Фото будут чуть позже
-------------------------------------------------------------------------------------
Предисловие.
Отпуск в этом году выдался рано – в июне. Поэтому первые признаки осенней ипохондрии появились уже в начале октября. Паспорт заканчивался, и вариантов для отдыха было не особо много – Россия или что-то из условно-безвизовых стран. Выбор пал на Египет.
Варианты маршрута созревали постепенно, но даты были ясны – числа с 20 ноября дней на 10 (уточнять надо было дней за 5 перед вылетом). Когда, казалось, был готов очередной план и я стоял в очереди за дешевыми Аэрофлотовским билетами ( по спецпредложению), один телефонный звонок мне чуть было не похоронил всю затею. Но дней через 10 все обошлось, только маршруты пришлось прокладывать из других городов (Хургада или Шарм-эль-Шейх, регулярка не подходила).
Билеты искал долго и мучительно. Писал, звонил… В итоге, когда стали окончательно ясны сроки (вылет в субботу 20, возвращаться можно во вторник или среду, 30 ноября или 1 декабря), я не стал ждать и сразу заказал и выкупил 2 билета без отелей на 11 дней (с 20 по 30 ноября) по 250 долларов каждый. Дорого, но пролетать с отдыхом не хотелось, ибо дата и время вылета вообще были определены однозначно (время – от 12 до 17 московского).
Летели из Москвы, ибо так мне было удобнее.
В итоге маршрут был выбран такой: ШЭШ – ночью подъем на Синай – День на то, что бы добраться в Порт-Саид (возможно, с заездом в Суэц) – Порт-Саид – Александрия – Каир (2 дня) – Асуан – Луксор (2 дня) – Хургада – скоростной катер до ШЭШ. Один день был оставлен на случай чего-нибудь непредвиденного.
Вот что получилось.
День первый – 20 ноября.
Он начался в России. Утром из Питера приехала жена. Заехали в зеленоградскую квартиру, попили кофе, уложили рюкзак. Переоделись: форма одежды «египетская теплая» + куртки сверху. По дороге в аэропорт заехали по моим дела и в 10.30 приехали на стоянку Шереметьево-1,5. В машине оставили куртки.
Над Москвой второй день кружил снег. Особого мороза не было, но ветер не доставлял радости и внушал тревогу – улетим или нет? «Газель» со стоянки доставляет нас в Шереметьево-1. До здания аэропорта идем по уже достаточно глубокому снегу: я в кроссовках, жена – в легких туфлях. Регистрация, конечно, уже началась, и пока я упаковываю рюкзак, подходит наша очередь к стойке: стоять не приходится ни минуты.
Паспортный контроль. Дьютик. Буфет: джин с тоником мне и кофе с сэндвичем жене (серьезная ошибка – об этом позже). Контроль. Посадочный бункер с еще одним дьютиком – там бутылка маленькая джина и тоник в дорогу: как только я пытаюсь пройти границу иностранного государства трезвым (если только не нахожусь за рулем) - со мной обязательно что-нибудь случается (это тема для пары отдельных рассказов).
Минут сорок ожидания – летим или нет. Вроде летим – подают автобус. Начинается давка – всем хочется быстрее свалить в теплые края. В давке мы не участвуем – и оказываемся в последнем, четвертом по счету, автобусе. Минут двадцать ожидания в самолете. Обработка крыльев антиобледенителем – значит мы все-таки летим!!! Взлет с опозданием на каких-то 45 минут – около 13.30 московского.
В самолете еще раз перелистываю «Полиглот» (далее – П) и «Ле Пти Фюте» (ЛПФ) по Египту, купленные в Питере пару недель назад (еще больше 100 листов с распечатками из инета лежат в рюкзаке). Бутылка джина заканчивается аккурат к посадке. LIFO – мы попадаем в первый же идущий к аэровокзалу автобус.
Потому как у нас были только билеты на самолет (никаких ваучеров и, соответственно, никаких миграционных карт), то первое приключение должно было ожидать нас в аэропорту Шарма.
Но приключения не получилось. Посреди зала стоит здоровый египтянин с пачкой ваучеров в руке. Направляюсь к нему (наверное, моя походка не очень тверда). Разговор на русском: «Давай карту» - «А вы куда?» - «В Египет!!!» - «Вы из «туда-сюда»-тур?» - «Конечно!» - «А ваши документы?» - «Слушай, у меня жена в очереди стоит, документы у нее, я только паспорта взял» (машу паспортами, жена машет мне рукой от кассы, где продают марки – там уже приличная очередь, жена в гуще толпы). На египтянина начинают наседать туристы, он рад отвязаться от меня, отдав мне пару карточек и махнув рукой в сторону стойки. Пять шагов до стойки, где сидят представитель миграционной(?) службы. Перед ним на стол ложатся паспорта и карточки, он начинает их очень неторопливо заполнять. Дело доходит до названия отеля. Ответ на этот вопрос я знаю: «Бич альбатрос». Но главное не в ответе, а в том, чтобы (простите) диаграмма направленности моего (простите) выхлопа достигла носа таможенника. Маневр удался: вторая бумага заполняется предельно быстро и без единого вопроса.
