При планировании очень сложной задачей было охватить всё, что меня интересовало в этой стране. Собственно, в итоге это и не получилось, но охват и так достаточно неплохой.
Я выбрала стартовой точкой Тузлу, а не Сараево, чтобы, во-первых, не кататься из Сараева туда-обратно, что пришлось бы делать в ином случае, а также из-за наличия неподалеку от Тузлы города Сребреник с клевой крепостью неподалеку.
В Тузлу летает сейчас достаточно много рейсов Виззэйра, в основном, из Швеции и Германии, но мне лучше подошел рейс из Вены. Изначальный план был такой: дневной рейс в Вену, несколько часов прогулки по ней, далее вечерний рейс Вена - Тузла. Я должна была прилететь в Тузлу в достаточно комфортное время, чтобы с утра поехать в Сребреник, но мой рейс задержался на 3 часа, так что, ложась спать в 2:30 ночи, я уже понимала, что вместо Сребреника я смотрю саму Тузлу. Ладно, вышло тоже интересно.
Аэропорт в Тузле как здание практически отсутствовал - там шла стройка и ремонт одновременно; все, что было - это две кабинки паспортного контроля в маленькой комнатке с огромной лужей. На контроле ни слова не спросили (думаю, пограничники просто слегка сами обалдевали от того, что из-за задержки рейса им приходится работать ночью), поставили штамп и пропустили.
Транспорт из аэропорта в город на тот момент отсутствовал, так что договорилась с хозяином гостинички Konak Mosnik, что встретит. Запросил 15 евро, что дороже, чем ночь проживания, но да ладно) Место, кстати, рекомендую, простые прокуренные комнаты в небольшом домике рядом с небольшой мечетью, близко и к автовокзалу, и к старому городу, довольно удачно.
Выспавшись, сходила на автовокзал за билетом на утренний автобус до Зворника на следующий день. На самом деле, автобус в итоге шел почти пустой, и заранее, в общем, было очевидно, что билет свободно можно взять прямо перед автобусом, но я немного была знакома с вечной балканской путаницей с расписанием, так что все равно предпочитала уточнить время отправления. Кстати, на нескольких боснийских сайтах можно найти сравнительно актуальные расписания, во всяком случае, кое-что из того, что я заранее гуглила, совпало. Но далеко не всё
Далее можно было приступить к осмотру самого города. Много времени он не занимает - Тузла город симпатичный, но небольшой, с компактным историческим центром. Центральная площадь довольно колоритна, думаю, ей больше идет мрачноватая осень, чем летние краски, но всё равно.
Закоулки представляют кое-какой интерес, например, я очень люблю случайно встречающиеся в самых центральных центрах балканских городов баскетбольные кольца или целые площадки:
В старом городе достаточно кафе и ресторанчиков, которые предлагают пиццу или чевапы, ну и иногда какую-то другую еду, но вообще с "другой едой" в Боснии бывает сложно, омлет и шопский салат вносят в меню приятное разнообразие. При том, что я большой фанат чевапов, питаться только ими всю поездку точно бы не осилила)
В кафе, где я обедала, предлагали, помимо сараевских, тузланские чевапы, которые и выбрала. Уже потом узнала, что это скорее версия чевапов травницких - в их приготовлении активно используется мясной сок и жир, ими поливают сами чевапы, и в них же обжаривают лепиню. В общем, не зря взяла, это были лучшие чевапы за поездку. На фото средняя порция - семь чевапов, хотя их там особо не видно). Цену, к сожалению, уже не помню, в районе 6-7 марок. Кстати, в Боснии очень удобно переводить деньги - деление суммы в марках на два дает почти точно сумму в евро. Кофе - эспрессо или босанский - в Тузле обычно стоил 1-1,5 марки. Да и в остальной Боснии, в общем, тоже: самый дешевый я выпила в Вышеграде, за 0,8 марки, самый дорогой - в итальянском ресторане в Сараеве за 2,5 марки.
Тузла, как и многие боснийские города, стоит, по сути, в ущелье вдоль реки, при этом на обоих берегах застройка поднимается вверх по склону. Я решила подняться с противоположной стороны от старого города, уйдя наверх по дороге от моей гостиницы. По дороге мне попадались симпатичные мечети, в том числе, деревянные:
Затем, еще выше, я забрела на мусульманское кладбище. В дальнейшем в поездке во многих городах я встретила очень похожие кладбища, огромные скопления простых белых плит, взбирающиеся по склону горы:
Какой-то информации о том, куда я приду на самом верху, у меня не было, разве что maps.me говорили, что на вершине ждет какое-то религиозное сооружение, которого там, конечно, не оказалось, или же я не нашла, куда посмотреть в зарослях) Тем не менее, прогулка вышла приятной, хотя никаких особенных видов на город не было - в этом плане Зворник и Сараево позже дали мне намного больше, но об этом ниже.
Вечером впервые услышала пение с минаретов. По всей Боснии и Герцеговине на каждой или почти на каждой мечети установлены громкоговорители, на которых пять раз в сутки включают запись призыва на молитву. Мне очень понравилось, приятные звуки, иногда прикольно перекликается звучание соседних мечетей, создавая необычную атмосферу. В июне первая молитва очень ранняя, даже при подъеме в 5.30 утра я ее пропускала, а вот все остальные призывы слышала не по одному разу.
Ранним утром следующего дня я пришла на автовокзал, по дороге прихватив в открывшейся булочной сланац (небольшую длинную булочку из пшеничной муки с солеными полосками теста) и питу сырницу (пища богов! Стоит отметить, что это довольно известный балканский спор, боснийцы не признают названия burek sa sirom, у них бурек - это только пита с мясом, pita burek, а остальные называются pita sirnica, pita zeljanica и т.д.). Автовокзал немного удивил меня автоматизированной системой пропуска на платформы по штрих-коду с билета, вполне нормально работающей.
Зато за турникетом меня ждал вот такой симпатичный автобус, в котором мне предстояло трястись полтора часа до Зворника:
Вообще, фирма Дринатранс Зворник очень помогла в моей поездке, но их автопарк все же заставил меня выбрать другую компанию для переезда из Вышеграда в Сараево Но об этом позднее, продолжение следует!