(имеет некоторую информационную составляющую)
Как всегда это бывает, случайно попался на глаза отчёт о путешествии в Бретань, да с картинками. Картинки понравились. Я вспомнила про то, как, планируя ранее Париж, пыталась «привязать» к нему Ле Мон Сен Мишель, да так и не «привязала». Ну, уж к Бретани то он «привяжется», - решила я и начала «информационное погружение».
Недавно я впервые съездила в Норвегию. Поэтому многочисленные расписания регионального транспорта, связывающего небольшие городки-посёлки Бретани, меня не испугали. На нужный мне май на этот год на сайтах уже было летнее расписание, кроме 2-3 мест. Там я ориентировалась на прошлогоднее расписание.
На каждый период времени (летний и зимний) расписание существует в трех видах: будни (школьное расписание), школьные каникулы и выходные – праздники. На время моего путешествия выпадали будни. Праздников я не обнаружила, а зря…
Почитав отчеты с картинками, определила для себя нитку маршрута, и начала «вдевать» ее в расписание. Поскольку в некоторые места я могла попасть только в определенные дни недели, то «вдеть нитку в иголку» получилось не с первого раза.
Для удобства планирования я расчертила на листе А 4 таблицу предполагаемых дат по дням недели (заодно выучила название дней недели по-французски).
За точку отсчёта взяла рейс Flixbus Париж – Ле Мон Сен Мишель, который выполняется один раз в день 7.05 – 12.30 с пятницы по воскресенье.
Первоначально было желание съездить еще и в Этрета. Из Парижа расписание было адекватным, а вот в Ле Мон Сен Мишель из Этрета пришлось бы добираться весь световой день с 5-6 пересадками.
Нет, единственная достопримечательность Этрета не стоит таких временных затрат. Шоу приливов – отливов я увижу и в Сен Мало, а в Этрета съезжу как-нибудь в другой раз, остановившись в Руане.
Также в процессе подготовки «отпал» и Huelgoat (Уегоа). Через него пролегала моя дорога с побережья в Кемпер, однако расписание рейсов таково, что или с ночёвкой, а жильё там очень дорогое, или с 2-часовой прогулкой. И только один день недели. 2 часа - мало, сутки – много. Поэтому «разбавить» прогулки по берегам Ла–Манша прогулкой по лесу не получилось.
Как только Победа выложила летнее расписание, купила авиабилеты Москва – Кёльн – Москва, а затем билеты на скорый поезд Кёльн – Париж – Кёльн.
Билет обратно на 7.50 – 11.20, чтобы сразу в аэропорт, стоил дороже.
Купить по 49 евро, но на 8 часов или по 35 евро, но на 6 часов...
Сомнения разрешила молодая коллега. Получив ответ на вопрос, какая получается разница, она сказала, что купила бы билет дешевле, а разницу потратила бы на шопинг в Кёльне.
С чемоданом по магазинам? Камера хранения на вокзале свела бы разницу в цене билета на «нет». Поезд в 6 утра, выйти из дома в 5 утра, проснуться в 4?
Всё равно! - ответила «молодёжь».
Итак, основные билеты куплены. Жилье на Айрбнб забронировано (мама ужаснулась, что за 14 дней я сменю 9 квартир). Маршрут «отполирован». Французский потихоньку вспоминается.
И тут я решила посмотреть на сайте французский железных дорог, всё ли в порядке с их дорогами, не планируются ли какие ремонтные работы. В общем - то, хорошо сделала…
Потому что обнаружила, что намечается ЗАБАСТОВКА. Организованная! На три месяца! С календарным графиком один через три дня! И расписанием движения транспорта, который будет известен вечером накануне дня забастовки!
Первый раз я так «попала»! Три дня переезда приходилось на забастовочные дни.
Каждый день «заходила» на Форум в тему забастовки и прочитывала новую информацию от тех, кто уже «попал» конкретно. Особенно интересовало, как оттуда, из «попадалова», выбрались.
Не буду подробно описывать чужие переживания, а также все способы решения проблемы.
Мой первый забастовочный день пришёлся на первый день в Париже. Уже накануне отъезда из дома я знала, что нужная мне линия метро – пригородных электричек не бастует. Ура!