Марки, получение багажа, штампы в паспорт – мы в Египте. На площадке перед выходом вопли (до визга) представителей турфирм и жуткая неразбериха с автобусами – это все не про нас. Мы спокойно стоим в стороне, курим. Местное время около 20 часов.
Наконец нами начинают интересоваться таксисты, до сего момента благоразумно отошедшие от выхода в сторону – они поняли, что прилетевший самолет был из России. Торг до Олд тауна начинается с цифры 20 долларов – и после неторопливой беседы (нам торопиться некуда) останавливается на цифре 7. Меня эта цифра абсолютно не волнует. 7 – так 7. Поехали.
Сев в машину и отъехав от аэропорта метров 300 излагаю таксисту свой план. Мы, конечно, можем поехать и в Олд Таун, но, собственно, только для того, что бы сесть на какой-либо автобус и поехать в Св.Екатерину. Может нам проще не ехать ни в какой Шарм-эль-Шейх? Может быть Вы нас отвезете прямо туда?
В глазах таксиста появляется нездоровый блеск. Он (как и я) знает, что экскурсия на улице и в турфирмах стоит не менее 30 долларов. Следовательно, за двоих мне надо будет заплатить 60 – бешенные деньги. Их он с меня и спрашивает, остановившись (так, на всякий случай) около заправки. Начинается торг.
Таксист думает, что я сейчас начну сбивать цену. Сбиваю, конечно, но немного, но добиваюсь главного – наш маршрут обрастает подробностями (кстати – о каких-то жалких 7 долларах уже никто не вспоминает).
Итак. Мы не торопимся – у нас как минимум 3 часа запаса времени перед выходящими из Шарма в сторону Св.Екатерины автобусами с туристами, да еще и едем мы быстрее их. Следовательно – у нас есть время, чтобы спокойно заехать в Дахаб (не был я там никогда), искупаться, поесть где-нибудь, проехать по Дахабу и спокойно двигаться дальше до монастыря, останавливаясь везде, где захотим. При этом мы должны прибыть к монастырю хотя бы на полчаса раньше шармовских автобусов, дабы добираться на вершину не в толпе, а спокойно – и в одиночестве. Но намного раньше приезжать тоже не надо – что там в горах мерзнуть-то? 55 баксов за все. По рукам.
Заправка авто и 2 бутылки минералки для нас. Небольшой (метров 100) проезд по встречке и поворот налево (если двигаться от аэропорта – направо) на Дахаб - Нувейбу.
Пока едем, я вспоминаю весь словарный запас английского, вбитый в мою голову в средней и высшей школах. Серьезной разговорной практики не было оооочень давно. Через час мне уже становится стыдно за ту русско-английскую смесь, на которой я болтал в аэропорту – навык разговорного языка восстанавливается достаточно быстро.
За окнами кромешная тьма. Останавливаемся всего один раз - … и заодно сделать первые снимки на египетской земле.
Дахаб. Игрушечный городок яркими вечерними красками нарисованный на фоне настоящей пустыни. Цветные фонари, громкая музыка, праздношатающийся по улицам народ. Курорт.
Несмотря на свежий ветерок залезаю в соленую воду. У меня поет душа – Красное море, должен заметить, заметно поднимает настроение. Оксана не поддерживает меня – ей нехорошо. Может утомление от перелета? Она садится за столик на закрытой веранде, где наш водитель о чем-то неторопливо беседует на арабском со своим другом (они знакомы более 20 лет). После моря друг водителя ведет меня в душ (в эйфории я сам совсем забыл об этом). Тут же ресторанчик, где готовят (конечно же) рыбу (в итоге салат, второе и кофе обошлись мне в 8 долларов: у меня по прежнему нет местной валюты, в аэропорту был озабочен другими проблемами). Оксана даже не пьет со мной кофе. Она уже поспала в машине полчасика, ехать нам еще больше часа – к Катерине она должна (теоретически) уже быть в форме.
Так заканчивается первый день и начинается
Второй день – 21 ноября.
От Дахаба дорога начинает уходить в горы. Наш шеф одевает вязанную шапочку – заметно холодает.
От Дахаба до Екатерины мы не встретили ни одной машины – ни встречной, ни попутной. Только блок-посты. Именно на этих блок-постах наш водила принимается выделывать что-то непонятное с головным светом своего старенько Пежо-504: то включает дальний, то ближний, то вообще остается только на габаритах (из-за чего мы однажды чуть не сносим пластиковые бочки, из которых образована шихана для подъезда к посту на малой скорости). На постах останавливают, но никто никаких документов не смотрит – обмен парой фраз на арабском и мы едем дальше.
