Живу я в Киеве. Чтобы добраться до Белграда, есть несколько вариантов:
1. Авиаперелет. Отброшен сразу. Дорого.
2. Проезд через Румынию.
3. Проезд через Венгрию
Выбран проезд через Румынию, т.к. въезд в Шенген сложнее, чем просто в ЕС. Можно ехать по старому загранпаспорту, но для этого требуется румынская транзитная виза. А для ее открытия на их сайте они ввели электронное заявление на визу, которое при таком виде путешествия заполнить невозможно. Поэтому был сделан биометрический паспорт и просчитана стоимость дороги через разные погранпереходы Украина- Румыния. Есть 3 погранперехода c Румынией: Порубне-Сирет, Солотвино – Сигету-Мармацией и Дьяково- Халмеу. Определено, что чем дольше едешь по Румынии, тем дороже дорога. Выбран самый дальний переход Дьяково-Халмеу. В этом варианте есть определенные неудобства - это автомобильный переход, поэтому надо проситься к кому-то в машину. И еще одно: общественный транспорт к нему не подъезжает. Но так как за спиной один рюкзак, это не стало препятствием, хотя на обратном пути я об этом пожалела. Маршрут я себе выбрала такой: Киев-Мукачево- Вилок – Дьяково-Халмеу-Сату-Маре – Тимишоара-Вршац –Белград.
И вот путешествие началось. Поездом Киев –Ужгород доехала в Мукачево. Перешла на автостанцию, взяла билет на автобус на Виноградов, доехала до с.Вилок. А там тормознула автомобиль с румынскими номерами. Уточняю: стопить в Вилке надо дальше, чем погранпереход в Венгрию. Машин на границе почти не было. Одни камионы в очереди на досмотр. Прошли все очень быстро. Халмеу начинается сразу от границы. Водитель подвез меня к банку, где можно обменять валюту и показал где останавливается автобус на Сату-Маре. Минут через 15 я уже была в автобусе, а еще минут через 40 в Сату-Маре. Дальше мой путь лежал по такому маршруту: Сату-Маре - Тимишоара – Вршац – Белград.
Отдельно об общественном транспорте Румынии (по моим выводам). Такого понятия как автовокзалы или автостанции у них нет. Билеты продаются исключительно в автобусах через маленькие мониторчики и печатающее устройство. И мне кажется оно не является аналогом фискального кассового аппарата, а просто служит для учета денег и пассажиров. Но эти чеки выдаются обязательно. В стране существует несколько крупных перевозчиков, которые условно разделили страну. В начальных и конечных пунктах следования автобусов у них существуют свои маленькие уголки. В наилучшем случае – это маленькое помещение с туалетом, 5-ю стульями и расписанием на бумаге. Даже в Тимишоаре, 3-ему по величине городу в Румынии, междугородние маршрутки начинают движение с площадки между жилыми домами возле железнодорожного вокзала. Крупные перевозчики на северо-западе Румынии: Fany и AutoGenn. Их сайты: http://www.fany.ro и http://www.autogari.ro . Маленькая автостанция последнего перевозчика в Сату-Маре называется Prisma и находится в пешей доступности от ж/д вокзала. Хотя с самого ж/д вокзала также ходят автобусы в Тимишоару, но реже.
Итак, с помощью разговорника и словаря, скачанного в телефон, была найдена Prisma и вскоре я уже ехала в Тимишоару. Маршрут пролегает вдоль западной границы Румынии через Карей, Орадя, Арад. Иногда водители, едущие только до Орадя или Арада, берут пассажиров в Тимишоару и там пересаживают их в другой автобус. Переезд занимает 5 часов. Где-то часов в 18 я была уже в Тимишоаре (автобус приходит к ж/д вокзалу) и пешком пошла в центр города, где у меня был забронирован хостел - Freeborn Hostel Enquiry. Дальше вечер в Тимишоаре, прогулка по городу.
