ГондолыВенеция - единственный в мире город, где нет колёсного транспорта. Роль улиц и проспектов здесь играют каналы, а жители пользуются только одним видом транспорта - водным.
Гондола - очень древний тип лодок; последние коррективы в её конструкцию внесли в XVIII веке. Тогда все их характеристики - размеры, материалы и даже окраска (обязательно чёрная) были законодательно регламентированы и с тех пор неукоснительно соблюдаются по сей день. Пожалуй, вряд ли где ещё найдёшь столь незыблемую приверженность традициям!
Ныне гондолам – «чёрным лебедям» венецианских каналов – приходится мириться с присутствием огромных пассажирских лайнеров, поскольку круизы из Венеции приобретают всё большую популярность:
Выработанная веками форма и конструкция гондолы для местных условий навигации выглядит идеальной. Каналы в Венеции - тесные, особая мореходность не требовалась, поэтому наиболее рационально выглядела лодка с очень длинным и узким корпусом. Движение по каналам было чрезвычайно интенсивным, и обычные вёсла с уключинами мешали бы соседним и встречным судам. Поэтому техника движения на гондоле не совсем гребковая, а скорее гребково-толчковая. Гондолой обычно управляет один человек: стоя лицом вперёд, он раскачивает лодку и одновременно совершает хитроумные манипуляции веслом.
Так как гондольер работает веслом с одного борта (правого), то, чтобы компенсировать отклонение влево, корпус лодки имеет асимметричную форму: обводы её левого борта полнее, чем правого. Гондола скользит по воде не прямо, а по волнообразной траектории, и управление судном в тесных каналах требует определённых навыков. Любопытно, что усилия, которые затрачивает гондольер, практически не зависят от загрузки лодки.
Гондольер управляет лодкой, стоя лицом по ходу движения и работая одним веслом:
Если приглядеться, то видно, что относительно киля левая часть гондолы шире правой на 24 см:
Ныне в Венеции осталась лишь одна верфь, занимающаяся строительством и ремонтом гондол. Все работы на ней ведутся вручную, по старинной технологии. На постройку лодки уходит примерно три года. Гондола собирается из 280 отдельных деталей, изготовленных из девяти сортов дерева. Сверху корпус украшается декоративной резьбой и в несколько слоёв покрывается специальным чёрным лаком.
Стоимость гондолы сопоставима со стоимостью престижного автомобиля и измеряется десятками тысяч евро. Все находящиеся в эксплуатации лодки являются собственностью гондольеров, и потому хозяин старается всячески беречь свой транспорт, являющийся источником его доходов. В среднем срок службы гондолы составляет примерно 15 лет. Высокая стоимость судна, его относительно недолгая жизнь, помноженные на повышенные требования к квалификации эксплуатирующих их хозяев, предопределяют тот факт, что водные прогулки на «венецианском такси» обходятся туристам очень недёшево.
На носу гондолы устанавливается плоский железный гребень - «ферро» (ferro):
Ферро выполняет несколько функций: защищает нос лодки от удара, служит противовесом стоящему на корме гондольеру, по нему оценивают высоту просвета очередного моста и определяют, пройдёт под ним гондола или нет. Шесть выступов на ферро символизируют районы города, на которые Венеция была поделена в 1169 году; седьмой выступ сзади означает остров Джудекка, а закругление наверху - головной убор дожа.