в Сутиеску я прибыл уже затемно. немного жаль, ибо дорога там живописная, лежит среди высоких гор и въезд в парк означен очень красивыми отвесными скалами по краям дороги, увы, штатива с собой не было, поэтому останавливаться на узкой дорожке ночью в горах я не стал. просто насладился ощущением. для полного понимания - я двигался из мостара через автовац. основные надежды я возлагал на дорогу, идущую от Suha, ибо в отличие от предложенного выше маршрута через Перучицу и Приевор она покороче. накоц я нашел этот перекресток. нйти его оказалось не сложно, он большой. там фура может развернуться. к тому же он имеет вот такой указатель.
проехал чуток вперед, фары высвечивают шлагбаум, как и ожидалось. однако, он открыт, надписей запретных нет, живых людей - тоже.
Ну переться в ночь в незнакомые горы глупо, особенно, если ты экипирован как городской турист. едем дальше, к по направлению к городу Фоча (Foc`a - тут и далее я буду стараться не забывать ставить ` после букв, несущих сверху гачек, изменяющий звучание, если попроще - v-образную галочку ), ибо через совсем скоро, не доезжая Тьентиште (Tjentis`te), будет тур комплекс от парка Sutjeska. включает мотели, гостиницу и прочее, смотрите сами сайт. я остановился в том, что увидел первым - отель Младост. нормальный простой отель, 35 марок за человека в двухместном номере. при курсе 1:2 выходит те же 35 евро за номер. завтрак включен - омлет с сыром или пршутом, травяной чай, хлеб. персонал приветлив, но курс отеля зверский, поэтому рекомендую платить или картой или марками, но не евро. из ночных разговоров с портье я выяснил, что обе обозначенные дороги годны для проезда машиной, хотя и не асфальтированы. длинная дорога - точно пригодна для легковушки, а вот короткая - ему не известно. ездить по ним можно. при этом на мой вопрос найти гида он сказал, да хрен его знает где, я не в курсе. да и зачем? на тот же Маглич Maglic` можно подняться и без гида, просто есть разные тропы, какие-то требуют снаряжения, какие-то нет. на Волуяк Volujak тоже есть тропа, но она плохоразличимо помечена, так что там можно потеряться. к слову сказать, основная масса туристов двигает по длинной дороге, Приевору, Магличу. чтобы было понятно о какой "маркации" идет речь
это общепринятый способ маркирования пути в регионе. теперь о картах, чтобы было немного понятней про маршрут. собственно, гугл дает неплохой обзор, но, как это уже часто бывало - в важных деталях порой подвирает. годится для общеповерхностного ознакомления. для детального я использовал навигатор mapfactor (для андроида https://play.google.com/store/apps/details?id=com.mapfactor.navigator&hl=ru, закачав местные карты. в принципе, можно и osmand, но у меня с ним как-то вначале не сложилось в плане понимания его интерфейса, к тому же в бесплатном можно залить ограниченное количество карт, при желании можно купить osmand+, но если поездка - разовая акция, то смысла мало) и пока я разобрался, я уже привык к мапфактору. кроме того, на всякий случай я сделал вырезку с сайта openstreetmap нужного места. правда нужно уметь подгружать/отображать такие карты на навигаторе и я точно не знаю подгружалась ли она. с другой стороны, это по идее одни и те же карты, так что скаченного с инета должно хватать, чтобы не сбиться с тропинки.
вот бумажная карта, аналогичная карте с сайта нац парка, только в более лучшем качестве. представлен только интересующий нас регион по одну стороны дороги.
