15 Декабря. Мон-сен-Мишель.Рассвет был розовым и очень нежным.
Поняв, что горло не болит, кости не ломит и, вообще, настроение роскошное, поспешила привести себя в порядок и спустилась на завтрак.
Кроме меня, гостями была еще одна семья французов, пара приблизительно моего возраста.
Завтрак мне показался очень скромным. Может из-за того, что не было сыра? Не знаю. Набор из йогурта, кофе и круассана мне показался не достаточным для полноценного завтрака. Зато была легкость в теле от легкого чувства недоедания))))
Около 9 утра я парковалась на той же парковке, что и вчера. Сегодня утром моя машина была четвертой)
К остановке шатла я подошла не спеша, автобус еще минут 5 ожидал пассажиров. Поехали. Разглядывала лагуну, думала, что ждет меня на острове сегодня. В окне автобуса отражался абрис Мон-сен-Мишеля.
Какой же он все время разный!
Уже по знакомой улице нижнего яруса Гранд Рю иду от Королевских ворот до церкви аббатства.
Хочу показать вам улочку, которая ведет на второй уровень города.
Кстати, раз уж мы в этом месте, расскажу, что ведет эта улочка к Церкви Святого Петра и городскому кладбищу. В городе с населением в 70 жителей, есть своя действующая церковь и кладбище.
У входа в церковь нашлось место и для национальной героини.
А мы спешим в аббатство.
Очень уж не хочется, чтобы внутри было много посетителей. Покупаю билет, беру аудиогид. Экскурсия началась.
Согласно легенде, в 708 г. архангел Михаил дал епископу Авранша Святому Оберу задание построить на скале церковь. Трижды пришлось явиться стражу райских ворот к епископу, т.к. тот не был уверен, правильно ли он истолковал знамение. И только после того, как архангел Михаил постучал ему по голове перстом, Обер приказал монахам начать строительство.
В соответствии с указанием архангела церковь была построена в форме грота, изображающего пещеру, в которой имело место явление св. Михаила. Об этой версии легенды говорят остатки двух христианских молелен, обнаруженных на горе при раскопках.
Мне безумно не хочется описывать историю аббатства, горЫ, на которой оно было построено, упоминать исключительно важных для Франции людей, так или иначе участвовавших в истории этого невероятного города-замка. Мон-сен-Мишель считается третьим по популярности местом Франции после Эйфелевой башни и Версаля.
Написано и говорено об аббатстве столько, что первый по заданному в сети поиску ответ даст полную информацию.
Мне же хотелось просто погулять по аббатству Ла-Мервей (в переводе — «чудо»).
Поражающий своими размерами Ла-Мервей выстроен на узкой скале и поэтому имеет вертикальную структуру: он состоит из двух трехэтажных секций. Восточная секция, по замыслу создателей, предназначалась для удовлетворения телесных потребностей. На первом этаже располагался зал для наиболее бедных паломников, здесь они должны были жить и питаться. Над ними — в зале для гостей — аббат принимал и потчевал высокопоставленных персон, третий этаж представлял собой трапезную для монахов. В западной секции первый этаж занимала кладовая. На втором располагался Рыцарский зал, который со своими огромными печами фактически служил для обогрева монастыря. Третий этаж в западном крыле занимала крытая галерея.
Видимо, без мало-мальского описания всё равно не обойтись, иначе рассказ превратится в набор фотографий.
Пройдя через Караульный зал, который является укрепленным входом в аббатство Мон Сен-Мишель, по лестнице Гран Дегре поднимаемся на террасу Со-Готье.
Западная терраса состоит из паперти аббатской церкви и трех первых пролетов нефа. Классический фасад был перестроен в 1780 году.
С террасы открывается общий вид на залив Сен-Мишель: от скалы Канкаль («Устрица»), которая находится на западе, в Бретани, и до обрывистых берегов на востоке, в Нормандии.
С террасы также открывается отличный вид на неоготический шпиль колокольни, возведенный в 1897 году. Шпиль венчает позолоченная статуя св. Михаила.
Статую Михаила на шпиле снимала вне аббатства, со стен бастиона.
Аббатская церковь, построенная в первые десятилетия тысячного года, была возведена на вершине утеса, на высоте 80 м над уровнем моря, на платформе длиной 80 метров. Неф церкви состоит из трех уровней: аркада, галереи и высокие окна.
