И вот 29 апреля мы сидим в электричке, которая везет нас из аэропорта в город моей мечты в окружении исключительно темнокожих парижан, и на каждой следующей станции их становится все больше, за окном проплывают бесконечные индустриальные пейзажи, исписанные граффити, и нам сразу становится понятно, что такое французская толерантность. Но я почитательница Ренуара и Тулуза Лотрека, а не фильма «13 район», поэтому отель мы забронировали у подножия Монмартра, буквально в двух шагах от Мулен Руж. В само кабаре на представление мы не собирались, но было приятно видеть эту красную мельницу каждый раз, когда мы шли на Монмартр завтракать или спускались в метро.
Поскольку к обеду мы добрались до места и заселились, остаток дня было решено посвятить исследованию Монмартра. Для начала выпили кофе в «Двух мельницах», где когда-то работала Амели Пулен ).
Обошли улицу Лепик. Первое, что нам предстояло найти – Мулен-де-ла-Галетт. Честно говоря, трудно представить, что это именно тот трактир, который изображен на картинах Ренуара, Ван Гога и Лотрека. Владения частные и глинтвейн с галетами там уже не подают. Двинулись дальше мимо особняка Далиды к Палавучей прачечной. К сожалению, здание, в котором некогда квартировали Пикассо, Модильяни и еще целая плеяда художников и писателей в 1970 году выгорело дотла. Сохранился лишь фасад, стоя возле которого, я постаралась напрячь воображение и все-таки представить, как во время грозы Пикассо познакомился здесь со своей возлюбленной Фернандой Оливье.
Далее мы отправились на поиски кабаре « У ловкого кролика», по пути сфотографировали «Розовый дом». А также виноградник, на котором производится самое дорогое плохое вино во Франции.
Но самым атмосферным местом на Монмартре для нас оказался музей Монмартра. В помещениях этого музея когда-то были мастерские Ренуара, Берты Моризо и Мориса Утрилло. В разных уголках сада среди цветов и деревьев выставлены репродукции пейзажей, созданных когда-то в этом саду. А в главном корпусе, как будто специально к нашему приезду, работала экспозиция, посвященная кабаре «Ша-нуар». Именно в этом кабаре, а потом и в заведении под названием «Мирлитон» выступал знаменитый Аристид Брюан, тот самый, которого Тулуз Лотрек изобразил на афише в красном шарфе. Тот самый, который поливал гостей грязью, называя их шлюхами, потаскушками и толстяками, от чего гости приходили в восторг. На выставке были представлены старые афиши, в том числе и Тулуза Лотрека, газеты, декорации. В здании пахло масляными красками и играла старая музыка. Поэтому в баре, где стояла подлинная металлическая барная стойка, венские стулья и бутылки из под абсента, мне на долю секунды показалось, что сейчас кто-то из знаменитостей войдет туда, чтобы пропустить стаканчик.
Наконец мы добрались до вершины холма. Париж лежал у наших ног, и меня охватило ощущение нереальности происходящего. Люди вокруг фотографировались и целовались, продавали сувениры, болтали, мы сели на скамейку и просто смотрели на людей и на Париж.
В завершение мы планировали отужинать в винном баре, рекомендованном в путеводителе, но это был один из нескольких проколов – бар оказался закрыт. Сил на поиски другого заведения не осталось. И мы просто решили купить в супермаркете вино, сыры, фуа-гра и французский батон. Как же вкусно было все это съесть, запивая вином в номере отеля! После французского багета становится непонятным отношение русского человека к самому себе и своему ближнему. Как можно изменять качество городского хлеба настолько, чтобы после употребления среднестатистической булки в Европе появлялось стойкое отвращение к российской выпечке? Я нас не понимаю. Я не понимаю такого отношения к самим себе.
30 апреля мы начали утро с кофе и круассана в маленьком кафе со смешными кошками на стенах на острове Сите.
После завтрака мы пошли посмотреть витражи в часовне Сент- Шапель. Что сказать – они прекрасны! Затем отправились в Нотр дам де Пари. Сидя на скамейке внутри, заметили, что арки в центральной части кривоваты и колонны, на которые они опираются, не совсем симметричны друг относительно друга. Сначала поспорили, потом повеселились по этому поводу. Кроме того, на площади перед собором выстроили какие-то странные современные павильоны, которые сильно портят панорамный вид на собор.
Далее в наших планах была дегустация знаменитого мороженного Berthillon на острове Сен Луи. Но кафе оказалось закрытым по причине первомайских каникул до 10 мая. Погрустили по этому поводу на скамейке на берегу Сены и пошли гулять в Марэ. Разглядывали витрины, заходили в магазинчики, выпили кир и пообедали в шумной брассери среди шумных французов. Съели очень вкусный и интересный салат, основу которого составляли кругляши жареного сыра. И поехали передохнуть в отель.