К посту туристической полиции приезжаем все-таки рано – около 2 часов ночи. Все, на машине дальше нельзя. Ларьки с сувенирами еще закрыты, но около них тусуется местная молодежь. Отделившись от толпы, ко мне подходит паренек лет 18. «На гору?» - «Да» - «Верблюд?» - «Спасибо, нет». Паренек отходит без тени сожаления.
Расплачиваюсь с водилой (он таки выпрашивает у меня пару баксов сверху). Бужу спящую на заднем сидении жену. Она вроде чувствует себя нормально. Начинаем неторопливо подниматься в гору по широкой тропе. Метров через 300 упираемся в закрытые ворота, рядом с которой (за оградой) освещенная пустая будка, но вторая тропа ведет вправо-наверх. Идем туда.
Через пятьдесят шагов слышу «Дима, стой». Жену начинает выворачивать. Отпоив ее водой бегу искать место, где можно было бы хотя бы присесть – на холодном каменном поребрике особо не присядешь, температура воздуха около 0. Через 100 метров налево ступеньки вниз, там стоят пластиковые столы и стулья. Возвращаюсь и веду жену туда.
Пока происходит вся эта беготня лихорадочно соображаю – что это. Завтракали мы вместе, обедали в самолете тоже, от ужина она отказалась. Джина выпила явно меньше меня. Акклиматизация? Да какое там – мы в Египте менее 6 часов, организм еще не понял, где он находится. Горняшка? На высоте около 1000 метров? Не встречал даже описаний таких случаев.
Блин. Кофе с сэндвичем в Шереметьево!!!
Привет Вам, о россияне, с далекой Родины!!!
О ночном подъеме на Синай не может быть и речи. В принципе ничего страшного, надо только положить Оксану на что-нибудь более-менее мягкое, накрыть ее чем-нибудь более-менее теплым, дать пару таблеток (а может и не давать – ближайшие полчаса покажут) и дать поспать хотя бы часа 4.
Вспоминаю все описания этих мест. Туристы описывают только красивый восход на Синае и дорогу на гору - ну правильно, их на автобусе привезли и на автобусе увезли. О гостиницах пишет только ЛПФ - их где-то поблизости должно быть 2: в какой-то там «деревне» (там, как пишут, останавливался президент Франции) и в монастыре. Так мы же и сидим в монастырском дворе!!!
Бегу к будке у закрытых ворот – уже с другой стороны. Свет горит, но никого не видно. Стучу в стекло. В окне появляется заспанное лицо молодого местного охранника. Бесцеремонно захожу к нему в будку и завожу длинную речь на английском – кто мы, откуда, что нам надо и почему. Закончив понимаю, что говорил зря – похоже парень совсем не в ладах с английским.
Будем выражаться проще – и по-русски. «Отель. Здесь. Ресепшн. Портье. Администрация». О, кажется что-то понял. По крайней мере вышел из будки и позвал меня (жестами) за собой. Дойдя до места, где сидит жена, жестом показывает – жди тут. Исчезает на пару минут. Возвращается и произносит «ноу ресепшн». Идиот! Беру его за рукав и веду его в ту же сторону, куда он ходил. Он понимает меня и доводит до двери с надписью на арабском. «Администрацион» - он тычет пальцем в дверь. Дверь закрыта. Признаки жизни за ней отсутствуют.
Стучу долго и громко, хотя и понимаю, что это бесполезно. Ни одной живой души вокруг, а у этого даже не спросишь про вторую гостиницу. Мысль о тусующейся неподалеку молодежи и, по крайней мере, одним немного говорящем на английском парне приходит не сразу.
Возвращаемся. Парень подходит к нам сам. «Верблюд?» - «Где отель?» - «Такси?» -«Да. Где отель?» - (взмах рукой в сторону, противоположенную от горы)»Там.Такси? Это (рука останавливается на двухместной Тойете с открытым кузовом) очень хорошее такси моего друга. 10 фунтов» - (фунтов нет, самая мелкая купюра в кармане 10 долларов, но фиг с ним)«Поехали».
Друг за руль, парень рядом с ним. Мы в кузове на колесных арках. Холодный ветер в лицо – Оксана немного проветривается.
3 минуты – и мы у цели: авто останавливается у закрытых ворот. Темень – коли глаз, освещена только будка охранника. Достучаться и докричаться до него у 2 арабов не получается, и один из них лезет через невысокую ограду. Через минуту ворота уже открыты заспанным бедуином. «Дабл» - «… (на арабском)» - «10 фунтов (перводит англоговорящий)». Достаю 10 баксов и отдаю англоговорящему парню. Разбирайтесь сами. В глазах у всех троих неподдельная радость.
«Отельщик» бежит за ключами и вот мы уже в П-образном дворике, куда выходят 7 покрашенных синей краской дверей одноэтажного барака. С номера 13 снимается амбарный замок и отдается нам вместе с ключом. Парень берет наши паспорта и растворяется во тьме.
