по определенному графику. Могу ещё добавить, что во многие заведения требуется предварительный заказ, иначе вас не обслужат даже при наличии свободных мест. Особенно это касается небольших городков.
Чтобы выпить чаю, нам пришлось возвращаться в отель.
Но вернёмся всё же к Марктплатц - центру городской жизни.
Фотографии разного времени суток. Эти сделаны перед ужином, когда прекратился дождь.
Северную часть исторической Рыночной площади занимает здание " Трактира господ советников" (Ratstrinkstube) 1446 г. с высоким фронтоном, украшенным волютами в виде спиральных завитков, солнечными и городскими часами 1683 г.
Также на фронтоне представлен герб имперского города с двуглавым орлом - символом Ротенбурга.
В течение суток в окнах справа и слева от часов появляются действующие лица "Легенды о Майстертрунке", разыгрывающие главную сцену истории спасения города.
Протестантский Ротенбург в Тридцатилетней войне стоял на стороне шведов, но в 1631 г. был занят католическими войсками генерала Тилли. По легенде, последний согласился помиловать город, если бургомистр выпьет залпом 3,25 -литровый кубок франконского вина, преподнесенный генералу жителями осажденного города. Георг Нуш, тогдашний городской глава, сумел выпить такое количество вина одним махом и при этом устоял на ногах. После чего проспал трое суток, но остался жив. Граф Тилли выполнил своё обещание и не тронул город. Этот подвиг бургомистра вошёл в историю под названием "Мастерский глоток".
Господствующее положение в западной части площади занимает роскошное здание Ратуши. В её архитектуре просматриваются следы нескольких эпох. На Рыночную площадь обращен ренессансный фасад с барочными аркадами, заменившими собой здание старой ратуши погибшей в пожаре 1501 г. Готический фасад с высокой башней и старинные подвалы "Historiengewölbe" остались невредимы и обращены на улицу Herrngasse.
У башни есть одна особенность - у неё нет собственного фундамента. Она просто "посажена" на фронтон и удивительным образом до сих пор держится. По узкой и крутой лестнице можно подняться на смотровую площадку.
Напротив фасада "Altes Rathaus", на углу площади, нельзя не заметить красивый ансамбль с фонтаном на переднем плане.
Фахверковый фронтон Мясного и одновременно Танцевального дома (Fleisch-und Tanzhaus) относится к XIII в. Дом "Jagstheimerhaus" 1488 г. - сегодня занимает Мариен-аптека.
Этот дом с живописным эркером на углу причисляется к лучшим аристократическим домам Ротенбурга.
Фонтан "Георгсбруннен" или Колодец Св.Георгия, который ранее назывался "Herterichsbrunnen", украшен в стиле позднего ренессанса: колонна увенчана фигурой Георгия Победоносца, повергающего дракона, а чаша фонтана - зловещими рожами.
Наличие резервуаров с водой в городе, где строительным материалом преимущественно являлось дерево, и как следствие частые пожары, было жизненной необходимостью. На этот случай в Ротенбурге было заложено 40 колодцев, которые в виде фонтанов обеспечивали город водой. Колодец Георга самый большой по объему (около 100000 литров) и самый глубокий - 8 метров. Вода подавалась в в него, начиная с 1446 г.
Улица Херрнгассе- бывшая парадная улица Роттенбурга. Начинается она от Рыночной площади и спускается вниз к западной части города-к воротам Бургтор. Она проходит мимо музея "Deutsches Weihnachtsmuseum" и магазина Рождественских подарков.
Это наиболее престижная улица старого города, на которой стоят аристократические дома с романтичными двориками.
Отель "Eisenhut" занимает четыре патрицианских здания, относящихся к XV- XVI вв.
Винная таверна, открытая в 1890 г. Андреасом Эйзенхутом, превратилась в роскошный отель - одну из первых гостиниц с водопроводом и электричеством.