К вечеру зарядил дождь, но, вспомнив, что Париж особенно прекрасен во время дождя, отправились под зонтиком поужинать. Длинная очередь в бистро Chartier, опять же рекомендованном в путеводителе, слегка удивила. И мы решили не ждать, а поискать что-нибудь другое. Искали долго, но не зря. Съели ну просто очень вкусную курицу с пюре и луком шалот. Курица мягкая, лучок сладкий, а соус вообще был прекрасен. Но десерты оказались даже лучше основного блюда. Панакота с базиликом – это откровение! А крем-брюле был просто таким, каким он должен быть.
Наступило 1 мая – день всех трудящихся. Поскольку ни музеи, ни магазины не работали, мы начали свое утро с кладбища Монмартр. Погода стояла прохладная и хмурая, по пути мы встретили лишь торговцев ландышами и всего нескольких туристов, таких же сонных и замерзших как мы. На кладбище мы отыскали могилу знаменитой танцовщицы канкана и бывшей «королевы Монмартра» Ла Гулю. Умерла она, правда, в нищете и на это кладбище попала не сразу, а только в 1990 году по инициативе тогдашнего мэра Парижа Жака Ширака. Посетили также захоронения Франсуа Трюффо и Далиды. А затем отправились завтракать на Монмартр.
К концу завтрака погода улучшилась, вышло солнце, улицы наполнились людьми, а мы, дойдя до метро Abbesses, услышали колокольный звон и странное пение в церкви. Зашли на шум и обнаружили полный зал темнокожих людей в одинаковых ярких одеждах и головных уборах, они дружно пели свои песни, пританцовывали и не обращали внимания на глазеющих и фотографирующих их туристов. Выйдя из церкви, мы нырнули в метро и вышли на площади Согласия.
От площади Согласия мы направились к церкви Мадлен. На улице Руаяль сфотографировали ресторан «Maxim's», посетителями которого были Эдит Пиаф, Жан Кокто, Марлен Дитрих, Мария Каллас.
Затем на этой же улице купили в «Laduree» несколько заменитых макарон. У здания Оперы наткнулись на полицейские кардоны и расходящихся по домам демонстрантов. Утром здесь выступала Марин Ле Пен. Это чем-то походило на выступление наших политических сил: те же «натасканные псы» жандармерии в костюмах «Черепашек Ниндзя», те же автобусы с протестующими с периферии, те же цвета флага. Только язык другой. Слова и методы те же. По пути к Пале-Руаяль мы еще долго встречали людей, которые в одной руке держали свернутые флаги, а в другой чашку кофе в кафе или багет с сыром, сидя где-нибудь на парапете.
В саду Пале-Руаяль мы упали на стулья и долго сидели у фонтана, созерцая немногих людей, которые гуляли вокруг. Кто-то дремал, положив ноги на парапет, кто-то играл на дудочке, мимо проходили родители с детьми.
Передохнув, мы отправились в Лувр, а оттуда в сад Тюильри. Вопреки нашим опасениям, хоть в саду было и достаточно людно, свободных стульев хватало. Мы купили чай и съели купленное до этого разноцветное печенье. Не скажу, что это было лучшее, что я ела в своей жизни, но попробовать разные вкусы по 75 рублей за печеньку диаметром 4 см было забавно. Могу сказать, что сидеть в саду – это чрезвычайно приятное занятие, теперь я понимаю, почему в Париже так много парков и садов.
Чтобы выполнить обязательную программу, мы прошлись по Елисейским полям до Триумфальной арки. Эту прогулку не назовешь приятной. Слишком много людей и машин. Поэтому, сфотографировавшись у арки, поставили себе галочку и поехали домой.
2 мая началось с прогулки в районе Трокадеро, Мюэт и их окрестностей. Приехав на место, мы с удивлением обнаружили, что от дворца Шайо открывается отличный вид на Эйфелеву башню, осмотр которой был запланирован на завтра. Кстати, именно здесь на фоне Эйфелевой башни когда-то фотографировался Гитлер.
Завтракать собирались в самой любимой кондитерской парижан, по мнению нашего путеводителя. На этот раз он не врал. «Patisserie des reves» оказалась удивительным местом. Как только я вошла туда, то сразу же поняла, что уже видела интерьер этой кондитерской, на сайтах о дизайне интерьера и восхищалась им, но никак не ожидала увидеть его здесь воочию. Нас встретил улыбчивый и предупредительный продавец в строгом костюме, чем-то напоминающий мистера Бина. К сожалению, в этот день не работало кафе, но можно было купить пирожные. Мы выбрали эклер, пирожное с марципаном и булочку с яблоком и карамелью.
