В Италию и обратно мы летели через Мюнхен, это описано в отчете Что мы делали в аэропорту Мюнхена и во Фрайзинге (июнь 2019).
(Кроме этого мы еще заехали в Верону и Флоренцию, но это тема для отдельных отчетов)
Болонья
Болонья - это город двух падающих башен (Le Due Torri), галерей и университетов.
Две башни
В городах средневековой Европы - что ни башня, то “пизанская”. Болонья в этом смысле не исключение. Две самые выдающиеся башни кланяются друг другу.
Если бы не мешали здания вокруг, я бы нашел ракурс, откуда башни выглядят как Х.
Крен башни Гаризенда составляет 3,2 м, ее то ли укоротили, то ли не достроили, и туристов туда не пускают.
Башня Азинелли имеет высоту 97,2 метра, на ее вершину ведут 498 ступеней. Лифта нет. У подножия башни толпится народ, и мы не сразу поняли, что билет сюда можно купить только в Туристическом информационном центре на Piazza Maggiore.
В туристическом центре очередь по номерам в кассу, где продают определенное количество билетов на определенное время (сеанс). К этому времени надо подойти к подножию башни. По билетам всю группу запускают наверх. Времени мало, поэтому надо карабкаться быстро, нужно здоровье и физкультурная подготовка. Пара туристов по дороге отстала - я даже не знаю, дошли они наверх или нет.
С верхней площадки открывается захватывающий вид на город.
Спуск проходит, естественно, легче и быстрее, чем подъем.
Университет
В интернете бывалые туристы советуют посетить здания университетов Болоньи.
Мы восприняли эти советы вполне всерьез, и начали с Академии Художеств.
Сначала зашли в Пинакотеку. Честно говоря, музей на любителя итальянской живописи. Картин достаточно много, но из известных мне лично художников - пожалуй только Джотто (одна работа в зале, куда войти можно через специальный тамбур) и Рафаэль (одна работа). Остальные художники - неизвестные нам итальянцы. В нескольких отдельных залах находятся работы “местной” болонской школы. В общем, если времени немного, то в пинакотеку можно не ходить.
Академия художеств Болоньи изнутри очень напоминает СПб Академию Художеств. Тоже копии греческой классики на стенах коридоров, также ходят студенты :)
Дальше в программе была университетская библиотека. (зашли в первую попавшуюся на Via Zamboni - вроде это была University of Bologna Library).
Здесь нам сказали, что обычно здесь посетителей собирают в группы и дают в сопровождающие студента.
Однако, время для таких экскурсий было неудачным - именно в эти 2 дня экскурсии были отменены.
Следующим пунктом была Archiginnasio of Bologna, так что мы пошли по Via Zamboni по направлению к Кафедральному собору.
Зашли в Oratory of Santa Cecilia - полюбовались на чудесную настенную живопись и послушали музыку доносящуюся из окон расположенной здесь же Консерватории.
Также посетили Basilica of San Giacomo Maggiore.
После посещения анатомического театра, я понимаю откуда пошел Хогвартс :)
Галереи
Галереи в центре почти на всех улицах - и в старых и в новых зданиях.
В галереях, на первых этажах зданий - магазины, магазинчики, рестораны, ресторанчики.
В 30-градусную жару нам это очень помогло.
Самая длинная галерея ведет к церкви Santuario Madonna di San Luca - более 600 арок, общей протяженности в 3,796 км. Галерея сначала идет вдоль улицы по городу, затем начинает взбираться на холм к церкви.
Мы доехали на автобусе к подножию холма, так что мы прошли только 350 арок, что составило чуть более 2 км.
Пока поднимались, вышли за городскую черту.
По ходу галереи на одинаковом расстоянии друг от друга размещены 15 часовен.
Галерею используют не только паломники, но и физкультурники.
На вершине холма стоит церковь.
В церкви хранится икона, по легенде написанная святым Лукой.
Феррара
В самом центре города стоит замок (Castello Estense di Ferrara). В замковом рву плавают гигантские рыбы.
Собор (Cattedrale di Ferrara) был закрыт на реставрацию.
Колонны наружной галереи - одна не похожа на другую, форма не повторяется.
По старому городу идут несколько концентрических улиц. Здесь прохладно, тенисто, несмотря на яркое солнце, и чуть попахивает отбросами. Хотя в принципе довольно чисто. Я подозреваю, что запах сохранился со Средних веков - наверное тогда именно тут из окон прямо на мостовую лили помои.
Местная достопримечательность - алмазный дворец (Diamanti Palace)
Рядом - военно-исторический музей
По периметру стен старого города проложена беговая и велодорожка. Население города здесь активно занимается спортом.
ПО
Пора сказать пару слов ПО поводу впечатлений от этой речки ПО.
Мутная вода. Грязные берега, поросшие сорным кустарником.
Спуститься к воде негде, даже в оборудованных для туристов местах.
Вдоль реки идет дамба, по ее вершине - не широкая автомобильная дорога.
За дамбой время от времени появляются маленькие города с симпатичными церквушками.
Люди отгородились дамбой от реки не случайно - время от времени здесь происходят разрушительные наводнения, с многочисленными человеческими жертвами.
