Долго выбирала, где именно делить. Судя по отчетам, чаще всего ходят до Бургоса, а потом от Леона. Иногда промежуток между Леоном и Бургосом "прикрепляют" к одной из этих частей. Часто его пропускают или проезжают.
Я решила идти ровно по половине пути. Сначала я решила, что границей будет примерно 16 этап. Долго выбирала, 15 или 16, то есть заканчивать во Фромисте или Каррийоне де Кондес, т.к. Каррийон был ближе к середине, но из Фромисты было больше вариантов выехать в Мадрид.
Потом узнала, что географической точкой середины Камино считается Саагун. На самом деле, теперь это не совсем так, есть нюансы, но об этом расскажу позже. Тогда я наметила финальной точкой Саагун, но имея в виду выезд из Каррийона или Фромисты, если вдруг станет тяжело.
Стартовать я собиралась из Сен-Жан-Пье-де-Пор, потому что, во-первых, чтобы увидеть Пиренеи, во-вторых, это же любимая Франция.
В СЖПП добираются либо через Барселону и Памплону (откуда в СЖПП Alsa делает автобусные рейсы), либо через Байонну. Я хотела через Байонну.
Рейсов в аэропорт Байонна и Биарицц не так много, поэтому я присматривала рейсы через Бордо. Но после беды с Нотр-Дамом поняла, что непременно нужно проехать через Париж и пожелать здоровья собору Нотр-Дам.
В итоге я летела Air France в Бордо с длинной пересадкой в Париже и сменой аэропорта. В Бордо у меня было несколько часов до поезда в Байонну, где была ночевка перед электричкой в СЖПП.
Мой маршрут в СЖПП был не самым оптимальным, просто мне так захотелось. Если вы прилетели в Париж, то проще сесть на скоростной поезд в Байонну, который проходит через Бордо. Более того, можно делать короче промежутки между транспортом и ловко в один день добраться до СЖПП. Но я не хотела галоп. Правда, даже при том, что я закладывала много времени, легкий галоп все же получился.
Накануне вылета, в пятницу 13-го сентября 2019 в Париже была забастовка всего общественного транспорта. Я грустно подумала, что, может быть, придется тупо ехать на прямом автобусе из одного аэропорта в другой. Но забастовка длилась только один день.
Air France вылетает из Пулково в 6 утра. аэропорт приехала заранее, во-первых, потому что мне всегда спокойнее ждать на месте, чем бежать и торопиться, а во-вторых, Air France онлайн позволял только зарегистрироваться, а посадные не выдавал. Пришлось это делать в аэропорту. Скорее всего, это из-за наших аэропортов, которым обязательно почему-то надо ставить штампы на входе в “стерильную зону аэропорта” (это не штамп паспортного контроля). А так, как обычно, ранним утром в Пулково все быстро. Рюкзак у меня проходит как ручная кладь, главное клапан стянуть на бок, чтобы не выйти за габарит 55. Треккинговые палки я буду покупать в Бордо. Кстати, Air France позволяет не 8, а 12 кг ручной клади, но у меня не больше 8. И еще они кормят.
В аэропорту Шарль де Голль отстояла огромную очередь на паспортный контроль. Она двигалась супербыстро, но минут сорок это священнодействие все равно заняло.
Затем я освоила поездку из аэропорта на электричке RER. RER это такая пригородная электричка, чьи линии проходят через Париж и сопрягаются станциями пересадки с метро. До этого я всегда из ШДГ добиралась на автобусе, потому что электричка идет через северо-восточные районы и, вроде как там не самый приятный контингент часто ездит. Но оказалось, что среди электричек есть экспрессы - называются KARI, они не останавливаются на многих станциях и из аэропорта почти сразу приходят на Северный вокзал и далее.
Сначала пришлось постоять к терминалам покупки билетов. Очередь стоит в терминалы с оплатой наличными, а терминалы с оплатой картой почему-то стоят за стенкой-разделителем. Сотрудник периодически подходит к очереди и рассказывает, что можно пройти к этим терминалам. Там очереди нет.