Прямого транспорта в Белград из Тимишоары нет. Вернее, находила в интернете автобус, но очень дорого (50 Є). Поэтому решено ехать поездом на Вршац – сербский городок на границе с Румынией. Поезд, вернее электричка, отправляется 2 раза в сутки. Сайт румынских железных дорог: http://www.cfrcalatori.ro . Утром 6.49 утра, днем 15.38. Только надо помнить, что в Румынии время на 1 час раньше, я чуть было не опоздала. Билет можно брать сразу в Белград. Стоимость 42 лея, это 9 евро. Перед Вршацем, в Моравице на границе, пограничники собирают паспорта, вся проверка и досмотр занимает минут 20-30. Этим путем едет очень много иностранцев – практически вся электричка, правда она небольшая – 2 длинных вагона. Во Вршаце пришлось ждать поезда Вршац-Белград, недолго, 40 мин. И в 11.20 я уже в Белграде. То есть, дорога в Белград из Киева с ночевкой в Тимишоаре, заняла 41 час, меньше 2-х суток. (с Киева я выехала поездом в 18.30 вечера). Итак, стоимость переезда составляет: Киев – Мукачево - 183грн, Мукачево- Вилок – 25грн, Вилок – Халмеу - 50грн, Халмеу – Сату-Маре -8 лей(1,73Є), Сату-Маре – Тимишоара – 50 лей( 10,82Є), Тимишоара – Белград – 9,1Є. (1евро – 4,6 лея). Если свести все к одной валюте, получается 908 грн или 30Є. А учитывая стоимость ночлега в хостеле в Тимишоаре – еще плюс 13Є. Зато посмотрела один из красивых городов Румынии.
Хочу отдельно сказать о железнодорожном транспорте Румынии и Сербии. Вокзалы в Румынии в состоянии запущенности, некоторые ремонтируются (например, в Тимишоаре), на ночь закрываются, даже в Бухаресте. Хотя подвижной состав неплохой, лучше, чем в Украине. Ну а в Сербии на них вообще махнули рукой. Страшненькие. Хотя опять же – подвижной состав хороший, с кондиционерами, нормальными сиденьями. Кстати, поезд из Вршаца прибывает на станцию Београд Дунав (Beograd Dunav). Это маленькая «печальная» станция недалеко от Дуная, на севере Старого города.
Еще одно: билеты на электропоезд в Сербии можно покупать в вагоне, но при этом стоимость билета увеличивается на 30%. В городском транспорте не лучше. Особенно в Белграде. Местное население ездит по проездным, с которых в терминалах внутри автобуса списывается определенная сумма или вообще не платят. Особенно после 20.00, когда заканчивается рабочее время контролеров. А в киосках почему-то исчезли «карты на едну вожню». Поэтому большинство иностранцев по городу передвигаются пешком, держа в руках смартфоны с картами. Сербия дорогая для нашей мобильной связи, она не включена ни в какие летние акции Водафона или Киевстара. Для связи c Украиной в основном пришлось пользоваться вайбером и СМС, входящими в пакет Водафона. Ну и карты Сербии офлайн, где местонахождение и маршрут определяется по GPS. Таким вот образом я пешком «полако-полако» перешла на «главни железнички станица» (2,8км). Не спешила, изучала Белград, так как знала, когда уходит мой автобус на Байину-Башту. Ну и к сведению - сайт сербских железных дорог: http://www.srbrail.rs . А автобусы можно посмотреть на сайте: http://www.bas.rs (только из Белграда) или http://www.polazak.rs. Здесь можно посмотреть, кажется, и железные дороги. А чтобы смотреть расписание на их сайтах, жмите кнопку «ред вожнье», а еще расписание по-сербски - распоред.
Центральный автовокзал Белграда находится рядом с центральным железнодорожным вокзалом. Вообще железные дороги Сербии не очень разветвленные. Большинство людей пользуются автобусным сообщением. Автобусы хорошие. Существует также множество перевозчиков, но все они должны прибывать и заезжать на автовокзалы и автостанции. Только один-два перевозчика по стране имеют свои автостанции. Это «Ласта» (ее автовокзал в Белграде рядом с центральным) и Ракета. «Ласта» более комфортабельный и дорогой. Что радует, то что на автовокзале приветливый персонал, если что-то не понял – напишут, объяснят. Кроме билета, еще выдают жетончик для выхода на платформы, он стоит дополнительных денег.