Открываем дверь. Сомневаюсь я, что бы здесь когда-либо жил президент Франции! Комната 2*3 метра, в ней не единого предмета кроме лежака (а-ля кровать), упертого в стены и занимающего половину комнаты. Маленькое оконце под потолком наводит на мысль о тюремной камере.
Белье пахнет свежестью. Оксане таблетки не нужны – только спать. Закрываемся на задвижку и ложимся. Оксана засыпает, едва коснувшись головой подушки. Мне удается продержаться только на 30 секунд больше.
Открыв глаза смотрю на часы – 9 московского. Умывальник и туалет (достаточно чистые) находятся сразу, как только выхожу из дворика – они тут же, за углом. Там же душ, но мыться на свежем воздухе, температура которого еще не поднялась выше 10 градусов, что-то не хочется. При чистке зубов используем минеральную воду из бутылки.
Выходя забираем паспорта у все еще спящего «отельщика». Он открывает нам ворота, слева от которых прибит щит с надписью «Фокс камп» на английском.
Неторопясь минут за 30 доходим до места, где мы сегодня ночью вышли из такси. Слева – открытые ларьки, справа – здание туристической полиции (позже я пожалел об одном – надо было оставить рюкзак у этих полицейских, а на обратной дороге его забрать). В одном из ларьков меняю десятку долларов на местные деньги (60 фунтов, конечно, не деньги, это так – кофе попить, свечку в храме поставить, но 600 фунтов на размен хотя бы 100 они не набирают всем табором). Там же за 10 фунтов покупаю арафатку, которую местный продавец сразу завязывает мне на голове.
У меня на шее висит бинокль, подаренный мне на день рождения друзьями. Удобная вещь. Арабы сразу пристают с вопросом «Сколько стоит?». Объясняю им, что стоит он в России около 100 долларов, но этот не продается, потому как подарок.
Впоследствии это вопрос всплывал везде, где я появлялся с биноклем. Так что если кто хочет побарыжить – имейте в виду!!! (реальная цена такого аппарата – полтинник).
Заходим в монастырский двор, садимся за тот же столик, где сидели ночью. Ресторан закрыт, открыто только кафе. «Кофе есть?» - «Нет, только Нескафе» - «Давай 2» – «2 фунта». Питерское печенье с местным кофе – неплохой завтрак.
Двор наполняется русскоговорящими женщинами с детьми. Из обрывков разговоров понимаем, что это не туристы, а паломники. Оксана переодевается, меняя брюки на юбку – монастырь все-таки. С платком на голове ее не отличить от паломниц.
Мы в арабской стране и мы договариваемся с Оксаной, что без платка она никуда не выходит – мало ли что. Не обязательно на голове – на шее, в сумочке, в кармане, где угодно. Не помогает, но и не мешает ни разу.
Идем к самому монастырю. Он закрыт. «После 12» - рычит охранник, видимо его уже достали с утра туристы. - «Идите пока на гору». Идем.
Сразу за монастырем стоянка верблюжатников, многократно описанных в интернет-рассказах. Вежливо отказываемся от кемела, арабы не настаивают – рабочий день у них, похоже, окончен. Навстречу растянувшись метров на 500 идет японская группа, в середине которой немолодая пара на 2 верблюдах, которых пешком ведет пожилой араб. За японцами на тропе никого не видно. Спускающиеся с горы с удивлением смотрят на нас, только начинающих подъем.
Преодолев половину подъема, оставляю Оксану сидеть на солнышке – она не очень любит горы, к тому же все-таки чувствуется слабость после вчерашнего. На солнце довольно тепло, однако совсем не жарко, к тому же несильно дующий ветерок ощутимо бодрит – он жгуче-ледяной.
Бегу наверх по змеевидной тропе – ни одного человека вокруг. Узкий коридор с указателем в конце для особо недогадливых туристов. Ступеньки (также многократно описанные). Почти у самой вершины четверо арабов строят очередной ларек. При виде меня их лица вытягиваются – видимо днем европейцы здесь нечастые гости.
Вот и вершина. Повсюду лежат аккуратно сложенные теплые одеяла – для туристов, встречающих рассвет. Здесь же стоит обычная легкая трехместная палатка – наверное, для особо замерзших иностранцев. Выкуриваю сигарету, делю несколько снимков. На обратном пути за пятерку покупаю у «строителей» симпатичный камушек – первый египетский сувенир.
Спускаемся вниз. В монастырь нас не пускает тот же охранник. «Воскресенье. Закрыто. Приходите завтра» - «Ты же говорил – после 12» - взываю я к его совести. - «Так и надо было приходить к 12. А сейчас почти 13». После долгих уговоров, объяснений, что мы из России и сегодня уезжаем, нас таки пускают внутрь, где мы бродим минут 20 вместе с охранником, который пытается нам давать пояснения на языке, который он считает английским.
Выходим. Неплохо бы пообедать, но ресторан УЖЕ закрыт, как и кафе. Воскресенье, блин! Будем добывать себе еду в самом поселке.
