Кратенько поделюсь опытом второй поездки в Турцию на своем авто в августе 2019 г. В отчете будет больше практической информации о поездке: маршруты, прохождение границ, жилье, документы и т.д., нежели красивых фото и описаний известных достопримечательностей. Возможно тому, кто впервые собирается в автопутешествие в Турцию, мой рассказ чем-то поможет.
Первый раз Турцию посетили в 2018 году, и тоже своим ходом. Из опыта двух самостоятельных поездок, наш экипаж сделал вывод – если бы наше знакомство с Турцией состоялось «пакетным туром» в какой-нибудь алл-инклюзив… вряд ли бы мы второй раз поехали в эту страну. Ниже расскажу, почему такой вывод получился.
Вообще то поездка в Турцию изначально в этом году не планировалась. В планах был 2-х недельный пляжный отдых в Батуми и окрестностях, и посещение родни в Краснодарском крае. Еще в июне, забронировали жилье на 14 ночей в центре Батуми. Потом запрет полетов в Грузию и непонятная ситуация – состоится ли вообще эта поездка… Ближе к концу июля определились, что поездке быть. На принятие положительного решения повлияли свежие и актуальные отзывы в группе «Ситуация на КПП Верхний Ларс (Крестовый перевал)». Только мы изменили бронирование в Батуми, решили, что 14 дней на одном месте мы не усидим и сократили бронирование жилья до 4 ночей. Остальное будем смотреть на месте.
Авто. Едем на новом авто, ибо в мае сменил KIA Sportage 3 (владел им с 2019 года, пробег 167000 км.) на новый KIA Sportage 4. На момент старта пробег 3001 км.
Решил поставить ГБО, хотя раньше никогда газ в авто не использовал. Поставил BRC Sequence, ВЗУ вывели в люк бензобака, тороидальный баллон установлен на место запаски. В 72-ух литровый баллон входит 55-58 литров газа. Этого мне хватает на 430-500 км пробега. Плюс 60 литров бензина в баке. Итого, запас хода по трассе, у меня получился 1000 км. ГБО официально не регистрировал, на границах это никому не интересно, никаких вопросов и проблем не было.
Экипаж. Едем втроем: я, супруга (она же штурман) и главный пассажир – доча 8 лет.
Документы и страховки. В Грузию и Турцию окромя действующих загранпаспортов, других доков не нужно. ВУ и СОР (Свидетельство о Регистрации) на авто само собой. Мед.страховка по собственному желанию. Мы оформляем. На 30 дней, на 3-х вышло 3400 руб. Не пригодилась.
Езжу с обычным российским ВУ. В Турции полиция останавливала пару раз, проблем не было. Но международное ВУ тоже имеется с собой, на всякий случай. На МВУ полиция Турции смотрит с таким же недоумением, как и на национальное ВУ :)
С марта 2018 в Грузии ввели обязательное автострахование, оформляется легко на сайте, стоимость на 30 дней – 50 лари, оплата банковской картой на сайте, процесс оформления занимает минут 5, результат приходит на почту, распечатываем и кладем бардачок. В Грузию можно въехать без этой страховки, но будет штраф, если проверят в дороге. И обязательно проверят при выезде из Грузии. При отсутствии страховки выпишут штраф 100 лари.
В Турцию без автострахования просто не пустят. Нужна грин-карта (оформляется в РФ, на 30 дней стоит 4700 руб, на 15 дней – 2450 руб.) или покупать на границе турецкий аналог - сигорту. С сигортой могут быть заморочки на пропускном пункте. Если на погран.переходе Сарпи - Хопа реально купить сигорту за адекватные деньги (~50$ на 3 месяца, меньше срока нет), то в Вале - Пософ сидит агент (перекуп?) и продает сигорту за 100$ и альтернативы нет… Есть еще один погран.переход, недавно открытый, AKTAŞ BORDER GATE, но про него пока мало инфы, и как обстоят дела с покупкой сигорты – я пока не знаю. И чтобы исключить потерю времени на границе, я покупаю дома грин-карту на нужный мне срок.
Навигация. В авто установлена CB-рация и активно используется. Установлен авторегистратор SilverStone F1 с GPS и базой камер. Предупреждает по всей России и даже в Грузии. На смартфоне всегда стоит OsmAnd с нужными картами. Нужные мне POI ставлю на онлайн-картах, разбиваю на категории, потом переношу файл в OsmAnd. В качестве резервной навигации, установил Maps.Me супруге в телефон. Maps.Me знает много точек POI, имеет описание к ним (в офф-лайн меньше, а при наличии интернета можно смотреть отзывы и оценки) и он хорош в пеших путешествиях по незнакомым городам, несколько раз хорошо выручал в закоулках.
Связь. Основная голосовая связь у нас – Мегафон. У супруги в телефоне второй SIM-кой для инета стоит Tele2, себе для инета поставил МТС. У МТС всё же покрытие России поболе будет, нежели чем у Теле2. Зарядка на 2 телефона также имеется у водителя и пассажира. В Грузии не проблема купить местную SIM-ку и не дорого, 5-10 лар с инетом. В Турции покупка местной связи более замороченный и дорогой процесс. В 2018 году в Стамбуле покупали 3 Гб инет, SIM-ка обошлась в 105 лир (больше 1000 руб). В этом году хотели тоже купить, но меньше чем за 125 лир не предлагалось. Покупать не стали, хватало инета в отелях и кафе.