Билетные кассы
Выход на перон
В Баина-Башта и обратно ходят автобусы перевозчика Ракета. http://raketa-ab.com/red-voznje-2/bajina-basta/. Стоимость билета 1180 динар, включая выход на платформы. Это около 10Є. Курс 1 евро – 120динар. Мой автобус отправлялся в 15.15. Автобусы идут несколькими маршрутами. Можно было выбрать отправление в 13.45, но этот автобус едет долго, по горным селам. Самое короткое расстояние - 167км, через Вальево. В пути 3 часа. Маршрут после Вальево очень живописный.
У меня был забронирован номер в отеле Дрина. 3 ночи – 66 евро, как-то с экономией не получилось. Долго тянула с бронированием. Оказалось, если не бронировать, на месте можно найти намного дешевле Sobe у местного населения. Городок небольшой, отелей немного, но я приезжала вечером и боялась остаться без жилья. Отель «Дрина» очень большой, свободные номера есть почти всегда. Отель старый, но сейчас в нем идет ремонт, его переделывают под современный.
Приблизительно в 18 часов я была в Баина –Башта. После быстрого заселения – ознакомление с городом, магазинами, ценами. Ну и самое главное – туристической информацией. Информационные центры были уже закрыты. Они до 16.00. Если вы хорошо владеете английским, можно кое-что узнать на рецепшен. Я пользовалась плохим сербским, но меня понимали. И сделала вывод – пока будут такие туристы как я, сербы будут вспоминать и применять русский, который они учили в школе. Это в основном люди после 35-ти или моложе, но кто в школе специально выбирал русский для изучения. Старшие люди после 50 в основном что-то помнят.
Я ехала наобум, хотя нельзя сказать, что совсем неподготовленной. Много рылась в нете, читала о нацпарке Тара, о турагенствах в Б.Б., но заранее ничего не договаривалась, потому что распланировала себе посещение определенных мест Сербии на определенные дни. Ну и часть предлагаемого турагенствами я уже посещала и видела. http://www.nptara.rs/.
Посетить нацпарк Тара можно по- разному:
1. Взять тур из своего города. Есть такие недельные туры с перелетом.
2. Взять тур из Белграда. Очень много туристических агенств предлагают туры в национальный парк Тара. Очень хороший сербский оператор http://www.lunatravelserbia.com и есть у них очень хороший тур «Зеленая Тара». Размещение в отеле Дрина в Баина- Башта. Для тех, кто никогда не был в национальном парке Тара – это прекрасная возможность провести отпуск. Потому что природа Сербии – это настоящая «не вылизанная» и не показушная природа. Вы это ощутите каждым своим дыханием, стоя на любой точке обзора (видиковаце), или идя по лесной тропинке. Еще одно туристическое агентство - Turistička agencija „TARATOURS“. Находится в Байина-Башта, ее сайт: taratours.rs. Есть еще разные клубы, которые дают объявления в сетях и на своем сайте о предстоящих походах. Один из них: http://planinariavanturisti.org.rs . Надо только порыться в нете и искать интересующее на сербском языке. Очень много есть полезной информации.
Можно, приехав дикарем, специально подстроившись под дни тура, брать участие в определенных экскурсиях. Они только будут рады, ведь экскурсии начинаются у отеля Дрина (вернее за отелем).
Мое знакомство с национальным парком Тара сложилось следующим образом: первым делом я купила карту национального парка Тара. Это самая лучшая из карт парка, по моим данным. На ней обозначены маршруты и множество видиковацев. Если кто-то заинтересуется, я сфоткаю и вышлю.
Кроме того, есть расстояния маршрутов и показан рельеф на каждом маршруте, т.е. высота подъемов и спусков.
Изучив карту, я расспросила персонал отеля о возможных персональных гидах-водителях по парку, и нашелся человек, который на следующий день за 50 Є согласился повозить по нацпарку. Вся экскурсия длилась с 8.00 утра до 17.00. За это время мы успели посмотреть приблизительно половину достопримечательностей парка. Вся территория парка делится на 5 участков: Калуджерске баре, Тара, Заовине, Црни Врх, Звезда. Мы посетили территории Калуджерске баре, Тара, Заовине, куда входят монастырь Рача, видиковац Црнесково, врело Ладжевац (источник с целебной и чистейшей водой), видиковац Ослуша, видиковац Баньска стена, Митровац на Таре, объехали Заовинско jезеро. Это был мой первый полный день в Байина- Башта.