Опять проходим мимо ларечников. Интересуюсь, как нам уехать в Суэц или Порт-Саид. Они уверяют, что сегодня никаких автобусов из Св.Екатерины не будет вообще. Я, в принципе, этого ожидал – тот же ЛПФ уверяет, что единственный автобус в Каир уходит в 12.30 (на нем бы мы и уехали, если бы не ночное проишествие). Но на всякий случай надо бы зайти на автобусную станцию.
Доходим до площади с круговым движением – мы ее проходили утром. Ага, вот и описанная в ЛПФ «деревня» - «турист виллидж». Прямо напротив «Фокс кампа», через дорогу, только вход в нее только с развязки, ибо она огорожена колючей проволокой. Странно, а почему там ночью не было света? Поворачиваем налево, в сторону поселка (и «Фокс кампа»). Аккурат напротив того же «Фокс кампа» ловим такси за 3 фунта до автостанции (не столько неохота двигаться под солнцем километра 2, сколько надо что-то делать с отъездом).
Станция действительно закрыта напрочь. На дверях амбарный замок, пара арабов не хочет пускать нас внутрь, ибо автобусов сегодня действительно не будет никуда. Завтра в 6.30 есть бас в Суэц (это с их слов). Расписания на английском не видно.
Достав П (там на задней странице обложки карта Египта) начинаю разговор с водителем такси о доставке бедных русских туристов до перекрестка дорог в районе Абу-Родеис – там должны идти автобусы из Шарма на Каир и Суэц (интернет-отчеты уверяют, что из Шарма они отправляются довольно часто). Водитель сразу объявляет цену – 150 местных денег. Дорого. Но водитель объясняет мне, что ни один из 5 остальных местных таксистов туда дешевле не поедет, да и он едет только потому, что ему надо в Шарм. Мафия, блин. Такси на улицах действительно не видно – поселок настолько мал, что просматривается почти насквозь. Соглашаюсь – а что делать, не терять же день в этой дыре. Только сначала обед. Нет вопросов, он подвозит нас к «бедуин ресторан», где «вери гуд прайс» (это почти прямо напротив автостанции).
Заходим с опаской. Англоязычный местный официант начинает перечислять названия блюд, которые нам ничего не говорят. Едва услышав знакомое «чикен» мы дружно говорим «йес» - оказывается голод вовсе не тетка. Берем по четвертинке цыпленка – он аппетитно выглядит и вполне съедобен. Местный хлеб-лепешки тоже не вызывает отрицательных эмоций. Кофе (не Нескафе, а настоящий, турецкий, его приносят в турках и разливают в чашки перед нами) на твердую четверку. 12 фунтов за все удовольствие, длящееся не более 20 минут.
Садимся в такси. Прошу таксиста подъехать к местному банку поменять денег. Опять фактор воскресенья – банк закрыт. Продавец из соседнего ларька меняет 20 долларов на 122 фунта – больше местной валюты у него нет. Водителю придется отдать 20 долларов и 25 фунтов – об этом договариваемся сразу.
Выезжаем из Св.Екатерины. Первый блок пост – почти сразу на выезде из поселка. У водителя проверяют документы, у нас – наличие виз в паспортах. В машине появляется еще один пассажир – местному полицейскому надо туда же, куда и нам. А может нас сопровождает – черт его знает, он говорит только на арабском.
На самом деле по дороге есть на что посмотреть. Пара монастырей (правда, они по случаю воскресенья закрыты), крепость времен крестовых походов на горе (ее, правда, по уверению ЛПФ можно посмотреть только снизу – дорога на вершину практически непроходима). Пару раз останавливаемся, фотографируемся.
Вот и искомый перекресток. Расстояние более 120 километров мы преодолели за час сорок минут (с остановками). На перекрестке блок-пост. Полицейский выходит из такси и идет к своим, таксист разворачивается и уезжает в обратном направлении (ни в какой Шарм ему не нужно). Останавливаемся около шлагбаума. Меня зовет к себе старший поста. Подхожу, думая, что будет проверять документы. Нет, он просто интересуется - что мы здесь делаем. Обрисовываю ему ситуацию. Он уверяет, что автобусы в Порт-Саид здесь не ходят, а вот автобусы на Суэц действительно идут часто и стоят около 20 фунтов. Нам не просто надо в Суэц – нам надо на автобусную станцию, откуда идут автобусы в Порт-Саид. «Ноу проблем» - отвечает начальник.
Пропускаем пару автобусов – первый идет в Каир без захода в Суэц, второй проходит пустой, и полицейские о чем-то долго ругаются с водителем (сразу вспоминается лозунг «Порожний рейс – убыток стране!»). Проезжают еще какие-то легковушки и микроавтобусы – движение достаточно интенсивное.