я выбрал короткую дорогу. около 20км по грунтовке проиграли 5 км. последний взгляд с асфальта и погнали вперед
дорога отсыпана дробленым камнем и весьма пригодна для езды. периодически на ней валяются большие камни, иногда промывы дождей делают колею, но в целом, если ехать аккуратно и внимательно, картер останется целым. средняя скорость была около 9 км/час. когда чуть меньше, когда и под 30. дорога узкая, двум машинам не разъехаться. в основном - только на поворотах. и тут кроется тонкое место. с одной стороны, туда никто не ездит, с другой... там прокладывают дорогу дальше в лес и там ездят лесовозы. нам повезло - мы заехали в лес раньше лесовоза и он ехал за нами, хотя, учитывая его клиренс он явно ехал быстрее нас, ведь сумел нас догнать же. как повернулось было, попадись он навстречу - одному богу известно. но как я понимаю - пятиться задом мне проще, чем ему. поэтому на обратном пути я нещадно давил на клаксон периодически, возможно если через грохот железа я был бы услышан, он мог бы подождать на разворотах. впрочем, до возвращения еще был долгий путь вперед и сначала про него. итак, дорога заняла все же намного больше времени, чем планировалось. на 5 км горной и узкой дороги в камнях ушло больше двадцати минут. и вот, тупик. местные оказались ребятами доброжелательными и не спросили какого черта, а помогли припарковаться аккуратно и удобно, расчистив от камней и земли площадку
когда я переодевался они с интересом посмотрели на мои дайверские боты и спросили, почему таких нет у моей спутницы. мне показалось в тот момент, что в их глазах блеснул огонек уважения, но в полной мере оценить причину я смог лишь через полчаса )) скажу сразу, одеваться сильно по-лесному не следует ибо тепло. хотя по утрам было 15 градусов и в горах прохладно, тем не менее, солнце, безветрие в лесу и хотьба вверх и вверх делают свое дело - жарко. с другой стороны, выйдя на отроги гор попадаешь под неминуемый ветер. и возможность дождя, так что если в планах поход на маглич или вокруг озера - нужно обязательно иметь возможность одеться от ветра и дождя. так сложилось, что боснийцы продляют дорогу к озеру поэтому большую часть тропа выглядит вот так
изредка виднеясь сбоку нормальной тропой. мы вначале ушли немного вверх и влево, там много таких просек и лес относительно разрежен, однако через некоторое время стало ясно, что проторенного пути дальше нет, а двигаться по горам в этом случае - себе дороже, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. первая попытка сократить путь напрямую к тропе закончилась благоразумным решением вернуться как прошли. к тому же следы оленей и медведей намекают, что тебе тут не место
свежие следы. движение по глиняной дороге оказалось не самым легким, несмотря на кажущуюся легкость. местами почва слишком мягка и по сути - простая грязь. так что боты оказались в самый раз. в одном месте тропа пересекается с речушкой
которая уходит дальше в овраге
,
точнее - вытекает из него, пересекает тропу, некоторое время совпадая с ней, и убегает дальше в овраг. в принципе, методом скок-поскок можно нащупать путь через воду, но если вдруг грянет дождик, даже мелкий, вроде и не дождик, вода сильно поднимется и ноги придется мочить по любому. вообще, на пути так или иначе в разных местах много мокрых луж в грязи, которые можно обойти по краю, но все равно, ноги запачкаются. причем сильно. в совсем трудных местах я нес даму на себе и на обратном пути, решив в одном месте обойти поднявшийся поток речушки провалился почти до колена в болотину. забрел слегка в сторону. та что боты - самое оно для этой тропы. можно спокойно идти по воде, не замечая этого. дорога идет вверх и вверх, изредка случаются пробные просеки/дороги в сторону, но хорошо заметно, какое направление главное. уже перед самой границей с черногорией дорога заворачивает вправо и затыкается в лесу. возможно они там будут делать кольцо или что-то еще, все-таки страны разные. если смотреть внимательно, то тропу, уходящую по сути прямо, а по отношению к дороге влево, видно. немного по ней и... вы контрабандист
.
дальше - проще. дорога идет по горизонту, иногда спускаясь, довольно быстро выходя из леса на великолепный луг
панорама просто захватывает дух
правда, для этого неплохо немного солнышка на небе, для большей яркости красок и лучшей видимости.