Монастырь Рача
Митровац на Таре
На Баньской стене есть несколько точек обзора
Относительно фотографий. Выезжали всегда рано, еще до жары, поэтому фотографии с дымкой, нечеткие.
Видно по склону растет эта уникальная оморика
Второй день был посвящен экскурсии по каньону реки Дрина в Вышеград (Босния), начало поездки на озере Перучац в 9.00. Экскурсия до 18.00. Целый день занят. Стоимость 2250 динар. Это около 20 евро. Кто ни разу не был – стоит съездить. Мне понравилось, хотя в Вышеграде я была. Об экскурсии почитайте на сайте taratours.rs.
Ну и третий свой день я посвятила дальнейшему осмотру национального парка. Был найден еще один гид с машиной, который согласился повозить нас по парку в непосещаемые ранее места. В этот раз нас было 2-е и это обошлось нам дешевле. В тот день мы поехали в западную часть нацпарка. Хочу сказать о смотровых точках. Как вы понимаете, ни к одной из них подъехать машиной нельзя. Надо какое-то расстояние идти пешком. Оно может быть от 200 до 1500м. И чем западнее в национальном парке, тем труднодоступнее видиковацы и тем живописнее они.
В этот день мы посетили Предов Крст, видиковац Сjенич, видиковац Билешке стена, и самое главное – видиковац Дрлиjе. К Билешке стене можно подъехать машиной почти впритык, остается метров 100, а от него прямая дорога к Дрлиjе. Но подъехать там не удастся. Еще с километр придется идти пешком. Сначала видимая дорога двухколейная, потом тропинка, которая теряется, но от конца которой направо видно просвет леса и охотничий домик. Вот на него надо ориентироваться. За домиком метров через 20 земля заканчивается и вам откроется такой вид, что вы ахнете. Это будет наградой за неудобную туда дорогу.
Уже по приезду домой я нашла сайт с этими маршрутами, т.е. с теми, что на карте. Кого действительно заинтересует Тара, тот может организовать себе отпуск, исходя из всей этой информации.
http://www.planinarskiklubtara.org и http://www.tara-planina.com . Это очень интересные сайты для тех, кто влюбился в Сербию и, кто хочет сам поучаствовать в походах.
Вот фрагмент карты с дорогами в горах и пешеходными маршрутами
В этих домах на Предов Крст сдаются комнаты, можно поселиться(забронировать) и отсюда совершать исследования парка.
Дорожка к видиковацу Сенич
Вышка на видиковаце для лучшего обзора
Так вот выглядит подход к Билешке стене. Очень резкий обрыв, поэтому полностью огорожен.
А эта дорога ведет к Дрлие. Этот видиковац не обозначен стендом и к нему пробираются каждый по своему. Но какие замечательные виды!
Опять мешает дымка, но внизу видно синий кусочек Дрины. Поэтому представьте на какой мы высоте.
Видиковац выступает клином, поэтому есть обзор с трех сторон.
На эти посещения ушло полдня. По дороге в Баину-Башту мы заехали на экскурсию на завод по выпечке ракии - клековача, продегустировали, прикупили… Потом заехали на реку Врело – самую короткую реку в Европе - 365м, и на обед в известный ресторан «Врело» над Дриной, где попробовали форель (пастравка) с гриля. Уезжать с Баина-Башта было грустно.