Все еще голодные, мы отправились в музей Мармоттан. Трокадеро очень приятный район. Я бы настоятельно рекомендовала его для прогулок. Основная масса туристов фотографируется на фоне башни и уезжает, и совершенно зря. Район очень тихий, чистый, уютный, атмосфера курортного города витает в воздухе, можно понаблюдать за обычной жизнью парижан.
В музее мы главным образом хотели увидеть картину Моне «Впечатление. Восход солнца», которой своим названием обязан импрессионизм. Но кроме нее в музее неплохое собрание других картин Моне, Берты Моризо, а также есть работы Ренуара. В залах сохранена отделка и обстановка бывшего здесь охотничьего домика. Но больше всего он запомнился нам временной выставкой неизвестной нам ранее парижской художницы Мари Лорансен. Ее дымчатые розовые, серые и голубоватые оттенки и наивная манера так покорили нас, что мы тут же купили ее альбом в сувенирном магазине.
После музея мы наконец-то купили чай и съели купленные ранее пирожные на скамейке в Булонском лесу. Созерцание – всё-таки приятное времяпровождение. Никакой музей с впечатлениями других людей не сможет затмить твоих собственных впечатлений. Такие моменты надо видеть и ценить. Теплое весеннее солнц, тишина города выходного дня и море деревьев и распустившихся цветов. Вот и мы получили свое впечатление. Но на сегодня это было еще не окончание музейной программы. Впереди центр Помпиду.
Я думаю, что Помпиду понравится даже маленьким детям. Есть вещи красивые, неоднозначные, забавные, необычные, непонятные, а то и вызывающие озноб или отвращение. Много экспонатов раскрывающих историю развития дизайна. Но нужно приготовиться оставить здесь свои ноги, что мы и сделали. К моменту, когда мы добрались до крыши, хотелось только есть и пить. Солнце, кир и суп со шпинатом в кафе, которое там расположено, сделали нас в этот момент абсолютно счастливыми.
3 мая с утра пораньше перед завтраком решили отыскать на Монмартре скульптуру человека, проходящего сквозь стены. В общем-то, скульптура как скульптура, но вот поиск ее, как, впрочем, и многих других достопримечательностей был похож на увлекательную игру, что-то типа «Зарницы» - у тебя есть карта, есть примерные координаты объекта, причем ты играешь не один, множество других людей с картами постоянно попадается, то тут, то там. В процессе поисков забрели на какую-то совершенно деревенскую, а потому особенно уютную и милую улочку. Наверное, таким был Монмартр век назад.
По пути в музей Родена бегло осмотрели Дом и Собор Инвалидов. Достойные образцы помпезной архитектуры, но у Родена оказалось душевнее. До этого дня я не была близко знакома с его творчеством, и не смогла бы назвать других работ, кроме «Мыслителя». Но эта встреча все расставила по местам. Наиболее интересными, нам показались скульптуры из белого мрамора. Это что-то удивительное, когда из белой глыбы проглядывает силуэт мягкого человеческого тела, наполненного какой-то очень сложной эмоцией. Впечатляет точность воспроизведения геометрически сложных поверхностей и знание человеческого скелета, мышечного каркаса. Мы были рады, что произведения из бронзы выставлены в саду, возможность подышать воздухом на скамейке перед «Мыслителем» или «Вратами ада» позволили передохнуть и поразмышлять об увиденном. А скульптуры возлюбленной Родена Камиллы Клодель вовсе не являются второстепенными, хоть их и не много в коллекции, мы сразу обратили на них внимание. Теперь планируем посмотреть фильм о Камилле.
После Родена выпили по бокалу бордо в соседнем кафе, а спустя полчаса оказались в музее Орсе, самом желанном для меня парижском музее, где я больше всего хотела побывать. Виной тому, конечно же, галерея импрессионизма, расположенная на пятом этаже. Но, здание оказалось удивительно красивым само по себе, а собрание музея просто огромно и кроме импрессионистов включает в себя и академизм, и постимпрессионизм, мебель и ювелирные украшения в стилях ар нуво и ар деко. В общем, пока мы добрались до пятого этажа, сил почти не осталось, но при встрече с Дега и Ренуаром второе дыхание не заставило себя ждать. И, наверное, я бы не смогла в этот день продолжить прогулку, но в самом конце залов был обнаружен отличный круглый пуф, на котором мы и пролежали около получаса, любуясь прозрачными часами, и фотографирующимися на их фоне японцами.
