Едем дальше и болтаем о том, о сём.
Коба интересуется: нельзя ли для него найти работу в России, желательно, в сельском хозяйстве?
Я ему отвечаю, что обычно у нас на фермах используется труд людей с Украины и зарплата у них небольшая: 250 долларов + жилье и питание + оплата дороги.
Спрашиваю Кобу: а на какую ЗП он рассчитывал?
- Долларов на 500 или 600, - говорит.
Примерно за 5 км не доезжая Артвина находится устье реки с грузинским названием Имерхеви ("хеви" - ხევი по-грузински означает «ущелье»). Турки ее обозначили на свой лад – Берта.
Сейчас в нижнем течении этой Берты тоже находится водохранилище.
Кстати, после Артвина мы поедем до следующего грузинского монастыря по правому борту долины Берта, высоко над водохранилищем. Фрагмент этой дороги (вернее, отвал, оставленный дорожниками при проведении взрывных работ) можно увидеть в левой части нижней фотографии.
После устья реки Берта наша дорога объезжает хребет Кения и поворачивает на северо-запад.
17.30. Немного не доезжая Артвина, на реке Чорох стоит огромная дамба Деринер (Deriner). Это самая высокая плотина в Турции (и 6-я в мире), высота ее составляет 249 метров.
Во время строительства были срублены вертикальные скальные стенки каньона на высоту 430 м (левый берег) и 480 м (правый берег).
Фундамент этой плотины был заложен ещё в далёком 1988 г. Изначально планировалось построить ее за 17 лет. Но финансовый кризис 2007-2008 гг. спутал все карты. Плотина и гидроэлектростанция были введены в эксплуатацию только в 2013 г.
Плотину строило несколько международных компаний: турецкая, российская и швейцарские.
Россию представляла компания Технопромэкспорт.
Она построила кучу электростанций, в том числе, на Камчатке Мутновскую геотермальную станцию, где я побывал во время её строительства в середине 1990-х гг.
Сейчас Технопромэкспорт строит электростанции в Афганистане, Ираке, Индии и Бангладеш. Ну, и в России, разумеется.
На вершине плотины мы видим 3 буквы «DSI». Это название турецкого гидравлического завода, который поставил своё оборудование для этой электростанции.
Название плотины Деринер дано в честь главного инженера, который умер здесь во время строительства.
Сейчас на Деринере вырабатывается около 1% всей электроэнергии Турции.
Артвин
17.35. Вдали показался Артвин (на наших картах этот город раньше обозначался как Чорух).
Артвин вместе с Батумской областью присоединился к России после русско-турецкой войны в 1878 г.
Тогда здесь проживало 750 армян и почти столько же турок и иностранцев. На верхней карте серым цветом обозначена область расселения армян.
Армяне свой город называли Ардвин (название образовано от сочетания ард и двин, т. е. "новый Двин").
Реку Чорох армяне называли Ухтеац-гет (Обетованная река).
В начале XX в. здесь было 5 церквей и 4 мечети. Из церквей четыре принадлежали армянам-католикам, одна – армянам-григорианам.
В 1913 г. в Артвине состоялось еще одно церковное освящение – открытие православного собора для местного военного гарнизона.
В этом городе родилось несколько известных людей, в том числе и первый секретарь ЦК Коммунистической партии Армении Я. Н. Заробян (1908-1980).
С Артвиным связана такая история
После того, как были подписаны Карский и Московский договора, и Ататюрк договорился с Лениным о взаимопомощи, во многих турецких областных центрах, а также в городах, находящихся рядом с новой границей, были открыты советские консульства.
Одно из них открыли в конце 1921 года и в Артвине. Первым советским консулом здесь работал ДЕТИСТОВ Александр Митрофанович.
На нижней фотографии он сидит самый правый в среднем ряду. Она сделана в Майкопе, во время партконференции, в мае 1920 г., и на ней изображен командный состав 1-й Конной армии
Недавно МИД России выложил в Сеть отчеты этого консула за 1922 год: http://1917.mid.ru/archives/avprf/dogovorno-pravovoy-otdel-s-podotdelami/opis-5-b/?PAGEN_2=5
Александр Митрофанович столкнулся в Артвине с тем, что турки не исполняли в полной мере условия Московского договора (16 марта 1921 г.). Один из его пунктов гласил:
«Всякий житель территорий, уступленных правительством РСФСР правительству ВНСТ, имеет право свободно избрать себе русское или турецкое подданство».
