Хочу поделиться опытом аренды авто в Бретани (Франция). Это был первый опыт аренды машины вообще и вождения зарубежом (да и в России у меня опыта кот наплакал, т.к. своей машины нет), поэтому я перед поездкой перелопатила половину форума в поисках информации где и как машину арендовать, какие для этого нужны документы и карты, какие там особенности вождения и т.д.
В качестве агрегатора по аренде друзья советовали RentalCars, но там все было как-то очень дорого, поэтому я остановила свой выбор на Cars-Scanner. Арендовать планировала два раза по пять дней: первый раз в Ренне, второй - в Кемпере. Забегая вперед скажу, что в итоге арендовала и третью машину - на неделю в Генгане, уже через RentalCars.
Уже после того, как машины были забронированы, я наткнулась на негативные отзывы о Cars-Scanner, полезла искать дальше и тут мне стало совсем страшно, т.к. кто-то писал, что приехали забирать машину, а машин нет, кто-то опоздал на 10 минут и остался без машины, а кто-то приехал с ваучером, а ему говорят - нет у нас такого ваучера в базе и агрегатор отморозился и не помог. Про RentalCars подобные отзывы тоже встречались, но рекомендовали его в разы чаще. В итоге, испугавшись попасть в подобную ситуацию, я решила написать напрямую в прокатные компании и убедиться, что мои ваучеры у них есть и они меня ждут. Первой прокатной компанией (в Ренне) был Alamo, второй (в Кемпере) - Thrifty. Обе в течение 2-3 дней ответили, что мой ваучер у них есть и я могу не беспокоиться.
С кредиткой у меня тоже возникли сложности: банк, услугами которого я пользуюсь, по какой-то причине отказал мне в ее выдаче, в итоге пришлось заказывать карту в Тинькофф (это не реклама, просто у них ее было проще всего сделать). Не знаю, у всех ли карт есть такая возможность, но у них меня очень порадовало то, что карту можно пополнить и ее кредитный лимит станет равен выданному банком лимиту + добавленные вами средства. То есть даже если вам одобрят всего 30тыр, вы всегда можете добавить до нужной вам суммы.
Теперь про прокатные компании.
Первым прокатом было Alamo в Ренне. Офис находится прямо в здании вокзала (мы сначала пошли по адресу, указанному на ваучере, а оказалось, что это адрес парковки, пришлось возвращаться). В офисе было пусто, обслужили меня стремительно: списали с карты 250 евро депозита (именно списали, а не заморозили, поэтому когда деньги вернулись я потеряла около 650р на разнице курсов, что обидно), дали расписаться на бланке, спросили не хочу ли я полное покрытие (я отказалась), выдали бумажку про авто и отправили на парковку (до нее от офиса метров 500). Парковка оказалась 9-уровневой, прокат - на самом верхнем уровне. Кроме Alamo там располагаются еще несколько прокатных компаний. Сотрудник, выдававший машину, был очень учтивым. Долго показывал и объяснял, как они оценивают повреждения, за что будут штрафовать, а за что нет (у них там такая специальная картонка с прозрачными окошками и в зависимости от места повреждения допустим разный размер сколов и царапин на машине), показал особенности машины, где что включается и переключается. Бак у машины был полный, но он отметил в листочке выдачи 1/2, т.е. можно было перед сдачей до краев не заправляться. Отметил все имеющиеся повреждения в выданной мне бумажке, написал, каким бензином машину заправлять, а когда я сказала, что не уверена, смогу ли я с этой парковки сама выехать, снарядил сотрудника, который меня на арендованной машине довез до улицы и запарковал машину на парковке внизу. Плюс мне было сказано, что по возвращении я также могу их попросить машину наверх закатить. Кроме того, несмотря на то, что арендовали мы самую дешевую механику, он предложил ее на следующий день поменять без доплаты на автомат, если будет совсем уж тяжко. Поменять в итоге не получилось (не смог до нас дозвониться, а по е-мейлу он ответить не догадался), но все равно было приятна такая забота.
Еще любопытно, что условия, которые предлагает Alamo напрямую, несколько хуже того, что предлагает у них Cars-Scanner. Например, в нашем ваучере был безлимитный пробег и еще вроде покрытие повреждений, которые обычно страховка компании не покрывает.
По возвращении машину пришлось закатывать самой (не сообразила как связаться с сотрудниками проката, не залезая пешком на 9й уровень, а на парковке внизу мест не было). При сдаче ее осмотрели с тем самым шаблоном, спросили, не было ли инцидентов, забрали ключи и отпустили, предварительно рассказав, что если вдруг придут какие-то штрафы, то компания мне позвонит или проинформирует по электронной почте. Депозит вернули то ли в тот же день вечером, то ли на следующий.
Машинка в ваучере была Renault Twingo или аналог. Выдали четырехдверный Пежо.
