В тот момент вся эта тема как-то обходила меня стороной, так как жизненные обстоятельства не позволяли вот так вот вырываться куда-то сломя голову на пару дней. Сейчас, однако, все немного успокоилось, и я решил опробовать на себе новое украинское развлечение под названием безвизовый уик-энд и лично узнать, в какую сумму это может вылиться. Надеюсь, что на протяжение нескольких ближайших лет, смогу оставить серию отзывов о таких поездках.
Итак, безвизовый уикенд номер один. Для первого опыта мною был выбран, впрочем, не Париж, а слегка более близкая Варшава. Варшава хороший кандидат для уик-энда поездки из Киева по трем причинам.
Первая — это удобное авиасообщение, я бы даже сказал идеальное: WizzAir, LOT и МАУ выполняют ежедневные вечерние рейсы. Поэтому в Варшаву можно смотаться даже на любой обычный, не обязательно длинный уик-энд, с вылетом в пятницу вечером и возвращением в воскресенье вечером.
Вторая — достаточность двух дней для осмотра города. Не в обиду, конечно, Варшаве будет сказано, но она из тех городов, в которых двух дней вполне достаточно, чтобы познакомиться с основными достопримечательностями и прочувствовать город.
И третья — доступность авиаперелета, так как при короткой поездке авивтранспорт естественно занимает весомую часть общего бюджета. Но тут ка как раз вариантов и кандидатов очень много - в последнее время авиатарифы из Киева искренне радуют.
Ну Варшава так Варшава решил я, тем более что об этом городе у меня были лишь смутные воспоминания пятнадцатилетней давности, когда я там был зимой на двухдневном семинаре и практически ничего кроме отеля так толком и не посмотрел.
Итак, начнём. Программа:
23 августа - после работы в аэропорт, прилет, гостинница.
24 августа - пешеходный тур по старому городу, посещения Королевского замка, Кафедрального Собора, музея Варшавы. Ланч. Неспешная прогулка вдоль Краковского предместья и Новы Свят, с заходами в парки и кафе.Ужин. Варшава с высоты.
25 августа пешеходный тур по Праге. Музей Неона. Ланч. Поездка в Виланов.
26 августа -парк и дворец Лазенки. В 14 часов выезд в аэропорт.
Бюджет.
Виза: не нужна, бесплатно.
Дорога в аэропорт Дорога в оба конца 16 гривен метро и 120 гривен SkyBus. Итого: 4 евро.
Авиаперелет. UIA вылетел из Борисполя 20:00-20:30, вернулся 16:05-18:35. Тариф Т- 1568 гривен. (Мили в этом тарифе кстати не начисляют). Итого: 48 евро.
Проживание
В моем случае все свелось к акционному летнему предложению Accor Hotels по 39 злотых за ночь в польских Ibis Budget. О чем тут можно было еще думать. Оставалось лишь добавить завтраки по 24 злотых. Таким образом мной был забронирован Ibis Budget Warszawa по цене в 169 злотых за три ночи с завтраками. (Акции, конечно, заканчиваються, но за 15 евро в Варшаве остановиться можно — будет немного дальше от центра, но вполне со сносными условиями) Итого: 45 евро.
Городской транспорт. По приезду был приобретен суточный билет на первую зону за 15 злотых, а на следующий день уик-энд билет на две зоны за 24 злотых. Итого. 9 евро
Билеты и посещенные туры:
Пеший тур по старому городу – 30 злотых чаевых
Пеший тур по району Прага – 30 злотых чаевых
Билет в Королевский музей – 30 злотых
Билет в дворец в Виланове (траса 2) – 30 злотых
Билет в парк и дворец Лазенки (комбинированный) – 45 злотых
Панорама (ночная) ДКН – 22 злотых
Билет в музей Неона - 12 евро
Билет в городской музей Варшавы – 20 злотых
Склеп в кафедральном соборе – 5 злотых
Выделены музеи, которые покрываются Warsaw Pass (72 часа 189 злотых/219 с транспортом, в моем случае он был определенно не выгодным – я сходил туда, где он не работает, и не был заинтересован в тех музеях, которые в него включены. Итого: 224 злотых или 52 евро
Еда и напитки: излишне не экономил, то есть на фаст фуде не сидел. Но выбирал заведения бюджетных категорий. Разок пообедал в млечном баре. Ну и утром завтракал в отеле поплотнее. 3 ланча, 2 ужина, минеральная вода, соки ежедневно, 2 раза кофе со снеком.
Итого: 178 злотых или 41 евро
Итого: 199 евро. Специально цели вписаться в 200 евро не ставил, но она как-то само собой получилось. При желании, если экономить на питании и лимитировать экскурсионную программу, то в студенческом хард-корд режиме можно и в 150 уложиться. Ах, и еще — вчера видел тариф Wizzair в 30 евро на перелет в обе стороны.
Чего я ждал?
О Варшаве я знал немного. Во-первых, что это не туристический рай. Варшавское восстание 1944 года помимо всего прочего, нанесло непоправимый ущерб городу с туристической точки зрения. После уничтожения 85% зданий правого берега и 50% левого, город отстраивался заново, ествественно, в социалистическом духе. Также знал, что одновременно оно (восстание) стали причиной самой смелой попытки восстановления целых кварталов старого города Варшавы по имевшимся чертежам и фото. Также, в последнее время я очень часто слыщал (в Польше сам я не был около 10 лет), как сильно рванула Польша в развитии, и что по многим критериям она на уровне Германии.