А это река Врело
Озеро Перучац
Ну а дальше на автостанцию и в г.Ужице, где у меня забронировано место в хостеле Eco Hostel Republik. Очень хороший хостел, есть женские комнаты. Недалеко от автостанции. А город Ужице прекрасный городок, без особых достопримечательностей, зато в нем приятно, как-то позитивно проходит время. А остановилась я в нем транзитом, по пути в Сеницу. Из Ужице автобусы прямо в Сеницу не идут. Надо ехать через Нова Варош. Я взяла билет немножко дальше, в Приеполье. Хотела съездить в монастырь Милешево, посмотреть на знаменитую фреску «Белый ангел» в церкви на территории монастыря. Автостанция в Приеполье находится как раз у развязки дорог. До монастыря общественный транспорт не ходит, приходится брать такси или стопить. Одному брать такси ради 5-6 км невыгодно (500 динар). Взяли на 2-их. Фрески впечатляют (13 век, неизвестный автор). После попытки турок их уничтожить (вытерты глаза, лица), их решили не реставрировать. «Белый ангел» в более-менее нормальном состоянии. Можно долго стоять смотреть и размышлять… Обратно начала идти пешком, сразу подобрал таксист за 200динар, ехал в Приеполье пустой. Через пару часов (в 15) был автобус в Сеницу.
Отдельно о Специјални резерват природе "Увац" - перевод - Специальный природный заповедник «Увац» - http://www.uvac.org.rs
Я нашла этот сайт случайно в интернете. Прекрасный сайт со всей нужной информацией. Их центр находится в городе Нова Варош, но практически все экскурсии начинаются возле Сjеницы (Крстац) или из их кемпинга. И не надо ломать голову, как туда доехать, искать координаты и т.п. У них есть русскоговорящий «водич» (лицензированный), доброжелательный прекрасный человек Бобан Васоевич (Boban Vasojevic). У него есть страничка в Фейсбуке, есть вайбер. Просто накануне приезда надо связаться с ним по вайберу и договорится о встрече. Он вам все расскажет и предложит несколько видов экскурсий в зависимости от вашего свободного времени. Ну и конечно, если вы хотите что-то увидеть, надо остановиться хотя бы на сутки-двое, чтобы прочувствовать всю эту красоту, пройтись хоть по одному маршруту, дойти самому до какой-то точки обзора, а она там не одна. Кроме известной Молитвы, есть ещё несколько. Но это все я узнала уже будучи там, о чем очень сожалею. Но на ошибках учимся, и хорошо если на чужих…
Итак, приехав в Сеницу, я пошла в отель Vanilla (он находится возле стадиона), и там ждал меня первый облом. Я бронировала 2 ночи в отеле по имейлу. 10 евро ночь. Но у них разместилась группа какого-то тура из Белграда, и они меня выбросили из брони. Ну, правда, их «шефица» отвезла меня в другой отель в 2 раза дороже, не предложив что-то более дешевое (а можно было), и связала меня по телефону с местным руководителем резервата Увац Меско Ребронья. Мы встретились в этот же вечер, и он предложил мне присоединится к завтрашним экскурсиям. А это будет воскресенье. У них по выходным особенно много посетителей. На эти дни в кемпинг свозится мясо, пиво, напитки, обслуживающий персонал, и после экскурсии вы можете отведать блюда местной кухни – плескавицы, чевапчичей, выпить холодного пива «Заечарского» или «Елен». Эти сорта пива очень популярны и очень вкусные. Ну и естественно – кафа домача (домашняя). Кофе из турки очень вкусный и крепкий, его пьют все целый день и вечером тоже. Я в первые дни в Сербии перестала спать. Потом привыкла, спала.
Итак, дальше. Утром я подошла к месту встречи, к тому же отелю Vanilla. Там уже были все «водичи» и посетители. Расселись по машинам и поехали в кемпинг. На небольшой развилке под названием Крстац подождали еще машину с людьми и поехали в кемпинг. Я присоединилась к группе, у которой сначала экскурсия по озеру и меандрам на катере, потом посещение Ледяной пещеры, которая находится в одном из изгибов реки, а потом по пешеходной тропе самим надо взобраться наверх, дойти до Молитвы и вернуться в кемпинг. Длина маршрута 7км. Тропы маркированы, заблудиться невозможно, дорожка вдоль каньона просматривается далеко.