Вдруг полицейский начальник начинает нам что-то кричать (я не могу разобрать что) и показывать на остановленный рядовым полицейским минибас. Берем вещи, подходим. «Свэц?(местные произносят это название именно так, вторая буква «в»)» - араб за рулем утвердительно кивает головой. Открываем дверь в салон, но я торможу у входа – когда долго не видишь женщину в чадре, из-под которой видны только глаза – это впечатляет. Женщина сидит рядом с молодым парнем. Выдыхаю и захожу внутрь, располагаясь на заднем сидении 14местной Тойеты. Сидящая рядом Оксана в длинной юбке и завязанной на голове косынке выглядит верхом распущенности на фоне классической женщиной исламского мира.
Парень со своей молодой спутницей (у нее были открыты кисти рук, по ним возраст определить легче, чем, к примеру, по лицу) выходят минут через 20. В микрике остаемся только мы и водитель, не говорящий на английском.
Дорога то идет вдоль моря, то уходит в горы. Подъезжаем к очередному блок-посту. У нас проверяют паспорта. Следующий блок-пост (они здесь стоят каждые километров 30). Полицейский сначала машет рукой – «Проезжайте», - но увидев в салоне Оксану лупит ладонью по борту минибаса. Опять наши паспорта, но на этот раз он несет их начальнику (начальник поста видно сразу – он сидит на стуле на ступеньках здания типа нашей милицейской будки и свысока взирает на своих подчиненных. Кроме того, на нем белая рубашка, что сразу выделяет его даже среди его замов, которые могут сидеть рядом). Начальник интересуется – откуда мы (при этом паспорта у него в руках – там, все написано) и куда мы едем. Разговор заканчивается торжественно сказанной фразой «Вэлкам то Еджип», под которую мне торжественно вручаются наши паспорта. Рекомендую Оксане на следующем посту спрятать лицо. Срабатывает – мной никто не интересуется, я уже, видимо, канаю за араба. Так и едем дальше, без проблем проехав несколько блок-постов.
Периодически мы останавливаемся и в микроавтобус входит народ, через некоторое время кто-то выходит – типичная маршрутка. Мы занимаем 2 последних ряда сидений, к нам никто не подсаживается. Англоговорящих среди входящих-выходящих не наблюдается. Мы тренируемся в арабских цифрах, ибо километраж до Суэца указан на щитах на английском с нормальными цифрами и на арабском с арабскими. Вскоре и эта развлекуха надоедает и сначала Оксана, а потом и я засыпаем.
Просыпаемся километрах в 15 от тоннеля под Суэцем (на дороге стоят указатели не до Суэца, а именно до тоннеля). Вдоль моря сплошняком стоят достаточно комфортабельные отели, в которых не горит ни одна лампочка кроме тех, что подсвечивают название. Зима, знаете ли, не время для отдыха на местных пляжах.
Вот и блок-пост перед тоннелем. А вот и сам тоннель. Не впечатляет – мелкий он какой-то и узкий. Сразу после тоннеля попадаем на круговую развязку. Уже темно, аншлаги прочитать не успеваю, но подозреваю, что дорога направо должна идти на Порт-Саид, а налево на Суэц (так оно и оказалось; дорога из тоннеля на этой развязке прямо ведет в Каир). Мы уходим налево и через пару километров попадаем в город.
Здесь мы получаем первые уроки египетских ПДД: 1)если мне надо ехать – я еду; 2) каждая дорога является главной по отношению ко всем остальным; 3) если что-то не так – сигналь громче и дольше; 4) экономь электроэнергию – ибо ближний свет равен сигналу, а дальний – сигналу очень продолжительному.
Не можем понять, почему микроавтобусы ездят с открытыми дверьми, пока не наблюдаем картину, как на ходу в маршрутку входят (и выходят) пассажиры.
Светофоров нет в принципе.
Куда-то доезжаем. Водитель достает из кармана 20фунтовую купюру. Показывает ее мне, потом убирает, потом снова показывает, снова убирает и вновь показывает, уже держа указательным и средним пальцем за середину. Все ясно, с нас 50 фунтов. Отдаю ему деньги, мы выходим. Ехали больше 4 часов.
Справа от нас автобусная станция, слева – большая стоянка такси. К нам подскакивает человек в одежде бедуина, которая когда-то была белого цвета, и на английском (наконец-то) интересуется куда нам надо. «Порт-Саид» - «Такси 100 фунтов» - «Спасибо, мы на автобусе» - «Автобусов сегодня уже нет». Это ты, доктор, меня лечишь. Время 19.45 местного – рано еще, не может быть, чтобы уже не ходили. Оксана с рюкзаком остается стоять на месте, я иду на разведку.
Слова доктора оказываются правдой – последний бас убыл в Порт-Саид в 19.30. Оставаться в Суэце на ночь? Все (и путеводители, и интернет) в один голос уверяют, что тут делать абсолютно нечего. Завтра с утра подниматься пораньше, что бы бежать на автобус? Ну его нафиг, поедем мы отсюда, 15 долларов не те деньги, чтобы тут париться, завтра войдем в свой график и все будет нормально. Ну да, накатались сегодня на такси. А куда деваться?