А теперь немного впечатлений.
Впечатление первое. Варшаве реально здорово досталось. Архитектурное и пространственное решение Варшавы до сих пор здорово отдает совком: широкие магистрали, квартальная застройка, бетон бетон бетон. Хотя, так говорить, наверное, не совсем правильно. Если разобраться, то послевоенная архитектура Европы не сильно далеко ушла от того, что было после войны в СССР. На Западе были слега более елегантные решения, но очень похожие: скажем тот же Лондонский Елизабет Холл вполне уместно бы смотрелся в любом советском городе, в том числе и интерьерными решениями. Что спасало Европу (ну, может за исключением Роттердама), что эта брутальная архитектура вклинивалась в существующий городской облик лишь местами. Варшава же вся такая, и в этом она сильно похожа на Киев, с той лишь разницей, что совсем уж уродливых девятиэтажек 70-х годов в Варшаве нету, фасады все же немного поприятнией.
Впечатление второе. Прошлое держит цепкими руками. 30 лет после падения коммунизма, но он прослеживается во многих вещах. Архитектурно - я уже говорил, это самое очевидное. Остатки челночной торговли в киосках также еще сильно чувстуются — переходы в центре немного облагородили, но все равно они заполнены теми же самыми киосками, что и в Киеве, лишь немного чище и опрятней. Немногим далее от центра — и киоски предстают в своем класическом виде. Люди — слегка скованные, как во многих постсоветских старнах, даже молодое поколение. Некой развязаности, присущей уличной молодежной толпе в Западное Европе не заметил, старшее поколение одевается как привыкло одеваться 40 лет назад — это уже навсегда . В общем, немного больше консерватизма и меньше модернизации, чем я ожидал.
Впечатление третье. Будущее тем не менее наступает.. При всем написаном, во втором пункте — Варшава все же современный развивающийся город. Впечатлила система городского транспорта — чистые безупречные составы, прекрасно оборудованные остановки со всей нужной информацией, работает точно по графику. Таким общественным траспортом могут похвастаться далеко не все европейские города. Развита система велодорожек, благо широкие улицы позволяют их обустраивать без особых трудностей. И они не пустуют — количество велосипедистов, даже если и не дотягивает до уровня Амстердама или Ханоя, все равно заметно. Финансовый квартал — добротная современная архитектура, даже если и на ограниченом пространстве.
Впечталение четвертое. Старый город. Хм, до поездки я не совсем представлял себе весь масштаб разрушений, а также саму площадь восстановленых кварталов. Честно говоря, объем работы впечатлил. Возможно, этим руководствовались и в ЮНЕСКО, когда дали заново отстроенному старому городу статус архитектурного наследия. Внешне он выглядит хорошо, но положа руку на сердце — все же чего-то не хватает. Он как-то стоит особняком, таким себе заповедником, не вшитым в жизнь остального города. В отличии от того же Кракова, где жизнь бьет ключом 24 в сутки. В Варшаве когда расходятся туристы — старый город становиться пустым и грустным. По крайней мере, у меня сложилось такое субъективное впечатление. Намного оживленными выглядят улицы Краковское предместье и Новы Свят, идущие от Старого города в центр. Там реально всегда многолюдно, много разных магазинов ресторанов и тд -.
Впечатление пятое. Река. Уууу... Еще одно место, где, точно как в Киеве, не используется полностью наличие реки и отсутствует нормальная прогулочная набережная с ресторанами кафе и прочими заведениями. Ну что же это такое. Точно так один берег отдан под автомобильную трасу, изредка встречаются какието заведения у воды, но еденичные. Другой берез вообще практичеки не освоен. Ну копия Киева в этом отношении.
И под конец небольшая фотосесия с телефона!
Номер за 9 евро
Велосипедисты
Велосипедисты на фоне киосков
Разные страны а отмечаем в этом году одно и то же (надпись на вокзале)
Новая польская эстетика
От отрицания к использованию - коммерциализация социалистического наследия. Экскурсия 3 часа на такой машинке 150 евро
Теперь ему не так одиного
Пустотота старого города
Уличное кафе - около полудня пятницы
Привет Киев - вид на левый берег
Русалки водятся не только в Копенгагине
Бастионы при переходе в Новый Город
Начало Краковского предместья
А потом у меня села батарея
Подземная торговля
Прага
Прага 2
Прага 3
Прага 4
Прага 5
Прага 6
Ностальжи
Как же без неоновой русалки
релакс
А потом у меня снова сел телефон и на Виланов не хватило. Нужно power bank купить
Дождливый Лазенки в последние утро
Пора в аэропорт
Итог: Варшава показалась недорогой, простой, чистой. На два дня в городе достаточно достопримечательностей, чтобы себя занять. Стоит приехать если:
1) Вы воочию хотите убедиться сколько труда и денег поляки вбухали в восстановление Старого города
2) Ознакомиться с вкусами польского дворянства нового времени в Виланове и Лазенки
3) Недорого потусить вечером, даже по сравнению с Киевом.
4) Получить представление о том, как выглядит современная Польша
Наверно пункт 4 самый важный - это поездка оказалась не туристической вылазкой ради отдельных известных достопримечательностей, а скорее поездкой получения опыта и ощущения ритма жизни современной Польши.
Спасибо за внимание. Прошу прощения за грамматические ошибки, они наверняка есть.