Часть армян (бедняки), проживавших в Артвине, приняло российское гражданство и уехало в Батуми в надежде начать там лучшую жизнь.
У многих остались дома в Артвине.
Однако местные турецкие власти отказали им в праве на собственность.
Другая часть артвинских армян, более зажиточная, имели хорошие дома, сады и т. д. и не хотели никуда уезжать и расставаться со своей собственностью.
Турецкие чиновники решили этих армян насильственно переселить из Артвина в Батум и присвоить их собственность. Поэтому они «тянули резину» с решением вопроса о продаже армянами туркам своей недвижимости.
Для выселения армян власти прибегли к помощи бандита Эмина Каракелля, который вымогательствами, угрозами, и убийствами принуждал к переселению.
Все это происходило в нарушении ст. 12 Русско-Турецкого договора:
«Всякий житель Артвинского санджака покидая Турцию, имеет право взять с собой все свое имущество или его стоимость».
Главным человеком в восточных провинциях Турции был в то время Карабекир. (Напомню, что именно он подписал от лица Турции Карский договор).
Так вот, этот самый Карабекир, по донесениям А. М. Детистова, и был главным инициатором насильственного переселения армян из Артвина в Батум.
Мусульманское духовенство Артвина поддержало Карабекира в этом вопросе.
Собственно, Карабекира понять можно.
После потери земель на Балканах в Первую мировую войну оттуда хлынула волна мусульман. И турецкие власти стали расселять их, вытесняя христиан (в первую очередь, армян) из областей, где они традиционно жили.
Однако армянам, которые испокон века жили в Артвине и имели там свою церковь (от нее не осталось и следа), от этого было не легче.
Также «головной болью» А. М. Детистова были белогвардейцы, которые работали на кварцханском медеплавильном заводе (находится в 5 км от Артвина ниже по долине Чороха). Этот завод принадлежал немецкой фирме «Сименс».
В 1924 г. Детистов, не смотря на все козни Карабекира, пошел на повышение, и его перевели работать консулом в Эрзерум.
А на его место назначили Николая Равича, который, впоследствии, напишет книгу о своей работе в Артвине: «Война без фронта».
Равич пишет, что раньше от Артвина до Батуми, который стоит в рядом с устьем реки Чорох, дорога была очень плохая.
Во время Первой мировой войны русская армия выстроила дорогу от Артвина до Батума, висевшую в ущелье Чороха и прозванную солдатами «генеральскими погонами» (чтобы построить дорогу досрочно, была объявлена награда – генеральские погоны).
В конце 1914 г. генералиссимус турецкой армии Энвер-паша, совершая свой рейд на Сарыкамыш, с целью прорваться к Тифлису, бросил на Батум по дороге «генеральские погоны» часть турецких войск.
В память о том событии осталось военное православное кладбище, о котором упоминает Равич:
«Я увидел вырубленную в горах довольно большую площадку, окруженную красивой чугунной решеткой с калиткой со стороны дороги. Это было православное кладбище, с мраморными плитами и крестами. Оно было хорошо распланировано, и, видимо, когда-то за ним заботливо ухаживали. Сохранились скамейки и лампады перед потемневшими иконами на памятниках».
Мне кажется, что нынешний мэр Эрзерума, который так печется о возврате турецких знамён, мог бы в качестве первого жеста доброй воли как-то позаботиться об этом позабытом русском кладбище.
Однако, судя по сегодняшним новостям https://Хуй твой в резиновую жопу хуйла/incident/40602092/?social=fb&fbclid=IwAR0jou4Dg1q2FNCjb8oXyGo2YHnSAIoefOcIIuI4RR-JotY4pLYO5LXTC10, где пишут об осквернении могил христиан, в том числе выходцев из России, на кладбище Ортакёй в Анкаре, этого мы не дождёмся никогда.