Посредине улицы расположен фонтан "Herrnbrunnen", снабжавший водой жителей улицы.
Здесь же публично наказывали пекарей, чей хлеб не соответствовал стандартам, установленным в городе. Виновных в специальной клетке опускали в колодезную воду и публика могла забрасывать их камнями, при этом оскорбляя и унижая.
В средние века каждый вольный город или малое государство имели свои собственные меры и стандарты, которые публично объявляли на рыночной площади. Некоторые стандарты могли меняться в зависимости от условий, например, размер брецелей (кренделей) мог варьироваться в зависимости от урожая. На портале внутреннего двора Ратуши сохранились старые ротенбургские меры.
Средневековый фонтан украшен русалкой с двумя хвостами и золотой короной на голове. В руках она держит скипетр, на который пекари-мошенники смотрели со страхом, а сегодняшние туристы смотрят с восхищением.
Конечно, в средние века Ротенбург был не так романтичен, как сегодня. Грязь переполняла средневековые улицы, а нечистоты сливались прямо из окон...
На улице Херрнгассе в основном жила городская знать, чьи дома свидетельствуют о процветании города в XIV -XVII вв. Чем ближе дом находился к Рыночной площади, тем престижнее. Самые роскошные дома господ сегодня являются историческими памятниками - это "Bornburg Haus", "Götisches Haus" и "Staudthof".
На этой улице, по ходу справа, сразу за историческими зданиями возвышается францисканская церковь XIV в., в которой наряду с красивой кафедрой сохранились художественные эпитафии и алтарь Св.Франциска работы Тильмана Рименшнайдера. Сейчас церковь на реконструкции.
В конце улицы находятся крепостные ворота "Burgtor" с возвышающейся над ними башней - это западная граница города. Башня была построена в 1280 г. и является самой высокой в городе.
Ворота были построены в 1460 г., после того как землетрясение 1356 г. разрушило замок и крепость Гогенштауфенов, находившиеся за пределами башни. На этом месте сейчас располагается сад Бурггартен.
Необходимость в укреплённых воротах стала очевидной и в 1600 г. появились внешние ворота с островерхими крышами караульного и таможенного постов.
На внутренних воротах можно увидеть отверстия от цепей подъёмного моста и маску через, которую горожане лили горячую смолу на головы неприятеля.
На створе деревянных ворот, датирующихся 1555 г., можно заметить маленькую дверь, т.н. "игольное ушко", которое служило для того, чтобы
держать ворота закрытыми и пропускать в город только одного человека в случае необходимости. С наступлением темноты входить и выходить в город можно былы только по специальному разрешению.
За воротами расположен Крепостной сад.
Именно на этом месте, когда зарождался город Ротенбург, и стоял укрепленный замок графов Комбург-Ротенбургских. В XII в.к ним добавилась и имперская крепость. Оба строения, которые, как я уже упоминала, были разрушены при землетрясении. Из остатков имперской крепости в 1400 г. была построена Капелла Св.Блазиуса. Одна из уцелевших башен сохранялась до 1802 г., пока её не снесли. Из сада открываются прекрасные виды на долину Таубера и на южную часть Старого города, увы не в нашем случае.
Сильный дождь прогнал нас снова в центр города, но прежде чем укрыться за стенами, мне интересно было взглянуть на "Dr.Karlstadt Fluchtfenster". Историческое окно, через которое в 1525 г. бежал из города Андреас Боденштайн, прозванный Карлштадтом. Личность во всех отношениях интересная. Немецко-римский католический теолог и священник, метавшийся между разными течениями Реформации - от Мартина Лютера и Томаса Мюнцера к радикальным представителям швейцарско-верхнегерманской Реформации и анабаптистам. В своём радикализме он дошел до того, что стал проповедовать полигамию, как библейскую норму. В Ротенбурге он оказался во время Крестьянской войны и был гостеприимно принят своими сторонниками, но выступая против насильственных действий со стороны крестьян, вынужден был бежать из города вместе с семьёй.
