Вечный город, Священный город, город на семи холмах, Врата апостолов, Столица мира и просто Город с большой буквы – все эти громкие названия принадлежат Риму. На протяжении своего 3000-летнего существования этот город накопил не только бесценные культурные сокровища и богатую историю, но и создал независимое государство на своей территории – Ватикан. Рим привлекает туристов уже много столетий и до сих пор остается одним из самых прекрасных и романтичных городов мира.
По карте, полученной на рецепшн, мы обошли практически все достопримечательности центра Рима. Вышли в 9-30, пришли в 17-00, перекусили, отдохнули и в 8 вечера пошли гулять снова. За день прошли около 15км. Никаким транспортом не пользовались. Маршрут был такой. От отеля перешли Тибр по мосту Кавур (Ponte Cavour)
к мавзолею Августа, который сейчас находится на реконструкции.
По Via del Corso со множеством магазинов
и храмов (на фото внутри Ciesa Gesu Maria al Corso)
между весьма схожими по своему облику церквями-пропилеями Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679) выходим на Piazza del Popolo (Народная площадь).
В своём нынешнем виде пьяцца дель Пополо разбил в 1811-22 гг. архитектор Джузеппе Валадье. Он соединил площадь Наполеоновой лестницей со склоном холма Пинчио (Pincio), на котором простираются сады виллы Боргезе. В середине площади возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II.
Исторически (до 1826 г.) пьяцца дель Пополо была местом публичных казней.
Далее Via del Babuino выводит нас к знаменитой Испанской лестнице (Scalinata Trinita dei Monti).
Она соединяет Испанскую площадь и французскую церковь Тринита-деи-Монти.
Когда-то лестница была излюбленным местом для красивых молодых людей, которые надеялись стать объектом рисования знаменитых художников, а кто-то просто искал работу. Теперь здесь каждое лето проходит показ мод, проводятся благотворительные концерты классической музыки.
По узким улочкам Via Propaganda и Via Poli
выходим к фонтану Треви (Fontana di Trevi). Фонтан Треви – это массивная композиция (20 м шириной и 26м высотой),– занявшая почти всю площадь, которая явно мала для такого великана. Создание фонтана началось в 1732 году и закончилось в 1762 году. Фонтан Треви снабжается чистейшей водой из ключей, расположенных в 13 км от города. Вода для фонтана поступает по водопроводу Аква Верджине (Acqua – вода, Vergine – девушка), действующему с 1 века до н. э. Фонтан Треви полностью посвящен морю. Мифический бог Океан (по некоторым мнениям Нептун), стоя на огромной колеснице в виде морской раковины, управляет водными каскадами. Находящаяся за его спиной центральная ниша дворца, создаёт впечатление, что бог Океан выехал через неё на своём роскошном транспорте, который тянут морские коньки и тритоны. Журчащие потоки воды изящно струятся по остальным фигурам и шумно срываются, обрушиваясь на камни, тем самым, создавая чарующий звук волн, бьющихся о морской берег. По бокам от бога Океана в нишах расположились аллегорические фигуры, а вверху – барельефы. На одном из барельефов – девушка указывает римским солдатам на источник, а именно, акведук, поставляющий воду для “его величества фонтана”. На площадь ежедневно стекаются десятки тысяч туристов, чтобы иметь возможность полюбоваться фонтаном Треви и бросить монеты в его бассейн. Существует поверье, что человек, бросивший в воду монетку, вернётся в Рим еще раз. Во время еженедельной чистки бассейна со дна извлекается сумма в среднем достигающая 11 000 долларов. Собранная сумма передаётся благотворительной организации. Забавно было услышать от одного моего знакомого, что он бросил в фонтан монетку в 1977 году.
По Via della Pilotta через Троянскую колонну
и мемориал Витторио Эммануэле II
выходим на Via dei Fori Imperiali,
которая ведёт к главной достопримечательности Рима – Колизею (Colosseo).
Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н.э., распорядился начать строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Название Колизей произошло от латинского “colosseus” – громадный. В окружности Колизей достигает почти 500 метров, в высоту – 48,5 метра. Колизей построен из травертина, туфа и кирпича. Он был торжественно освящен в 80 году н.э. уже наследником Веспасиана, императором Титом, причем на этой церемонии публике было показано 5000 диких зверей. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане. Трибуны Колизея вмещали около 50 000 зрителей. Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие, разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Многие компоненты этой сложной системы сохранились до наших дней, равно как и тумбы и консоли на последнем, четвертом этаже. Благодаря столь богатой по тем временам технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху.
Входной билет в Колизей, по которому можно также попасть на Палатинский холм (Palatino), стоит 12 евро. Скидки членам профсоюза, ой!, детям и студентам из стран-членов Евросоюза – 4 евро. После долгого изучения паспорта сына, кассиры сказали, что нам скидка не положена – платите по полной. Ну правильно, ведь студент из Германии или Швейцарии – сама нищета по сравнению с жителями нашей Синеокой . Осматриваем арку Константина.
и древний Рим на Палатинском холме. По преданию, Рим был основан 21 апреля 753 г. до н. э. Символом города считается волчица, вскормившая близнецов Ромула и Рема на Палатинском холме, где позднее Ромул и основал «вечный город».
Выходим на Капитолийскую площадь.
Капитолийская площадь была спроектирована в 16-ом веке Микеланджело Буонаротти. Она располагается на холме Капитолий, строения на ней датируются еще 1560-ми годами. По Via del Teatro Marcello идём, собственно, к самому театру,
а затем к синагоге.
Выходим к Тибру в районе острова Isola.
По набережной, минуя пять мостов,
выходим на самый красивый – Ponte Sant`Angelo, ведущий к одноименному замку. Замок святого Ангела над рекой Тибр был построен императором Адрианом для родовой гробницы. Позднее, в 139 году н.э. Антонинус Пиус построил тут Мавзолей.
Вечером сделали небольшой кружок, посмотрев на храм всех богов – Пантеон
и излюбленное место для ярмарок, праздников и отдыха римлян – пьяцца Навона (Piazza Navona).
Привет, Норвегия!
Собор святого Петра виден практически из любой точки Рима. Удивило, как, увидев, что я хочу сделать снимок, автомобили остановились прямо посреди моста
Что же, можно сделать вывод, что столица Италии – настоящий рай для ценителей искусства, истории и архитектуры эпохи Возрождения и барокко. Ни один город мира не может похвастаться такой концентрацией достопримечательностей на один квадратный километр своего исторического центра. Все эти памятники истории и культуры составляют неотъемлемую часть Вечного города и превращают Рим в великолепнейший город-музей. Причем влияние этого города на мировую историю совершенно невозможно переоценить. Латинский язык, родившийся здесь, многие века был официальным языком культуры (в наше время – медицины). Римское искусство и архитектура стали образцом для всего мира, а законодательство, установленное здесь, – базой западного правового общества. Ещё впечатления от Рима – это город туристов и мотороллеров, кафе под открытым небом. Центр столицы Италии – это не низкая застройка типа нашего Троицкого предместья или маленьких городков вроде Васто. Здесь всё большое, массивное, с огромными дверями, высокими окнами, толстыми стенами. Например, светильники на здании министерства юстиции (Palazzo di Giustizia) были размером с автомобиль и такого же веса.
Несмотря на свои опасения, никакого дискомфорта от огромного количества людей я не испытал. Наоборот, мы чувствовали себя спокойно и раскрепощённо.
Приятных и полезных путешествий !