увы, но фото никак не передает всего великолепия, величественности этого уединенного места и тихого места. короткий марш бросок через луг и небольшое место отдыха. столик, скамейка. тут встречаются этот путь с путем через Приевор. правда, честно говоря, мой путь мне понравился больше, ибо обратно я шел вниз и вниз, а вот в приевор обратная дорога идет круто в гору. а ты уставший. с другой стороны, есть подозрение, что та дорога шире. небольшое озерко, имеющееся на карте нацпарка, но отсутствующее на картах навигатора - это по факту заросшее травой болото. красивая, ровная, манящая своей строгой одинаковостью яркозеленая лужайка. насколько это обманчиво я не проверял, пошел дальше. после луга дорога углубляется в лес и снова в гору, но в этот раз недалеко и не сильно высоко. небольшой бросок и вы у цели.
на берегу можно отдохнуть, там ест скамейки, укрытия, люди ставят палатки или занимают стационарные укрытия, там есть домик лесника, правда, несмотря на кипевший на печурке чайник его самого в доме не было. вид, честно говоря, совершенно не впечатляющий, если сравнивать с картинками из интернета
(картинки не мои). как мне поведали ребята, стоящие лагерем у озера, путь вокруг озера по отрогам по их мнению порядка 600 метров, и занимает около 2х часов. я выяснял перспективы сходить на эту точку и снять панорамку самому и думается мне, парни ошиблись, путь куда длиннее шести сотен. два часа в один конец и пусть даже полтора обратно - это слишком много. к тому же, с собой не было ни воды, ни еды. с одной стороны, закусить и попить горячего крепкого чая там было бы очень кстати. с другой стороны - это лишний вес в горах, а меня порядком задолбали кофр с камерой и куртка, пусть и снятая, но висящая вокруг пояса. а на обратном пути я еще нес чужой плащ ) вобщем, "я туда не пошел, я суда пошел" (с). я полез наверх, но в сторону от тропы, срезая путь между петлями напрямую. там я снял вот это
и вернулся. заняло это... больше часа! почти полтора хотя мне показалось я был резв как джейран. обратный путь был куда более шустрым, поскольку в основной своей массе мы спускались. по пути я пожевал хвою пихты, бодрит. голод еще не дал о себе знать, но его намеки пробивались через слои эндорфина и адреналина. пошел легонький дождик, едва заметный, в лесу, так и вовсе невидимый, но этого хватило, чтобы вода в ручье серьезно поднялась. тут мы повстречались с ребятами, едущими за новой порцией дров, и наша мечта прокатиться обратно на тракторе хотя бы до околицы, провалилась, мы помахали друг другу ручками и расстались
обратный путь занял чуть больше часа (пять минут ушло на пару-тройку снимков). но это вниз и по знакомой уже дороге. когда переодевались в чистое в горах начало греметь и на середине пути вниз нас застал жутчайший ливень стеной. и град. мало того, что потоки воды скрывали профиль дороги и риск налететь на камень увеличился, так еще и видимость упала до чуть дальше капота. было слегка жутковато, потому что понималось, что лежащее внизу ущелье слишком далеко, дорога узка и потоки начали скрывать ее совсем. к счастью, все закончилось благополучно, да и дождь закончился к тому времени когда я спустился вниз. правда окончание дождя в горах не означает окончание потоков. впрочем, думаю, там такое часто.
если я вернусь в то место еще раз, буду планировать маршрут на маглич и обход озера. думаю, если не спешить, то и подъем будет легче переноситься. к тому же, у парка есть и другая сторона, в буквальном смысле, от дороги, наверняка не менее интересная в плане походов по горам. единственное - там до сих пор есть минные поля, они обозначены на карте, на дорогах стоят таблички красные, с белыми черепами. но тропы лежат в некотором отдалении, главное - не углубляться в дебри.
и еще, я видел фотографии окрестностей Плужина. очень красиво. но все таки маршрут из Боснии мне кажется более прагматичным
PS фотографии сильно обрезаны в силу великой тяжести, панорамы 14000х5300, что противоречит правилам загрузки фоток, но представление некоторое они дают, все равно лучше видеть своими глазами