Через двор "Lichtenhof" между строениями новой и старой ратуши, можно пройти к церкви Св.Якова.
Построенная в стиле высокой готики в XIV в., церковь вместе с реликвией Святой Крови была главной на пути паломников в Сантьяго-де-Кампостела.
Базилика была построена для Германского религиозного ордена Тевтонских рыцарей, заменив собой небольшую романскую церковь. Некоторые различия в облике церкви свидетельствует о продолжительном времени строительства храма. Возведена она на самом высоком месте в городе и имеет две высокие квадратные башни, украшенные каменной резьбой. Южная башня, построенная мастером-зодчим, немного ниже северной, построенной его учеником. Когда мастер увидел, что работа ученика превзошла его собственную по красоте и изяществу, он бросился вниз с высоты северной башни и разбился. Его собака прыгнула за ним, но превратилась в горгулью. Такие легенды присущи многим выдающимся храмам.
Внутреннее пространство трехнефной базилики с высокими тонкими колоннами кажется слишком узким.
При в ходе взгляд сразу же привлекает абсида с красивыми 17-метровыми витражами приблизительно 1400 г.со сценами жизни Христа, Девы Марии и библейских событий, в основном из Нового Завета.
Интерьер церкви украшают несколько алтарей.
На западных хорах находится алтарь Святой крови - одно из лучших произведений деревянной пластики самого известного резчика по дереву в Германии- Тильмана Рименшнайдера. К сожалению, у меня нет его фотографий. Я случайно их удалила, в очередной раз проигнорировав очки, без которых зрение уже сильно подводит.
Алтарь "Heilig- Blut" был создан около 1500 г. для размещения реликвии - капли Святой Крови. Это единственная реликвия Святой крови в лютеранской церкви Германии. Она помещена в хрустальную капсулу, вмонтированную в позолоченный крест.
Неокрашенный алтарь-триптих из липового дерева имеет высоту 10 метров. Основная тема - "Тайная вечеря", где Рименшнайдер в центр композиции поместил Иуду, а не Христа, что очень необычно.
(фото из интернета)
Качество резьбы впечатляет.
Алтарь является одним из самых важных произведений средневекового искусства Германии и, безусловно, главной достопримечательностью не только церкви, но и города в целом.
В отличие от монохромного алтаря Рименшнайдера я сохранила фото красочного позолоченного главного алтаря "Двенадцати апостолов" 1466 г. с роскошными картинами работы Фридриха Херлина.
На одной из картин изображен вид Рыночной площади Ротенбурга того времени, но он находится с обратной стороны алтаря. Увидеть весь цикл можно только, когда створки алтаря закрыты.
В нижней части алтаря изображение Христа в окружении апостолов. Любопытная деталь: апостол Пётр читает библию в средневековых очках!...
Резные детали алтаря выполнены швабскими мастерами под влиянием работ Ганса Мульчера.
Хорошее состояние алтаря связано с тем, что во время Реформации слишком католические изображения были закрашены. Верхний слой краски удалили лишь в 1922 г.
Очень интересна скиния Святого Иакова XIV в. слева от алтаря с изображением Святой Троицы.
Некоторые статуи, картины в нефах и боковых часовнях впечатляющего художественного достоинства, но это, в основном, работы неизвестных мастеров. Многие скульптуры, такие как Св.Георгий, убивающий дракона, легко идентифицировать.
Стоит увидеть ещё два алтаря меньшего размера, но имеющих высокую художественную ценность.
"Marienaltar" датируется примерно 1520 г. Он создан неизвестным мастером, но приписывается последователям Тильмана Рименшнайдера.
Сцена коронации Девы Марии в центре композиции очень выразительна.
Раскрашенная статуя Людовика Тулузского на алтаре с южной стороны-ранняя работа Тильмана Рименшнайдера.
Кроме того, в храме хранятся ценные эпитафии и другие артефакты.