Подхожу к доктору. «Поехали, только дешевле» - «Машин дешевле нет, надо ждать» - «Сколько?» Он пожимает плечами, подводит нас к столику («Чай, кофе?» - «Кофе, 2») и сам куда-то исчезает. Появляется через пару минут (нам только принесли отличный турецкий кофе). «Вот ваша машина. Очень хороший водитель. 100 фунтов». Жди теперь, когда мы попьем кофе. Водитель нервничает и начинает ругаться с доктором. Потом уезжает. Через пару минут (мы допили кофе) появляется вновь. Открывает багажник. Поехали.
Выезжаем той же дорогой, которой въезжали в город. Эх, знал бы прикуп – надо нам было выйти на той самой круговой развязке после тоннеля, наверняка там останавливается автобус, мы бы на него успели. Ну да ладно.
Справа от нас канал. Судов там не видно, довольствуемся информацией водителя. Беседуем с ним обо всем, что придет в голову – о России, о Штатах, о семьях, о ценах… Вдоль дороги много продавцов фруктов (как у нас на югах). Водитель не рекомендует покупать манго, ибо урожай собрали давно (месяц назад) и они сейчас уже не свежие. Мы и не покупаем.
Вдоль четырехрядки с широкой разделительной посередине много памятников: и абстрактных (типа голубь мира или земной шар в чьих-то заботливых руках), но больше на военную тематику. Стоят в полный рост герои войн, идут в атаку солдаты… Один раз мелькает МиГ (маленький, 17 наверно) на постаменте.
Пару раз навстречу (по нашей полосе навстречу потоку) проезжают машины. «Некоторые египтяне совсем не учились в школе» - бурчит водитель, что я литературно перевожу на русский как «не всех дураков война убила».
Звезд не видно и перед Порт-Саидом начинается дождь. Приехали в Африку погреться!!! А то этих дождей нам в Питере не хватало. Щетки авто со скрипом, но все-таки начинают тереть лобовое стекло.
Порт-Саид. Куда нам? А кто ж его знает. Путеводители ссылок на отели не дают. Водитель останавливается у какого-то таксопарка (или просто большой стоянки такси) и исчезает на пару минут. Выходит довольный – он договорился об отеле для нас. Только повезет туда нас не он, а другая машина – это всего 5 фунтов. Перегружаемся, едем. Минут через 10 подъезжаем к зданию с вывеской «Отель Панорама», но машину пока не отпускаем. Я прошу показать мне комнату и только после этого забираю вещи и мы заходим внутрь. 22 доллара за дабл с завтраком – гласит прайс на ресепшн, столько с меня и берут. А куда включен бакшиш таксиста, который о нас договаривался? Наверное, если бы пришли сами – заплатили бы меньше (отель расположен на морской улице (Си стрит)).
Отель 3 звезды. Поднимаемся в ресторан на 10 этаже – панорамный вид на город, море и вход в канал впечатляет (отель расположен очень удачно с точки зрения вида на город; к тому же он – самое высокое здание в округе). Дождь почти прекратился, но дует сильный ветер. Без особого аппетита съедаем 1 рыбу на двоих (фунтов 20) и уходим в номер. Я выбегаю на улицу за тоником к джину, лежащему в рюкзаке. Несмотря на то, что по местному времени уже наступила полночь, работает очень много магазинов, но среди них нет продовольственных. В итоге пару банок швепсовского тоника мне удается купить в каком-то ларьке в каких-то двориках. Стакан джина с тоником я в итоге так и не допил – уснул под пение какой-то арабской певицы в телевизоре.
День третий 22 ноября.
Вообще-то планируя маршрут я думал, что из Порт-Саида в Алекс мы будем добираться по морю: хотя нигде никаких ссылок на наличие подобного маршрута не было, он наверняка должен существовать, в крайнем случае можно было бы нанять какой-нибудь кораблик. Но проснувшись утром в выглянув в окно, я понял, что добираться нам придется на автобусе.
На море бушевал шторм силой баллов 6, причем ветер был западный - северо-западный – именно с того направления, куда нам надо было двигаться. На флагштоках трепетали надорванные ветром флаги, пальмы гнулись чуть ли не к земле. Близ гостиницы затопило морскую набережную. Придется ехать автобусом.
Позавтракали, собрались. Рюкзак оставляем на ресепшн – без проблем, пожалуйста, приезжайте к нам еще – и выходим в город.
Понедельник – и местные музей оказываются закрыты. Идем просто гулять по городу. Меняем денег в банке (6.22 фунта за доллар), немного (100 долларов) – с американскими президентами в кармане я чувствую себя увереннее, чем с местными фантиками. Больше проблем с обменом не возникало, менял по мере надобности.