Второй забастовочный день пришёлся на региональные электрички с одной пересадкой, которые были заменены (в итоге) на автобусы (такое я предполагала тоже заранее). Автобусы, разумеется, на конечную станцию пришли с опозданием, - на 1,5 часа. Но там меня встретил хозяин и доставил в свою квартиру в соседний городок на машине. И эта договорённость была тоже заранее.
Третий забастовочный день был для меня самым неприятным. В этот день планировался переезд Ренн – Париж, был куплен билет на скорый поезд. Во все предыдущие дни забастовки поезд на данный рейс отменялся. Надо было его как-то переоформить с сохранением цены, однако заранее это сделать было нельзя, только за несколько дней, уже в поездке. На телефоне в приложении я боялась это сделать (вдруг не пойму французских комментариев, и не туда нажму). Дочь тоже побоялась что-либо делать с моим билетом на удалении (она вообще не очень понимала, что от нее требуется). Была мысль попросить об услуге своих хозяев в Ренне. Только удастся ли мне всё адекватно объяснить? А вдруг у них нет компьютера?
Всё закончилось благополучно. Приехала я в Ренн на Flixbus в 7.40. Остановка у железнодорожного вокзала. Долго обходила местные «ремонтные работы». Наконец добралась до справочной, откуда меня перенаправили в отдел покупки – оформления билетов. Взяла талончик на очередь. Для экономии времени и сил набрала текст в переводчике с указанием неотмененного рейса, которым хотела бы уехать.
Дама, даже не спросив паспорта, кивнула, и пару минут пощелкав клавишами ноутбука, оформила мне новый билет стоимостью «0 евро». Я была просто потрясена! Мне хотелось её расцеловать!
На Форуме некоторые писали, что уехали в другое время по билетам отмененного рейса. И контролёры в поезде, мол, отнеслись с пониманием. Дело в то, что в Ренне этот манёвр не прошёл бы. Потому что на посадку нужно идти через турникеты. Так что работник вокзала однозначно отправил бы на переоформление билета, а этот отдел очень далеко находится, плюс ремонт. В общем, опоздать можно запросто.
Что-то предисловие, получилось длинноватым… Пора переходить к поездке!
Май 2018 года
Париж – Ле Мон Сен Мишель – Сен Мало – Перрос Гирек – Кемпер – Ванн – Ренн – Париж
Увидеть Париж и не умереть… Приключения в Парижском метро.
12 мая 2018 года.
Поезд из Нижнего Новгорода прибыл в Москву в 6 часов. Вылет из Внуково через 6 часов. Решила пойти в аэропорт пешком. Погода замечательная. Догуляла до Александровского сада, дальше - на метро и замечательном автобусе номер 911.
В Кёльне около 1,5 часов до отправления поезда. Прогулялась по набережной.
У меня уже стало «доброй» традицией покупать билеты на скорые поезда «задом наперёд». И поскольку мне это не нравится, я пересаживаюсь в отдельный отсек вагона, туда, где кресла вокруг столиков. Похоже, не я одна владею этим знанием. Сегодня два столика из четырёх были заняты.
В поезде хороший wi fi. Были отправлены приветы на Родину. И сообщение хозяину моего первого жилья о задержке поезда.
По радио диктор несколько раз говорил что-то на разных языках, кроме русского. В результате неоднократного повторения я поняла, что мы в пути «поломались», «починились» (упоминалась станция Льеж) и теперь «нагоняем». Однако, судя по часам, нагнать не сможем. И ещё, по прибытии на станцию Париж Норд, он (диктор, да и вся железная дорога) рекомендует быстро покинуть вагоны. КАнечно, там же (на станции Париж Норд) сегодня ЗАБАСТОВКА. Неужели бастующие будут громить вагоны??? Я посмотрела на французов за соседними столиками. Они были невозмутимы. В случае чего, спрячусь за них!
Вот ведь что делает с людьми знание французского «на уровне интуиции»!
В Париже у меня буквально одна ночь. Поезд прибывает в 20 часов. Назавтра автобус в Ле Мон Сен Мишель в 7 часов. Желая максимально сэкономить на парижском ночлеге, нашла комнату недалеко от автовокзала Bercy Seine, общую с хозяйкой. Отзывы очень хорошие. На фото приятная женщина средних лет.
