Правда, в Венеции закрыли морской музей. Не навсегда, конечно, на время, для реконструкции. Работает лишь гигантский лодочный павильон в верфях Арсенала. В этом ангаре сначала были устроены вёсельные мастерские, а в XVI веке, после катастрофического пожара, который уничтожил большую часть Палаццо Дукале, он был временно приспособлен под заседания Большого Совета, главного органа власти города. После присоединения Венеции к Итальянскому королевству помещения были переданы военным инженерам под склады и мастерские.
18-вёсельная "Scalè reale", церемониальная лодка, которая доставила на Сан Марко короля Виктора Эммануила II, первого короля объединенной Италии, в его первое посещение Венеции. Сейчас бронзовый король навечно припаркован на набережной Скьявони. А корабль последний раз спускали на воду в 1959 году, - он доставил в Венецию тело папы-венецианца Пия X для перезахоронения в Базилике Сан-Марко.
Борт к борту с кораблем припаркована гондола с черным "оперением". Она хоть и принадлежала венецианскому нобилю, но лишена всяких признаков высокого статуса владельца – ни ковров и шелковых драпировок, ни позолоченных украшений гондола на себе не несла. Существует множество спекуляций насчет того, когда и почему почернела самая нарядная венецианская лодка. На рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков гондолы украшались вызывающе пышно, настолько, что Сенату Венеции показалась чрезмерной такая публичная демонстрация богатства. Для поощрения скромности он установил высокие штрафы для их владельцев, а затем и вовсе решил всех уравнять, постановив, что все гондолы следует перекрасить в черный цвет. По другой гипотезе, черный цвет был принят в память о тысячах жертв чумного мора в Венеции. Но все оказалось гораздо прозаичнее: черный в Венеции связан не с трауром - погребальные лодки были пурпурного цвета – а с использованием смолы в качестве герметика.
Это фельце – еще одна, не пережившая нашего времени часть гондолы. В городе запретных удовольствий кабинки-felzi использовали для защиты от непогоды и нескромных глаз. Когда гондолу использовали для любовных свиданий, гондольер благоразумно хранил тайну своих клиентов. Через гондольеров передавали тайные письма. В городе они по-прежнему могучая сила, часть сознательного маньеризма венецианской жизни. Но с 1930-ых годов, когда кабинки убрали, вся интимная жизнь клиентов протекает публично, напоказ сотням тысяч других туристов.
Со временем гондолы, приспособленные для обслуживания туристов, вернули себе часть былой пышности: золотая резьба и позолоченные украшения – гондола снова стала лодкой для удовольствий.
Теперь гондолу с фельце можно увидеть только в морском музее и в ка Редзонико, музее венецианского быта 18-го века. Акройд пишет, что отслужившую свое гондолу (а срок ее службы – около 20 лет) – отвозят на Мурано и там сжигают в печах стекольного производства, чтобы дать энергию еще одному местному ремеслу. Не знаю, правда ли это, или одна из венецианских легенд.
А это рабочие лодки, которые до сих пор используются: на одних рыбачат, другие используют для регат, третьи восстанавливают энтузиасты-реконструкторы. Ходят на веслах или под парусом, или устанавливают мотор. Это лодки-плоскодонки, приспособленные для работы в мелких водах лагуны.
Мораль: у Венеции за спиной - века доминирования на море, мощный флот и легендарный Арсенал. Но sic transit Gloria mundi – сейчас венецианские лодки жмутся к берегу и выходят в Адриатику для ловли крабов и сбора моллюсков. Ну, тоже польза.