Я приехала на станцию RER линии В, которая называется Saint-Michele-Notre-Dame и можно выйти прямо на улицу перед площадью перед собором. Нотр-Дам огорожен со всех сторон, и площадь перед ним тоже. Обошла вокруг, сначала по набережной, потом по мосту. Верхние части и верхние розы всячески укрепляют. Пожелала Нотр-Даму здоровья. Почему-то в Париже было очень тихо, несмотря на наличие народа и машин. И очень приятная теплая погода.
У меня было запланировано после Нотр-Дама вернуться на левый берег, поесть круассанов, возможно, заглянуть в Люксембургский сад, если время позволит и дойти до станции Denfert-Rochereau, от которой отправляется автобус в аэропорт Орли. Но ноги сами повели на правый берег, к Отель-де-Виль (так во Франции называют мэрию).
Во-первых, к Сене, во-вторых, мэрия красивая, в-третьих, в здании мэрии есть почта и можно отправить открытки. Издали я видела башню на площади Шатле, в очередной раз подумала, надо как-то до нее дойти. И зря не дошла, не случайно же меня потянуло на правый берег. Башня на самом деле - башня святого Иакова и от нее обычно начинают Камино во Франции. А я только издали рукой помахала. И ведь в двух шагах была. Надо больше доверять своим ощущениям.
Медленно прошла обратно на Сите через другой мост, снова мимо Нотр-Дама, перешла по набережной другого рукава Сены в сторону бульвара Сен-Мишель. Времени на круассаны не оставалось. Хотя надо было сказать круассанам да и проехать на метро, а не идти по бульвару пешком.
И вот подхожу я к остановке автобуса, покупаю в терминале билет за 8 евро и только после этого обращаю внимание на растерянные лица других людей с багажом. На табло автобуса маячила зловещая строчка “pertarbation” и обещание автобуса невнятное через 53 мин”. Что-то пошло не так, автобус ходит чаще. Передо мной замаячила перспектива опоздать на рейс, потому что в кои-то веки я решила приехать в аэропорт не заранее.
Конечно, ничего страшного, пришлось бы ехать в Бордо на поезде и можно было даже на том же, на котором я потом планировала ехать из Бордо в Байонну. Но это минус деньги на самолет и новые траты на билет на поезд.
К счастью, сразу пришли сотрудники автобусной линии и повесили объявление, что автобус сюда не придет, он сегодня во второй половине дня ходит от следующей своей остановки Cité Universitaire. Развернув карту, я почему-то не увидела сразу это название. Спрашиваю, а это где? (où est Cité Universitaire?) Только после второго повторения, когда я уже расслышала слова train, RER и B (в приступе панике я хуже понимаю французский на слух, а вот читать было бы легче) и махания рукой в сторону метро и RER я сообразила, что это просто следующая станция RER. Надо проехать одну остановку. Вообще можно было ехать и дальше, до станции Антони, откуда до Орли ходит поезд-шаттл, но уже был куплен билет на Орлибус. Я бодро поскакала на поезд RER, рысью от станции до автобуса, потом минут десять подпрыгивала на сиденье автобуса, потому что он отправлялся по расписанию, через пятнадцать минут, сократившихся до двенадцати. Хорошо, что пробок в Орли не было, кроме, как на въезде, но короткая. Прибыли через пятнадцать минут. Я пулей влетела в здание аэропорта, но дальше все было хорошо. В Орли пропуск системы безопасности разделен между терминалами и частями гейтов. То есть, не все в один вынуждены идти. Это очень быстро, а посадочный был выдан еще в Пулково. Так что я успела и кофе из автомата с булочкой, припасенной еще из дома, умять около гейта и даже пару вздохов после кофе. Так поздно я еще никогда не приходила ко времени вылета. Эх, несъеденный в Париже круассан...
А потом мы взлетели из Орли, который, в отличие от ШДГ близко расположен к Парижу, и в левые окна видели Париж.