Такая приставать не будет, - решила я и забронировала её жильё.
Через месяц у приятной во всех отношениях женщины что-то случилось, потому что она отменила мою бронь, также бронь еще человек 10, а потом и совсем удалила своё объявление.
Пришлось ехать к негру…
Когда я в домашней группе в Вайбере написала, что еду к негру, дети начали активно обсуждать моё не европейское отношение к негроидной расе.
Даже на следующий день не был потерян интерес к данному вопросу.
В ответ на просьбу, рассказать что-нибудь про негра, я написала, что у него действительно белые ладошки. За те 10 минут, что мы с ним общались, успела разглядеть.
Нет - нет, что вы, никакого расизма! Просто мы из Нижнего Новгорода, города, где делают установки для зенитных ракет, и нет туризма.
Теперь вы понимаете, что фраза: «Я живу у негра», - значит гораздо больше, чем: «Мой хозяин – представитель негроидной расы, коренного населения Франции со времён Французской революции».
Негр живёт в местечке Cachan, почти сразу за городским кольцом. Метро там нет. Зато в двух шагах – одноимённая железнодорожная станция, куда идет прямая электричка с вокзала Норд. Путь назавтра к автовокзалу с несложной пересадкой на той же остановке.
На вокзале Норд, опросив четверых! сотрудников, спускаюсь-таки к переходу к пригородным электричкам. Без затруднений покупаю билет в автомате, введя название Arcueil - Cachan.
Почему – то у меня не записано название конечной станции моего направления, но я помню, что это синяя ветка Re В и что противоположная конечная станция – Аэропорт. Никаких схем на стенах метро нет. Просто указатели, один из которых - синяя В. Уже потом на перроне, я вспоминаю, что есть В1 и В2, и где-то они соединяются, где-то разделяются.
В общем, я попала! На перроне, где я оказалась, валидировав билет и спустившись на эскалаторе, не вижу на табло названия свой станции.
Начинаю приставать к прохожим.
Пытаюсь перейти на путь обратного направления, а его нет, вообще нет.
Понимаю, что ничего не понимаю.
Сажусь в следующий поезд и читаю схему движения в вагоне.
Медленно тягуче плывут мысли.
Беспокойно двигаются «шарики», постоянно запинаясь о «ролики».
Моя станция где-то в другом месте, на какой-то другой ветке.
Я зашла на перрон не там.
Буду выходить на первой же остановке.
Но это ж не метро, а электричка, поэтому первая же остановка только через 20 минут!
Время около девяти вечера.
Вышла.
Перрон на каком-то мосту. Путь – один, который - не мой.
Где-то внизу прогромыхал поезд.
Похоже, мне – туда.
- Ну, и как мне туда попасть???
- Выйти через турникеты и зайти снова… вон там…
Молодой мужчина оказался поляком и неплохо говорил по-русски.
Показываю свой билет до Качана. – С ним можно? Он ведь на 90 минут?
- Можно, - мужчина быстро взглянул на билет и бегом бросился в стоящий на перроне поезд.
Конечно, его дома дети ждут, жена…
А меня ждёт негр! Аааа….
Так, я не поняла…
Турникет откликнулся на мой билет до Качана на 90 минут красным крестом и запрещающей надписью.
Хорошо, допустим, направление – не то, но выйти-то я могу…
Ну, и что мне теперь, по-твоему, делать? Назад в Париж ехать?
Так ты меня и в Париже не выпустишь?
Я, чего, туда – сюда ездить буду???
Ах, ты же, зараза! Чего ж ты меня тогда в Париже впустил, если на другое направление куплен?! А?!!!
Сбоку подошла негритянка средних лет. Извинившись, я «продемонстрировала» ей сложившуюся ситуацию.
Посмотрев на мои манипуляции с билетом и моё разнесчастное лицо, она жестом показала мне на свою спину.
Я встала вплотную к негритянской спине. Она вставила в аппарат свою карточку, и придержала калитку турникета, чтобы туда могла вписаться ещё и я со своим неразлучным другом – чемоданом.