Маршрут очень приятный. Катер не спешил, что бы мы могли наблюдать за сипами. Очень много других птиц. Часто встречалась на скалах серая цапля. Потом посетили Ледяную пещеру. Всем раздали фонарики. Пещера с еще живыми сталактитами и сталагмитами, то есть процесс образования их идет и дальше. В пещере холодно, 7 градусов, надо брать с собой что-то из одежды. После пещеры мы немного вернулись катером по реке и желающих пройти пешеходной тропой до Молитвы высадили в определенном месте каньона. Подъем наклонный, подниматься нетрудно. Нужно все делать «полако» (неспешно), чтобы не уставать. Поднявшись наверх, сначала пошли налево к видиковацу Молитва (противоположная сторона от кемпинга), потом возвращались той же тропой частично к кемпингу. Наверху многообразие луговых цветов и лекарственных трав. Многие приезжают сюда именно за целебными растениями. Я сама сорвала немножко зверобоя, золототысячника, тысячелистника. Такие вот походы полезны людям с лишним весом. Я лично в горах Тары и на Уваце потеряла 4 кг. Много приходилось ходить пешком, но это было очень приятно. Кстати, на Таре я встретила семейную пару из Москвы, которая уже несколько дней исследовала парк Тара пешком. Загорелые, подтянутые, довольные. Такой отпуск, говорят, запомнится на всю жизнь!
Часов в 16 мы вернулись в кемпинг. Мне хотелось побыть наверху дольше, но все уже хотели возвращаться, и я не осталась одна. Кстати, среди многообразия маршрутов по заповеднику есть еще интересный маршрут. Надо по подвесному мосту перейти на другую сторону каньона и пойти вдоль каньона к двум другим видиковацам. Там виды еще поразительней. Но это будет уже на следующее лето. У меня и на Таре осталась невыполненная часть. Я считаю такой отпуск намного интереснее, чем ол-инклюзив в Турции или Египте.
А в кемпинге в это время во всю работали мангалы с грилями и не успевали жариться чевапы и плескавицы. И надо же было еще иметь разное мясо, потому что среди посетителей много боснийцев, а они в большинстве мусульмане. Было много детских групп, их надо было накормить. Много местного населения приезжает купаться и попить пива с чевапами. Вообще в Сербии очень развиты кафе-фастфуды, где на гриле готовится мясо. И делают потом типа бургера. Разрезают по плоскости такую надутую лепешку, забыла, как называется. Очень вкусная. Закладывают туда 5-6 чевапов, овощи и кетчуп на выбор. Готовый обед. Дети в кемпинге ели это с напитками, взрослые - с пивом. В общем, до вечера отдыхали. Я планировала в тот же вечер уехать ночным автобусом в Белград, на горизонте показалась гроза и я не рискнула на ночь по горной скользкой дороге. Бобан отвез меня в Сеницу и чтобы опять не тратится на дорогой отель, предложил хостел Julija. Хостел 1,5-2км от центра в сторону Крстаца (к кемпингу). Я о нем раньше читала, но перед поездкой не могла найти. Потом хозяйка, молодая красивая женщина, имя Весна, сказала, что некоторое время переделывала сайт, но сейчас они уже есть на букинге и на местном сайте Сеницы. http://sr.turizamsjenica.com/smestaj/. Стоимость ночлега всего 1000 динар, это приблизительно 8,3 евро. Я была одна в хостеле. Весна русский не знает, но зато хорошо знает английский. По–сербски их хостел «Smestaj «Julija» Sjenica». Так ее надо искать в интернете. Слово «смештай» - так произносится и означает жилье.
К сведению. В Сенице проживает 80% боснийцев и 20% сербов. Есть еще там немного других единичных национальностей. Но живут они дружно. Не враждуют. Население в городе приветливое, подскажут и помогут. Я осталась довольна посещением.
Дорога к кемпингу
Берег озера возле кемпинга, катера(чамцы) заповедника, на которых катают посетителей
Вид на кемпинг со стороны озера.
Кстати, озеро называется Сjеничко или Увачцко, и все меандры Увац - это тоже Сjеничко jeзеро. К заповеднику Увац относятся еще Златарско и Радоинско озера. Там не менее прекрасная природа и много других видиковацев. Но посещению их надо отводить немало времени. Меско Ребронья и другие, кстати, очень гордятся тем, что они это все организовали. И видно, что они очень любят свой край.
На катере по каньону
На этом фото в центре видно на скале сидит сип. Правда, возможности моего фотоаппарата невелики, зум маленький.
В этих дырках в скалах гнездилища сипов.
А это вход в Ледяную пещеру, к ней подплывают на катере.