Как и в прошлый раз, ребенку на заднее сиденье подвел питание для планшета, 16 гиг забил мультами/играми. Но даже гаджеты в дальней дороге ребенку надоедают, поэтому у нас в машине живет "дорожная фея", которая, по мере надобности, подкладывает мелкие игрушки в разные части машины :) (бардачок, дверные карманы, подлокотник на заднем сидении и т.д.).
Зеркалку Canon в этот раз решили вообще не брать, ибо в прошлой поездке он так и пролежал нетронутым в чемодане. В качестве фото-,видеокамеры использовали Honor 9 и Honor 10. Качество фото нас вполне устраивает.
Наш НЗ. Всегда возим с собой пластиковую корзинку для пикника. В корзинке соль/сахар/спички. Нож, пара пластиковых тарелок и чашек. 4 банки хорошей тушенки, хлеб, тройка дошираков, пачка макарон и гречка, сухое печенье, быстрокаши в пакетах, чай и маленький (на 600 мл) электрочайник. Пару лет назад купили изотермический контейнер Campingaz Icetime на 13 литров. В нем 2 кг аккумуляторов холода, вода, колбаса и сыр в вакуумной упаковке. Пару слов про термоконтейнер. Штука хорошая. Если загрузить и не открывать вообще — часов 16 прохладу держит. Аккумуляторы холода к этому времени уже подтаивают. Рассчитывал в дороге, при ночевках в гостишках, аккумуляторы по ночам морозить и класть к контейнер, но не везде это получалось :( Во многих гостиницах мини-холодильники (мини-бары) теперь ставят на элементах Пельте, а такой не морозит, только малость охлаждает. Аккумуляторы холода заморозить не получится…
Старт 3/08/2019. Советский — Екб — Полевской — Верхний Уфалей. 850 км.
Маршрут годами наезженный, дороги делаются, качество покрытия улучшается. После Серова всё больше камер-треног на обочинах. На участке Нижний Тагил — Екб их как правило штук 5-6 стоит. Участок Екатеринбург – Полевской – Полдневая – Иткуль - Верхний Уфалей. Если в Екб не нужно, ухожу на ЕКАД до Полевского. От Серовского до Пермского тракта по одной полосе в каждом направлении и плотный трафик. Далее новый участок ЕКАДа от Пермского до Полевского тракта. Сначала идет по 2-е полосы, а затем и по 3-и в каждом направлении. Трафик минимальный. В сторону Полевского тоже дорога хорошая, критичных участков нет. В самом Полевском за последние пару лет тоже много где подделали дороги. Хуже становиться после проезда трубного завода. До Полдневой и далее до границы с Челябинской областью обычная местная 2-х полоска. С каждым годом становиться хуже, много ямочного ремонта, соответственно много бугорков/кочек… Пока не критично и пока проезжаемо нормально. От границы областей, через Каменушку и Сельки до Черемшанки 30 км. До прошлого года тут был страшно убитый асфальт с критичными ямами и эти 30 км проезжались минут за 40-45. С осени 2017 года идет активное строительство новой дороги. Практически весь участок засыпан мелким гравием под асфальтирование, полотно ровняют и трамбуют. Покрытие позволяет держать скорость 60-80 км/час, но аккуратно. Ибо на мелком гравии — как на льду, да и по днищу стучит. Этот участок в 30 км нынче проезжал за 20-25 минут. Черемшанка - Верхний Уфалей убита: кочки, ямы. Успокаивает одно — всего 5 км и новый мост :) Ночевка у тещи и завтра стартуем дальше.
4/08/2019. В.Уфалей – Сим – Уфа –Самара – Ивантеевка. 1010 км.
Верхний Уфалей-Нязепетровск 40 км. Дорога на 3+. Попадаются критичные ямы, едем внимательно. Есть новый, отличный, отремонтированный участок в 10 км, не доезжая Нязепетровска (до моста через Куказар), тут можно разогнаться. Нязепетровск-Ункурда 45 км. Всё плохо… Разбитый асфальт, местами ямистая грунтовка. Ункурда-Новобелокатай (Башкирия) 30 км. Грунтовка. До границы Башкирии похуже, потом получше. Держу скорость 60-80 км/час. Новобелокатай-Верхние Киги-Лаклы-Насибаш-Кропачево-М5. 130 км. Хороший асфальт, трафик минимальный. Далее по M5 до развилки Самара/Тольятти. Напряженный трафик на всем участке. В районе Уфы 80 км широкой 2-х,3-х полосной трассы, тут конечно полегче едется. Есть еще один широкий участок в Башкирии, но он пока не открыт полностью, едем по 2-м полосам. Участок в Оренбургской области пожалуй самый плохой, но помалу ремонтируют. В Самарской области нормально, небольшие ремонты, покрытие хорошее.
Обедали на объездной Саратова, у вертолета. Кухня неплохая, но не самая дешевая. Обед на 3-х, плюс лимонад и вода в дорогу – 1000 руб.
Самара-Чапаевск-Ивантеевка. Объездная Самары без проблем, покрытие в норме, но трафик. До Чапаевска и Марьевки нормально, но по мере удаления от Самары, покрытие ухудшается. Перед/после Ивантеевки пожалуй самый плохой участок. У Ивантеевки и после нее идет капитальный ремонт дороги, знаки ограничения скорости и запрет обгона. Под конец ремонта стоят гайцы, на скорость не ловят, ловят за обгон на ремонте.
Ночевали в Ивантеевкетут. 2-х местный, довольно приличный, номер 1650 руб. + доп.место 250 руб. Завтракали скромно, чай и пирожки, обошлось 230 руб. Рядом имеется АЗС.