В Ферраре, рядом с замком, на колонне одного из угловых зданий на Piazza Savonarola, есть PADIMETRO с уровнями воды происходивших здесь в разные годы наводнений.
Измерения ведутся с 1705 года. Судя по отметкам за 300 лет уровень воды во время наводнений постоянно растет.
Самое страшное наводнение было в 1951 году. В городке Порто-Виро, расположенном у самой дельты, есть памятник погибшим во время наводнений.
Скорее всего для рыболовов здесь раздолье, но пляжа не нашли :(
Rovigo
В Ровиго мы играли в детектив.
Задачей было - посетить пинакотеку Accademia dei Concordi, где выставлены несколько шедевров живописи.
По информации в интернете, пинакотека с бесплатным входом, и размещается в Palazzo Roverella. Перед поездкой я наткнулся на отзыв туристов, которые обнаружили Академию закрытой и не смогли туда попасть.
Мы приготовились найти пинакотеку во что бы то ни стало.
Начать решили с самой Accademia dei Concordi, которая (как говорил ДоДо в известном детском спектакле про Алису в Стране Чудес, “вот тут начинается путаница”) на самом деле занимает отдельное здание на Piazza Vittorio Emanuele, напротив Palazzo Roverella.
В здание Академии мы попали, но следов пинакотеки не обнаружили (что в принципе ожидаемо). Зашли в библиотеку, и там один из сотрудников подтвердил, что надо обратиться в здание напротив - Palazzo Roverella, именно там находится пинакотека.
В Palazzo Roverella мы поднялись на лифте и обнаружили маленький музей.
В свое время пинакотека и в самом деле размещалась в здании Accademia dei Concordi. Но сейчас картины пинакотеки разместили в разных зданиях (часть - в Palazzo Roverella, еще несколько картин - в Палаццо Ронкале). Насколько мы поняли, причина - плохие условия для картин в академии Concordi.
В 4-х залах Palazzo Roverella, находятся несколько картин и разные археологические артефакты. Среди картин - мадонна с младенцем работы Джованни Беллини. Фотографировать было запрещено (фотоаппараты и другие вещи нас попросили оставить при входе), вот скан туристского проспекта с фрагментом картины.
После посещения пинакотеки мы пошли по городу.
Остатки местной цитадели – башня цитадели Эсте.
Башня выглядит как длинный огрызок карандаша. Рядом криво растет из земли еще один огрызок башни. Оба огрызка - опять падающие - не думайте, это не у меня горизонт завален, это так на самом деле.
Дельта
Дельта По — одна из самых сложных речных дельт в Европе. Ветвление начинается между Феррарой и Ровиго, в дельте русло распадается на по крайней мере на 14 рукавов, которые объединяются в пять групп (с севера на юг): По-ди-Леванте, По-ди-Маэстра, По-делла-Пила, По-делле-Толле и По-ди-Горо-е-ди-Ньокка).
Мы двигались сначала вдоль рукава Po di Levante.
Затем мы свернули на узкую перемычку между обширными водными пространствами, по направлению к Rosalina Mare, чтобы искупаться там, наконец, в море.
Пернатым, конечно, раздолье на этих болотистых озерах.
По пути проезжаем хозяйство по разведению мидий.)
Полуостров Rosalina Mare понравился не очень - пляж грязноватый, очень посещаемый, в воде тоже плавает всякое неаппетитное.
Хотя с башни Torre Panoramica Foce dell'Adige открывается прекрасный вид и на море, и на впадающую в него тут же реку Адидже, и на пляж.
Река Адидже течет параллельно ПО, и в районе Cavanella d'Adige соединена с Po di Levante узким, видимо искусственным, протоком. С башни видно, как мутная вода Адидже смешивается с водой Адриатического моря.
Chioggia
Кьоджа - это маленькая Венеция.
Исторический центр помещается на двух небольших островах, разделенных каналом.
Запах моря слышен повсюду.
Улочки узкие-узкие.
Вечером мы заняли столик в остерии на набережной на углу Fondamento Canal Lombardo и Fondamento Mario Merlin, с видом на закат, протягивали игристое белое вино и смотрели на море.
Интересно: рядом с рестораном стояла у пирса маленькая яхточка, пришвартованная кормой. Ближе к закату подошла группа немолодых итальянцев. Один, видимо хозяин, запрыгнул на яхту, и перекинул трап. Остальные перешли на борт. Затем они там хорошо проводили время: ныряли с носа яхты в море, сидели под навесом и пили, тоже любовались закатом.
На следующее утро мы обошли местный базар, купили себе китайские шляпы из итальянской соломки, сели на паром, и поплыли на следующий остров.
Ближе к Венеции
Паром перевез нас на следующий остров и высадил на пристань городка Pellestrina, который вытянулся вдоль берега лагуны.
Остров узкий. По всей длине острова город отделяет от Адриатического моря высокая стена.
По ту сторону стены - Адриатическое море, чистое и теплое, с хорошим пляжем.
Домики в городе раскрашены во все цвета радуги - видимо влияние Бурано-Мурано.
Следующий паром довез уже до острова Лидо.
Мы оставили вещи в отеле и поплыли на пароме в Венецию. Но это уже другая история…