Что вы, товарищи, какой расизм, вАще! Полный респект и уважуха!
Неоднократно поблагодарив добрую негритянскую женщину, я отправилась на встречу с новым турникетом.
Поэкспериментировать с билетом я не успела, потому что одновременно со мной туда же подошёл и местный дядечка. Упускать потенциального помощника в это время суток на окраине Парижа было бы нелогично.
Показав ему злополучный билет, а затем, указав на его билет и его же спину, я добилась утвердительного кивка головы.
И мы «паровозиком», что называется, грудь к спине, преодолели препятствие.
Как же это здорово - наконец-то увидеть на табло нужную станцию! Может, даже домой доберусь и поспать успею…
Выход со станции меня уже не пугал.
На выходе одновременно со мной оказалась группа негритянских товарищей. Похоже, у них тоже были затруднения с билетами.
Двое мужчин пытались преодолеть турникеты способом лазания, но им активно мешали их же дети.
Третий подошел к металлической двери рядом с автоматами и хорошо поставленным ударом натренированной руки просто вышиб её из замка.
Я тут же устремилась в эту дверь, пока она не захлопнулась. Лазание с чемоданом меня сейчас совсем не привлекало.
На улице было несколько жутковато: темно, малолюдно.
Моросило...
Квартира находилась недалеко от станции. Я подошла к двери, ведущей в общий двор, ввела код. Дверь тихонько лязгнула и открылась.
Я вошла в тёмный – тёмный двор и поняла, что опять «попала»…
Мне предстояло пройти очередной квест под названием: «Найди, где живёт негр».
Негра звали Эдуард, фамилия у него тоже, разумеется, была.
Её, фамилию, я и отправилась искать на панели с кнопками у входа в дом слева. Не нашла. Отошла от дома на пару шагов – лампочка над входом погасла. Экономят!
В доме «горело» несколько одиноких окон.
На ощупь, подсвечивая фонариком «смертельно уставшего» смартфона, дошла до дальнего дома. Там свет над входом не зажёгся вообще. Очень сильно экономят!
Нужной фамилии и здесь не было. Ещё дальше были заросли, забор и кромешная тьма.
Справа от первого дома было какое–то непонятное сооружение с крылечком и с дверью без кнопок.
Я вышла за ворота, поискала там, вернулась, ещё немного почитала фамилии у кнопочек. Порассуждала, кого бы из жильцов развлечь звонком в дверь в эту тёмную – тёмную ночь...
Вдруг стеклянная дверь без кнопочек над крылечком непонятного сооружения слева озарилась светом, на фоне которого появилась тень. Человек!
На звук моего голоса откликнулся азиатский молодой человек и вежливо поинтересовался, что случилось.
Я сунула ему под нос листок бронирования.
Азиатский мальчик оказался добрым и сообразительным. Он пошёл к кнопочкам и почитал фамилии. Подождав, пока он убедится в отсутствии нужной мне кнопочки, я попросила его позвонить по указанному в бронировании номеру.
Он вернулся в дом и продемонстрировал мне «крепко спящий» айфон.
Мой смартфон тихо «угас» у нас на глазах.
Тогда я достала из сумки второй и попросила пароль от wi fi. Мальчик был не жадный. Слегка смущаясь, он подал мне листочек с паролем.
Рот открылся. Глаза округлились. Мальчик продолжал смущенно улыбаться.
В каком воспаленном мозгу рождается такое – тридцать цифр, знаков и букв разного калибра…
Мы стояли и, молча, смотрели на айфон, подключённый к зарядке…
Когда он, наконец, ожил, мы одновременно выдохнули.
Номер телефон, как ни странно, оказался рабочим.
Через минуту дверь соседнего дома открылась. Из неё вышел улыбающийся Эдуард.
Мы поздоровались. Затем я подвела его к двери и учительским голосом потребовала показать там его кнопочку.
Из-за моей спины выглядывал помощник. Тоже интересуется…
Эдуард как-то сразу застеснялся и показал на одну из кнопочек.
Эта? – сурово ткнула я пальцем в не его фамилию. Он обречённо вздохнул и извинился.
- Ну вот, а мы искали…, - обернулась я к мальчику.