Сен-Мишель, как и любой старинный французский город, имеет свой герб. На гербе аббатства изображена россыпь из 10 ракушек черного цвета, переплетенных геральдическими лилиями Франции. Ракушки напоминают о паломничестве, поскольку они являлись отличительным знаком пилигримов. Лилии говорят об опеке монастыря и крепости королем Франции.
Дальше мы проходим во внутреннюю монастырскую галерею. Она соединяла различные монастырские помещения, а также использовалась для молитв и медитаций. Во время церковных праздников по ней проходили религиозные процессии. Галерея расположена в верхней части здания, построенного в начале 13-го века, которое называют Чудо-сооружением.
Крытая галерея — своеобразный «приют спокойствия», предназначавшийся как для чтения и размышлений, так и для прогулок монашеской братии. Уникальная архитектура этой галереи, словно висящей между небом и землей, по выражению одного из летописцев монастыря, «позволяла Господу спуститься к человеку, не потеряв своего величия».
Для облегчения собственного веса все монастырские галереи были выполнены из деревянных срубов. Двойной ряд небольших, чуть смещенных колонн, вырисовывает беспрестанно меняющуюся перспективу.
По галерее можно пройти в монастырскую трапезную, на кухню, в церковь, в дортуар (общую спальню), в архив хартий.
В трапезной монахи принимали пищу при полном молчании, а в это время с кафедры, расположенной у южной стены, один из них читал святоотеческие наставления.
В боковых стенах зала проделаны узкие окна, невидимые со входа.
Далее проходим в Гостевой зал, который находится точно под трапезной.
Этот зал предназначался для приема королей и дворян.
Отсюда мы попадаем в крипту больших колонн. Крипта была возведена в середине 15-го века для поддержки готического клироса монастырской церкви.
Затем маршрут идет в крипту Сен-Мартен, сохранившуюся почти целиком, за исключением утраченной живописи. Крипта служит фундаментом для южного крыла трансепта церкви.
Крипта сделана в виде огромного свода с пролетом в 9 метров. Несмотря на то, что эта крипта построена лишь для поддержки крыльев трансепта, она используется при богослужениях как капелла.
Отсюда по небольшому проходу можно попасть к огромному колесу. Оно было установлено примерно в 1820 году: с его помощью поднимали пищу для заключенных тюрьмы Мон Сен-Мишель.
Колесо приводилось в движение людьми, находящимися внутри него. Другие источники говорят, что колесо крутила лошадь, фактически жившая внутри колеса. Нынешнее колесо — копия, сделанная по образцу подобных колес эпохи Средневековья.
Часовня Сен-Этьен служила местом для усопших (соборования и отпевания).
Дальше мы вновь окажемся в Чудо-сооружении, как только войдем в Рыцарский зал. Он был построен для поддержки внутренней монастырской галереи и служил для работы и учебы монахов.
На этом экскурсия в аббатство подошла к концу.
Проходя по крытой галерее второго яруса к выходу, я увидела, как красиво легла на землю тень замка. Такая изысканная изюминка к завершившейся прогулке.
Выйдя из города, направляясь к автобусу, я заметила, что солнышко устроило настоящую феерию, освещая замок самыми причудливыми способами, высветляя одни его части, затемняя другие.
Стоять на дамбе и смотреть на Замок можно было бесконечно.
Вот от этой башни вчера вечером меня леший повел в открытое море.
Но пора прощаться. Напоследок солнце подарило радугу, скромную и в этот момент не очень яркую.
Автобус проехал вдоль улицы городка La Caserne: отели, рестораны, кафе быстрого питания, сувенирные магазины.
Мон-Сен-Мишель виден издалека. Днем и ночью одинокий силуэт Горы, несущей на себе сказочный город, маячит над крышами аккуратных нормандских домиков. Устремленный в небо шпиль — будто грозящий перст Архангела. Может быть, он напоминает, что дух Мон-Сен-Мишеля остается таким же твердым и неприступным, как и сотни лет назад.
А может, в мире суеты и тревоги он дарит сказку взрослым и детям, призывая остановиться, прислушаться к себе, к природе, просто насладиться красотой? И дарить миру свое ощущение счастья!