Пуф прибавил нам сил и оптимизма, поэтому мы поехали ужинать в кафе «Constant». За него путеводителю отдельное спасибо. Потому что именно здесь мы попробовали отличную авторскую французскую кухню за вполне умеренные, по парижским меркам цены. В ожидании ужина мы выпили еще по бокалу бордо. Пришли в кафе пораньше, и оказались счастливыми обладателями свободного столика, когда выходили после ужина, на улице стояла очередь. В этот вечер больше всего понравилась рыба, которая подавалась с морковкой и кабачками во фритюре, а также яблочный пирог с карамелью и мороженным.
В приподнятом вином и отличной едой настроении мы решили немного прогуляться, и нечаянно вышли к Эйфелевой башне. Решение все-таки забраться на нее созрело практически мгновенно, и, встретив закат на самом верху, мы успели посмотреть на ночную иллюминацию снизу. Какое счастье! Лучшее – незапланированное, спонтанное.
На 4 мая было запланировано посещение блошиного рынка. А как же без него в Париже! Мы выбрали самый маленький блошиный рынок BAHB на окраине Монпарнаса и остались им очень довольны. Утро выдалось солнечное, лотки торговцев были развернуты прямо на улице, возле палатки с кофе и бутербродами пожилой человек играл на странном старом клавесине, больше похожем на деревянный ящик. Мы не удержались и позавтракали под песни «Padam, padam» и «Очи черные». А потом долго бродили между лотков, внимательно рассматривая посуду, репродукции, броши и статуэтки. Но нам так и не встретилась вещь, которая попросила бы увезти ее с собой.
С окраины мы перебрались на улицу Rennes, где перекусили и выпили по бокалу вина, а оттуда в бывший центр богемной жизни Монпарнаса в районе перекрестка Вавен и обошли все богемные кафе того времени: «Le Dome», «La Rotonde», «Le select» и «La Closerie des Lias», в которых сиживали многочисленные писатели, и которые упоминаются в романах Хэмингуэя, Сартра и Генри Миллера. Обошли мы их, правда, только снаружи, цены внутри откровенно кусались и мы решили выпить следующий бокал вина в Сен- жермен-де -пре. На улице Fleurus мы нашли квартиру Гертруды Стайн, которая, наверное, больше, чем своими литературными произведениями, известна дружбой с многочисленными гениями того времени, она часто принимала у себя Хэмингуэя и многих других, продвигала новейшее искусство, собирала работы Шагала и Модильяни, общалась и переписывалась с Пикассо и Матиссом. В окрестностях перекрестка Вавен мы также пытались найти дома, где квартировали Хэмингуэй, Пикассо и Модильяни, но, то ли дома уже снесли, то ли наш путеводитель был не точен, но в этих поисках мы потерпели неудачу.
В Сен-жермен-де-пре нашей целью была «Brasserie Lipp», завсегдатаями которой были Камю, Сент-Экзюпери и все тот же Хэмингуэй, писавший здесь «Праздник, который всегда с тобой». А также «Cafe de Flore», любимое Сартром и Симоной де Бовуар, и «Les Deux Magots», в котором мы наконец-то приземлились и выпили таки шампанского за Пикассо и Оскара Уайлда.
В поисках подходящего места для ужина мы оказались на Новом мосту. И встретили там демонстрацию против закона, разрешающего усыновление детей однополым парам. Французы молодцы. Очень грамотно и четко высказывают свою позицию. В секунду перекрывают мосты, дружно и громко скандируют подготовленные «кричалки», так, что их слышно за пару кварталов. Это то, чего не хватает русским. Не мямлить и покорно, как стадо, бродить, а грамотно, аргументировано и четко высказывать свое отношение к проблемам. Но на такую организацию пикета французское правительство так же грамотно, слаженно и дерзко забрасывает десант жандармерии, который всем видом дает понять, что настрой у всех экипированных по последнему слову защиты бойцов весьма серьезный. Так они и бегали друг за другом по мостам и по улицам. Одни убегают, другие догоняют. Как в хороших детективах.
Поесть решили в брутальной брассери «Le Petit Saint Benoit», которая славится провинциально-хамоватым отношением персонала к гостям и деревенской стряпнёй. Там, как и было обещано путеводителем, обстановка была простая, официантка грубоватая, а еда непритязательная, но колорит, как и ужин пришелся нам по вкусу. Именно там был самый лучший луковый суп, который я пробовала в своей жизни. Второе блюдо, правда, представляло собой просто вареное мясо и цельные картофель, морковь и репу, в бульоне, а в центре тарелки красовалась огромная сахарная кость с ложечкой для поедания костного мозга. Мозг я трогать не стала, а все остальное было очень даже вкусное. И официантка, кидавшая на стол ложки и записывающая заказ тут же на столе на салфетке, нас повеселила.