Удивительно, но несмотря на сильный ветер - в арабских кварталах города его практически нет. Хотя Порт-Саид единственный из посещенных нами городов, где улицы в арабских кварталах (по крайней мере в центре) параллельны и перпендикулярны друг другу. Выходим на набережную Суэцкого канала – здесь снова ветер, да такой, что мы отказываемся от любимого развлечения всех туристов: паромной переправы из Африки в Азию и обратно (т.е. из Порт-Саида в Порт-Фуад на другом берегу, паром бесплатный). Посидев в интернет-кафе (и от ветра укрылись, и свежие новости из России почитали – 5 фунтов полчаса), снова уходим в глубь арабских кварталов. Время перевалило за полдень, а открытых магазинов почти нет (ночью открыто было много больше), зато на тротуарах полно торговцев всякими овощами-фруктами.
В городе довольно много гостиниц, вывески попадаются на глаза постоянно. Не отдельно стоящих зданий, а небольших, занимающих один из этажей жилых домов. Не заходим, ибо нам не надо. Отдельно стоящих мы видели всего 3 – кроме нашей «Панорамы» это еще 2 (4 и 5 звездочные), расположенные неподалеку от нашей, в том месте, где находится вход в канал.
Внезапно оказываемся у дверей коптской церкви (вход – почти напротив входа в мечеть). Заходим, около нас сразу оказывается сопровождающий, который нам много рассказывает о церкви. Она напоминает православную, только внутри стоят длинные скамьи да иконостас необычной формы, хотя и похож на православный. Церковь – явный новодел примерно 30летней давности. Оставляю мелкую денежку на нужды храма – и сопровождающий с благодарностью дает нам 2 пробирки елея.
Снова бродим по городу – нам здесь многое в новинку и нам здесь просто нравится. Вот какой-то араб останавливает лошадь с арбой у какого-то магазина, бросает лошади вязанку сена, а сам исчезает внутри. Лошадь тянется за сеном и оказывается посреди улицы – и ее аккуратно объезжают машины. Вот 2 молодых парня идут по кварталу, что-то крича на арабском. Оба увешаны чем-то с головы до ног. Подходим ближе – да это же птицы, живые, только связанные, они ими просто торгуют. Вскидываю фотоаппарат – парни категорически против, даже 5 фунтовая банкнота не спасает положения. Ну не хотите – не надо. Вот какой-то парк (вход 25 пиастров с человека), где можно просто посидеть под сенью пальм и цветущих деревьев. Выращиваемый Оксаной дома в горшке фикус – родной брат стоящих в парке деревьев высотой за 4 метра.
Дополнение к ПДД. Пешеход – это такая кегля, которую нельзя сбивать (за все время нашего пребывания в Египте мы так и не видели ни одного сбитого пешехода). На него можно орать, ему можно сигналить и показывать кулаки из окон авто. Но сбивать – ни-ни. Пешеходы пользуются этим внаглую: ходят как хотят, перебегают дорогу перед машинами. Могут остановиться прямо посреди проезжей части и что-то кричать девушке в окне на 3 этаже – и плотный поток машин покорно объезжает такого крикуна, хотя каждый водитель считает своим долгом что-то ему сказать или просто посигналить.
Автомобильное движение не очень интенсивное. За рулем машин достаточно много женщин – в том числе и в чадрах. На по-европейски одетую Оксану иногда все-таки оборачиваются, потому что женщин, одетых так же на улицах почти нет.
Нагулявшись (часа 4) по городу садимся под навес в маленькое кафе. За пару ароматного кофе трактирщик просит полтора фунта. Снова начинается дождь.
Машу рукой проезжающему мимо такси. 15 фунтов в час – мы катаемся по городу. Смотреть особо нечего. Да, домик в котором располагалась дирекция компании Суэцкого канала – прошел бы мимо не обратив внимания, в Питере таких домов много. Пляж на побережье – никого нет, только ветер метет мусор. Воинский госпиталь. Кладбище – одновременно мусульманское, коптское и для тех, кто пал в войнах без разделения на религии. Разделены между собой невысокой перегородкой, высокая каменная ограда общая на все 3.
Церковь Св. Девы Марии. Закрыта, но для на ее открывают. Такого я еще не видел: 2 ряда длинных скамей, а за ними еще 2 ряда скамей, стоящих к первым под углом в 90 градусов. Оказывается это и католическая и коптская церковь одновременно. Точно: для католиков одна часть с высоким куполом, а чуть в глубине (так, где развернутые скамьи) – коптский иконостас. Святые на иконах – вылитые арабы. Древнейшие иконы датированы 16 веком. Около фигуры Христа – один из гвоздей, которым он был прибит к кресту на Голгофе. Гвоздь запаян в пластик.
Еще полчаса катания – и я гоню таксиста к отелю. Забираю рюкзак, едем на автобусную станцию.
Выхожу, нахожу англоговорящего мужчину. Нам надо в Алекс – и он, минуя стоящую у касс толпу, подводит меня к окошку, где за 64 фунта мне выписывают 2 билета на автобус, уходящий через 15 минут (если я правильно понял, автобусы идут каждый час). Неплохо бы еще в туалет – но попытки Оксаны найти заведение (дважды) заканчиваются тем, что ее приводят к автобусу: вот ваш автобус, мадам! О том, что