Серая цапля на скале. Где-то здесь нас и высадили и мы покарабкались вверх)))
А это пейзажи по мере нашего восхождения
Тропинка вдоль каньона к видиковацу Молитва. Присмотритесь, вдали видно деревянную площадку. Около 2км от места,к которому поднялись.
Вид с Молитвы
А это территория кемпинга, обеды.
Утром выехала автобусом в Новая Варош в 9.30 и сразу там через 15 минут был автобус в Белград. Там у меня был забронирован хостел Mosaiс Hostel Belgradе на 3 ночи. Хостел в самом центре Белграда. Но очень трудно найти. Они очень замаскировались, берут только нал.
О хостелах. Ночевать в хостелах мне даже понравилось. Даже в комнатах смешанного типа. В них четко соблюдаются правила по чистоте, тишине, приходу в хостел, пользования кухней, душевыми кабинами. Хостелы Румынии дороже, чем в Сербии. Чем ближе хостел к центру, например, в Тимишоаре, тем он дороже. В Тимишоаре я платила за хостел 13 евро (включая городской налог), а в Белграде – 8,3 евро за ночь тоже с налогом. Все хостелы в основном – это переделанные 4-5 комнатные квартиры, особенно в старой части города, в центре. Преимущества хостелов – это возможность приготовить себе что-то на быструю руку, постирать. Кофе, чай – бесплатно. Ну и знакомства, интересная информация о странах и людях. О людях я сделала вывод: самые вежливые и культурные – это азиаты: китайцы, тайцы, вьетнамцы, японцы. О некоторых европейцах не буду ничего говорить, чтоб не обижать.
О Белграде. Я в Белграде третий раз. И вижу – город меняется. Что-то возрождается, ремонтируется, строится, что-то приходит в упадок. Но в целом прекрасный город со множеством парков, с какой-то позитивной атмосферой. В нем чувствуешь себя хорошо. Серьезно подпортили город сирийские и прочие беженцы. Возле железнодорожного вокзала есть небольшой парк. Раньше чистый и прохладный, где можно было посидеть и подождать поезд или автобус, теперь загажен беженцами. Они сидят там целый день. Мусор бросают прямо на землю. Ветер разносит его дальше. Что они там ждут – не знаю. Живут, наверное, на пособие. Не с кем было поговорить об этом.
Вторая половина дня после моего приезда пошла на пешее исследование города. Прошлась по всем известным улицам, посетила кафе, пошла на берег Дуная.
Следующий день был посвящен Нови Саду и Сремским Карловцам. Поезд в Нови Сад идет из центрального железнодорожного вокзала. Он идет через Сремски Карловцы. Решила сначала в Нови Сад. Город поразил. Красивый, чистый. Люди доброжелательные. Тоже самое касается и Сремских Карловцев. Информации в интернете много. Не буду описывать.
Хочу отдельно рассказать о питании в Сербии. Возможно кого-то интересует цена. В Сербии много пекар. Они открываются очень рано. И в них уже свежайшая выпечка. Например: круасан с начинкой и без (с нормальную ладонь) – 60 динар (0,5 евро), стакан кефира-йогурта 200мл – от 25дин. Продают в той же пекаре. Кафа домача – 60дин. Другие виды выпечки в диапазоне от 40 до 120динар. Если вы не любитель плотно поесть, вы можете обойтись 1,5 евро на завтрак. Мороженое от 60динар. Завтрак в отеле в основном 3 евро. Включает традиционно яичницу-глазунью с шункой, куском брынзы, кефир, джем, мед в стиках, лепешка. Т.е. максимум 3 евро. Обед с разных комбинаций – 5 евро (в кафе), в ресторане с выпивкой дороже). Ужин в одиночестве у меня лично включал кусок очень вкусной пиццы – 100-140динар и пивасик (в кафе 140-150динар). В супермаркете это же пиво 85-95 динар. Но как приятно посидеть вечером в Белграде в кафе на улице. Можно обходится фастфудом – 250-300динар (плескавица, чевапчичи, вешалица). Т.е. 10 евро в день на питание вполне нормально. У меня даже не получалось. В жару не хотелось есть, только пить. На все экскурсии, кстати, надо с собой брать не 0,5 водичку, а хотя бы литр. Не забывайте, я говорю об экономной поездке. Возможно, кому-то 10 евро на день на питание мало.