Я села на кровать в комнате, пытаясь собраться для размышлений по поводу завтрашнего дня. Не вышло…
Встану завтра пораньше. Не вышло…
Назавтра, на бегу выпив кофе, я устремилась к станции. Только сейчас на улице я начала немного соображать. А подумать было о чём.
Похоже, парижское метро ещё порадует меня своими интересностями.
Чтобы доехать из Качана до автостанции, мне предстояло сделать пересадку с электрички на линию метро. Пересадка – небольшая по расстоянию. Это я знала.
Доехать можно с билетом, единым на оба вида транспорта, а цена на 1 зону Re отличается от цены разового билета в М. Это я тоже знала.
Дома я была уверена, что, купив билет на электричку на 2 зоны, я по нему же благополучно доеду и в метро.
Вчерашние метрополитеновские приключения пошатнули мою уверенность.
Какой билет покупать? Этого я не знала.
Кассы в полшестого утра, разумеется, не работали. А, возможно, не работали и вообще…
Я растерянно щелкала клавишами аппарата покупки билета. И ничего не понимала.
Поскольку у меня не вышло встать пораньше, оставался только один поезд, на котором я успевала (впритык) на автобус в Ле Мон Сен Мишель. И он – через 15 минут.
Я нервничала, и ничего не понимала.
Рядом со мной появилась женщина приятной негритянской наружности.
Я адресовала свой насущный вопрос ей. Она не знала. Но сейчас спросит. И она адресовала мой насущный вопрос другой женщине не менее прекрасной негритянской наружности, так кстати появившейся в это раннее утро рядом с нами. Она тоже не знала.
Однако негритянские женщины не были бы так приятны, если бы они не знали решения моей проблемы как таковой.
Итак, у турникета мы выстроились друг за другом. Первой была первая встреченная мной женщина. И не мудрено – у нее одной из нас был билет!
Затем вторая негритянская женщина, не менее приятная! Я оказалась третьей, и сзади был еще чемодан!
А дальше первая женщина дала команду, и наш "паровозик" пошёл через рамку турникета.
Быстро – быстро!
Похоже, у них тут всё отработано до мелочей!
Оказавшись на перроне, я, наконец, выдохнула. Однако приключения мои в Париже ещё не закончились…
При переходе в метро мужчина, к которому я пристроилась сзади, оглянулся, когда рамка захлопнулась передо мной, и очень натурально расстроился, что я его не предупредила, что собираюсь к нему пристроиться сзади.
Поэтому следом за ним идущего гражданина я предупредила молитвенно сложенными руками.
На выходе из метро турникетов не было. И это было очень кстати.
Потому что времени было в обрез.
Дорогу я знала по гугл – карте. Уточнив направление движения на выходе из метро, практически не останавливаясь, я отправилась к автовокзалу.
Снаружи вокзал выглядел как заброшенное, заросшее бурьяном строение в дальнем углу старого парка.
Я нашла дверь в стеклянной стене вокзала, и шагнула в слабоосвещенное подземное помещение, напоминающее огромный ангар с двумя выездами для автобусов.
По длиннющему перрону, у которого стояли многочисленные автобусы, я отправилась искать свой Фликсбус. Никаких информационных табло, никакого радиооповещения, никаких надписей…
Пришло СМС от компании: про мой автобус в Динард и про 10 минут. Да, знаю я, что через 10 минут отправление.
Ряд Фликсбусов закончился, дальше стояли автобусы других компаний. Я пошла в обратном направлении, подходя к каждому и уточняя направление.
Один из водителей оказался русским.
На мою просьбу о помощи он ответил: - Да, что Вы! Здесь такое огромное количество рейсов! Я не знаю даже всех направлений, не то что, кто где стоит!
Через 5 минут я уже откровенно рыдала, я готова была встать на выезде из «ангара» и «грудью» останавливать нужный автобус. Только выездов то два.
7. 05. Что делать???
И вдруг слезы мгновенно высохли. Retard… в сообщении было слово «retard»…
Буквально тут же я уловила знакомые слова в разговоре двух женщин. Я подскочила к ним, уточнила.
Мой автобус «retard» на 10 минут…