Следующим прокатом был Thrifty в Кемпере. Располагался он почему-то в офисе Hertz. Там мы совершили ошибку, забронировав машину на 12 дня (у проката обед с 12 до 14). Пришли вовремя, но персонал оказался на удивление неприветливым. Документы и ключи нам выдали минут через 10 (была небольшая очередь), на карте заблокировали 450 евро (операция также была от Hertz), а дальше просто сказали идти на парковку за домом, забирать там машину, а если что-то не так - возвращаться. С машиной действительно оказалось "что-то не так": обнаружилось несколько не отмеченных в документации царапин и вмятин. Пришлось идти обратно, чтобы их отметить. Любопытно, что сотрудник просто молча их отметил на листке со схемой машины - сам он на них смотреть не пошел, что навело на мысль, что они обо всех повреждениях знают, но нарочно их не отмечают, чтобы потом лишних денег стребовать. В итоге походив еще немного вокруг и загрузив в машину чемоданы мы обнаружили, что у нее помят еще и передний номер (на ярком свету это было не очень заметно). Вернулись в офис, чтобы это отметить, а он оказался закрыт. Попытались дозвониться до проката - никто не берет трубку. Дозвонились в Cars-Scanner (висели на линии минут 10), но те тоже ничем помочь не смогли, так что пришлось нам куковать в ближайшем кафе до 14:00 только чтобы это повреждение в бумажки внести.
Машинку нам дали Fiat500, видимо новую модель и с "полным фаршем": паркроником, круиз-контролем, какими-то доп. ручками под рулем, стеклянной крышей... Но т.к. "экскурсию" по машине нам не проводили, я с половиной этого функционала до конца поездки так и не разобралась (не нашла даже, где форточка открывается). Кроме того, поехав на следующий день смотреть достопримечательности и остановившись у супермаркета я с ужасом обнаружила, что у машины не работает задний ход. То есть на ручке явно обозначено, где задняя передача, но при ее выборе машина стоит на нейтрали и никуда не едет. Позвонила агрегатору, те обещали в течение часа перезвонить... В итоге выручили местные знакомые, подсказав, что задняя передача на Фиате включается с кольцом (я, в силу отсутствия опыта вождения и аренды, просто не знала, что так бывает).
Сдача машины была такой же формальной как и выдача. Запарковала на парковке, принесла в офис ключи - все. Причем у них там на двери был даже ящик для ключей - на случай если офис будет закрыт.
Депозит за неделю не вернули, пришлось писать в саппорт банка, чтобы они его разморозили (разблокировали всю сумму на следующий день).
Третьей арендой был Hertz в городе Guingamp.
Там отношение было чуть потеплее, чем в Кемпере, но тоже без особого внимания. Машинку выдали, повреждения отметили при мне (все, что я смогла найти), на карте заблокировали 450 евро. В ваучере был Fiat500, на деле достался Renault Twingo. Единственная машинка из всех арендованных, в которой была держалка для телефона. Прямо перед прокатом заправка (потом видела еще несколько), ради любопытства сравнила цены на 95й бензин: у Карфура, где я заправлялась, цена была порядка 1.4 евро за литр (иногда даже чуть меньше), у других супермаркетов 1.4-1.5, а на заправке у прокатчиков 1.7-1.8 евро. При том, что полный бак - это около 25л, разница довольно существенная получается.
При возврате машинку не осматривали, но зато предложили оставить у них чемоданы, чтобы погулять по городу до поезда.
Депозит тоже пришлось возвращать через саппорт банка, сам он не разморозился.
Я вообще думала, что на карте будут блокировать всю франшизу (2000 евро), поэтому пополнила кредитную карту так, чтобы наверняка хватило. Но все 3 раза сумма депозита была значительно меньше.
По заправкам: один раз попали на автоматическую заправку, но она мои карточки принимать не захотела. Все остальные разы заправки были с кассой на выезде, поэтому ничего лишнего на карте не блокировалось, платила ровно столько, на сколько заправилась.
При последней аренде напоролась на штраф: запарковалась на платной парковке у Берега Розового Гранита, на парковочный столбик на выходе с парковки почти случайно наткнулась, прочитала на нем, что парковка контролируется камерами и за неоплаченную парковку штраф 25 евро (сама парковка стоит 4 евро и действует до 19:00). Обрадовалась, что не прозевала его, оплатила, забрала талончик и пошла гулять. А вернувшись обнаружила под дворником инфо-бумажку (не штраф), в которой было написано, что парковка платная и больше инфы я могу найти на их сайте. Спросила у соседей по парковке, что это - они сказали, что скорее всего мне придет штраф, т.к. талончик оказывается надо было под стекло в машине класть. Я про это не знала, а на самом талончике это, как оказалось, было написано в самом низу мелким-мелким шрифтом. Вот теперь жду, придет мне штраф или нет, и размышляю, что с ним делать, если придет. Штраф платить как-то обидно - парковка-то была оплачена, талончик у меня сохранился и платила я картой, т.е. теоретически даже могу доказать, что это именно мой талон, а не выпрошенный у соседей. Но как это французам объяснять отсюда - непонятно. Мне и местные-то толком не смогли подсказать, что в такой ситуации делать (предложили письмо написать на французском в местную префектуру в стиле "сами мы не местные, простите глупых туристов").