Следующий день был посвящен поездке в Земун и пешему путешествию вдоль Дуная. Что удивительно, кроме ресторанов на воде, где цены почти не отличаются от ресторанов на суше, на воде есть хостелы. По цене городских. И вообще – хостелы в Белграде не проблема, их очень много. Правда от хостелов на воде далековато шагать к остановке. Это для автопутешественников больше подходит. И последний день, вернее полдня, был посвящен Новому Белграду. А потом я пошагала на Београд Дунав на поезд во Вршац в 16.35, а оттуда на Тимишоару, в 18.10. В Тимишоаре в тот же хостел, а в 7.00 утра из Тимишоара Норд на Сату-Маре. Из Сату-Маре в Халмеу (автобусы часто, остановки по городу, надо спрашивать). А вот потом я пожалела, что поехала этим путем, потому что ловить машину пришлось около часа, а потом еще раз, чтобы доехать в Вилок. А можно было этой же маршруткой проехать дальше немного до Бая-Маре, там проехать еще в Сигету-Мармацией (автобусы ходят часто), пешком перейти в Солотвино (есть пешеходный переход). А дальше – как решите. Можно автобусом до Ивано-Франковска, а потом на поезд на Киев, можно поездом во Львов, а потом в Киев, можно по бла-бла. Можно через Черновцы. Немного дальше, но удобнее. В следующий раз возможно поеду таким путем. Прямой поезд Солотвино – Киев почему-то отменен, и будет ходить с осени.
Итог поездки. В общем – цель достигнута. Но остались неисследованные участки в национальном парке Тара и в резервате Увац. Ну и хотелось бы посетить Суботицу и центральную Сербию.
Стоимость поездки: 1. Дорога в Белград и обратно – 1900грн или 63 евро.
2. Стоимость экскурсий – 100евро
3. Стоимость ночлега 11 ночей – 158,3 евро
4. Дорога внутри Сербии, переезды –46,8 евро
5. Питание - 61 евро (с пивом)
Всего: 429,1 евро
Я думаю, я потратила немного. Дешевая дорога дала возможность потратить деньги на экскурсии. В следующий раз я хочу больше времени посвятить пешеходным экскурсиям по Таре к дальним видиковацам, в Veliki kraj. За год я узнаю больше информации и найду себе попутчиков. Или туристическую организацию, которая это организовывает.
И хочу еще сказать. Страна открывается такой, какой вы хотите ее увидеть. Если вы едете с мыслью заранее «что там смотреть!» - вы ничего не увидите и не почувствуете! Откройте свое сердце Сербии, и она откроется вам! И вы не будете обращать внимание на мелочи, а увидите главное: прекрасную страну с добрыми отзывчивыми людьми, с ее изумительной природой и т.д.! И вас будет туда тянуть снова и снова!
И несколько советов для путешествующих в одиночку своим ходом:
1. Не бойтесь путешествовать одни. Даже если вам 60. Это так прекрасно – вы всегда свободны в своем выборе. А для общения всегда найдется человек, поверьте.
2. Рюкзак и минимум вещей. В хостелах есть условия что-то простирнуть. Но полотенце необходимо иметь. Не все хостелы его предоставляют. И еще: выселение из хостела в основном в 10.00. Поэтому после выселения до вашего отъезда вы должны гулять с рюкзаком.
3. Обувь. Очень важно. Одна пара на вас, другая для горных тропинок. Обязательно кроссовки с хорошей нескользкой подошвой.
4. И для тех, кто серьезно хочет заняться пешим туризмом в горах, и кто путешествует автомобилем. Желательно иметь треккинговые палки. Очень удобная штука. Мы на Таре встретили группу туристов, все с палками. Говорят, что с ними очень удобно.
5. Желательно иметь хороший смартфон, что бы можно было поместить туда много полезной информации и главное – карты офлайн.
6. И на случай дождя – купите легкий маленький дождевик. Я брала – не пригодился, но я была в июле, дождя не было.
Вроде бы все. Желаю всем приятных и удачных путешествий!