Приятным началом 5 мая стал очень вкусный завтрак на Монмартре. Кроме традиционных ингридиентов, в него входил нежнейший омлет с беконом и даже маленький десерт крем-брюле, который принесли подожженным. Затем мы поднялись на площадь Тертр, чтобы купить афишу «Ша-нуар» со знаменитым черным котом.
А оттуда поехали на Пер-Лашез, самое богатое на знаменитых покойников кладбище. Там отыскали захоронения Джима Моррисона, Эдит Пиаф, Оскара Уайлда, Сары Бернар, Марселя Пруста, Модильяни и его возлюбленной Жанны Эбютерн. История любви последних не может не взволновать. Особенно, если посмотреть фильм с Энди Гарсия в главной роли – «Модильяни». Жанне было всего 22 года, когда она не смогла смириться со смертью Модильяни и выбросилась из окна на 9-ом месяце беременности.
Очень забавно выглядят люди, шатающиеся по кладбищу с картой и фотоаппаратом. Можно подумать, что все они родственники Пруста или Эдит Пиаф и так, после завтрака, решили заглянуть к известному дедушке или бабушке. Гуляя по Пер-Лашез, мы заметили, что люди довольно странно проявляют свою любовь к кумирам. Памятник Оскару Уайлду оказался обнесен стеклянным забором, видимо, чтобы оградить его от поцелуев любвеобильных поклонниц. Бамбуковое полотно, которым обвернуто дерево возле могилы Джима Моррисона, скрывает приклеенные почитателями музыканта жевачки. Надгробие Модильяни люди, видимо, путают с мусорным контейнером и оставляют на нем билеты из метро.
Кстати, если нижняя часть кладбища достаточно мрачная, то верхняя больше похожа на парк. День разгулялся, светило солнце, вокруг цвели цветы, и мы, стоя у могилы Марселя Пруста, услышали за оградой сильный шум и бой барабанов. Несмотря на то, что еще не все захоронения были осмотрены, мы решили сменить обстановку на более праздничную и побежали догонять шествие. Демонстрация растянулась на всю улицу, барабанщики в разноцветных костюмах что есть мочи колотили в свои барабаны, им в такт двигались танцовщицы, в каждой группе звучала музыка и громкие речевки. Цель этого представления нам разгадать не удалось, но средства понравились.
Немного пройдясь вместе с демонстрантами, мы поехали в латинский квартал. К сожалению, не попали в Пантеон, он был на ремонте. Зато приятно прогулялись по улице Муфтар. В маленьком магазинчике была куплена желтая сумка, шарф и платье. А в соседнем обувном забавные мужские туфли из материала, похожего на мешковину.
На ужин купили сыр, клубнику и помидорки черри, а бутылка вина ожидала нас в отеле. Правда, свежий багет в воскресение вечером удалось найти с большим трудом.
В последний день Париж провожал нас дождем, а мы занимались покупкой сувениров.
Были куплены сыры и фуа-гра. Пара бутылок вина в маленьком магазинчике на нашей улице. Стеклянная ваза с крышкой. Для галочки дошли до галереи Лафайет, здание внутри очень красивое и вполне достойное осмотра, но шопинг явно не по нашему кошельку.
Зато потом поехали в Марэ, где нашлись очень интересные магазинчики с разными дизайнерскими мелочами от ложек и вилок до кресел и табуретов. Прикупили себе голову оленя из цветного картона и поехали ужинать.
Для последнего ужина опять выбрали «Constant» и наелись до отвала. Ожидая столик, пили кир в баре. Наконец-то попробовали лягушачьи лапки и десерт «Плавучий остров». Сравнили русский «Кордон блю» с французским. В общем, устроили для желудка праздник.
Оглядываясь на наше короткое путешествие, я могу сказать, что давно не испытывала от увиденного столько впечатлений и эмоций. Париж, безусловно, стоил того, чтобы в нем побывать. У парижан я бы хотела научиться есть и наслаждаться едой, сидеть в парке, сохранять свою историю, не париться по поводу одежды, быть стройным, когда тебе за 40. Я рада, что Париж познакомил меня в Камиллой Клодель и Мари Лорансен. И, кстати, теперь уж я точно прочитаю «Праздник, который всегда с тобой».